Юрий Пашолок. Пожиратель бензина с 5 блоками автомобильных моторов

16

Юрий Пашолок. Пожиратель бензина с 5 блоками автомобильных моторов

Испытания Medium Tank M4A4 в Советском Союзе

Содержание:

Американское танкостроение довольно долгое время находилось в тени. В 30-е годы оно тихо развивалось, а затем неожиданно «выстрелило». За 1940-42 год произошел мощный скачок, который привел к появлению массовых и вполне удачных по конструкции танков. Вместе с тем, чудес не бывает, и за мощными рывками скрывались определенные проблемы. Касалось это и силовых установок. Результатом сидения на голодном пайке стало то, что американские силовые установки являлись, по большей части, адаптацией авиационных моторов. Это имело свои плюсы (налаженное производство) и минусы. Кроме того, как только выпуск танков вышел на полноценный уровень, замаячили проблемы, связанные с обеспечением моторами. Это и привело к различным вариантам силовых установок.

Средний танк M4A4 на испытаниях в Кубинке, лето 1943 года

Средний танк M4A4 на испытаниях в Кубинке, лето 1943 года

Наиболее массовым американским танком стал Medium Tank M4, выпуск которого начался в феврале 1942 года. Изначально танк оснащался радиальным мотором Continental R975 воздушного охлаждения. Но еще в 1941 года появилось сразу несколько альтернативных силовых установок. В результате только серийных моторов для Medium Tank M4 было 5 штук (это не считая опытных). Среди них оказался и весьма необычного вида мотор Chrysler A57 Multibank. Он ставился в Medium Tank M4A4, большинство из которых отправилось в английскую армию. Еще два танка уехало в Советский Союз, где они проходили испытания. Об этом сегодня и поговорим.

Дополнительные возможности автомобильных двигателей

История Medium Tank M4A4 началась в июне 1941 года. Связана она оказалась напрямую с «моторным голодом», который ожидал американскую танковую промышленность. Тогда еще в серии находился Medium Tank M3, для которого стали срочно создавать новые силовые установки. Первой из них стал спаренный дизельный мотор General Motors 6046, созданный при помощи англичан. Этот мотор прописался в Medium Tank M3A3 и M3A5, а позже его установили в Medium Tank M4A2. Вместе с тем, как следует из материалов, добытых советскими специалистами в 1942 году, GM 6046 явно не хватало по объемам выпуска. На самом деле идея о третьей силовой установке для средних танков появилась еще в июне 1941 года. Исполнителем заказа стала Chrysler, выпускавшая легковые автомобили. Недолго думая, в Детройте воспользовались тем, что выпускали.

Сборка M4A4 на Детройтском Танковом Арсенале

Сборка M4A4 на Детройтском Танковом Арсенале

Chrysler A57 Multibank сложно назвать обычным двигателем, хотя надо сказать, что в 1941-42 годах появлялись моторы и пострашнее. Желание получить любым путем новые силовые установки, подходящие для использования в танках, порождали всякие технические ужасы. Сдвоенные, строенные моторы не только проектировались, но и испытывались. Правда, не все из них подошли для серийного выпуска. В случае с Chrysler A57 Multibank ситуация оказалась иной. С одной стороны, сама идея сделать 30-цилиндровый мотор из 5 блоков автомобильных двигателей Chrysler Flathead выглядела дикостью. Общего вала у него не было, все пять моторов могли работать независимо. С другой стороны, когда выбор стоит в стиле «вам шашечки, или поехать», ситуация начинает играть новыми красками. А мотор неожиданно «поехал». Как уже потом выяснилось, он был еще и весьма живучим.

Chrysler A57 Multibank, в одном блоке был мотор и система охлаждения

Chrysler A57 Multibank, в одном блоке был мотор и система охлаждения

Первым танком, на который установили данный двигатель, стал Medium Tank M3A4. Поскольку силовая установка получилась более длинной, общая длина корпуса стала больше. В связи с чем пришлось раздвигать ходовую часть. Машина получилась тяжелее M3, но за счет более мощного мотора она стала быстрее. Выпуск танка освоили на Детройтском Танковом Арсенале, первые машины сдали в июне 1942 года. Но к тому времени уже вовсю шли работы по освоению выпуска Medium Tank M4, поэтому серия M3A4 ограничилась 109 танками. А всего месяц спустя начался выпуск Medium Tank M4A4. Он также был тяжелее базового танка, точно так же пришлось раздвигать ходовую часть и удлинять корпус. Тем не менее, у машины имелись достоинства — более мощный мотор, а главное, производственные возможности Chrysler.

Из отчета о посещении Детройтского Танкового Арсенала

Из отчета о посещении Детройтского Танкового Арсенала

В период с 3 по 5 сентября 1942 года на Детройтском Танковом Арсенале побывала советская делегация во главе с инженером А. Сорвиным и инженером-подполковником Демьяненко. В то время наши специалисты регулярно посещали американские заводы, например, то же Сорвин в июле 1942 года посещал завод General Motors, где выпускали двигатели GM 6046. Надо сказать, что на заводах, входящих в General Motors, советских специалистов встретили настороженно, информацией делились с большим трудом. Иначе дело обстояло на Chrysler. С советской делегацией общалось руководство завода, им показывали новинки, давали подробную информацию о том, что производится. Даже удалось прокатиться на опытном образце 1,5-тонного тягача Dodge WC-62. Объяснить такую позицию можно одним. Если GM действовала больше в интересах американской армии, то Chrysler значительную часть продукции направляла на экспорт. А СССР уже вовсю получал технику по программе ленд-лиза.

К началу 1943 года сложилось мнение, что танк интересен, но скорее для ознакомления

К началу 1943 года сложилось мнение, что танк интересен, но скорее для ознакомления

Среди того, что показывалось на Детройтском Танковом Арсенале, оказались и моторы Chrysler A57 Multibank. На стенде один такой мотор безостановочно проработал 400 часов, а второй 300 часов. Также видели советские специалисты и производственную линию по сборке Medium Tank M4A4. По планам, в декабре 1942 года ожидался выпуск 1000 танков, но у наших спецов возникли сомнения. Связаны они оказались с наличием станочного парка. Сорвин и Демьяненко пришли к выводу, что требовалось часть заказов делать на стороне. Так это и произошло. 1000 танков арсенал в декабре 1942 года не дал, но 907 танков — это тоже очень неплохо. Правда, дальше выпуск M4A4 только снижался.

В СССР два M4A4 прибыли южным путем, в мае 1943 года

В СССР два M4A4 прибыли южным путем, в мае 1943 года

Общее впечатление о M4A4 у наших специалистов было скорее положительным. Они посетили, в том числе, испытательный полигон, причем Сорвин и Демьяненко лично водили танки. M4A4 обладал большей подвижностью, чем M3, там, где предшественнику приходилось переходить на первую передачу, новый танк мог ехать на второй. Отмечалось более удобное отделение управления. Вместе с тем, у нас явно ставили на M4A2 со спаркой дизелей, как более подходящий для эксплуатации в Красной Армии. В середине февраля 1943 года Сорвин и Демьяненко подготовили новый доклад. По нему получалось, что M4A4 американскими военными оценивался как наихудший в семействе. У нас оказалась похожая оценка. Тем не менее, было решено взять такие танки на пробу. В конце концов, к нам шли Medium Tank M3, а новый танк был лучше этой боевой машины.

Менее быстрый и более прожорливый

Окончательное решение о поставках Medium Tank M4A4 в Советский Союз было принято в начале 1943 года. К тому моменту эти танки постепенно распробовали англичане. Уже позже, в сентябре 1943 года, советская сторона получила материалы по эксплуатации Sherman V (так этот танк именовался в английской армии). Согласно данным, гарантийный срок пробега двигателя составлял 2000 миль, что оказалось больше, чем у мотора GM 6046 (1500 миль). Отчасти это объясняет, почему англичане далее брали данные танки. Да, они были более прожорливые, зато оказались более надежными в эксплуатации, а также потребляли бензин с октановым числом 80.

Объектом испытаний стал танк с регистрационным номером U.S.A. W-3057484

Объектом испытаний стал танк с регистрационным номером U.S.A. W-3057484

Всего советская сторона получила 2 танка данного типа. Ими оказались машины с регистрационными номерами U.S.A. W-3057484 и 3057449, оба танка были построены Детройтским Танковым Арсеналом в октябре 1942 года по контракту T-2593. Прибывшие через Иран M4A4 вошли в число 56 танков, поступивших в мае 1943 года. Можно сказать, что едва проскочили, поскольку с июня 1943 года поставка М4А2 прекратилась почти на полгода. Оба танка направили в Кубинку, для испытаний на НИБТ Полигоне.

С точки зрения конфигурации он был очень близок к M4A2, поступавшим в Советский Союз

С точки зрения конфигурации он был очень близок к M4A2, поступавшим в Советский Союз

С точки зрения конфигурации эти танки почти полностью полностью повторяли M4A2, поступавшие в Советский Союз. Разница заключалась в траках. Если M4A2 получали резинометаллические траки T51 и цельнометаллические T49, то M4A4 получили цельнометаллические траки T54E1. Они стали результатом эксплуатации танков с траками T49. Выяснилось, что их пробег оказывался недостаточным, а также они «жевали» бандажи опорных катков. Траки серии T54 стали первым шагом к исправлению данной ситуации. Стали их ставить с октября 1942 года, позже они массово шли с «советскими» M4A2 второй волны.

Установка более крупного мотора заставила удлинить корпус, а заодно и расставить пошире тележки

Установка более крупного мотора заставила удлинить корпус, а заодно и расставить пошире тележки

На самом деле отличий у M4A4 от M4A2 было больше. Связаны они оказались не только с более длинным шасси, но и боевым отделением. Вместо гидравлического привода поворота башни использовался гидроэлектрический поворотный механизм. По этой причине проходили не только ходовые испытания, но и тесты вооружения. Правда, в меньшем объеме и без оценки рабочих мест в боевом отделении (за исключением работы нового привода поворота башни).

M4A4 получили цельнометаллические траки T54E1, такие же ставились и на M4A2,поступавшие с конца 1943 года

M4A4 получили цельнометаллические траки T54E1, такие же ставились и на M4A2,поступавшие с конца 1943 года

Испытания вооружения проходили в период с 15 по 27 июня 1943 года. От испытания пулеметного вооружения отказались, поскольку в этом плане танк ничем не отличался от M4A2. Проверялась скорострельность и меткость ведения огня из 75-мм пушки M3, как с места, так и с хода. В общей сложности было произведено 82 выстрела.

Вместо гидравлического привода поворота башни использовался гидроэлектрический поворотный механизм

Вместо гидравлического привода поворота башни использовался гидроэлектрический поворотный механизм

Как уже говорилось, главной задачей стало сравнение механизмов поворота башни. У M4A4 ручной привод требовал 464 оборотов маховика для поворота башни на 360 градусов, на это тратилось 2 минуты 45 секунд. У M4A2 башня вручную поворачивалась быстрее — за 300 оборотов, или 1 минуту 30 секунд. Зато электрический привод был быстрее при быстром повороте башни — 16 секунд против 18 у M4A2. При использовании гидроэлектрического привода время поворота увеличивалось до 22 секунд. Самое важное, что система на M4A4 была плавнее и позволяла точнее прицеливаться. Также имелся выключатель поворотного механизма с места командира, что оказалось плюсом с точки зрения наводки.

Ходовые испытания на НИБТ Полигоне

Ходовые испытания на НИБТ Полигоне

При испытаниях на скорострельность более высокие показатели показал M4A2 (20 выстрелов в минуту против 15-16 у M4A4). Правда, тут же оговаривалось, что связано это с условиями испытаний, поскольку летом при стрельбе поднималось много пыли. M4A2 отстреливали весной, когда пыли было куда меньше. Испытания стрельбой с хода дали одинаковую скорострельность — 5 выстрелов в минуту. Отмечалась эффективность стрельбы при включенном гироскопическом стабилизаторе. Без него стрельба давала примерно 50% попаданий, с ним она возрастала до 80%.

Новые траки мели некоторое преимущество перед T49. Впрочем, их ставили на всё семейство M4

Новые траки мели некоторое преимущество перед T49. Впрочем, их ставили на всё семейство M4

Естественно, более важными оказались ходовые испытания. Согласно имевшимся данным, до начала испытаний танк с регистрационным номером U.S.A. W-3057484 прошел 202 километра. В ходе ходовых испытаний, которые продолжались с 13 июня по 18 августа 1943 года, танк прошел еще 1860 километров, из них 564 по шоссе, остальное по проселку. Такая длинная дистанция по времени связана с тем, что танк простаивал без запчастей. Фактически указанную дистанцию танк прошел за 15 дней. Питался танк отечественным бензином Б-70 с добавлением авиационной присадки Р-9. Также использовалось отечественное масло МК.

Испытания показали, что М4А4 имеет более низкую подвижность и больший расход топлива

Испытания показали, что М4А4 имеет более низкую подвижность и больший расход топлива

На мерном километре танк показал максимальную скорость 40,3 км/ч, что оказалось значительно ниже M4A2. Связано это оказалось со спецификой настройки трансмиссии. По факту подвижность у машины была вполне достаточной, хотя и средние скорости движения оказались ниже M4A2. По шоссе танк с бензиновым мотором шел со средней скоростью 33 км/ч, у M4A2 она составляла 39 км/ч. А вот расход топлива у M4A4 оказался существенно выше — 305 литров на 100 километров против 167 у M4A2.

Повреждение диска опорного катка

Повреждение диска опорного катка

Точно такая же тенденция наблюдалась и на проселочных дорогах. Средняя скорость M4A4 по проселку составила 16,5 км/ч при среднем расходе топлива 503 литра на 100 километров. У M4A2 средняя скорость в тех же условиях была 20,1 км/ч при расходе 246 литров на 100 километров. Соответственно, существенно ниже оказался и запас хода. Танк с дизельным мотором проходил 310 километров по шоссе и 210 по проселку, у M4A4 аналогичные показатели составляли 182 и 115 километров соответственно. Испытания показали, что у M4A4 не вырабатывалось до 10% топлива в баках.

Танк с регистрационным номером U.S.A. W-3057449, он участвовал испытаниях стабилизатора орудия

Танк с регистрационным номером U.S.A. W-3057449, он участвовал испытаниях стабилизатора орудия

За счет траков T54E1 проходимость M4A4 оказалась чуть выше. Но эти же траки ставились и на M4A2, которые приходили в СССР с конца 1943 года, так что разница номинальная. Также отмечался рост массы танка на 900 кг, а заодно и снижение клиренса на 120 мм. Причиной стал мотор (точнее, его система охлаждения), кожух которого выпирал из днища. Это явно было минусом. Неудивительно, что в финальном вердикте НИБТ Полигон поставил M4A4 ниже M4A2. Это означало, что вопрос о возможных поставках танков с моторами Chrysler A57 Multibank закрыли.

Этот же танк в экспозиции парка "Патриот"

Этот же танк в экспозиции парка «Патриот»

Из двух машин данного типа до наших дней дожил танк с регистрационным номером U.S.A. W-3057449. Эта машина примечательна тем, что на ней испытывался отечественный стабилизатор вертикальной наводки. В связи с этим на подвижной бронировке орудийной маски закрепили противовес. Позже его оторвали, а сам танк находится в экспозиции парка «Патриот».

Список источников

      1. ЦАМО РФ
      2. usautoindustryworldwartwo.com
      3. Sherman Minutia
      4. Архив автора
      5. US Signal Corps

источник: https://dzen.ru/a/Y5XWvV0iZFtd9gUl

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account