В нашей литературе часто принято костерить отечественные танки за ряд недостатков, часть из которых действительно обоснованы. Это и не самая лучшая обзорность (не путать с прицелами), и небольшой процент радийных танков (в том числе и до войны), и некоторые проблемы, связанные с броней. Хватало недостатков, никто не спорит. Но есть здесь и тонкий момент. Во-первых, часть недостатков вполне можно найти и на танках других стран. Во-вторых, такие вещи, как небольшой процент радиостанций — это следствие, в том числе, «болезни роста». Промышленность просто не могла обеспечить все танки радиостанциями. Не менее интересна ситуация и по другим вещам, связанным с подобными проблемами.
Сегодня речь пойдет о такой машине, как Light Tank M3. Этот танк стал для американского танкостроения этапным. Первый по-настоящему крупносерийный танк американского производства, один из лучших танков в своём классе (а скорее лучший), с долгой службой, которая продолжалась и после войны. Как раз с этой машиной «болезнь роста» выявилась в полной мере. Собственно говоря, первые звоночки прозвучали еще с Light Tank M2A4, первым за долгое время массовом американском танке, который выпускался не арсеналом Rock Island, а сторонним заводом. Причем сразу двумя — American Locomotive Company и Baldwin Locomotive Works. И вот тут уже возникли некоторые проблемы. Если ранее радийными были все танки, то резкий рост выпуска не позволил обеспечить все танки радиостанциями. И это была лишь разминка перед тем, что началось с весны 1941 года. Для общего понимания, это не попытка принизить качество американских танков. Но некоторые процессы, которые происходили с танком, становятся понятными.
Итак, в марте 1941 года на заводе American Car & Foundry в Бервике, штат Пенсильвания, был выпущен первый Light Tank M3. Фактически доработанный M2A4, с той же агрегатной базой, с улучшением по ходовой части, моторному отделению, башне, смотровым приборам башни, установке вооружению и так далее. Вполне логичное решение, которое позволило быстро запустить танк в серию. Многие просто берут цифру выпущенных танков с потолка, даже не догадываясь, какую чудовищную нагрузку взвалили на American Car & Foundry. В апреле 1941 года там сдали 127 танков, в мае выпуск перевалил за 200 штук, а к концу года приблизились к 300 танкам ежемесячно. Второй завод выпускал дизельные машины. Всего за 1941 год завод в Бервике сдал 2072 танка, а завод в Сент-Чарльзе – 479. Это больше, чем США сделали танков за все предыдущие годы.
Естественно, бесследно этот факт пройти не мог. Поначалу не хватало не то, что каких-то радиостанций. В виду перебоев с поставками вооружения Light Tank M3 сдавались вообще без орудий. Фотографий ранних машин с клепаными башнями D37182 более чем хватает. Потом, разумеется, орудия поставили, да и клепаная башня прожила на конвейере считанные месяцы. Уже летом 1941 года основной башней стала D38976, имевшая сварную конструкцию, при этом лобовая деталь осталась на болтах. Как раз такие танки поставлялись по ленд-лизу, несколько десятков таких машин (прием это были английские Stuart I) попало в СССР. Некоторые наивные персонажи думают, что это был типовой «советский» М3 Легкий, только вот зря. Их реально всего несколько десятков пришло, причем с радиостанциями была совсем беда. Танки поставок зимы-весны 1942 года имели всего 20% радиостанций.
Может показаться, что это только нам так «зажимали», но это не соответствует действительности. Судя по тому, как заявляли комплектацию сами американцы, поголовно радийных машин и не было. Их предполагалось всего 40% от поставок. То есть англичане не случайно ставили радиостанции №19. Даже в тех машинах, что шли к нам, нет-нет, да радиостанция №19 попадается. И в легких танках, и в средних. А всё потому, что просто такого количество радиостанций не имелось. Не говоря уже о том, что для установки радиостанции приходилось изымать часть укладок из ниш корпуса, да еще и часть пулеметов. Так что если вы видите на Light Tank M3 пулеметы на своё месте, это достаточно высокая вероятность, что радиостанции на танке не стоит. Бывают и исключения (и пулеметы стоят, и антенна торчит), но обычно дело обстояло именно так. Кстати, летом 1941 года у американцев и с пулеметами перебои наблюдались, судя по фотографиям с учений.
Впрочем, «гуляющие» радиостанции были не единственной проблемой. Американцы обычно про это не пишут, но у них была беда с оптикой, а именно с перископическими приборами наблюдения. В сентябре 1941 года началось производство танков с новой башней D39273. Она имела гнутые борта, а также новую смотровую башенку. Именно смотровую, не командирскую как часто думают. Командир сидел справа, выполняя роль заряжающего. При этом смотровых приборов у него вообще не было от слова совсем, он крутил башню по горизонтали и заряжал. Но при этом в новую смотровую башенку решили поставить перископический смотровой прибор M6 с круговым вращением. Хотеть не вредно, как говорится. Ни один танк с башней D39273 его не получил, вместо прибора стояла заглушка. Пардон за каламбур, на прибор положили прибор.
Веселуха продолжилась на следующей башне — D58101. Так с этой башней часто называют «гибридом» и вообще экзотикой, и совсем зря. В американской армии может и экзотика, а в Красной Армии, судя по всему, примерно половина из поставленных, первые пришли в мае 1942 года, последние в апреле 1943-го. И первые же поставки этих танков вызвали массу мыслей у приёмки.
Хохма в том, что приёмка не увидела главного. Помимо отсутствия перископического прибора командира M6, на танке не было и перископического прицела M4. Тупо заглушка. То есть командир — да, верно, снова СЛЕПОЙ. У наводчика телескопический прицел есть, но при этом масса геморрооя. Дело в том, что на новой башне была и новая 37-мм танковая пушка M6, оснащенная вертикальным стабилизатором. В связи с его установкой пришлось менять и орудийную установку, стандартизированную как Combination Mount M23. Если на более ранней установке M22 имелся плечевой упор, благодаря которому наводчик имел возможность поворачивать орудие влево и вправо на 10 градусов (тем самым достигалась точная наводка), то на M23 эта функция исчезла. А механизм горизонтальной наводки в руках — правильно, слепого командира. В общей же сложности за 1942 год сдали 2454 Light Tank M3 с бензиновыми моторами и 802 с дизельными ( плюс 4 дизельных в 1943 году). Причем к лету 1942 года ежемесячный выпуск сильно вышел за пределы 500 танков (а в это время уже пошел выпуск M3A1). Судя по контрактам и их объемам, танки с башнями D58101 и орудиями M6 составляли из них большинство.
Наконец, стоит упомянуть еще такую вещь, как броня, из которой делались эти танки. Жалобы на трещины в М3 Легких нечасто, но были. Кроме того, на испытаниях выяснилось, что американская броня имеет немного меньшие параметры по стойкости, чем советская. Так вот, уже в 1943 году выяснились некоторые интересные подробности, связанные с броней Light Tank M3. В конце апреля 1943 года советские специалисты посетили завода American Car & Foundry Company, где почерпнули кое-какую информацию.
Надо сказать, что бОльшую часть болячек победили уже на Light Tank M3A1, ну и в целом промышленность подтянулась. Тем не менее, надо помнить, что чудес не бывает. Резкий рост производства влечет за собой массу производственных проблем, которые по мановению волшебной палочки не исчезают. Вот и в СССР во второй половине 1942 года частично решили проблемы с радиостанциями, и чем дальше шло производство, тем больше радийных машин выпускалось.
источник: https://yuripasholok.livejournal.com/12814749.html