15
Юрий Пашолок. Попытка инновации

Юрий Пашолок. Попытка инновации

Про немецкое танкостроение часто пишут о как о прямо концентрации супер-технологий, инноваций и прочего. Наверное, у кого-то сломается богатый внутренний мир, но на самом деле внимательное изучение вопроса может выявить несколько иную картину. Немецкие конструкторы, безусловно, в некоторых вопросах действительно достигли большого прогресса, но были, в общем-то, как все. Это касалось и «подрезать у ближнего своего». Например, знаменитая компоновочная схема с передним расположением трансмиссии была позаимствована у тягача Cadren-Loyd, как и «скелетный» трак, и таких примеров пруд пруди. За последними достижениями соседей немцы следили довольно внимательно, стараясь «подрезать» всё, что более-менее интересно и полезно. Правда, помогало не всегда, да и получавшиеся боевые машины поначалу оказывались весьма далекими от идеала. Что-то приличное появилось только во второй половине 30-х годов.

Это хорошо заметно и по первому немецкому межвоенному легкому танку — Leichttraktor. Вообще поначалу немцы хотели слегка иную машину — Kleintraktor, 6-тонную боевую машину с 37-мм пушкой, экипажем из 3-4 человек, 60-сильным мотором и максимальной скоростью 40 км/ч. Название Kleinetratkor надолго не задержалось: в мае 1928 года его переименовали в сменили на Leichttraktor, поскольку началась работа над более легкой машиной, позже превратившейся сначала в La.S., а затем в Pz.Kpfw.I. Вот она и стала вторым по счету Kleintraktor. Поначалу Leichttraktor был «монопольной» разработкой Krupp, ведущими конструкторами являлись Георг Хагеллох и Эрих Вольфёрт. Но при этом общий концепт машины (прежде всего шасси) курировался 6-м отделом Департамента Вооружений, а именно Генрихом Книпкампом. И тут, как и в случае с Großtraktor, хорошо видно влияние Книпкампа. Например, общая схема ходовой части с резинометаллической гусеницей, которую инновационно сперли с Renault FT-Kégresse. Ну а общая компоновочная схема Leichttraktor была то ли развитием идеи LK-II, то ли в 6-м отделе Департамента Вооружений посмотрели на английский Medium Tank Mk.I. История умалчивает. Но машина, скажем так, получилась крайне своеобразной. Вполне революционные идеи, особенно с точки зрения башни и вооружения, соседствовали с явным примитивизмом. При этом Leichttraktor Rheinmetall, работы над которым возглавил Генрих Ромберг, получился явно лучше. Кроме того, на нем обкатали дополнительные технологии, которые подрезали у других соседей. Например, у Кристи.

Как известно, оба типа Leichttraktor проходили испытания под Казанью на территории ТЕКО (Технические Курсы Осоавиахима). Вот только первые же испытания показали, что оба Leichttraktor к нормальным испытаниям попросту не готовы. Надо сказать, что к тому времени танки потяжелели до 8 с гаком тонн, при этом на них прописался мотор Mercedes Benz M 36 мощностью 100 лошадиных сил. Вроде как удельная мощность даже выше 10 л.с. на тонну, вот только реализовать ее не получалось. Дело в том, что еще на первых тестах выявилась недостаточная эффективность системы охлаждения, причем на танках обоих фирм. Посему в лобовой части корпуса сделали большие вырезы под радиаторы. То есть как боевая единица они уже никак не могли рассматриваться, все пули их. И это только начало. В ходе испытаний на ТЕКО танки неоднократно переделывались, например, топливные баки пришлось переносить наружу, что еще сильнее ударило по перспективам серийного выпуска. Да и расход топлива составил 300-400 литров на 100 километров, это ну очень много, особенно для 8-тонного танка. Кроме того, башни у Leichttraktor изначально были трехместными Но быстро стало понятно, что втроём там делать нечего. Одним словом, данный танк довольно быстро перестали рассматривать как потенциально серийный. Единственное, на что он годился — это использование как ходовая лаборатория.

Leichttraktor Rheinmetall №39 с ходовой частью по типу Кристи

Leichttraktor Rheinmetall №39 с ходовой частью по типу Кристи

Массу претензий высказали и по ходовой части. Резинометаллические гусеницы оказались полным провалом. Больше 80 километров он не жили, и то, это рекорд. Посему был разработан цельнометаллический трак. Траки имелись двух типов – литые из сталистого чугуна, а также штампованные. Внутри осей траков находились роликовые подшипники. Это значительно уменьшало трение, но при условии, что нет грязи. Испытания в Германии показали, что шарниры требовалось смазывать каждые 500 километров. На практике же выяснилось, что после 75 километров пробега смазка из подшипников «ушла», осталась лишь грязь. Заменили и ведущие колеса, теперь они имели цевочное зацепление, более надежное, чем конструкция, имевшая гребневое зацепление. На танке Rheinmetall подвеска работала более-менее, но всё же решили, что надо искать ей замену. И вот тут взгляд остановился на танках Кристи. Случилось это уже в 1933 году, когда сотрудничество с советской стороной закончилось. Возможно, немцы узнали о танках БТ, посему и возник интерес к свечной подвеске. Сам Кристи вспоминал, что где-то с 1933 года к нему зачастили немцы. Они предлагали ему контракт, а в мастерскую наведывались немецкие инженеры. С немцами Кристи не стал сотрудничать даже в условиях банкротства, но кое-что они у него таки подрезали. На Rheinmetall Leichttraktor Selbstfahrlafette поставили свечную подвеску и тележки с катками малого диаметра. Кроме того, танк №39 получил ходовую часть, которая кое-что сильно напоминала.

Ходовая часть была не полной копией, но откуда Rheinmetall взял идею, очевидно

Ходовая часть была не полной копией, но откуда Rheinmetall взял идею, очевидно

Нет, полностью Кристи не сперли, но откуда было взято, очевидно. Концепт с катками большого диаметра для столь небольшой машины не подходил, поэтому катки были, что называется, среднего диаметра. Пружины получились меньше, а с ними параллельно работали рычажные амортизаторы. Это должно было снизить раскачку. Также были заменены ведущие колёса и ленивцы. В таком виде Rheinmetall Leichttraktor №39 немного покатался на испытаниях, а позже оказался на постаменте перед казармой. Далее идею реализовали на Z.W., он же Pz.Kpfw.III Ausf.A, но там явно что-то пошло не так. Со свечной подвеской у немцев не очень получилось.

Статья по Rheinmetall Leichttraktor:

Юрий Пашолок. Немирный трактор или первый немецкий лёгкий танк Leichttraktor

источник: https://yuripasholok.livejournal.com/12913251.html

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account