Юрий Пашолок. Попытка инновации
Про немецкое танкостроение часто пишут о как о прямо концентрации супер-технологий, инноваций и прочего. Наверное, у кого-то сломается богатый внутренний мир, но на самом деле внимательное изучение вопроса может выявить несколько иную картину. Немецкие конструкторы, безусловно, в некоторых вопросах действительно достигли большого прогресса, но были, в общем-то, как все. Это касалось и «подрезать у ближнего своего». Например, знаменитая компоновочная схема с передним расположением трансмиссии была позаимствована у тягача Cadren-Loyd, как и «скелетный» трак, и таких примеров пруд пруди. За последними достижениями соседей немцы следили довольно внимательно, стараясь «подрезать» всё, что более-менее интересно и полезно. Правда, помогало не всегда, да и получавшиеся боевые машины поначалу оказывались весьма далекими от идеала. Что-то приличное появилось только во второй половине 30-х годов.
Это хорошо заметно и по первому немецкому межвоенному легкому танку — Leichttraktor. Вообще поначалу немцы хотели слегка иную машину — Kleintraktor, 6-тонную боевую машину с 37-мм пушкой, экипажем из 3-4 человек, 60-сильным мотором и максимальной скоростью 40 км/ч. Название Kleinetratkor надолго не задержалось: в мае 1928 года его переименовали в сменили на Leichttraktor, поскольку началась работа над более легкой машиной, позже превратившейся сначала в La.S., а затем в Pz.Kpfw.I. Вот она и стала вторым по счету Kleintraktor. Поначалу Leichttraktor был «монопольной» разработкой Krupp, ведущими конструкторами являлись Георг Хагеллох и Эрих Вольфёрт. Но при этом общий концепт машины (прежде всего шасси) курировался 6-м отделом Департамента Вооружений, а именно Генрихом Книпкампом. И тут, как и в случае с Großtraktor, хорошо видно влияние Книпкампа. Например, общая схема ходовой части с резинометаллической гусеницей, которую инновационно сперли с Renault FT-Kégresse. Ну а общая компоновочная схема Leichttraktor была то ли развитием идеи LK-II, то ли в 6-м отделе Департамента Вооружений посмотрели на английский Medium Tank Mk.I. История умалчивает. Но машина, скажем так, получилась крайне своеобразной. Вполне революционные идеи, особенно с точки зрения башни и вооружения, соседствовали с явным примитивизмом. При этом Leichttraktor Rheinmetall, работы над которым возглавил Генрих Ромберг, получился явно лучше. Кроме того, на нем обкатали дополнительные технологии, которые подрезали у других соседей. Например, у Кристи.
Как известно, оба типа Leichttraktor проходили испытания под Казанью на территории ТЕКО (Технические Курсы Осоавиахима). Вот только первые же испытания показали, что оба Leichttraktor к нормальным испытаниям попросту не готовы. Надо сказать, что к тому времени танки потяжелели до 8 с гаком тонн, при этом на них прописался мотор Mercedes Benz M 36 мощностью 100 лошадиных сил. Вроде как удельная мощность даже выше 10 л.с. на тонну, вот только реализовать ее не получалось. Дело в том, что еще на первых тестах выявилась недостаточная эффективность системы охлаждения, причем на танках обоих фирм. Посему в лобовой части корпуса сделали большие вырезы под радиаторы. То есть как боевая единица они уже никак не могли рассматриваться, все пули их. И это только начало. В ходе испытаний на ТЕКО танки неоднократно переделывались, например, топливные баки пришлось переносить наружу, что еще сильнее ударило по перспективам серийного выпуска. Да и расход топлива составил 300-400 литров на 100 километров, это ну очень много, особенно для 8-тонного танка. Кроме того, башни у Leichttraktor изначально были трехместными Но быстро стало понятно, что втроём там делать нечего. Одним словом, данный танк довольно быстро перестали рассматривать как потенциально серийный. Единственное, на что он годился — это использование как ходовая лаборатория.
Массу претензий высказали и по ходовой части. Резинометаллические гусеницы оказались полным провалом. Больше 80 километров он не жили, и то, это рекорд. Посему был разработан цельнометаллический трак. Траки имелись двух типов – литые из сталистого чугуна, а также штампованные. Внутри осей траков находились роликовые подшипники. Это значительно уменьшало трение, но при условии, что нет грязи. Испытания в Германии показали, что шарниры требовалось смазывать каждые 500 километров. На практике же выяснилось, что после 75 километров пробега смазка из подшипников «ушла», осталась лишь грязь. Заменили и ведущие колеса, теперь они имели цевочное зацепление, более надежное, чем конструкция, имевшая гребневое зацепление. На танке Rheinmetall подвеска работала более-менее, но всё же решили, что надо искать ей замену. И вот тут взгляд остановился на танках Кристи. Случилось это уже в 1933 году, когда сотрудничество с советской стороной закончилось. Возможно, немцы узнали о танках БТ, посему и возник интерес к свечной подвеске. Сам Кристи вспоминал, что где-то с 1933 года к нему зачастили немцы. Они предлагали ему контракт, а в мастерскую наведывались немецкие инженеры. С немцами Кристи не стал сотрудничать даже в условиях банкротства, но кое-что они у него таки подрезали. На Rheinmetall Leichttraktor Selbstfahrlafette поставили свечную подвеску и тележки с катками малого диаметра. Кроме того, танк №39 получил ходовую часть, которая кое-что сильно напоминала.
Нет, полностью Кристи не сперли, но откуда было взято, очевидно. Концепт с катками большого диаметра для столь небольшой машины не подходил, поэтому катки были, что называется, среднего диаметра. Пружины получились меньше, а с ними параллельно работали рычажные амортизаторы. Это должно было снизить раскачку. Также были заменены ведущие колёса и ленивцы. В таком виде Rheinmetall Leichttraktor №39 немного покатался на испытаниях, а позже оказался на постаменте перед казармой. Далее идею реализовали на Z.W., он же Pz.Kpfw.III Ausf.A, но там явно что-то пошло не так. Со свечной подвеской у немцев не очень получилось.
Статья по Rheinmetall Leichttraktor:
Юрий Пашолок. Немирный трактор или первый немецкий лёгкий танк Leichttraktor
источник: https://yuripasholok.livejournal.com/12913251.html