Юрий Пашолок. Прародитель «Пантеры»
Рассказ об опытном среднем танке VK 30.02 (MAN), прямом предшественнике Pz.Kpfw.Panther
Содержание:
В истории мирового танкостроения бывали случаи, когда одни страны попадают в амплитуду развития бронетанковой техники, а другие нет. В начале 30-х годов в апплитуду попали советские танкостроители. Зато в середине 30-х им не повезло. С другой стороны, во второй половине 30-х годов с амплитудой развития повезло немецким инженерам. Не без проблем, но во второй половине 30-х начался выпуск Pz.Kpfw.III, одного из самых удачных средних танков начального периода Второй мировой войны. По планам, уже в 1941 году этот танк должен был уйти со сцены, но со сменщиком как-то не задалось. В отличие от советских инженеров, создавших Т-34.
С 1939 года в Германии шли работы над перспективными танками 20-тонной весовой категории. Разрабатывались они Daimler-Benz, Krupp и MAN. Из этой троицы только Daimler-Benz довела свой VK 20.01(D) до стадии изготовления опытного образца. Работы затянулись настолько, что запущенный в серию с весны 1941 года Pz.Kpw.III Ausf.J мало чем уступал танкам, которые его должны были заменить. В результате к концу ноября 1941 года сложилась ситуация, когда пришлось начинать сначала. В таких условиях был создан VK 30.02 (MAN), прародитель «Пантеры».
Приоритетная разработка из Нюрнберга
«Любимой женой» 6-го отдела Департамента Вооружений был VK 20.02(M), который разрабатывался силами MAN. Главной причиной тому было то, что шасси этого танка разрабатывалось четко по тем инструкциям, которые шли от заказчика (точнее, от Генриха Книпкампа). Пауль Вибике и Фридрих Райф, которые руководили на MAN танковой тематикой, были хорошо знакомы с Книпкампом, благо последний начинал свою карьеру инженером-конструктором на MAN. Вероятнее всего, в серию бы пошел именно VK 20.02(M), но к осени 1941 года сама концепция танка 20-тонного класса устарела. А дальше немецкие военные, наконец, познакомились с Т-34.
Про советский танк немцы узнали в первый же день Великой Отечественной войны. Но тогда Т-34 они почему-то особо не заметили. Зато они хорошо их заметили под Мценском. 18 ноября на места боёв прибыла большая делегация, которую возглавил Себастьян Фихтнер, начальник 6-го отдела Департамента Вооружений. Туда же прибыли Книпкамп, Танковая комиссия в главе с Фердинандом Порше и Оскаром Хакером, а также ведущие инженеры MAN, Daimler-Benz, Henschel, Rheinmetall. Осмотрев Т-34 и КВ-1, они сделали неутешительный вывод — текущие танковые разработки не годились. Касалось это и танкового вооружения. В тот же день была запущена разработка 75-мм танковой пушки с длиной ствола 43 калибра. И это стало только началом.
21 ноября 1941 года Гудериан указал, что требуются новые танки, с более мощным вооружением, усиленной броневой защитой и более маневренные. Первыми на это отреагировали в MAN, представив 25 ноября эскизный проект VK 24.01. За счет новой формы корпуса с рациональными углами наклона брони уровень защиты вырос, но всё равно оказался недостаточен. Масса 24 тонны являлась предельной для мостового парка типа Б (Brückengerät B), но танк явно требовалось делать тяжелее. 9 декабря состоялось совещание, в ходе которого озвучили новую боевую массу для среднего танка — 32,5 тонны. Фихтнер был против, но на следующем совещании, которое состоялось 17 декабря, данную идею поддержал рейхсминистр вооружения и боеприпасов Фриц Тодт. Проблему грузоподъемности мостовых парков решали за счет установки оборудования для подводного хождения. С этого момента 20-тонный класс превратился в 30-тонный.
Первоначально Тодт предполагал, что MAN и Daimler-Benz должны были объединить усилия. Но это с самого начало не представлялось возможным, поскольку Daimler-Benz продолжала играть в самостоятельность. При таком подходе, а также испорченных отношениях с Книпкампом, ни о какой совместной разработке не шло и речи. Более того, Вильгельм Киссель, глава Daimler-Benz, не без оснований считал, что именно их танк одержит победу. Окончательное разделение на VK 30.02 (D) и VK 30.02 (MAN) произошло по итогам совещания 28-29 января 1942 года. Но в реальности еще в декабре 1941 года каждый из производителей пошел своей дорогой. Для Daimler-Benz это вышло боком, поскольку излишняя самоуверенность привела к закономерному результату.
Некоторым может показаться, что эксперименты Книпкампа сродни вредительству. На самом деле это всего лишь типичные заблуждения инженера с чрезвычайно широкими полномочиями. Но сама идея шасси, которую он продвигал, выглядела очень разумно. Благодаря компоновочной схеме с передним размещением трансмиссии боевое отделение удалось сдвинуть назад, ближе к центру тяжести. Торсионная подвеска с шахматным расположением опорных катков обеспечивала высокую плавность хода. Причем ходовая часть MAN обладала явными преимуществами по сравнению с тем, что предлагали на Daimler-Benz. Наконец, у проекта MAN обеспечивалось более комфортная работа в отделении управления. Особенно это касалось люков. Проблема размещения КПП впереди решалась за счет того, что крыша отделения управления делалась частично съемной.
Не менее важным моментом, связанным с VK 30.02 (MAN), стала общая концепция танка. Изначально оба 30-тонника получали башню, которую разрабатывали на Rheinmetall. Но Daimler-Benz и башню решил проектировать самостоятельно. В случае с разработкой MAN всё шло по исходному плану. Башню проектировали на основе «головы» для VK 45.01(H). Она сохранила широкую подвижную бронировку, но от кормового пулемета отказались, а эвакуационный люк переместился назад. Исходно предполагалось ставить 75-мм пушку с длиной ствола 60 калибров, но дальше его длину увеличили до 70 калибров, добавив однокамерный дульный тормоз.
Впервые макет VK 30.02 (MAN) был представлен на совещании 3 февраля 1942 года. Месяц спустя, 2 марта 1942 года, появилась уточненная спецификация на средний танк. Боевая масса теперь составляла 35 тонн, максимальная скорость по шоссе составляла 55 км/ч, а средняя — 40 км/ч. Удельная мощность оценивалась в 22 л.с. на тонну. Для изучения двух проектов была создана специальная комиссия, которую возглавили Вольфганг Томале и Роберт фон Эберан-Эберхорст. И вот тут выяснилось, что бахвальство Daimler-Benz оказалось совершенно напрасным. На чьей стороне окажется комиссия, оказалось очевидным. Причем речь шла отнюдь не о «закапывании» конкурента, а вполне справедливых выводах.
11 мая 1942 года комиссия официально объявила победителем конкурса VK 30.02 (MAN). Танк был более технологичен, обладал более удачной подвеской, превосходил конкурента как орудийная платформа. Комиссия проголосовала за VK 30.02 (MAN) единогласно. Таким образом, Daimler-Benz оказалась не у дел, максимум, что оставалось, это построить опытный образец шасси VK 30.01(D), так их танк обозначался в финальном варианте исполнения.
На пути к условно среднему танку
Ко мне с комментарии периодически набегают всякие интересные личности, рвущие правду-матку. Обычно их корежит от Т-28, который у них средний танк, и от «Пантеры», который у них же тяжелый танк. Бегание с обоснованиями, безусловно, интересные, но лучше поберечь нервные клетки. Особенно в случае с «Пантерой». Внимательностью многие не отличаются, как и умением проследить весь путь создания машины. Без этого можно оказаться в плену иллюзий.
Итак, что же из себя представлял VK 30.02 (MAN) по состоянию на май 1942 года, когда его окончательно утвердили на роль нового среднего танка. Как и требовалось в ТЗ на машину, боевая масса танка составляла 35 тонн. Вполне себе масса среднего танка. Правда, со своими нюансами. Поскольку мотор Maybach HL 230 получился заметно выше предшествующего Maybach HL 120, корпус также получился заметно выше. Высота шасси составила 1817 мм, явно многовато для среднего танка.
По поводу высоты корпуса могут посмеяться американцы, у которых Medium Tank M4 оказался еще выше. Проблема в том, что VK 30.02 (MAN) оказался еще и длиннее. Даже его визави, с кормовым расположением трансмиссии, имел корпус на полметра короче (и на 5 см ниже). С другой стороны, удельное давление на грунт оказалось всего 0,67 км/см2, заметно ниже, чем у конкурента.
Несмотря на чрезмерные габариты, VK 30.02 (MAN) получился вполне удовлетворяющим требованиям по среднему танку. Максимальная скорость достигала почти 56 км/ч, запас хода по шоссе оценивался в 270 километров, а по проселку — 195 км. Как и прописывалось в требованиях, толщина брони в лобовой части корпуса и башни составляла 60 мм, а бортов и кормы — 40 мм. За счет рациональных углов наклона лоб корпуса являлся надежной защитой от снарядов калибра 75-76 мм. Одним словом, очень подвижный средний танк, с очень мощным орудием, правда, замена курсового пулемета на порт для пистолета-пулемета выглядел сомнительной затеей.
Главная проблема для танка разработки MAN началась уже после утверждения проекта. Хотя может и раньше. Само по себе интересно, каким образом танки, имеющие разницу по корпусам в полметра, могли иметь одинаковую массу. Но важнее стало то, что весной 1942 года VK 30.02 (MAN) начали «кормить». Еще до того, как был утвержден проект, толщина 60 мм была у обоих лобовых листов, а толщина лба башни достигла 80 мм. Вероятнее всего, уже в этот момент ни о каких 35 тоннах не могло идти и речи. И это было только начало.
4 июня 1942 года Гитлер на совещании высказал сомнения, что лоб башни толщиной 80 мм будет эффективной защитой к весне следующего года. Он предложил поднять толщину до 100 мм. В дальнейшем был поднят вопрос и об усилении лба корпуса. Толщину верхнего лобового листа увеличили до 80 мм. Борта башни также усилили, доведя их толщину до 45 мм. Собственно говоря, к вопросу о том, каким образом танк, в серийном исполнении, поправился до 45 тонн.
Собственно говоря, уже в процессе постройки двух опытных образцов танка начались изменения. Причем не только во внешнем виде. В начале марта 1942 года прозвучал индекс Panther VK 30.02 (MAN), далее он менялся не раз. По планам, первый образец танка предполагали изготовить в августе 1942 года. По разным причинам Versuchs-Panther, как еще именовался этот танк, сдали в сентябре 1942 года. Поскольку Rheinmetall сдать башню не успел, машина получила массогабаритный макет башни. Этот образец использовался как база для ходовых испытаний и различных экспериментов.
Следующим на свет появился второй, уже полноценный образец Versuchs-Panther, он же VK 30.02 (MAN) V2. Это уже был полноценный танк, правда, на испытания он вышел без крыши отделения управления. Шасси второго образца было похоже на первый, правда, с одним изменением. Еще в ходе проектирования танк получил глушитель, который, аналогично Pz.Kpfw.III Ausf.M, получал специальную насадку, предотвращающую попадания воды. То есть решение о том, что танки будут иметь повышенную глубину преодоления брода, не являлось пустым звуком. Также оба опытных танка отличались от серийных машин иной конструкцией ведущих колес, имелись различия по креплению опорных катков, топливным бакам и надмоторной плите. Оба танка не коснулись изменения по толщине броневых листов, также отличались и сварные соединения броневых листов корпуса.
Вторая опытная машина отличалась и с точки зрения башни. Во-первых, ее ширина, по сравнению с проектом, стала больше, достигнув максимального значения 2300 мм. Также на 20 мм увеличилась высота башни. Впрочем, данное решение стало не окончательным. Башня от VK 45.01(H), которая послужила прародителем, получилась тесной и не очень чтобы удачной с точки зрения формы. Поэтому командирская башенка немного выпирала в левый борт. Это усложнило конструкцию борта, поэтому на серийном танке форму башни переиграли.
В первой башне прописался и первый опытный образец 7,5 KwK 42 L/70. Эта пушка, как и в случае с проектом, получила однокамерный дульный тормоз. Серийные орудия получили двухкамерный дульный тормоз, также орудие сместили на 40 мм вправо, чтобы освободить место для командира. Сама орудийная установка мало изменилась, при этом ее здоровенная литая бронировка выглядела спорным решением. При всём сепаратизме Daimler-Benz там проблему увидели и сделали бронировку узкой. У Rheinmetall же же сохранилась рудименты конструкции, которую в своё время разработал Генрих Ольбрих. Упрямство потом вышло боком: «Пантеры» регулярно отхватывали именно в подвижную бронировку, менее стойкую, чем лоб башни.
Оба опытных образца VK 30.02(MAN) принимали участие в совместных испытаниях, которые проходили с 8 по 14 ноября 1942 года в Бад-Берка. Именно там, например, окончательно решили, какой именно «Тигр» пойдет в крупную серию. Насколько важными оказались эти испытания, говорит тот факт, что в них принимали участие Фихтнер, а также рейхсминистр вооружений и боеприпасов Альберт Шпеер. Последний часть танков водил сам.Можно сказать, что прародители Пантеры» стали звёздами данных испытаний. Несмотря на то, что оба танка ломались, они показали наилучшую проходимость, а также наилучшую подвижность.
Первый опытный образец позже еще долго использовался как испытательная лаборатория. На нем, в частности, испытывались опорные катки с внутренней амортизацией. Машина пережила войну, оказалась в американской зоне оккупации, после чего ее сдали в металлолом. Второй опытный образец некоторое время поработал на пиар, ибо ее снимки выдавались за серийную «Пантеру». Даже с учетом того, что реально масса танка была явно не 35, а где-то 38-40 тонн, шасси было вполне удачным. Проблемы начались дальше. Рост массы, по сравнению с исходным, на 10 тонн, превратил эксплуатацию ранних «Пантер» в пытку. А также лишил возможности далее развивать танк.
Список источников
-
-
- US NARA
- Panzer Tracts No.3-5 Panzerkampfwagen III U mbau Conversions to Z.W.40, Pz.Kpfw.III (T), Pz.Kpfw.III (Funk), Pz.Kpfw.III (Fl), Pz.Beob.Wg.III, SK 1, Brueckenmaterialtraeger, and Munitionspanzer, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2011
- Panzer Tracts No. 20-1 – Paper Panzers, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Panzer Tracts, 2001
- Germanys Panther Tank: The Quest for Combat Supremacy, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Schiffer Publishing, 1995
-
источник: https://dzen.ru/a/ZeCHwe33BCduDtkp