Юрий Пашолок. Попытка развития итальянского тяжелого танка

19

Юрий Пашолок. Попытка развития итальянского тяжелого танка

Carro Armato P 43 и другие попытки создать наследника итальянского тяжелого танка Carro Armato P 40

Одна из ключевых проблем во время больших войн заключается в том, что частенько не удается выдержать темп в гонке вооружений. В полной мере это касается и бронетанковой техники. Во время Второй мировой войны с целым рядом стран сложилась ситуация, когда они попросту не смогли соревноваться с другими танкостроительными державами. Например, даже если бы Франция смогла устоять в кампании мая-июня 1940 года, ей всё равно ничего хорошего не светило. Немного зная ситуацию во французском танкостроении, можно уверенно говорить о том, что если не в мае-июне, то максимум осенью 1940 года был бы тот же результат. Другие страны неплохо начинали, вступая в войну, но дальше ни по объемам выпуска, ни по развитию танков не могли догнать противника. В полной мере это касается Италии.

Снизу вверх - Carro Armato P 40, Carro Armato P 43, Pz.Kpfw.Panther

Снизу вверх — Carro Armato P 40, Carro Armato P 43, Pz.Kpfw.Panther

В ноябре 1942 года, спустя почти 2,5 года развития, было принято решение о запуске серийного производства Carro Armato P 40. Он стал первым тяжелым итальянским танком, который производился серийно. Тяжелым он являлся крайне условно, поскольку к концу 1942 года по вооружению, массе и броневой защите скорее относился к среднему классу. Судя по всему, это понимали и в итальянском командовании. С большой долей вероятности, выпускался бы Carro Armato P 40 только в 1943-первой половине 1944 года. Уже в 1944 году предполагался другой танк — Carro Armato P 43.

P 43 изначально был крупнее P 40 и получал трехместную башню

P 43 изначально был крупнее P 40 и получал трехместную башню

Впервые про улучшение Carro Armato P 40 заговорили еще в сентябре 1942 года. Дело в том, что 75-мм пушка с длиной ствола 43 калибра имела ограниченное бронепробитие. С другой стороны появилась альтернатива в виде 105-мм гаубицы c длиной ствола 23 калибра. Позже она превратилась в Obice da 105/25. Кумулятивные снаряды этой гаубицы поражали лист толщиной 100 мм, что делало уязвимым даже Churchill. Правда, поначалу речь шла не о вооружении танка, а создании штурмовой САУ. Хотя гаубица потом еще всплывет, и не как вооружение штурмовой САУ.

Хорошо заметна разница между этими танками

Хорошо заметна разница между этими танками

Далее, 26 января 1943 года, прошло обсуждение возможного создания командирского танка, схожего по назначению с Carro Commando per Semovente Da 75/18. Речь шла о базбашенном танке, получавшем две радиостанции, вооружение в виде пулемета Breda 31 калибра 13,2 мм, а также с экипажем из 4 человек. Судя по всему, эти машины должны были идти как командирские танки в батальоны танков прорыва. Впрочем, и это начинание оказалось не более чем обсуждением. Более интересные вещи начались в марте 1943 года.

30-тонный танк должен был получить бензиновый мотор SPA Tipo 242 мощностью 430 лошадиных сил. Так что с подвижностью у него всё было хорошо. Правда, строить Carro Armato P40 не стали

30-тонный танк должен был получить бензиновый мотор SPA Tipo 242 мощностью 430 лошадиных сил. Так что с подвижностью у него всё было хорошо. Правда, строить Carro Armato P40 не стали

Изначально Carro P был с трехместной башней, но еще в 1940 году экипаж сократили. И вот теперь, спустя 2 года эволюции, вождь Соколиный Глаз заметил, что у сарая три стены. Кроме того, стало очевидно, что танк требует доработки. Итальянцы узнали о существовании Pz.Kpfw.Panther (по ряду данных, они даже собирались освоить выпуск «Пантеры» по лицензии). Знакомство не вызвало положительных эмоций, поскольку стало ясно, что свой танк устарел. В апреле 1943 года появилась спецификация (а заодно и деревянная модель в масштабе 1:10) Carro Armato P 43. Боевая масса возрастала до 30 тонн, но за счет использования бензинового мотора SPA Tipo 242 (бензиновой версии Tipo 342) мощностью 430 лошадиных сил скорость даже чуть подросла. Танк имел трехместную башню с командирской башенкой, а вторым вариантом вооружения стала гаубица Obice da 105/25. Толщина лобовой брони выросла до 80 мм, а бортов — до 50 мм.

В перспективе у итальянцев не всё так плохо было с танковыми моторами. Но одно дело бумага, другое реальная ситуация

В перспективе у итальянцев не всё так плохо было с танковыми моторами. Но одно дело бумага, другое реальная ситуация

Согласно планам, в серию Carro Armato P 43 запускался с 1944 года. Планы совсем не фантастические, поскольку SPA Tipo 242 прорабатывался еще с 1942 года. И не он один. Для «колониального» Carro Armato P 40 (он же Carro Armato P 40 Celere) прорабатывался форсированный мотор SPA Tipo 343 мощностью 460 лошадиных сил. Был еще и 700-сильный дизельный мотор SPA Tipo 344, правда, он выглядел более далекой перспективой. Так или иначе, но итальянские военные смотрели далеко вперед. И даже Carro Armato P 43 являлся скорее промежуточным этапом.

Эскизный проект Carro Armato P 43 bis, конец апреля 1943 года

Эскизный проект Carro Armato P 43 bis, конец апреля 1943 года

До наших дней сохранился макет и схема еще более амбициозного танка. Им стал Carro Armato P 43 bis, который прорабатывался уже после оккупации Италии. О нем есть некоторая информация с немецкой стороны, датированная 13 ноября 1943 года. Согласно ей, Ansaldo прорабатывала танк с боевой массой 35 (итальянские данные 34) тонн. Лобовая броня осталась той же, что и у Carro Armato P 43, а борта усилили до 60 мм. Также теперь борта по периметру имели рациональные углы наклона. В качестве вооружения предполагалась 90-мм пушка с длиной ствола 42 калибра.

Как и предшественник, танк дошел до стадии макета

Как и предшественник, танк дошел до стадии макета

Начались работы по Carro Armato P 43 bis еще до оккупации Италии. Предполагалось, что заказ составит 150 танков, но немцам было не до бумажных проектов. Вероятнее всего, что P 43 и P43 bis имели уже сварные корпуса и башни. В 1944 году прорабатывался вопрос организации выпуска «Пантеры», но до реальных шагов дело не дошло. Также есть основания говорить о том, что полумифический Carro Armato P 44 всё же имеет некоторые обоснования. Судя по всему, он должен был получить торсионную подвеску по типу Carro M Celere Sahariano. Не исключено, что Carro Armato P 44 являлся своеобразной адаптацией «Пантеры» к особенностям итальянской промышленности. В любом случае, чисто немецким этот танк точно бы не стал.

Появился он слишком поздно, чтобы его изготовили в металле

Появился он слишком поздно, чтобы его изготовили в металле

В заключение стоит отметить, что итальянское развитие тяжелых танков выглядело вполне адекватным. Получались, правда, скорее средние танки, но вполне самобытные. Для итальянских разработок характерна небольшая высота (даже Carro Armato P 43 bis имел полную высоту 2367 мм, что заметно ниже «Пантеры») и высокая удельная мощность. Другой вопрос, что шансов всё это реализовать не имелось. После войны всё пришлось начинать сначала, да и то, оказалось проще выпускать танки по лицензии.

Список источников:

      • I mezzi blindo-corazzati italiani 1923-1943. Dal reparto carri armati al corpo d’armata corazzato, Nicola Pignato, Storia Militare, 2005
      • Gli autoveicoli da combattimento dell’Esercito Italiano P.2 (1940-45), Nicola Pignato, Filippo Cappellano, SME, 2002
      • P.40 il mito del più potente carro armato italiano della seconda guerra mondiale, Nicola Pignato, Storia Militare, 2009
      • Panzer Tracts No. 19-2: Beute-Panzerkampfwagen: British, American, Russian, and Italian Tanks Captured from 1940 to 1945, Thomas L. Jentz, Werner Regenberg, 2008

источник: https://dzen.ru/a/ZCcbGJZSeB601JPe

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account