История СУ-76 (СУ-12), первой советской легкой САУ, преодолевшей отметку 500 выпущенных экземпляров
Содержание:
Советская самоходная артиллерия имеет сложную историю. Впрочем, то же самое можно сказать и про весь остальной мир. По целому ряду причин самоходная артиллерия к началу Второй мировой войны подошла в зачаточном состоянии. Установочные партии советских САУ — это еще довольно успешный финал программы разработки довоенной самоходной артиллерии. У ряда стран не было и этого. Так или иначе, но в 1941 году пришлось начинать почти с чистого листа. Великая Отечественная война отодвинула сроки реализации программы советской самоходной артиллерии, но не более того. Правда, уже в другие сроки и зачастую на другой базе. Особенно это касалось легких САУ.
К весне 1942 года в Советском Союзе сформировался облик легкой САУ. Базой для нее предполагалось шасси с использованием агрегатов танка Т-60, позже к нему присоединился Т-70. Разработавший эту концепцию С.А. Гинзбург действовал по единственно верному пути. Использование агрегатов танка вместо готовой базы позволило получить САУ с более-менее просторным боевым отделением. Главной проблемой стала спешка, с которой создавались новые САУ. В полной мере это касалось СУ-12 (СУ-76), принятой на вооружение Красной Армии еще до начала полигонных испытаний. Данное решение позже стало для главного идеолога СУ-12 роковым.
Последствия поспешных решений
Штурмовщина, с которой создавалась СУ-12, не являлась чем-то уникальным. Подобный подход практиковался в целом ряде стран, включая Германию и США. Концепция эта была рискованной, но порой риск оправдывался. Достаточно вспомнить Т-60 и Medium Tank M3, которые запускали в серию еще до того, как машина окончательно сформировалась. Стоит также напомнить, что одновременно с СУ-12 на вооружение приняли и У-35 (будущая СУ-122), которая также еще не прошла испытания. Машина точно так же пострадала от спешки. Разница заключалась в том, что и Т-60, и Medium Tank M3, и У-35 создавались на уже отработанной агрегатной базе. Поэтому У-35 имела проблемы с боевым отделением, но не имела проблем с мотором, трансмиссией и ходовой частью.
Совсем иная ситуация образовалась вокруг СУ-12. На 400-м километре полигонных испытаний опытного образца произошла поломка КПП правого двигателя. Похожие проблемы были и у СУ-31, прародителя СУ-12. Вопрос в том, что СУ-31 имела боевую массу 10,5 тонн, а СУ-12 потяжелела до 11 тонн. Кому-то может показаться, что полтонны массы особо роли не играет. На самом деле еще как играет. Что СУ-31, что СУ-32 получились тяжелее Т-70, а это уже повлияло на тепловой режим мотора. И если у САУ с параллельным расположением мотора тепловой режим мотора оказался в разумных пределах, то СУ-32, которая оснащалась мотором ГАЗ-203, на испытаниях перегревалась. Гинзбург не просто так решил использовать параллельную схему размещения моторов и диковатого вида систему переключения скоростей.
Видя, что происходит, в ГАУ КА забили тревогу. 17 декабря 1942 начальник ГАУ КА генерал-полковник Н.Д. Яковлев, вместе с представителями ГАБТУ КА, написал письмо Молотову. В нем он потребовал доработать СУ-12, провести ходовые испытания на 500 километров, и только потом запускать САУ в серию. В НКТП были иного мнения. На следующий день после письма Яковлева появилось второе письма. В нем Гинзбург указывал, как на главную причину дефектов, плохую сработанность синхронного привода переключения КПП. Но при этом крайним автор СУ-12 сделал ГАЗ им. Молотова. По его мнению, виновато оказалось низкое качество коробок передач ГАЗ-АА. С одной стороны, во время войны качество сборки действительно упало. С другой же стороны, проблема оказалась совсем в другом. Вряд ли Семен Александрович понимал, что 18 декабря 1942 года он подписал сам себе приговор.
Работы по СУ-12, между тем, продолжались. 15 декабря 1942 года на заводе №38 состоялось техническое совещание, посвященное запуску САУ в серию. Гинзбурга на нем не было, работы по доработке легли на СКБ завода №38 под руководством М.Н. Щукина. На совещании были и представители завода №92, смежника по выпуску орудий. В общей сложности было рассмотрено 24 пункта переделок. Для ускорения процесса было решено выпускать установочную партию из 25 САУ без переделок орудийной части. С 26-й машины в орудие вносились доработки. С 1-й машины вводилась облегченная бронировка, с боков убирали перископы, при этом один добавился впереди, у командира. В таком виде САУ запустили в серию. 23 декабря 1942 года на испытания вышла серийная СУ-12 с номером 212602. С 29 по 31 декабря она прошла 502 километра, поломок КПП не обнаружилось. Это стало основанием для того, чтобы принять СУ-12 установочной партии. 25 штук, как и следовало по плану, завод сдал. С заводом №38 подписали договор о поставке 650 СУ-12 на первый квартал 1943 года — 150 в январе, 200 в феврале и 300 в марте. Стоимость одной САУ составляла 80 тысяч рублей.
Одним из существенных изменений СУ-12 основной серии, которая запускалась с января 1943 года, должна была стать крыша боевого отделения. Ее появление связывали напрямую с председателем ГКО: в переписке минимум раз установку крыши указывали как задание Сталина. Толщина крыши составляла 6 мм, немного, но этого вполне хватало для того, чтобы защитить от осколков снарядов и прочего, летящего сверху. Впрочем, производственные возможности завода не позволили установить крышу с первой машины крупной серии. Отсутствие проката необходимой толщины сделало невозможным внедрение столь ответственного нововведения. Вместе с тем, вариант СУ-12 с крышей утвердили уже в начале февраля 1943 года. Уже тогда было решено вернуть боковые перископы на место, а для облегчения попадания внутрь в задней части крыши сделали створку люка. Таким образом, кормовой люк становился четырехстворчатым.
С началом крупносерийного производства завод №38 имел хорошую кооперацию по орудийным системам. Например, к 18 января 1943 года завод еще имел запас в 23 орудия ЗИС-3, еще 70 было в пути. А вот с самими САУ имелись проблемы. На то же число сдали всего 2 САУ из 18 собранных. На 30 января приняли всего 17 из 81, окончательно же сдали 40 штук. Причина была всё той же — проблемы с КПП. Причиной проблем называли уже не качество коробок передач, а отсутствие запаса прочности шестерен. По поводу работы КПП 23 января состоялось еще одно совещание, помимо Щукина, на заводе №38 присутствовали Гинзбург и А.А. Липгарт, главный конструктор ГАЗ. Уже дальше появилось понимание — надежно система работала с рядом условностей. Это строжайшее соблюдение соосности моторов, жесткость днища, определенные сорта стали, необходимые для производства шестерен КПП, а также хорошее знание механиком-водителем матчасти. Всё это наводит на мысль, что испытания 29-31 декабря 1942 года прошли на «эталонной» машине с опытным механиком-водителем. А дальше началось то, что было ожидаемым. Крупная серия, уже не эталонная сборка и так далее.
Масла в огонь подлил Липгарт. Обвинения Гинзбурга в том, что виновато качество сборки коробок передач, главный конструктор ГАЗ им. Молотова отверг. Приведенные в письме от 12 февраля 1943 года доводы были железобетонными. Коробка передач и не была рассчитана на столь высокую нагрузку, тем более в схеме с параллельным расположением моторов. Она нормально работала на ГАЗ-АА, не было проблем и на Т-40/Т-60. В случае с СУ-12 «вылетали» шестерни правой КПП, чаще всего задней передачи, что вызывало разрыв картера коробки. Неспроста стали появляться идеи с новым механизмом включения коробок передач. В конце февраля также появились случаи вылета и шестерен первой передачи. Завод внедрил новую, поводковую систему переключения КПП и фиксаторы. Сама система переключения КПП критиковалась за плохое переключение, этим объяснялся большой процента брака перед выездом на сдаточные испытания. Одним словом, вылезла масса проблем. Неудивительно, что вместо 200 САУ за февраль сдали 150 САУ.
Мартовский план снизили до 200 штук, а на заводе вовсю шло расследование по поводу происходящего. При этом разбирательства вокруг коробок передач привели к крайне неприятным для Гинзбурга выводам. В марте 1943 года был вынужден реагировать его начальник, нарком танковой промышленности И.М. Зальцман. В письме на имя Молотова он признавал, что часть проблем связана именно с выбранной схемой. Делались эти выводы по итогам расследования, которое провело СКБ завода №38. По итогам разбирательств СКБ предложило усилить днище, повысить соосность моторов и установить их на резиновых амортизаторах, а также ввести гибкие муфты в КПП. Одновременно заводу №38 поручили создать образец САУ с моторно-трансмиссионной группой Т-70. При разработке учитывались, в том числе, и недостатки системы охлаждения СУ-12. Таким образом, уже в марте 1943 года над Гинзбургом стали сгущаться тучи.
Как и в феврале 1943 года, объем выпуска составил 150 штук. При этом повторялась ситуация февраля месяца, когда по факту завод сдавал едва ли не половину машин в следующем месяце. На 29 марта было построено 109 СУ-12, а сдано 39. Это являлось одной из причин, почему вылезали дополнительные проблемы с качеством. Помимо решения проблем с КПП, на заводе внедряли и нововведения. Главным из них стала уже упомянутая крыша рубки. Официально ее должны были внедрить с 1 марта, точной даты, когда она появилась, нет, тем не менее, часть САУ мартовского выпуска крышу получила. Без крыши изготовили более 200 СУ-12, именно они и мелькают на некоторых снимках. Это послужило появлению мифа о том, что крыши снимали в войсках. На самом деле их наоборот требовали ставить почти с самого начала боевого применения СУ-12. Финальная версия крыши боевого отделения немного отличалась от того, что предполагалось изначально. Кроме того, фару перенесли с левого борта корпуса на лобовой лист рубки.
Результатом выявившихся проблем стало резкое снижение планов по выпуску СУ-12. За апрель завод №38 сдавал 100 САУ, на сей раз он норму выполнил. Другое дело, что сложившаяся ситуация (а к концу февраля из строя вышло 79 САУ) вызвала волнение на самом верху. По указанию Сталина СУ-12 стали выводить из боевых частей, а на заводе №38 срочно начали внедрять модернизацию моторно-трансмиссионной группы. Все САУ апрельского выпуска были уже модернизированными. Также за апрель месяц переделали 100 ранее выпущенных СУ-12. Проблема заключалась в том, что из 200 модернизированных САУ, отправленных в Московский артцентр, за май сломалось 10 КПП. Впрочем, еще до того Сталин подписал постановление ГКО №3184сс «О самоходных установках СУ-76» от 14 апреля 1943 года. В нем он ясно выразил отношение к тому, кто виноват, а также как с этим бороться. На №38 создавались специальные бригады, которые высылались на фронт. Их задачей становилась модернизация ранее выпущенных СУ-12.
Выявившиеся проблемы заставили ГБТУ КА провести дополнительные испытания пяти СУ-12 с модернизированной моторно-трансмиссионной группой. Надо сказать, что некоторые исследователи ввели для них индекс СУ-12М, вот только про него ни в войсках, ни в иной переписке не знали. Так вот, с 16 по 25 мая из 5 машин 2 выбыли из строя в виду поломки коробок передач. 25 мая соображения по этому поводу высказало командование ГБТУ КА. Именно тогда появился проект постановления ГКО №3530 «О самоходных установках СУ-76», поставивший крест на судьбе Гинзбурга. Сначала этот текст поступил на рассмотрение Молотова, и только потом он оказался у Сталина. Подписал он его 7 июня 1943 года.
Продолжавшие вылезать проблемы привели к тому, что за май 1943 года завод №38 план в 150 машин выполнить не смог. Всего сдали 110 машин. За 5 дней июня ни одной машины завод не сдал, а далее Сталин подписал постановление ГКО №3530. Согласно ему, выпуск СУ-76 (так СУ-12 именовалась с апреля 1943 года) прекращался, а завод готовился к выпуску новой САУ — СУ-15. Гинзбурга отстранили от танкостроения, дав указание «направить в распоряжение НКО для использования в войсках Действующей Армии». Так он оказался зампотехом в 32-й танковой бригаде. Не исключено, что далее он бы смог вернуться к своей деятельности, но 3 августа 1943 года в районе деревни Малая Томаровка Курской области Гинзбург погиб. Что же касается СУ-12, то за июнь 1943 года удалось сдать еще 33 САУ. В общей сложности их сдали 608 штук (плюс опытный образец), из них 604 ушло в войска.
Напоследок стоит упомянуть одну разработку, которая имела прямое отношение к СУ-12. Как уже говорилось выше, в декабре 1942 года завод №92 обязали доработать установку ЗИС-3. Данная версия получила индекс ЗИС-3-СУ-12. Вместе с тем, на заводе помнили о пожелании ГАБТУ КА и ГАУ КА сделать установку более компактной — по типу ГАЗ-71. В результате на свет появилась установка ЗИС-8, созданная КБ завода №92 под руководством инженера Абрамова. Аналогично ГАЗ-71, от обрезанного лафета ЗИС-3 отказались, теперь пушка крепилась на штыре. Тем самым освободилось место, а число деталей сократилось на 26 штук. Сокращалось и время изготовления, а боекомплект увеличивался на 14 унитаров.
Опытный образец ЗИС-8 был испытан в период с 6 по 7 мая 1943 года. Всего произвели 56 выстрелов, из них 53 усиленным зарядом. По итогам испытаний ЗИС-8 предлагалось принять на вооружение. Главным препятствием для положительного решения стала критическая ситуация вокруг СУ-12. Тем не менее, работы завода №92 не прошли впустую. На СУ-76М устанавливалась похожая система, созданная явно по опыту разработки ЗИС-8.
Удачная, но дефектная
Форсирование боевого применения СУ-12 форсировалась не меньшими темпами, чем ее производство. Уже 5 января 1943 года в Учебный центр самоходной артиллерии отправились первые 26 САУ (25 серийных и опытный образец). 27 декабря 1942 Сталин подписал постановление ГКО №2662сс «О сформировании самоходных артиллерийских полков РГК». Согласно ему, всего формировалось 30 САП численностью 307 человек в каждом. Штат № 08/158 подразумевал наличие в каждом таком полку 16 СУ-12 и 8 СУ-35. САУ распределялись по 6 батареям, в каждой находилось по 4 самоходки. Окончательно предполагалось сформировать полки к 30 марта. Отсюда и такие большие объемы заказов по САУ.
Проблемы начались еще на стадии формирования полков. Из 26 САУ, прибывших первыми, 3 пришлось отправить на завод №40 в Мытищи, еще 9 ремонтировалось на месте. Правда, пока речь шла не о коробках передач, а различных дефектах другого рода. Хватало заводского брака, имелись претензии, связанными с тепловым режимом моторов (они переохлаждались). Всего за январь 1943 года на формирование частей уехало 35 САУ, чего было явно недостаточно для оснащения четырех полков, как предполагалось изначально.
Пока шла битва с коробками передач, штат самоходных артиллерийских полков изменился. Поскольку производство СУ-12 явно срывалось, ввели штат № 08/191. Он предусматривал 2 батареи по 4 СУ-12 и 3 батареи по 4 СУ-35. По нему сформировали 1433-й и 1434-й САП, первые, достигшие боеготовности. Оба полка отправились на Волховский фронт, причем применяли их явно не по назначению. Согласно приказу НКО СССР № 020 от 10 января 1943 «Об усилении огневой мощи танковых и механизированных частей и соединений КА», САП-ы являлись средством усиления танковых и механизированных корпусов. По факту 1433-й САП действовал совместно с танковыми бригадами, а 1434-й САП поддерживал подразделения 187-й стрелковой дивизии.
Основную скрипку играли СУ-122, как имеющие более толстую броню и более мощное вооружения. Тем не менее, сама по себе концепция СУ-12 оказалась вполне удачной, при условии, что машина не ломалась. В 1434-м САП вели довольно подобный ответ по эксплуатации, который позже лег в основу мероприятий по улучшению СУ-35 и СУ-12. В полку коробки передач ломались 3 раза, причем жалобы шли и на механизм управления. Жалоба шла и на сложный запуск моторов, потому что генератор был всего на одном из них, поэтому заводить следовало последовательно. В 1434-м САП первыми пожаловались на отсутствие крыши над головой, что форсировало внедрение крыши. А еще самоходчики пожаловались, что их используют как танки, причем на указания использовать их иначе плевать хотели. Любимые фокусы пехоты «отстать» заканчивались понятным образом.
По итогам применения самоходных артиллерийских полков в феврале-марте 1943 года был сделан ряд выводов. Во-первых, от практики создания смешанных полков отказались. Для СУ-12 ввели штат № 010/456, который подразумевал 21 САУ — командирскую и 5 батарей по 4 машины в каждой. Во-вторых, с 3 апреля индекс машины сменился на СУ-76. В-третьих, 23 апреля 1943 года вышел НКО СССР № 0291 «О передаче самоходной артиллерии в ведение командующего бронетанковыми войсками Красной Армии». Теперь структуры, ответственные за производство и разработку самоходных установок, подчинялись ГБТУ КА. Впрочем, некоторые хорошие начинания внедрялись не сразу. Смешанные САП-ы по штату № 08/191 продолжали действовать и весной, и летом 1943 года. При этом оперативная передышка пошла на пользу. Как раз в апреле-июне 1943 года лихорадочно шла работа по модернизации моторно-трансмиссионной группы СУ-76.
В виду проблем с надежностью применение самоходных артиллерийских полков по штату № 010/456 было ограниченным. Тем не менее, СУ-12 вполне себе повоевали. Принимали они участие и боях на Курской Дуге, причем и на северном, и на южном фасе. Например, к 9 июля 1943 года в составе 1446-го САП имелось 12 СУ-122 и 9 СУ-76, из них 1 СУ-76 отстала в виду технической неисправности. В полосе действия 63-й армии действовал 1444-й САП, имевший в своем составе 8 СУ-76 и 12 СУ-122. Также на Курской дуге сражались 45-й и 193-й танковые полки, в которых имелось, в общей сложности, 11 СУ-12. Часть из этих полков имели на вооружении ранние СУ-76 выпуска января-февраля 1943 года. Часть получила САУ с крышами, о которых жарким летом 1943 года были не самые лестные воспоминания.
Насколько долго провоевали СУ-12, вопрос открытый. Дело в том, что в документах часто не делали различий между СУ-12, СУ-15М и СУ-76И. Поэтому какая из трех СУ-76 имелась в виду, хороший вопрос. Так или иначе, эти машины попадаются на снимках вплоть до лета 1944 года. Дальше их потихоньку списали, как это случилось и с СУ-76И. Какие-то обломки попадаются, вполне возможно, может когда-то и такая машина соберется. Не самая надежная, эта САУ проложила дорогу СУ-15М, самой массовой САУ в истории. Даже со всеми своими болячками она оказалась вполне удачной.
Список источников
-
-
- ЦАМО РФ
- РГАЭ
- РГАСПИ
- РГАКФД
- Архив автора
- Память Народа
- Документы Советской Эпохи
-
источник: https://dzen.ru/a/Y8PyRUMe-RGc0CH2