Юрий Пашолок. Пожиратель бензина с 5 блоками автомобильных моторов
Испытания Medium Tank M4A4 в Советском Союзе
Содержание:
Американское танкостроение довольно долгое время находилось в тени. В 30-е годы оно тихо развивалось, а затем неожиданно «выстрелило». За 1940-42 год произошел мощный скачок, который привел к появлению массовых и вполне удачных по конструкции танков. Вместе с тем, чудес не бывает, и за мощными рывками скрывались определенные проблемы. Касалось это и силовых установок. Результатом сидения на голодном пайке стало то, что американские силовые установки являлись, по большей части, адаптацией авиационных моторов. Это имело свои плюсы (налаженное производство) и минусы. Кроме того, как только выпуск танков вышел на полноценный уровень, замаячили проблемы, связанные с обеспечением моторами. Это и привело к различным вариантам силовых установок.
Наиболее массовым американским танком стал Medium Tank M4, выпуск которого начался в феврале 1942 года. Изначально танк оснащался радиальным мотором Continental R975 воздушного охлаждения. Но еще в 1941 года появилось сразу несколько альтернативных силовых установок. В результате только серийных моторов для Medium Tank M4 было 5 штук (это не считая опытных). Среди них оказался и весьма необычного вида мотор Chrysler A57 Multibank. Он ставился в Medium Tank M4A4, большинство из которых отправилось в английскую армию. Еще два танка уехало в Советский Союз, где они проходили испытания. Об этом сегодня и поговорим.
Дополнительные возможности автомобильных двигателей
История Medium Tank M4A4 началась в июне 1941 года. Связана она оказалась напрямую с «моторным голодом», который ожидал американскую танковую промышленность. Тогда еще в серии находился Medium Tank M3, для которого стали срочно создавать новые силовые установки. Первой из них стал спаренный дизельный мотор General Motors 6046, созданный при помощи англичан. Этот мотор прописался в Medium Tank M3A3 и M3A5, а позже его установили в Medium Tank M4A2. Вместе с тем, как следует из материалов, добытых советскими специалистами в 1942 году, GM 6046 явно не хватало по объемам выпуска. На самом деле идея о третьей силовой установке для средних танков появилась еще в июне 1941 года. Исполнителем заказа стала Chrysler, выпускавшая легковые автомобили. Недолго думая, в Детройте воспользовались тем, что выпускали.
Chrysler A57 Multibank сложно назвать обычным двигателем, хотя надо сказать, что в 1941-42 годах появлялись моторы и пострашнее. Желание получить любым путем новые силовые установки, подходящие для использования в танках, порождали всякие технические ужасы. Сдвоенные, строенные моторы не только проектировались, но и испытывались. Правда, не все из них подошли для серийного выпуска. В случае с Chrysler A57 Multibank ситуация оказалась иной. С одной стороны, сама идея сделать 30-цилиндровый мотор из 5 блоков автомобильных двигателей Chrysler Flathead выглядела дикостью. Общего вала у него не было, все пять моторов могли работать независимо. С другой стороны, когда выбор стоит в стиле «вам шашечки, или поехать», ситуация начинает играть новыми красками. А мотор неожиданно «поехал». Как уже потом выяснилось, он был еще и весьма живучим.
Первым танком, на который установили данный двигатель, стал Medium Tank M3A4. Поскольку силовая установка получилась более длинной, общая длина корпуса стала больше. В связи с чем пришлось раздвигать ходовую часть. Машина получилась тяжелее M3, но за счет более мощного мотора она стала быстрее. Выпуск танка освоили на Детройтском Танковом Арсенале, первые машины сдали в июне 1942 года. Но к тому времени уже вовсю шли работы по освоению выпуска Medium Tank M4, поэтому серия M3A4 ограничилась 109 танками. А всего месяц спустя начался выпуск Medium Tank M4A4. Он также был тяжелее базового танка, точно так же пришлось раздвигать ходовую часть и удлинять корпус. Тем не менее, у машины имелись достоинства — более мощный мотор, а главное, производственные возможности Chrysler.
В период с 3 по 5 сентября 1942 года на Детройтском Танковом Арсенале побывала советская делегация во главе с инженером А. Сорвиным и инженером-подполковником Демьяненко. В то время наши специалисты регулярно посещали американские заводы, например, то же Сорвин в июле 1942 года посещал завод General Motors, где выпускали двигатели GM 6046. Надо сказать, что на заводах, входящих в General Motors, советских специалистов встретили настороженно, информацией делились с большим трудом. Иначе дело обстояло на Chrysler. С советской делегацией общалось руководство завода, им показывали новинки, давали подробную информацию о том, что производится. Даже удалось прокатиться на опытном образце 1,5-тонного тягача Dodge WC-62. Объяснить такую позицию можно одним. Если GM действовала больше в интересах американской армии, то Chrysler значительную часть продукции направляла на экспорт. А СССР уже вовсю получал технику по программе ленд-лиза.
Среди того, что показывалось на Детройтском Танковом Арсенале, оказались и моторы Chrysler A57 Multibank. На стенде один такой мотор безостановочно проработал 400 часов, а второй 300 часов. Также видели советские специалисты и производственную линию по сборке Medium Tank M4A4. По планам, в декабре 1942 года ожидался выпуск 1000 танков, но у наших спецов возникли сомнения. Связаны они оказались с наличием станочного парка. Сорвин и Демьяненко пришли к выводу, что требовалось часть заказов делать на стороне. Так это и произошло. 1000 танков арсенал в декабре 1942 года не дал, но 907 танков — это тоже очень неплохо. Правда, дальше выпуск M4A4 только снижался.
Общее впечатление о M4A4 у наших специалистов было скорее положительным. Они посетили, в том числе, испытательный полигон, причем Сорвин и Демьяненко лично водили танки. M4A4 обладал большей подвижностью, чем M3, там, где предшественнику приходилось переходить на первую передачу, новый танк мог ехать на второй. Отмечалось более удобное отделение управления. Вместе с тем, у нас явно ставили на M4A2 со спаркой дизелей, как более подходящий для эксплуатации в Красной Армии. В середине февраля 1943 года Сорвин и Демьяненко подготовили новый доклад. По нему получалось, что M4A4 американскими военными оценивался как наихудший в семействе. У нас оказалась похожая оценка. Тем не менее, было решено взять такие танки на пробу. В конце концов, к нам шли Medium Tank M3, а новый танк был лучше этой боевой машины.
Менее быстрый и более прожорливый
Окончательное решение о поставках Medium Tank M4A4 в Советский Союз было принято в начале 1943 года. К тому моменту эти танки постепенно распробовали англичане. Уже позже, в сентябре 1943 года, советская сторона получила материалы по эксплуатации Sherman V (так этот танк именовался в английской армии). Согласно данным, гарантийный срок пробега двигателя составлял 2000 миль, что оказалось больше, чем у мотора GM 6046 (1500 миль). Отчасти это объясняет, почему англичане далее брали данные танки. Да, они были более прожорливые, зато оказались более надежными в эксплуатации, а также потребляли бензин с октановым числом 80.
Всего советская сторона получила 2 танка данного типа. Ими оказались машины с регистрационными номерами U.S.A. W-3057484 и 3057449, оба танка были построены Детройтским Танковым Арсеналом в октябре 1942 года по контракту T-2593. Прибывшие через Иран M4A4 вошли в число 56 танков, поступивших в мае 1943 года. Можно сказать, что едва проскочили, поскольку с июня 1943 года поставка М4А2 прекратилась почти на полгода. Оба танка направили в Кубинку, для испытаний на НИБТ Полигоне.
С точки зрения конфигурации эти танки почти полностью полностью повторяли M4A2, поступавшие в Советский Союз. Разница заключалась в траках. Если M4A2 получали резинометаллические траки T51 и цельнометаллические T49, то M4A4 получили цельнометаллические траки T54E1. Они стали результатом эксплуатации танков с траками T49. Выяснилось, что их пробег оказывался недостаточным, а также они «жевали» бандажи опорных катков. Траки серии T54 стали первым шагом к исправлению данной ситуации. Стали их ставить с октября 1942 года, позже они массово шли с «советскими» M4A2 второй волны.
На самом деле отличий у M4A4 от M4A2 было больше. Связаны они оказались не только с более длинным шасси, но и боевым отделением. Вместо гидравлического привода поворота башни использовался гидроэлектрический поворотный механизм. По этой причине проходили не только ходовые испытания, но и тесты вооружения. Правда, в меньшем объеме и без оценки рабочих мест в боевом отделении (за исключением работы нового привода поворота башни).
Испытания вооружения проходили в период с 15 по 27 июня 1943 года. От испытания пулеметного вооружения отказались, поскольку в этом плане танк ничем не отличался от M4A2. Проверялась скорострельность и меткость ведения огня из 75-мм пушки M3, как с места, так и с хода. В общей сложности было произведено 82 выстрела.
Как уже говорилось, главной задачей стало сравнение механизмов поворота башни. У M4A4 ручной привод требовал 464 оборотов маховика для поворота башни на 360 градусов, на это тратилось 2 минуты 45 секунд. У M4A2 башня вручную поворачивалась быстрее — за 300 оборотов, или 1 минуту 30 секунд. Зато электрический привод был быстрее при быстром повороте башни — 16 секунд против 18 у M4A2. При использовании гидроэлектрического привода время поворота увеличивалось до 22 секунд. Самое важное, что система на M4A4 была плавнее и позволяла точнее прицеливаться. Также имелся выключатель поворотного механизма с места командира, что оказалось плюсом с точки зрения наводки.
При испытаниях на скорострельность более высокие показатели показал M4A2 (20 выстрелов в минуту против 15-16 у M4A4). Правда, тут же оговаривалось, что связано это с условиями испытаний, поскольку летом при стрельбе поднималось много пыли. M4A2 отстреливали весной, когда пыли было куда меньше. Испытания стрельбой с хода дали одинаковую скорострельность — 5 выстрелов в минуту. Отмечалась эффективность стрельбы при включенном гироскопическом стабилизаторе. Без него стрельба давала примерно 50% попаданий, с ним она возрастала до 80%.
Естественно, более важными оказались ходовые испытания. Согласно имевшимся данным, до начала испытаний танк с регистрационным номером U.S.A. W-3057484 прошел 202 километра. В ходе ходовых испытаний, которые продолжались с 13 июня по 18 августа 1943 года, танк прошел еще 1860 километров, из них 564 по шоссе, остальное по проселку. Такая длинная дистанция по времени связана с тем, что танк простаивал без запчастей. Фактически указанную дистанцию танк прошел за 15 дней. Питался танк отечественным бензином Б-70 с добавлением авиационной присадки Р-9. Также использовалось отечественное масло МК.
На мерном километре танк показал максимальную скорость 40,3 км/ч, что оказалось значительно ниже M4A2. Связано это оказалось со спецификой настройки трансмиссии. По факту подвижность у машины была вполне достаточной, хотя и средние скорости движения оказались ниже M4A2. По шоссе танк с бензиновым мотором шел со средней скоростью 33 км/ч, у M4A2 она составляла 39 км/ч. А вот расход топлива у M4A4 оказался существенно выше — 305 литров на 100 километров против 167 у M4A2.
Точно такая же тенденция наблюдалась и на проселочных дорогах. Средняя скорость M4A4 по проселку составила 16,5 км/ч при среднем расходе топлива 503 литра на 100 километров. У M4A2 средняя скорость в тех же условиях была 20,1 км/ч при расходе 246 литров на 100 километров. Соответственно, существенно ниже оказался и запас хода. Танк с дизельным мотором проходил 310 километров по шоссе и 210 по проселку, у M4A4 аналогичные показатели составляли 182 и 115 километров соответственно. Испытания показали, что у M4A4 не вырабатывалось до 10% топлива в баках.
За счет траков T54E1 проходимость M4A4 оказалась чуть выше. Но эти же траки ставились и на M4A2, которые приходили в СССР с конца 1943 года, так что разница номинальная. Также отмечался рост массы танка на 900 кг, а заодно и снижение клиренса на 120 мм. Причиной стал мотор (точнее, его система охлаждения), кожух которого выпирал из днища. Это явно было минусом. Неудивительно, что в финальном вердикте НИБТ Полигон поставил M4A4 ниже M4A2. Это означало, что вопрос о возможных поставках танков с моторами Chrysler A57 Multibank закрыли.
Из двух машин данного типа до наших дней дожил танк с регистрационным номером U.S.A. W-3057449. Эта машина примечательна тем, что на ней испытывался отечественный стабилизатор вертикальной наводки. В связи с этим на подвижной бронировке орудийной маски закрепили противовес. Позже его оторвали, а сам танк находится в экспозиции парка «Патриот».
Список источников
- ЦАМО РФ
- usautoindustryworldwartwo.com
- Sherman Minutia
- Архив автора
- US Signal Corps
источник: https://dzen.ru/a/Y5XWvV0iZFtd9gUl