16

Юрий Пашолок. Послесловие о последнем ИС-7

Рассказ об опытном тяжелом танке ИС-7, который восстановили до ходового состояния в Техническом центре парка «Патриот»

Музеи, в том числе и военно-технические, порой чем-то похожи на кладбища. Особенно это касается тех музеев, где техника стоит без движения. Либо уже не может в виду того, что не комплектная, либо банально не положено. Инвентарный номер есть, если еще и на улице стоит, активно приходит в негодность… Это не означает, что всё должно крутиться-ездить, но застывшая навсегда экспозиция привлекает куда меньше посетителей, чем изредка приходящая в движение. Особенно когда речь идет о бронетанковой технике. Даже если машина запустится и немного поездит, она привлечет гораздо больше внимания, чем в виде памятника самой себе.

ИС-7 на динамическом показе, 8 сентября 2024 года

ИС-7 на динамическом показе, 8 сентября 2024 года

В Техническом центре парка «Патриот» более чем хватает уникальных образцов бронетанковой техники. Это касается как опытных образцов, так и серийных машин. В ряде случаев только тут они сохранились в первозданном виде, более нигде не увидите. С определенной поры начался процесс регулярного приведения в порядок находящихся здесь экспонатов. Иногда этот процесс нужный, иногда не очень. В данном случае приведение в ходовой вид более чем оправдано. Речь идет о тяжелом танке ИС-7, единственный образец которого находится в Кубинке. Приведение его в ходовое состояние обсуждался не один десяток лет, и вот теперь это стало реальностью.

Это был первый танк с эжекционной системой охлаждения

Это был первый танк с эжекционной системой охлаждения

Для начала, стоит прояснить некоторые моменты, связанные с реставрацией. Или с тем, что так иногда ошибочно называют. Почему-то некоторые думают, что постановка танка на ход и реставрация — это одно и то же. На самом деле часто нет. Реставрация — это приведение к оригинальному облику, чего часто (точнее, чаще всего), в случае с бронетанковой техникой, не наблюдается. Особенно что касается мелочей. И это не российская беда, а общемировая. Начнете внимательно сравнивать то, что делают за рубежом, узнаете для себя немало нового. В этом смысле кивание на Запад вообще никак не работает. Там ровно так же единицы делают всё «как надо», как и у нас.

Кто видел в движении, впечатлился. Самый тяжелый из советских танков

Кто видел в движении, впечатлился. Самый тяжелый из советских танков

Кроме того, есть важный момент, связанный с тем, какие машины есть смысл приводить в ходовое состояние, а какие пусть лучше остаются, как есть. В нашем случае наиболее подходящая категория — это техника советского производства, прежде всего послевоенного выпуска, либо та, на которую явно наберется деталей, а также документация. Тех, кто усиленно показывает на «немцев», я слегка огорчу. Во-первых, у них с деталями ситуация не очень, во-вторых, их постановка на ход в былые годы оказывалась чреватой мотаниям по всяким полям и киноплощадкам разных личностей, наивно считающих, что они умеют снимать фильмы. Вот гробить технику они умеют, видели.

Этот же танк в конце 40-х годов

Этот же танк в конце 40-х годов

А еще напомню, что мы в России живем, а не в Германии. И для нас своя история всё же дороже. Тем более у нас история отечественной бронетанковой техники крайне интересное, нам есть, чем гордиться. Да и тех образцов, которые вполне можно поставить на ход, более чем достаточно. Хватает и уникумов, которые вполне комплектные, а их постановка на ход не является чем-то запредельным. Самое главное, что на такую машину ни один барин не покусится, а ездить ей надо совсем немного. Максимум раз в год, этого вполне хватит. Так сказать, размять кости. И вызовет она ничуть не меньший интерес, чем представитель немецкой танковой школы.

Из истории машины

Из истории машины

В этом смысле ИС-7 является одной из идеальных кандидатур. Историю данного танка пересказывать не надо, про данный танк у меня уже был материал. А вот насчет того, что он значит для Кубинки, стоит. Недавно слышал такое мнение, что ИС-7 известен благодаря некоторым играм про танки. Тут можно только громко захохотать. Данная машина всегда была одним из самых популярных экспонатов павильона тяжелых танков в Кубинке. Сначала посетители видели троицу Т-35, СУ-14-Бр-2 и Т-100Y, а вот дальше, в глубине экспозиции, их ждало откровение. Даже на фоне Обьекта 279 этот танк выглядит более внушительно. Еще бы, ведь это самый тяжелый из построенных у нас танков.

3-я машина декабря 1947 года, так расшифровывается серийный номер

3-я машина декабря 1947 года, так расшифровывается серийный номер

О том, что неплохо бы поставить данный танк на ход, говорилось еще в те времена, когда игры про танки были уделом довольно узкого сообщества. Зато любителей клеить танчики в той же Кубинке было хоть отбавляй. Как и тех, кто увлекался историей. Еще свежи в памяти всякие мысли по поводу того, что, мол, основной танк мог быть и таким. Правда, при этом за бортом оставался главный вопрос. Если танк такой классный по всем параметрам, почему в феврале 1949 года работы по нему прекратили. Причем с формулировкой «более не делать танки тяжелее 50 тонн». Потом, конечно, эту черту перешли, но осторожно, и даже близко не приближаясь к отметке 60 тонн (а ИС-7 весил и вовсе 68 тонн).

Тот самый случай, когда реставрация точно пошла на пользу

Тот самый случай, когда реставрация точно пошла на пользу

Собственно говоря, те, кто ссылается на ту самую игру, обычно пишут, что наличие ИС-7 в игре сделало его знаменитым. Хотя всё было ровно наоборот: возможность поиграть на ИС-7 стала для многих немалой мотивацией. Так-то этот танк до того был известным. Это уже сейчас, спустя почти 15 лет, ситуация выглядит иной. Хотя в своё время уже появлялось предложение поставить ИС-7 на ход, потому как он популярный. Тогда было решено ставить на ход другой танк, что стало огромной ошибкой. Принцип «лучше меньше, да больше» работает везде. Так-то этот танк мог поехать еще лет 10 назад. Но что случилось, то случилось, история не терпит сослагательного наклонения.

Постановка на ход означает, что танк может двигаться. На киносъемки он вряд ли попадет

Постановка на ход означает, что танк может двигаться. На киносъемки он вряд ли попадет

По поводу танка, который сейчас находится в Техническом центре парка «Патриот», есть небольшой спор. Существует мнение, что данная машина является образцом №4. Впрочем, более вероятно, что на полигон направили танк №3, пока нет доказательства обратного, именно эта версия является основной. Машина имеет серийный номер 712Б03 (декабрь 1947 года, Б — Кировский завод, Ленинград, 03 — третья машина), что подтверждает основную версию. Именно этот танк направили на НИИБТ Полигон, где он далее осел на музейной площадке.

Восстанавливали его с весны по начало сентября 2024 года

Восстанавливали его с весны по начало сентября 2024 года

Уже после того, как танк оказался на площадке при полигоне, до него добрались местные самоделкины (было это в 60-е). Чего именно они делали, не совсем понятно, но в это время ему как минимум перетрясали ходовую часть, зачем-то поставив гусеницы задом наперед, плюс что-то делали с оптикой. Как минимум чего-то делали с габаритными фонарями. Судя по тому, что говорят сотрудники парка, которые занимались машиной в наше время, вполне могли снести правую переднюю габаритку при повороте башни (полноценно добраться до МТО можно только так). Это объясняет, почему левый габаритный фонарь остался оригинальным, а правый заменили на более поздний.

Машина была достаточно комплектной, хотя повозиться пришлось

Машина была достаточно комплектной, хотя повозиться пришлось

Впрочем, теперь на танке нет правого переднего габарита. Да и в целом наблюдается довольно специфичное отношение Кировского завода к вопросу сборки опытных машин. Собирали их не то, чтобы спустя рукава, но есть немало моментов, скажем так, спорных. Надо сказать, что у ИС-7 габаритные фонари и так стоят на грани, то есть башня проходит над ними буквально в считанных миллиметрах. И не только над ними. На машине и шанец местами установлен так, что тоже мешает. И это еще мелочи, с учетом того, что боевая масса танка превысила расчетную на 3 тонны. Поэтому образец №3 так и не пошел на испытания.

"Щучий нос" - характерная деталь "ленинградских" тяжелых танков. Впервые ее сделали на ИС-2У

«Щучий нос» — характерная деталь «ленинградских» тяжелых танков. Впервые ее сделали на ИС-2У

Примерно такая же «атмосфера» наблюдается и с начинкой танка. В принципе, агрегатная база тут не уникальная, особенно если считать двигатель. Дизель М-50 весьма так распространен на флоте, а его дальнейшее развитие до сих пор производится. Другой вопрос, что за мотор стоит непосредственно в танке. На образце №4 мотор «умер» после 98 часов работы, при гарантированном пробеге в 200 моточасов. Аналогичный двигатель стоит и в образце №3, который явно не лучше. Не говоря о том, что в 60-е местные самоделкины с машиной что-то делали. Поэтому тем, кто приводил машину в порядок, пришлось помучиться.

Зенитный пулемет в сложенном положении

Зенитный пулемет в сложенном положении

Так или иначе, но менее чем за полгода танк превратился из недвижимости в ходовой образец. По крайней мере, двигаться самостоятельно он может. Большего от музейного экспоната и не требуется. Тем более пока что любители снимать неокупаемые нетленки за государственный счет не добрались до жанра альтернативной истории. Посему им ИС-7 не особо интересен. Той демонстрации, которая прошла в Техническом центре парка «Патриот» 8 сентября 2024 года, вполне достаточно. Тут все молодцы, безо всякой иронии. Самый большой отечественный танк привели в порядок, он поехал.

По-минимуму добавлен шанец. По поводу остального - возможности у реставраторов не безграничные

По-минимуму добавлен шанец. По поводу остального — возможности у реставраторов не безграничные

Кстати, особого ажиотажа вокруг его показа как-то не наблюдалось. О том, что парк «Патриот» занимается восстановлением ИС-7, было известно еще весной. То, что машина точно поедет, было известно за неделю до данного момента. И вот, что удивительно. На трибунах было примерно столько же людей, сколько на показе 11 мая 2024 года, когда катался СУ-76М. Из них любителей пиксельных танчиков явно меньше половины, основная масса приехала целенаправленно на День Танкиста, а не увидеть «танк, который у меня в ангаре». К вопросу о том, что уже писалось ранее. У нас и так танковая тема хорошо развита.

Внутри танка

Внутри танка

Когда ИС-7 снова можно будет видеть в движении? Ответ на этот вопрос открытый. В любом случае, возвращение его в состояние, когда он может двигаться, не означает постоянных покатушек. Машина, конечно, ездит, но не более того. Не стоит забывать, что перед вами опытный образец, который, на всякий пожарный, музейный экспонат и историческая реликвия. Если его еще пару раз в движении покажут, уже хорошо. А так в коллекции Технического центра еще хватает уникумов, которые также можно, без запредельных усилий, сделать ездящими. Если по одному в год делать, то на век хватит.

Список источников:

      • РГАЭ

источник: https://dzen.ru/a/ZulDO4qgAwLzb1NE

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account