Юрий Пашолок. Попытка исправить Renault R 35
История французского танка Renault R 40, ставшего прямым развитием Renault R 35
Содержание:
Ситуация вокруг французской танкостроительной программы 30-х годов больше напоминала фарс. Обладая развитой оборонной промышленностью, Франция умудрилась сделать так, что оказалась в позиции догоняющего. При этом французские военные старательно выбирали наименее перспективные идеи. Сначала они смогли надуть легкий танк до размеров и массы среднего, а затем выбрали, как наиболее приоритетный, танк тяжелого класса. Основным критерием для своих танков французы выбрали надежную броневую защиту, но выяснилось, что она далеко не всегда спасает. Обратной стороной медали стала низкая подвижность. Поначалу это не казалось проблемой, поскольку французы ждали войну типа Первой мировой. Но далее выяснилось, что война будет совсем другой.
Одним из примеров того, как французские военные сами себе создавали проблемы, стала история легкого танка Renault R 35. Сама его концепция, для 1933 года, выглядела вполне рядовой. Двухместные легкие танки, выполнявшие роль «пулеметного гнезда», тогда много кто создавал. Другой вопрос, что исходный танк (точнее, танки) умудрились перегрузить, что прямо сказалось на его характеристиках. Пострадала не только подвижность, но и ходовая часть в целом. Renault R 35 на пересеченной местности вел себя неважно. В результате к 1938 году появилась идея модернизировать ходовую часть самого массового танка французской пехоты. Результатом этих работ стал танк, известный как Renault R 40. Он же оказался и первой самостоятельной разработкой AMX.
Битва с ходовой частью
В проблемах, которые возникли с Renault R 35, французское пехотное командование могло винить исключительно себя. Изначальный танк, созданный Renault, вполне вписывался в техническое задание. Предполагалось, что будет разработан двухместный легкий танк с боевой массой 6 тонн и вооружением в виде либо 37-мм пушки SA 18, либо спарки пулеметов MAC Mle.1931 и броней 30 мм по периметру. Задание на танк спустили 3 августа 1933 года, быстрее всего с ним справились на Renault. Как раз в то время там шли работы по модернизации танка-разведчика Renault VM. Используя отработанные технические решения, в том числе и по ходовой части, инженеры Renault создали легкий пехотный танк Renault ZM. Исходная машина более-менее вписывалась в техническое задание, вполне хватало и 5-катковой ходовой части.
Главная проблема заключалась в том, что 22 мая 1934 года появилась доработанная спецификация. Вооружение теперь состояло из 37-мм пушки SA 18 и спаренного пулемета MAC Mle.1931, максимальная скорость выросла до 20-25 км/ч. Самое главное, что толщина брони выросла до 40 мм, а боевая масса до 9 тонн (по ТТТ). В этот момент большинство танков по новой программе уже находилась на финальной стадии разработки. Что-то кардинально менять было уже поздно. В результате финальная версия Renault ZM, принятая вооружение как Char léger Modèle 1935 R, имела боевую массу порядка 10 тонн. Подвижность упала, а главное, что ходовая часть, создававшаяся под боевую массу 6,5-7 тонн, оказалась перегружена. Особенно это ощущалось на бездорожье. Имелись определенные проблемы и во время движения по шоссе. Резиновые бандажи опорных катков не отличались долговечностью. Похожие проблемы были и у Hotchkiss H 35, создававшегося по той же программе, но доставшегося кавалерии. Но если у H 35 на каждый каток приходилось менее 900 кг нагрузки, то у R 35 получилось больше тонны.
Проблема со слабой ходовой частью в полной мере вылезла во время тактических учений, проходивших в течение 1937 года. Попытки решить проблему малой кровью ни к чему не привели. Вполне ожидаемо, с учетом того, что танк, по сравнению с исходной разработкой, перегрузили в 1,5 раза. Окончательное решение о необходимости модернизации ходовой части приняли в мае 1938 года. К тому моменту над решением проблемы работало два коллектива — Renault, чей завод национализировали в декабре 1936 года, и AMX (собственно говоря, то т самый национализированный завод). Даже после национализации завода в Исси-ле-Мулино Renault продолжала играть активную роль в танкостроении. В Булонь-Бийанкур предложили самое простое решение. Длину ходовой части увеличили за счет вставки в хвостовой части корпуса, выноса ленивца назад, а также добавлением еще одного опорного катка.
Немного позже Renault подготовила еще один, «малый» вариант модернизации. Заключался он в том, что вместо 1 опорного катка ставилась тележка с 2 цельнометаллическими опорными катками малого диаметра. Выглядело это весьма диковато, да и результаты испытаний оказались отрицательными. Подвижность сравнили с Renaulf FT, что совсем не повод для гордости. Неудачной оказалась и первоначальная идея с удлиненным шасси. Боевая масса выросла на 700 кг, что сказалось на подвижности и дальности хода.
Инженеры AMX подошли к вопросу несколько иначе. То, что Renault R 35 тихоходный танк, не являлось секретом, посему ходовая часть скоростного танка-разведчика выглядела не особо уместной. Поэтому основой было решено взять идеи, реализованные на Renault NC и Char D. Как раз в это же самое время шла работа по легкому танку AMX 38, который, в перспективе, заменял Renault R 35. 2 группы по 2 опорных катка, группированных в тележки, имели свечную подвеску. 2 узла подвески крепились к «коромыслу», благодаря чему ход подвески увеличивался. Такая система позволяла поднять плавность хода. Общее число опорных катков выросло до 12 штук, для тихоходного пехотного танка это выглядело более подходящей идеей.
Ходовая часть AMX получилась довольно громоздкой и тяжелой. Масса танка возрастала на 1100 кг, что, естественно, было совсем не плюсом. С другой стороны, на испытаниях именно эта ходовая часть показала себя лучше всего. Пытаясь обойти новых конкурентов, инженеры Renault начали разработку третьего варианта ходовой части. Подобно разработке AMX, он имел свечную подвеску, но без коромысла. Число опорных катков достигло 9, из них 1 (последний) имел индивидуальную подвеску, остальные группировались в тележки по 2 катка. Крепилось всё это на «лыже» типа той, что ставилась на Renaulf FT. Снаружи, аналогично ходовой части AMX, разработка Renault прикрывалась экранами толщиной 8 мм.
Испытания показали, что ничего хорошего у Renault не получилось. Мало того, что сама по себе подвеска получилась хуже, так еще и масса танка увеличивалась на 2 тонны. Примерно в то же самое время Lorraine представила своё видение модернизации ходовой части. В Люневиле, как обычно, не стали сильно мучиться, взяв за основу ходовую часть транспортера Lorraine 37 L. Сверху, для надежности, поставили мощный швеллер. По итогам внезапно выяснилось, что работает такая ходовая часть плохо. Это не считая того, что боевая масса возрастала на 1,5 тонны, а в корпусе требовалось просверлить 118 новых отверстий. Естественно, и эта разработка ушла в корзину.
На AMX времени зря не теряли. Финальное решение по ходовой части немного отличалось от исходной разработки. Также была создана и альтернативная версия. Свечи и 2 группы по 2 опорных катка сохранили, но от коромысла отказались, заменив его на похожую конструкцию, которая крепилась заметно ниже. Дополнительно ввели листовые рессоры, а также центральный узел подвески с резиновыми «шайбами» как упругий элемент. Выбрали, впрочем, менее революционную версию. Эта конструкция имела ту же массу, что и первый вариант, но обеспечивала более высокую плавность хода.
Окончательно с новой ходовой частью определились в начале 1939 года. 16 февраля было решено утвердить ходовую часть разработки AMX. Танк с новой ходовой частью утвердили как Char léger Modèle 1935 R modifié 1939. Впрочем, с ним случилась та же история, что и с Hotchkiss H 39. Финальный индекс, который получила машина, оказался более «поздним». Известен танк как Renault R 40. Что же касается ходовой части AMX, то ее пытались пристроить и на кавалерийском танке Hotchkiss. Связано это оказалось с разрушением резиновых бандажей Hotchkiss H 35. Впрочем, для кавалерийского танка «тихоходная» ходовая часть AMX подходила плохо. Поэтому от такой идеи отказались.
Слишком припозднившаяся модернизация
То, что индекс Char léger Modèle 1935 R modifié 1939 является «преждевременным», было очевидным. Дело в том, что новую ходовую часть предполагалось вводить с 1501-го Renault R 35. Даже простой математический подсчет показывал, что первые танки с новой ходовой частью будут сданы не ранее февраля 1940 года. Собственно говоря, поэтому позже и появился индекс Renault R 40.
На самом деле и эта дата оказалась оптимистичной. Несмотря на то, что Renault вроде как лишилась завода в Исси-ле-Мулино, на самом деле она продолжала играть важную роль в программе Renault R 35. Помимо моторов и прочих агрегатов, компания обеспечивала AMX и ходовой частью. Так вот, ходовая часть Renault R 40 выпускалась тоже Renault, на заводе в Понтльё, что на юге от Ле-Мана. Завод был по уши загружен заказами по транспортерам Renault UE, поэтому в необходимые сроки наладить выпуск подвески не смог. Первые 15 комплектов ходовой части сдали в марте 1940 года, еще 38 в апреле, еще 73 в мае.
Следует отметить, что сдача ходовой части совсем не означала немедленное начало сборки новых танков. Дело в том, что в феврале-апреле 1940 года AMX занималась, по большей части, сдачей танков на экспорт. 150 танков выпуска февраля-апреля 1940 года предназначались для Турции (100 штук) и Югославии (50 штук). Французская армия тоже получала танки в этот период, но в меньших объемах. Поэтому Renault R 35 продержался на производственных линиях по май 1940 года включительно.
Предполагалось, что первым Renault R 40 был танк с регистрационным номером 51541. Недавно выяснилось, что это была ошибка, реально первым танком новой версии стала машина с регистрационным номером 51546, изготовленная в мае 1940 года. Сдали первые машины данного типа 19 мая, всего же до конца месяца удалось сдать 83 танка. Они несли все признаки самых последних Renault R 35. Речь идет о «хвосте», а также длинноствольной 37-мм пушке SA 38.
В связи с подходом фронта к Парижу производство Renault R 40 также частично перенесли. Последние танки собирались на заводе Renault в Сент-Этьен. По иронии судьбы, последние танки сдавались согласно контракту №98114 D/P от 2 сентября 1939 года, который открывал заказы военного периода. В общей же сложности сдали 150 Renault R 40. Они стали первыми массовыми танками разработки AMX, заодно оказавшись и единственными «новыми» французскими танками, которые
Стоит отметить еще одну машину, имеющую прямое отношение к Renault R 40. Завод Renault в Понтльё к моменту окончания боевых действий имел определенное число комплектов ходовой части, которые остались бесхозными. Их использовали в 1942-43 годах для изготовления гусеничных снегоочистителей Schneefräse typ CW (или снегоочиститель типа DER), которые производили на заводе Laffly. Всего построили 60 таких машин, официально изготовителем значится Erich Shad & Co., Страсбург. Несколько таких машин дожило до наших дней, причем эксплуатировались они несколько десятилетий.
Ненужный тихоход
Сама по себе возня с ходовой частью Renault R 35 выглядела делом интересным, но лишенным больших перспектив. Уже тот факт, что в танковые батальоны французской пехоты шли и кавалерийские Hotchkiss H 35 (2 батальона), а затем и H 39 (5 батальонов к 1 апреля 1940 года) кое о чем говорит. Более того, если посмотреть план по выпуску танков, можно заметить, что продукция AMX явно отставала. Начиная с июня 1940 года ежемесячно сдавалось по 120 Renault R 40. При этом Hotchkiss H 39 в июне-июле ожидалось по 190 штук, в августе 220, а в сентябре — 250. Это явно намекало на приоритеты.
Если уж говорить откровенно, то французскому командованию следовало задолго до начала войны признать, что выбор Renault ZM стал ошибкой. У Hotchkiss получилось явно лучше, на что намекал заказ 100 Hotchkiss H 35 французской пехотой. Тем не менее, в воображении «пенсионеров» всё еще рисовались картины боёв вроде Первой мировой войны, где танки преодолевали изрытую воронками поверхность. Поэтому шли работы по AMX 38, а Renault R 35 получил ходовую часть, подходящую именно для таких условий. Настоящая война оказалась совсем другой.
Слишком позднее появление новых танков привело к тому, что их распределение носило несколько хаотичный характер. Первым Renault R 40 получил 40-й танковый батальон. Им, собственно говоря, изначально не везло. Бывший кусок 510-го танкового полка, 40-й BCC изначально имел всего 3 Hotchkiss H 39 и 33 Renault FT. Предполагалось, что далее батальон получит Hotchkiss H 39, но с 19 по 21 мая ему сгрузили 30 Renault R 40. Воевал он в составе 2-й танковой (кирасирской) дивизии, в середине июня часть танков было потеряно в боях, часть машин экипажи вывели из строя сами.
Еще «веселее» пришлось 48-му танковому батальону (бывший кусок 508-го танкового полка). Тот также сидел с Renault FT, но далее ему сгрузили около 30 Renault R 40, плюс около 15 Renault R 35. Воюя в составе 4-й танковой дивизии, батальон «кончился» еще раньше, чем 40-й BCC. Также в конце мая 1940 года около 35 Renault R 40 получил 25-й танковый батальон (сформирован из 509-го танкового полка). Изначально он воевал на Hotchkiss H 39, но понес тяжелые потери, их восполнили пехотными танками. Помимо R 40, попали туда и R 35.
Единственной частью, полностью укомплектованной Renault R 40, стал 2-й польский танковый батальон. Сформировали его из бывших военнослужащих 10-й бронекавалерийской бригады, той самой, что еще до войны получила Renault R 35. Возглавил ее майор Зигмунд Чабовский, до войны он командовал 2-м дивизионом бронепоездов (туда входил и бронепоезд №53 Śmiały, отличившийся в сражении под Мокрой). Матчасть батальон стал получать начиная с 5 июня, когда ситуация уже была критической. Боевой дебют 2-го польского танкового батальона состоялся 14 июня 1940 года. Далее роты разделились: отбиваясь, а затем бросив матчасть, польские танкисты смогли попасть в портовые города, откуда перебрались в Англию. В последний раз Renault R 40 воевали 21-23 июня в районе завода Сент-Этьен. Сражались на них танкисты из группы Зиглера.
К окончанию кампании мая-июня 1940 года в распоряжении немецкой армии имелась вся производственная цепочка по выпуску Renault R 40. Имелся задел и по корпусам с башнями. Но интереса этот танк не вызвал. В отличие, кстати, от Hotchkiss H 39, производство которых хотели возобновить. Далее, как уже говорилось выше, задел по ходовой части был использован для выпуска гусеничных снегоочистителей DER.
В общей сложности немцам удалось вернуть к жизни около 30 Renault R 40. В 1941 году им присвоили индекс Panzerkampfwagen 40 R 736 (f), но по факту именовали танк как Pz.Kpfw.40 R (f). В отличие от Renault R 35, эти танки никогда не рассматривались как боевые машины первой линии. Во-первых, слишком мало, во-вторых, их подвижность была ниже Pz.Kpfw.35 R (f). Воевать на «лунном грунте» немцы не планировали, посему единственный подходящий сегмент применения стало обучение экипажей.
Надо сказать, что сами немцы старались вообще не делить R 35 и R 40. Посему сколько их было на вооружении немецкой армии, сказать сложно. Поначалу танки вообще не переделывали, скорее всего, они оказались в тех же охранных подразделениях, что и Pz.Kpfw.35 R (f). Уже после 1942 года танкам срезали их смотровые башенки, поставив двухстворчатый люк. Как минимум несколько таких танков оказалось в составе гарнизона Парижа. В августе 1944 года такой танк захватили восставшие, он немного повоевал на их стороне. На этом служба Renault R 40 закончилась.
История модернизации Renault R 35 оказалась скорее грустной. Проблемы с ходовой частью, конечно, решили, но танк так и остался перегруженным. Это понимали и французские военные, неслучайно более массовым предполагался Hotchkiss H 39. Опыт боёв мая-июня 1940 года только подтвердил догадки. Одной брони мало, нужна хоть какая-то подвижность. Не говоря уже о том, что легкие французские танки выступали скорее статистами.
Список источников
- The Encyclopedia of French Tanks and Armoured Fighting Vehicles: 1914–1940, Franзois Vauvillier, Histoire & Collections, 2014
- Renault R35/R40, Pascal Danjou, TRACKSTORY №4, 2005
- Renault R35/R40, Pascal Danjou, Focus №7, 2010
- CAAPC
- Guerre, blindés & matériel (GBM) № 99, 125, 128
- US NARA
- eBay
источник: https://dzen.ru/a/Y9-W41mQpD4_0a_z