Идеальное сочетание огневой мощи и скорости. История французского среднего танка Char Moyen de 50t от компании FCM
В межвоенный период во французском танкостроении сложилась не очень здоровая ситуация. Если у тех же немцев танками занималось всего несколько фирм, причем основная их часть находилась под колпаком 6-го отдела Департамента Вооружений, то число французских производителей танков оказалось больше. Причем действовали они зачастую самостоятельно. Слишком самостоятельно. Бывали случаи, когда несколько французских фирм выпускало одну модель танка, но это скорее редкость. Зато три танка, равнозначные по ТТХ, но разные по конструкции — это запросто. Да и в конкурсы обычно французские фирмы залезали шумною толпою. Причем после Второй мировой войны ситуация почти не поменялась.
31 июля 1945 года стартовал конкурс на создание нового среднего танка для французской армии. Он должен был заменить «промежуточный» танк ARL 44, который стал стремительно устаревать, еще даже не появившись на свет. Началось всё с AMX, где к этой дате уже работали над AMX 45, вскоре переименованном в AMX M4. Далее в конкурс вписались основные игроки — Lorriane, Renault, SOMUA (Schneider) и FCM. Последняя оказалась второй за AMX, подготовив проект среднего танка Char Moyen de 50t FCM.
Для судостроительной компании Forges et Chantiers de la Méditerranée танкостроение являлось скорее непрофильным бизнесом. После окончания войны FCM вложилась с модернизацию судостроительного производства, что обеспечило ее хорошими контрактами. Тем не менее, с танкостроением судостроители пока завязывать не планировали. Больше того, FCM оказалась первой после AMX, кто отреагировал на новые требования по 50-тонному танку. Проект 50-тонного танка появился в декабре 1945 года, спустя всего месяц после аналогичной разработки AMX.
Следует уточнить один момент, связанный с данным проектом. До недавнего времени единственным более-менее адекватным источником информации по данному танку являлся сайт Chars Francais, где его именуют как тяжелый танк. Но вплывшие несколько лет назад фотокопии документов говорят слегка об ином. На обложке четко написано Char Moyen de 50t, словарик вам в помощь. Да, французские военные считали, что средний танк может весить 50 тонн. Никого же не смущает 50-тонный Centurion Mk.3? А он вполне себе средний танк.
Надо сказать, что инженерам FCM изначально упростили жизнь, поскольку разрабатывали они только шасси. Башня у Char Moyen de 50t FCM была такой же, как на AMX M4. Разрабатывала ее DEFA, причем есть один тонкий момент. Дело в том, что на эскизном проекте была показана исходная конфигурация башни, а в декабре 1945 года она уже несколько изменилась. Как — смотрите на то, как развивался AMX M4. Башню инженеры AMX не проектировали. Неизменной оставалась 90-мм пушка SA 45, созданная на основе немецкой 8,8 cm KwK 43 L/71.
Скорость разработки обычно означает, что в ее основе что-то уже используется. Если при разработке ARL 44 использовались наработки по Char B, а инженеры AMX вовсю брали немецкие компононенты, то на Forges et Chantiers de la Méditerranée решили совместить. Обычно, упоминая FCM 50t, как часто называют этот танк, говорят про Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B. Но если вы посмотрите на продольный разрез корпуса ARL 44 и Char Moyen de 50t FCM, то увидите практически одинаковую лобовую часть. Да, МТО другое, нет боковых выступов под ходовую часть, но эта машина тоже отчасти происходит от Char B. Учитывая, что FCM была одним из главных производителей данного танка, неудивительно.
Такой подход к корпусу оказался весьма сомнительной идеей. Дело в том, что у ARL 44 моторное отделение был сравнительно небольшим, длина корпуса составила 6915 мм (у AMX M4 длина корпуса оказалась еще меньше). На FCM явно расслабились, так что длина корпуса была куда больше — 7700 мм. Основной объем заняло МТО, причем мотор (Maybach HL 295) запихнули под башню. Вынимать его оттуда было бы весело. Неудивительно, что подсчет массы дал результат, ставший пищей для размышлений. Боевая масса составляла 54240 кг, так что 50-тонным проект FCM мог быть только в пустом состоянии — без топлива, боекомплекта, экипажа итд. Уже на этом этапе он выглядел сомнительно.
В случае с ходовой частью немецким было решение с шахматным расположением опорных катков большого диаметра. На этом сходство заканчивалось. Так получил довольно хитрую гидропневматическую подвеску, вынесенную наружу. Учитывая большое число трубок снаружи, попадание шального осколка снаряда могло вывести ее из строя, не поражая сам танк. Масса вопросов вызывали траки, которые являлись развитием идеи ARL 44. Заявлялась максимальная скорость 51 км/ч и средняя скорость 27 км/ч, но с такой конструкцией траков вряд ли бы они продержались долго.
Еще одним моментом, который вряд ли понравился французскому командованию, являлись габариты машины. Помимо того, что полная высота танка составляла 3320 мм (по крыше башни 3020 мм), танк получался еще и очень широким (3570 мм). На FCM предусмотрели транспортные гусеничные ленты, которые снижали ширину до 3290 мм. Но с такой высотой Char Moyen de 50t FCM пролезал не во все тоннели, Для сравнения, AMX M4 имел полную высоту 2950 мм.
Судя по переписке, FCM пыталась доработать свой танк, в январе 1946 года появился доработанный вариант проекта. Но уже мало что могло поменяться. Танк не имел преимуществ по сравнению с AMX M4, при этом он получался длиннее, тяжелее и больше. Изготовлять его в металле не было никакого смысла. Поэтому Char Moyen de 50t FCM так и остался на бумаге, в отличие от разработок Lorraine и SOMUA. На этом Forges et Chantiers de la Méditerranée с танками завязала, сконцентрировавшись на судостроении.
Список источников:
- Материалы CAAPC (Centre des archives de l’Armement et du personnel civil)
- chars-francais.net
источник: https://dzen.ru/a/ZfKI8RBvqylDGcIo