Юрий Пашолок. Полугусеничный мотоцикл во французском исполнении

6

Юрий Пашолок. Полугусеничный мотоцикл во французском исполнении

Рассказ о французском полугусеничном мотоцикле Moto Chenille Mercier

Межвоенный период стал временем смелых идей с точки зрения различных технических решений. Далеко не все из них оказывались удачными, но это вполне нормально. Обычно удачными оказывается меньшинство подобных предложений, но те, что получаются, далее становятся классикой. В полной мере это касалось идей, связанными с мотоциклами. Классическая схема в то время хоть и стала основополагающей, но хватало смельчаков, которые были готовы бросить вызов системе. Иногда у них даже это отчасти получалось.

Moto Chenille Mercier Type 3, экспонат Мотомира Вячеслава Шеянова.

Moto Chenille Mercier Type 3, экспонат Мотомира Вячеслава Шеянова

Одной из идей, которая будоражила умы профильных инженеров и самоучек, являлась полугусеничная схема. Наибольший успех она принесла на ниве автомобилей, но только ими дело не ограничилось. Попытки повышения проходимости за счет установки на мотоцикл гусеничного привода не прекращаются и в наше время. Впрочем, некоторые идеи прошлого остаются непревзойденными. Один из примеров тому — французский мотоцикл Moto Chenille Mercier, один из прототипов которого которого ныне находится в коллекции Мотомира Вячеслава Шеянова.

Патент на гусеничную ленту, которую разработал Адриан Мерсье.

Патент на гусеничную ленту, которую разработал Адриан Мерсье

Как и в случае с полугусеничными автомобилями, появлению полугусеничных и гусеничных мотоциклов мир обязан Адольфу Кегрессу. Сам он напрямую разработками подобного плана не занимался, но его идеи очень активно эксплуатировались. Появление резинотаканевой гусеничной ленты с резиновыми или металлическими башмаками (иногда и без них) стало настоящим прорывом. До того ленты, как правило цельнометаллической конструкции, были слишком тяжелыми и не позволяли достигать высокой скорости движения.

Так Moto Chenille Mercier должен был вглядеть изначально.

Так Moto Chenille Mercier должен был выглядеть изначально

У полугусеничных машин имелись как достоинства, так и недостатки. Платой за повышение проходимости становилась меньшая скорость движения, рост массы и повышенный расход топлива. Не говоря уже о том, что поначалу резинотканевые гусеничные ленты не отличались высокой надежностью. Всё это стало причинами, почему полугусеничная схема не была популярной. Особое внимание стоит обратить на тот факт, что в то время подобные системы представляли интерес исключительно для военных. Для гражданского рынка полугусы и другие машины повышенной проходимости тогда оказались неинтересными.

Таким он вышел на испытания в 1937 году.

Таким он вышел на испытания в 1937 году

На этом фоне не стоит удивляться, что основные попытки создать гусеничные и полугусеничные мотоциклы связаны с желанием военных получить аппараты-разведчики повышенной проходимости. Были, конечно, и довольно могучие мотоциклы, даже с коляской, но из подобных конструкций обычно ничего хорошего не получалось. Мотоциклы гораздо сильнее зависели от повышения массы, чем автомобили. Поэтому, как правило, получались монстры, страдавшие лишней массой и перегревом. В этом смысле Kettenkrad — крайне редкое исключение. Прежде всего потому, что это по сути гусеничная машина, к которой спереди приделали вилку мотоциклетного типа с колесом.

Общая схема, иллюстрация из патента.

Общая схема, иллюстрация из патента

Наиболее активно полугусеничную мотоциклетную тему в межвоенный период окучивали французы. Причем речь идет о заказе сверху, а не инициативной разработке. Пристроить гусеничные мотоциклы и их полугусеничные варианты пытались по-разному. Был, например такой аппарат, как Courtot-Dresch, который предполагался как легкий тягач противотанковой артиллерии. Впрочем, вышедший на испытания образец изначально выглядел как нечто странное, слабо подходящее для поставленных задач. Одна только идея небронированной машины со стрелковым щитом спереди чего стоила (остро не хватало дырки для ружья).

Доработанный образец, который часто именуется как Moto Chenille Mercier Type 3, изготовлено то ли 1, то ли 2 образца.

Доработанный образец, который часто именуется как Moto Chenille Mercier Type 3, изготовлено то ли 1, то ли 2 образца

Во всех этих жутковатых прототипах, впрочем, было общее решение. Они, так или иначе, использовали идеи Кегресса. Главной ошибкой было то, что большинство данных аппаратов были тяжелого класса, что играло против них. Неслучайно позже появился джип, поскольку в ряде ситуаций легкая машина повышенной проходимости оказывалась лучше тяжелого мотоцикла-внедорожника. А вот у легких мотоциклов-одиночек ниша средства разведки и связи оставалась и дальше. В этом смысле история героя данного материала весьма показательна.

Вертися с бронещиктом была быстро отвергнута.

Версия с бронещитком была быстро отвергнута

Адриан Мерсье, автор данного аппарата, весьма активно работал по теме мотоциклов, мопедов и мотовелосипедов. Его звезда взошла в 50-е годы, производство шло до 1960 года, пока фирма не была поглощена Ravat. Впрочем, швейцарского инженера, который имел производственную базу в Буа-Коломб, что в пригороде Парижа, запомнили по деятельность на ниве создания других аппаратов. Справедливости ради, если посмотреть на послужной список этого талантливого изобретателя, то там наберется немало интересного. Кроме того, можно заметить, что и гусеничный мотоцикл у него появился не на пустом месте.

Moto Chenille Mercier Type 5, с более мощным мотором и моденизацией ходовой части. Увы, этот образец стал последним.

Moto Chenille Mercier Type 5, с более мощным мотором и модернизацией ходовой части. Увы, этот образец стал последним

Для начала, Мерьсье разработал собственную конструкцию гусеничного привода, который несколько отличался от разработки Кегресса. Если у Кегресса основа была резинотканевой, то Мерсье сделал гусеницу металлической, с резиновыми подушками, которые прикручивались к металлическому основанию. И есть некоторые подозрения, что часть французских гусеничных и полугусеничных мотоциклов использовали гусеничную ленту Мерсье. Принцип очень похожий, причем запатентовал он свою гусеничную ленту в 1933 году, то есть до появления значительной части наработок других фирм.

Данный образец находится в ходовом состоянии.

Данный образец находится в ходовом состоянии

Самое же главное, что Мерсье совершенно иначе видел концепцию такого мотоцикла. В общем-то, это был даже не мотоцикл, а скорее гусеничный мотоблок, к которому сзади крепилась балка с колесом. Изначально, кстати, у данного аппарата сзади также была гусеничная тележка, но далее от нее Мерьсе отказался, поскольку она создавала избыточное сопротивление и снижала скорость движения. Самый первый образец Moto Chenille был разработан им в 1933-34 годах, но более-менее оформился несколько позже.

Версия 1939 года получила раму-багажник.

Версия 1939 года получила раму-багажник

Вышедший на испытания 9 февраля 1937 года Moto Chenille Mercier (или Motochenille Mercier, есть и такое обозначение) оказался самым легким из себе подобных. Конечно, масса в 150 кг — это уже не совсем легкий мотоцикл, но учитывая, сколько весили аналоги, уже достижение. Изюминкой мотоцикла стала его гусеничная часть, полностью разработанная и запатентованная Мерсье. Она не только позволяла двигаться с высокой скоростью, но и имела большую степень свободы в вертикальной плоскости. Это позволяло преодолевать довольно большие вертикальные препятствия. Перед задним колесом сделали полозья, на которые мотоцикл опирался при езде по тяжелому бездорожью. Бак находился под сиденьем водителя.

Следует отметить, что довольно длинная тележка влияла на управляеость. Moto Chenille Mercier в этом плане уступал обычным мотоциклам.

Следует отметить, что довольно длинная тележка влияла на управляемость. Moto Chenille Mercier в этом плане уступал обычным мотоциклам

Как и ряд других мотоциклетных фирм того времени, свой мотор Мерсье делать не стал. Он взял популярный в то время мотор J.A.P. OHV 350cc, который использовался на целом ряде мотоциклов. Легкий мотор с принудительным охлаждением от вентилятора развивал мощность 10 лошадиных при 3000 об/мин. Этого более чем хватало для мотоцикла подобного класса. Судя по всему, французских военных испытания заинтересовали, поскольку далее Мерсье получил заказ на доработанный образец.

Тем нге менее это самый легкий и удачный из французских гусеничных мотоциклов.

Тем не менее это самый легкий и удачный из французских гусеничных мотоциклов

Доработанный вариант Motochenille Mercier (иногда его называют Moto Chenille Mercier Type 3) вышел на испытания в 1939 году. Изменения оказались не глобальными. Выхлопную трубу перенесли в заднюю часть (опытный образец переделали похожим образом), также появилась рама над задним колесом, которая предназначалась для багажника и прочих принадлежностей. Всего было построено два таких аппарата, причем на одном из них временно установили развитый броневой щиток. От него быстро отказались, потому как щиток имел чрезмерную массу.

С тележки сняты колпаки, поскольку они забивались грязью.

С тележки сняты колпаки, поскольку они забивались грязью

Доработанный подобным образом мотоцикл вышел на испытания 9 мая 1939 года, но они быстро закончились, поскольку случилась поломка гусеничной ленты. Далее, 4 июля 1939 года, испытания продолжились, но уже вместе с конкурентом — мотоциклом Sevitame (Société d’Etudes des Véhicules Issus de la Technique Automobile Moderne et Economique). Этот мотоцикл, также известный как Simca-Sevitame B, смог показать более высокие показатели скорости и проходимости. Хотя по факту произошла эпичная битва кита со слоном. Причем ее результаты оказались комичными — проиграли все.

У разных образцов грунтозацепы тоже были разными.

У разных образцов грунтозацепы тоже были разными

Французские военные выдали заказ на 3000 Simca-Sevitame B, но кроме 12-15 мотоциклов, более не выпустили. Что же касается Moto Chenille Mercier, то совсем от него не отказались, предложив Мерсье поставить более мощный мотор. Считается, что 27 июля 1939 года работы закончились, но это не совсем так. Был построен последний образец мотоцикла, Moto Chenille Mercier Type 5, оснащенный более мощным мотором Aubier-Dunne объемом 540 кубических сантиметров и мощностью 20 л.с. при 4000 об/мин. Увы, на этом работы прекратились.

Мотор J.A.P. OHV 350cc с вентилятором системы охлаждения.

Мотор J.A.P. OHV 350cc с вентилятором системы охлаждения

Сколько именно было выпущено мотоциклов Moto Chenille Mercier, отдельный вопрос. Кто-то пишет про два, кто-то про три. Два точно быть не может, потому что их до наших дней дожило три штуки — доработанный первый образец, находящийся ныне в Мотомире Вячеслава Шеянова Moto Chenille Mercier Type 3, а также последний образец, Moto Chenille Mercier Type 5. Кстати, он отличается не только мотором, но и конструкцией гусеничной части. Кстати, все сохранившиеся мотоциклы лишились бортовых экранов на гусеничной части, поскольку они часто забивались грязью.

Военный вариант мотоцикла, при любых раскладах,имел бы вот такую хвостовую часть.

Военный вариант мотоцикла, при любых раскладах,имел бы вот такую хвостовую часть

В заключение стоит сказать, что Адриан Мерсье всё же смог нащупать идеальный вариант гусеничного мотоцикла-разведчика. Другое дело, что заказчику следовало всё же понимать — сравнивать обычный и гусеничный мотоцикл не совсем правильная идея. С другой стороны, предложение поставить более мощный мотор являлось верным решением, поскольку гусеничный привод требовал больших усилий для достижения схожих скоростных характеристик. В любом случае, то, что эти мотоциклы сохранились — очень хорошо. Они являются памятниками технической мысли. И совсем не факт, что идея Адриана Мерсье была тупиковой. Не сильно удивлюсь, если что-то похожее еще появится, но уже на ином техническом уровне.

Список источников:

    1. Massin L’automobile sous l’uniforme 1939-1940, Francois Vauvillier, Jean-Michel Touraine, Massin Editeur, 1992.
    2. Cédric JANODET (Flickr)
    3. www.trussty.com
    4. progress-is-fine.blogspot.com

источник: https://dzen.ru/a/Z9P-HtZFUR3Sp1NS

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest


0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account