Юрий Пашолок. Прародитель английских «крейсеров»

17
Юрий Пашолок. Прародитель английских "крейсеров"

Юрий Пашолок. Прародитель английских «крейсеров»

Convertible Medium Tank M1931, танк, который Кристи делал для американской армии, но купили его англичане

Содержание:

Когда Джон Уолтер Кристи в 1916 году начал сотрудничество с американскими военными, он еще не знал, чем это закончится 8 лет спустя. В начале пути казалось, что военные заказы помогут ему развить бизнес, уверенность насчет этого была настолько высокой, что в 1918 году Кристи прекратил выпуск своих мотоблоков Front Drive Motor Company. Предназначались они для установки на пожарные прицепы, производство данных мотоблоков приносило стабильный доход, но Кристи считал, что надо расширяться для военных заказов. Данное решение стало фатальной ошибкой. В ноябре 1918 года Первая мировая война закончилась, у американских военных денег стало значительно меньше, а нишу пожарной техники быстро заняла American LaFrance. Ну а Кристи, в период с 1919 по 1924, создал целую серию боевых машин, которые так и не стали серийными. У конструктора хорошо получались САУ, но средний танк M1919, который ему заказали американские военные, оказался куда менее удачным. Во многом по причине появления этой конструкции Кристи и испортил отношения с американскими военными.

Convertible Medium Tank M1931 на Абердинском полигоне, 1931 год

Convertible Medium Tank M1931 на Абердинском полигоне, 1931 год

В 1924 году пути Кристи и Департамента Вооружений разошлись, причем они друг с другом крепко поругались. Генерал-майор Кларенс С. Вильямс, который с 1918 по 1930 занимал пост начальника Департамента Вооружений, проклял Кристи, сказав, что никогда с ним дел иметь не будет. Но это он зря. Летом 1928 года Кристи и его новая фирма U.S. Wheel Track Layer Corporation, размещавшаяся в Рауэй, подготовили принципиально новый танк — Christie M1928. Также его называли M1940, подобным образом Кристи намекал на то, что к 1940 году таки будут такими же быстрыми. 19 ноября 1928 года из Форт-Мид, штат Мэриленд, стартовал пробег M1928. В ходе испытательного пробега из Форт-Мид в Геттисбург и обратно танк показал среднюю скорость 45 км/ч, при этом максимальная скорость на гусеничном ходу составила 68 км/ч, а на колесах 112 км/ч. Это, естественно, вызвало фурор, и хотя в Департаменте Вооружений упирались, как-то реагировать пришлось. 28 июня 1930 года было принято решение о подписании контракта №89 с U.S. Wheel Track Layer Corporation на разработку и выпуск улучшенной версии танка M.1928. Данная машина, получившая обозначение Convertible Medium Tank M1931, была официально показана 90 лет назад — 22 января 1931 года. Этому танку с бурной судьбой и посвящен нынешний пятничный материал.

Первый полноценный

Откровенно говоря, Christie M1928 никогда и не был полноценным танком. Наличие у него двух пулеметных точек ничего не значило. По большому счету, это был не танк, а демонстратор технологий, предназначенный для обкатки новой ходовой части и демонстрации возможностей. Это прекрасно понимали все, кто имел дело с данной машиной. Следует отметить, что Кристи в этот самый демонстратор очень хорошо вложился. Общий бюджет, включая реорганизацию U.S. Wheel Track Layer Corporation и разработку машины, составил $382000. Сумма на то время гигантская. Для понимания, советской стороне полноценный танк, также именовавшийся M1940, обходился в $30000 за штуку, не считая запчасти и патенты. Кристи, для создания M1928, залез в долги, надеясь, что получит большой контракт. На его беду, в 1929 году разразился финансовый кризис, так что о больших контрактах пришлось забыть. Тем не менее, американская кавалерия очень заинтересовалась танком Кристи. 12 июля 1929 года было принято решение выделить на закупку того самого тестового шасси $82750, но Кристи отказался. Причины очевидны, но зря он отказался. Так он мог хотя бы немного отбить потраченные деньги и снизить финансовое бремя. Собственно говоря, висящие на шее почти 400 тысяч долларов в итоге отправили U.S. Wheel Track Layer Corporation на дно. Но до того момента команда Кристи еще несколько лет пыталась подняться наверх.

Christie M1928 возле Капитолия. Что-то, а рекламировать свои танки Кристи умел

Christie M1928 возле Капитолия. Что-то, а рекламировать свои танки Кристи умел

Собственно говоря, в 1929 и 1930 годах ситуация казалась не столь критичной. В начале 1930 года появились сначала поляки, а затем комиссия Халепского. Договор с советской стороной, который заключили в апреле 1930 года, стал дополнительным аргументом в пикировке Кристи с американскими военными. Именно зарубежные заказчики (сначала польские военные, а затем и советские), а не американские военные, стали первыми, кто узнал о работе Кристи над новым, полноценным танком. Причины прозаичны: Департамент Вооружений выглядел ненадежным деловым партнером, причем на его фоне Кристи, который выкручивался, как мог, выглядел более вменяемым. При этом, впрочем, ситуация для американских военных была скорее выгодной. Дело в том, что на машинах для зарубежных заказчиков обкатывались различные технические решения, за которые американцам платить не требовалось. Кроме того, если посмотреть на исходный проект танка M1940, и то, что получилось, можно заметить ряд отличий.

Контракт на поставку опытного образца M1931

Контракт на поставку опытного образца M1931

Позиция американских военных выглядела еще более занятной на фоне происходящего в их руководстве. Демонстрация M1928 сделала своё дело: 11 декабря 1929 года начальник Департамента Вооружений рекомендовал $250000, выделенных на закупку Light Tank T1E2, перенаправить для заказа 4-5 Christie M1928. Танки планировали закупить для войсковых испытаний. Той же позиции придерживался и новый командующий американской пехотой, генерал-майор Стивен О. Фукуа, правда, за те же деньги он предлагал закупку 5-6 танков. Но в начале 1930 года новым начальником Департамента Вооружений стал генерал-майор Самуэл Хоф. Он был против закупки танков Кристи целой партией, поскольку считал, что правильнее приобрести единичный экземпляр. На решение генерала имел влияние доклад, подготовленный ярым противником Кристи, капитаном Джоном К. Крисмесом. В этом докладе указывалось два с половиной десятка различных недостатков конструкции Christie M1928. Пикантность момента заключалась в том, что Крисмес имел прямое отношение к Техническому департаменту танкового корпуса. Тому самому, который разработал Light Tank T1 и Medium Tank T2, именно им Кристи со своим танком перешел дорогу. Такими же заинтересованными лицами были и SOA OAK (Ассоциация автомобильных инженеров), ведь именно они продвигали конструкцию танков, которые разрабатывались Гарри Ноксом. А теперь они подготовили доклад, где также подвергли танк Кристи критике. Приводились различные доводы, в том числе и весьма нелепые, например, невозможность эффективной стрельбы на большой скорости. О том, что их тарантасы выглядели на фоне Кристи откровенно убого, оппоненты дипломатично умалчивали. Зато они эти самые тарантасы усиленно хвалили.

На первые тесты танк поехал без башни. Как можно заметить, он имел полностью сварную конструкцию корпуса, а надмоторную плиту сделали с учетом замечаний по советской версии танка. Также машина имела цепной привод, а не "гитары"

На первые тесты танк поехал без башни. Как можно заметить, он имел полностью сварную конструкцию корпуса, а надмоторную плиту сделали с учетом замечаний по советской версии танка. Также машина имела цепной привод, а не «гитары»

По итогам к лету 1930 года сложилась весьма нелепая картина. С одной стороны, имелись заинтересованные лица в виде SOA OAK, Технического департамента танкового корпуса и других служб, яростно выступавшие против танка Кристи. С другой стороны, имелась кавалерия, которая хотела именно такой танк, как предлагал Кристи (причем официально танков у них не было, назывались они броневиками). Да и пехота с большим интересом смотрела на M1928. А с третьей стороны был Кристи. Который, несмотря на тяжелое финансовое положение, продолжал гнуть свою лини и предлагать то, чего сделал сам, а не что заказали американские военные. Позиция странная, хотя и сами американские военные не знали, чего хотели. Ведь именно они позже записали танк, по возможностям близкий к легким машинам, в средние танки. Это позже во многом и погубило всю идею. Так или иначе, но Департаменту Вооружений требовалось что-то делать. Особенно с учетом напирающих представителей кавалерии и пехоты, а заодно и Кристи с теми конгрессменами, которые его поддерживали. Да еще и с тем, что Кристи уже получил зарубежные заказы. Последнее делало позицию SAE OAK и других недругов Кристи слегка глупой.

Отделение управления. M1931 легко отличить по наличию смотровых щелей у створок люка механика-водителя. Сами створки получились крайне спорными - в таком виде они были отличной мишенью

Отделение управления. M1931 легко отличить по наличию смотровых щелей у створок люка механика-водителя. Сами створки получились крайне спорными — в таком виде они были отличной мишенью

В результате руководству Департамента Вооружений пришлось принимать компромиссное решение. 6 июня 1930 года стало известно, что предполагавшаяся закупка 5-6 танков для пехоты на сумму $250000 аннулирована, одновременно Департамент Вооружений дал Кристи запрос на постройку опытного образца. Новая сумма, $135000, также не устроила Департамент. В течение июня между Кристи и Департаментом шла оживленная перепалка с представителями Департамента Вооружений, в том числе и с Крисмесом. Конец этому конфликту, дошедшему до угроз со стороны Кристи, положил начальник штаба Саммерол. 26 июня состоялось расширенное совещание, на котором Кристи дали понять, что дальнейшее затягивание вопроса о новом танке закончится полным отказом финансирования его работ. А 28 июня был подписан контракт №89 на разработку танка для американской армии. Сроком изготовления машины указывалось 1 октября 1930 года. Опытный образец обходился в $55000, еще $6000 было зарезервировано на тесты и $1000 на модификацию двигателя.

Публичная презентация M1931 в Рауэй, 22 января 1931 года. Кристи готовится к демонстрации ходовых возможностей танка

Публичная презентация M1931 в Рауэй, 22 января 1931 года. Кристи готовится к демонстрации ходовых возможностей танка

Надо сказать, что подписание контракта было компромиссным по еще ряду пунктов. Некоторые из них явно Кристи не понравилось. В качестве инспектора по контракту от Департамента Вооружений был назначен капитан Крисмес (к концу 1930 года уже майор), то есть заклятый друг. В результате очень быстро возникли разногласия. Вместо шестеренчатой передачи (гитары) Крисмес затребовал поставить цепной привод, как более простой. Возникли претензии к смотровым щелям рубки механика-водителя, системе охлаждения и механизму поворота на колесах. Кстати, эти же претензии были и с советской стороны. Недоумение вызвало отсутствие глушителей. Впрочем, главной проблемой было то, что оформление договора затянулось, посему ни летом, ни осенью 1930 года Кристи никаких денег не увидел. Это была однозначная попытка «утопить» U.S. Wheel Track Layer Corporation. Но Кристи оказался крепче, нежели его недруги предполагали. Выкручиваться приходилось и Раймонду Тиффани, менеджеру Кристи. Тот держал своего делового партнера на «голодном пайке», стараясь не выдавать лишних денег, но это было единственной возможностью удержать конструктора от дальнейших необдуманных решений. Как показало будущее, такие действия Тиффани не были лишены оснований. Как только Кристи получил какие-то деньги, он собрал то, что окончательно испортило его отношения с американскими военными. Но об этом в другой раз.

На сей раз Кристи вел танк сам

На сей раз Кристи вел танк сам

Осенью 1930 года сложилась патовая ситуация. С одной стороны, имелись жесткие сроки, а с другой, деньги еще не пришли. Посему Кристи, поначалу бодро (и в ущерб советскому контракту) начал заниматься танком для Департамента Вооружений. В отличие от танков для СССР, корпус для данной машины был полностью сварным. По большому счету, это был первый американский танк с цельносварным корпусом, хотя и советские машины были частично сварными. То, что Кристи больше занимается этим танком, в июле 1930 года отмечал начальник технического отдела Управления моторизации и механизации РККА Н.М. Тоскин. Но уже к сентябрю работы по танку, позже получившему обозначение Convertible Medium Tank M1931, почти затихли. Ибо денег нет, а надо еще доделывать советские танки. По итогам советские машины были сданы не до конца готовыми, например, без башен и вооружения. Многие требования советской стороны, которые Кристи проигнорировал, были реализованы именно на «американской» машине. Наконец, этот танк получил башню и вооружение. Впрочем, первые ходовые испытания танк проходил без башни. В финальной конфигурации на машину установили спаренную установку T1, где находились 37-мм пехотное орудие M1916 (американская копия французской пушки Canon d’Infanterie de 37 Mle.1916 TRP), а также спаренный 7,62-мм пулемет Browning M1919A2. Подобное вооружение было типовым для американских легких и средних танков середины 20-х – начала 30-х годов. Наведение осуществлялось при помощи оптического прицела. На крыше башни, с небольшим смещением влево, была установлена командирская башенка, откидывавшаяся вбок (на тестах в конце января башенки еще не было). На люке механика водителя появились смотровые щели, а на кормовом листе корпуса два глушителя коробчатой формы. Экипаж машины составлял два человека: механик-водитель и наводчик, он же командир.

В ходе ходовых испытаний. Хорошо видно, что у танка еще не установлена смотровая башенка

В ходе ходовых испытаний. Хорошо видно, что у танка еще не установлена смотровая башенка

Момент истины случился 22 января 1931 года. В этот день Convertible Medium Tank M1931 был показан, во всей красе, на испытательной площадке в Рауэй. Под это дело Кристи пригласил большое количество журналистов. На сей раз Кристи решил тряхнуть стариной и сел на место механика-водителя сам. Демонстрация прошла идеально, она имела большой психологический эффект, а заодно и помогла в дальнейшем торге с Департаментом Вооружений. Впрочем, это была победа в бою, а еще предстояло сражение.

От Абердинского полигона до Олдершота

Казалось бы, в такой ситуации Кристи может праздновать победу. На слушаниях в Конгрессе американские военные однозначно высказывались за его танки, это, в свою очередь вызывало вопросы, почему не были куплены 6 танков. Генерал-майор Фукуа имел весьма бледный вид на этих слушаниях, поскольку его осторожность коррелировала с мнением других военных. И это еще был разговор о шасси M1928, которое в 1930 году гоняли в хвост и гриву. Теперь же Кристи имел полноценный танк, оставалось провести испытания на Абердинском полигоне, и дело в шляпе. Но вот тут начались не очень приятные для Кристи моменты, причем часть их было спровоцировано им самим.

По прибытии на Абердинский полигон

По прибытии на Абердинский полигон

В конце января 1931 года Convertible Medium Tank M1931 прибыл на Абердинский полигон. Предполагалось, что танк будут гонять на полигоне неделю, после чего начнется основная программа — в Форт-Мид. Там машину уже ждали. Но то ли Кристи сильно торопился, то ли проигнорировал часть проблем, вылезших при создании танков для СССР, так или иначе, машина оказалась «сырой». На полигоне констатировали ряд дефектов, также она не смогла полностью пройти испытания. Вместо недели испытания затянулись на 6 недель, танк пришлось вернуть обратно в Рауэй. 6 марта 1931 года генерал Хоф предложил компромиссный вариант — $54000 за танк и документацию к нему. На это Кристи ответил жестким отказом, чем предопределил дальнейшие действия. Новый начальник Департамента Вооружений попросту аннулировал контракт №89, оставив Кристи вообще без денег за данную машину. Собственно говоря, она была Департаменту Вооружений уже не нужна. Когда 25 марта 1931 года был подписан контракт на поставку 6 танков, он подразумевал улучшенные образцы

Танк оказался "сырым", поэтому первый этап испытаний оказался провален

Танк оказался «сырым», поэтому первый этап испытаний оказался провален

Оказавшийся в собственности танк Кристи использовал для дальнейших демонстраций. Летом 1931 года пршли совместные испытания M1931 и Medium Tank T2. Детище Гарри Нокса имело весьма бледный вид: при том же моторе примитивная ходовая часть попросту не давала машине разогнаться выше 32 км/ч. Далее, в июне 1932 года, последовала попытка продать машину за скромные $20000. Но сделал это Кристи явно поздновато. В виду того, что танк подразумевался в качестве машины среднего типа, к ней и требования были иные. К лету 1932 года имелся ряд требований, которые попросту не давали ни единого шанса на переделку. По большому счету, требовалась другая машина. Посему сделка не состоялась. В конце 1932 года Кристи, в свойственной ему манере, поставил танк прямо напротив здания Департамента Вооружений. Простоял он так несколько месяцев, после чего его отправили в отстойник. Там он простоял 4 года. В металлолом его сдать вроде как не могли, но и сам Кристи его не забирал.

Cruiser Tank A13E1, он же бывший M1931, 1937 год

Cruiser Tank A13E1, он же бывший M1931, 1937 год

И всё же машине улыбнулась удача. В 1936 году англичане внезапно обнаружили наличие у Красной Армии большого количества колесно-гусеничных танков БТ. Так сложилось, что как раз в это время у англичан появился новый тип танков — крейсерский. Предполагалось, что эти машины понадобятся для боевых действий в глубине тылов противника, поэтому машины планировались подвижными. За неимением иных танков в «крейсер» записали средний танк A9. И тут обнаружилось, что подходящий танк существует. 5 октября с Кристи связался лорд Наффилд (Уильям Моррис), на которого и свалилась задача о разработке английского БТ. Кристи, сидевший в состоянии банкротства, немедленно забрал M1931 из отстойника, машину отремонтировали, покрасили, после чего ее, на борту лайнера Queen Mary, отправили в Англию. Там его уже ждал полковник Мартель, главный идеолог создания английского аналога танка Кристи.

От этого танка произошло целое семейство английских "крейсеров" - A13, Crusader, Coventaner, Cavalier, Centaur, Cromwell, Chalenger, Comet

От этого танка произошло целое семейство английских «крейсеров» — A13, Crusader, Coventaner, Cavalier, Centaur, Cromwell, Chalenger, Comet

Машина прибыла в Англию без башни, она, впрочем, была и не нужна. Танк, получивший обозначение Cruiser Tank A13E1 и регистрационный номер T.2086, являлась тестовым образцом. С осени 1936 до зимы 1937 года A13E1 прошёл интенсивные испытания на полигоне в районе города Олдершот, графство Хэмпшир. Всего танк прошёл 1085 километров, из них 523 по бездорожью. Конечно, существовали планы поставить на него башню, но после тестов Niffield отказалась от создания колесно-гусеничного танка. Да и смысла в этом не было, поскольку и сам Кристи пришел к мысли создания чисто гусеничного танка. Также Cruiser Tank A13E2, первый английский полноценный «крейсер», имел массу отличий от прародителя. Даже подвеска была уже другой, это стало возможно тесному сотрудничеству с Кристи. На этом жизненный путь M1931, он же A13E1, закончился. Позже машину сдали в металлолом. Несмотря на столь печальный финал, эта машина всё же смогла пригодиться. Не признанная у себя на родине, она стала родоначальником целого семейства крейсерских танков. Из них три типа, Cromwell, Comet и Challenger, прошли парадным строем по Берлину 7 сентября 1945 года. Застать этого Кристи уже не смог, он умер 11 января 1944 года. Видя это, он бы наверняка криво ухмыльнулся в адрес тех, кто встал на пути его танков. То, что не смогли в США, смогли в СССР и Англии.

Список источников

  1. US NARA
  2. РГВА
  3. T.3 Christie: Armour in Profile 4, Peter Chamberlain, Steveson Pugh, Once Read Books, 1967
  4. A Yankee Inventor and the Military Establishment: The Christie Tank Controversy, George F. Hofmann, Military Affairs, Vol. 39, No. 1 February 1975
  5. Steel Steeds Christie: A Memoir of J. Walter Christie, Edward J. Christie, Sunflower Univ Pr, 1985
  6. Фотоархив автора

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/praroditel-angliiskih-kreiserov-6002f9a9f8b1af50bb286a93

Подписаться
Уведомить о
guest

6 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account