Юрий Пашолок. Подвижная бронированная радиоточка по-немецки

15

Юрий Пашолок. Подвижная бронированная радиоточка по-немецки

История немецких легких радийных бронеавтомобилей kleiner Panzerfunkwagen Sd.Kfz.260 и Sd.Kfz.261

Содержание:

Специальные радийные машины появились еще в годы Первой мировой войны. Как правило, речь шла об обычном грузовике, в котором размещалась радиостанция. Впрочем, уже вскоре стало понятно, что нужна бронированная машина, которая использовалась в качестве мобильного поста связи. Полноценная работа по подобной радийной бронемашине началась уже в межвоенный период. Правда, вплоть до второй половины 30-х годов существенной активности по данной теме не велось. Связано это оказалось со скудным финансированием, которое выделялось на подобные разработки в 20-е и первую половину 30-х годов.

Sd.Kfz.261, обладатель самого мощного радийного оборудования в семействе

Sd.Kfz.261, обладатель самого мощного радийного оборудования в семействе

В немецкой армии вопросам связи удалялось много внимания. Уже в начале 30-х годов появились первые бронеавтомобили, оснащенные радиостанциями и поручневыми антеннами. С 1933 года началось производство легких радийных броневиков-разведчиков Kfz.14. Два года спустя им на смену пришла более совершенная радийная бронемашина leichter Panzerspähwagen (Fu), более известная как Sd.Kfz.223. Вместе с тем, существовала потребность в легком броневике, оснащенном более совершенным радийном оборудовании. В 1936 году начался выпуск 3-осного штабного бронеавтомобиля Panzerfunkwagen (6 Rad), также получившего сквозной индекс Sd.Kfz.263. Логичным решением стал заказ похожей бронемашины на легком шасси. Так на свет появились бронеавтомобили kleiner Panzerfunkwagen Sd.Kfz.260 и Sd.Kfz.261.

Большее пространство в обмен на вооружение

Одним из принципиальных отличий leichter Panzerspähwagen (Fu) от Kfz.14 стало то, что бронемашина получила вооружение. Для броневика, находящегося на поле боя (и тем более в разведке) это стало логичным решением. За счет большего, чем у Sd.Kfz.221, внутреннего объема корпуса, Sd.Kfz.223 брал на борт механика-водителя, командира и радиста. Этого вполне хватало для тех задач, что ставились для leichter Panzerspähwagen (Fu).

Опытный образец Sd.Kfz.260, апрель 1940 года

Опытный образец Sd.Kfz.260, апрель 1940 года

Между тем, у бронемашин связи, к которым относились Sd.Kfz.263, экипаж был больше. Аналогично командирским танкам на базе Pz.Kpfw.III, в составе экипажа Panzerfunkwagen находилось 2 радиста, командир и механик-водитель. Просто так их в бронемашине на шасси Horch 801 (Einheitsfahrgestell I für s. Pkw Typ Horch 801) было разместить непросто. Тумбовая установка пулемета занимала довольно много места, так что тут немецким военным пришлось выбирать между дудочкой и кувшинчиком.

Машина строилась на базе Sd.Kfz.222

Машина строилась на базе Sd.Kfz.222

Второй проблемой стало то, что требовалось выбирать между специализированным радийным броневиком и броневиком-разведчиком. А это уже две большие разницы. В результате сложилась ситуация, когда заказ на kleiner Panzerfunkwagen (малый радийный бронеавтомобиль) поступил в 1937 году, а опытный образец броневика появился только в апреле 1940 года. И это при том, что 8 мая 1937 году In 6 заказал 22 броневика с радийным оборудованием первого типа, а также 145 бронемашин с радийным оборудованием второго типа.

Башни броневик лишился, зато теперь внутри сидело четверо

Башни броневик лишился, зато теперь внутри сидело четверо

Концепция kleiner Panzerfunkwagen оказалась весьма нетривиальной. Вместо того, чтобы взять Sd.Kfz.223 и немного его доработать, было решено использовать переделанный бронекорпус Sd.Kfz.222. Связано это оказалось с тем, что так получалось проще, с точки зрения производства. Кроме того, получался чуть больший внутренний объем. Внешние переделки Sd.Kfz.222 сводились к тому, что убиралась тумбовая установка. Вместо нее ставилась новая крыша боевого отделения, частично открытая сверху. Для защиты от гранат монтировалась раскладная сетчатая конструкция. Спереди потенциально можно было поставить что-то вроде вертлюга для MG 34, но, судя по фронтовым снимкам, этим не занимались. Отчасти по той причине, что боевое применение kleiner Panzerfunkwagen несколько отличалось от Sd.Kfz.223.

Опытный образец Sd.kfz.261

Опытный образец Sd.kfz.261

За счет демонтажа тумбовой установки появилось место, достаточное для размещения радийного оборудования и двух человек. Таким образом, экипаж kleiner Panzerfunkwagen вырос до 4 человек. Заказывалось два варианта броневика, причем с точки зрения корпуса они получились идентичными. Разница заключалась в оборудовании. Первый вариант, Sd.Kfz.260, получал штырьевую антенну на крыше боевого отделения. В состав радийного оборудования kl.Pz.Fu.Tr.c входила радиостанция Fu 7 SE 20 и Fu.Spr.Ger.a. Аналогичная радиостанция «авиационного» типа использовалась на командирских танках Sd.Kfz.268.

Отличием от Sd.Kfz.260 стало радийное оборудование и наличие поручневой антенны

Отличием от Sd.Kfz.260 стало радийное оборудование и наличие поручневой антенны

Второй вариант, Sd.Kfz.261, получал более мощное радийное оборудование kl.Pz.Fu.Tr.d. Помимо Fu.Spr.Ger.a, предназначавшейся для связи на коротких дистанциях, Sd.Kfz.261 получала 30-ваттную радиостанцию Fu 10 SE 30. Предназначалась она для связи со штабами. Эту версию сложно спутать с Sd.Kfz.260, поскольку она получала поручневую антенну. Аналогично Sd.Kfz.223, антенна могла опускаться, тем самым освобождался сектор обстрела для самообороны. Правда, рассчитывать можно было только на пистолет-пулемет MP 38 и ручные гранаты.

Внутри Sd.Kfz.261

Внутри Sd.Kfz.261

Активность вокруг программы kleiner Panzerfunkwagen стала потихоньку развиваться с апреля 1940 года, когда построили опытный образец бронемашины. In 6 заказал 36 Sd.Kfz.260 и 289 Sd.Kfz.261. Предполагалось, что в серию броневики запустят в июне 1940 года. Другой вопрос, что выпускать их оказалось попросту некому. Постепенно заводы, выпускавшие бронемашины, переходили на выпуск танков. Только в апреле 1941 года выпуск Sd.Kfz.260 и Sd.Kfz.261, наконец, стартовал. Единственным заводом, который их производил, стал Weserhütte из Бад-Эйнхаузен. Радийные бронемашины подвинули с производства Sd.Kfz.221, которые оказались во многом бестолковыми.

Sd.kfz.260, как самая малочисленная машина семейства, попадается на снимках редко

Sd.kfz.260, как самая малочисленная машина семейства, попадается на снимках редко

Weserhütte стал, можно сказать, эксклюзивным производителем легких радийных броневиков. Здесь же выпускались и Sd.Kfz.223. Производство Sd.Kfz.260 и Sd.Kfz.261 началось с четвертой производственной серии. Совместный выпуск не потрясал большими объемами, впрочем, это касалось всех немецких броневиков. За 1941 год сдали 171 радийный броневик, пиком выпуска стал июнь 1941 года, когда сдали аж 30 бронемашин. Выпуск Sd.Kfz.260 четвертой серии шел с апреля по июль 1941 года, за это время сдали 36 броневиков. Куда дольше выпускался Sd.Kfz.261 четвертой серии — до марта 1942 года. За это время их сдали 215 штук.

Куча тюков на машине - вполне типовой вид Sd.Kfz.261

Куча тюков на машине — вполне типовой вид Sd.Kfz.261

С апреля 1942 года началось производство бронемашин пятой производственной серии. Базировались они на модернизированном шасси Einheitsfahrgestell I für s. Pkw Typ Horch 801/v. Помимо шасси, модернизацию прошел и корпус kleiner Panzerfunkwagen. Толщина лобовой брони выросла до 30 мм, кроме того, изменилось радийное оборудование Sd.Kfz.261. Стали ставить более мощную радиостанцию Fu 12 SE 80, такую же, как и на поздних Sd.Kfz.223

Sd.Kfz.261 Ausf.B

Sd.Kfz.261 Ausf.B

Обе версии kleiner Panzerfunkwagen производились Weserhütte до апреля 1943 года включительно. На сей раз процентное соотношение оказалось иным. Sd.Kfz.260 сдали 96 штук, а выпуск Sd.Kfz.261 за тот же период составил 137 штук. Итого радийных броневиков первой версии, за всё время, сдали 132 штуки, а второй версии — 352 штуки. Это было существенно больше, чем Sd.Kfz.263, как трехосных, так и четырехосных.

Мобильные радиоточки для танковых дивизий

Необходимость иметь на вооружении kleiner Panzerfunkwagen впервые обосновали в 1936 году. Согласно отчету от сентября 1936 года, в разведывательных батальонах при танковых дивизиях требовались более легкие, чем обычные Panzerfunkwagen, радийные бронемашины. Предполагалось, что в каждом батальоне связи будет 9 Sd.kfz.260 и 36 Sd.kfz.261.

Дебют Sd.kfz.260 и 261 состоялся на советско-германском фронте

Дебют Sd.kfz.260 и 261 состоялся на советско-германском фронте

В дальнейшем система оказалась пересмотрена. По составу радийного оборудования Sd.Kfz.261 оказывался более полезным, поэтому заказ и пересмотрели в сторону уменьшения числа Sd.Kfz.260. Согласно штату K.St.N.971 (танковая разведывательная рота типа А) от 1 октября 1937 года, в такой роте находилось 2 Sd.kfz.260 (по одной машине в 1-м и 3-м взводе) и 6 Sd.Kfz.261 (во 2-м взводе). В некоторых штатах Sd.Kfz.260 вообще не значились, что и объясняет, почему их было так мало заказано.

Уже летом 1941 года первые броневики данного типа оказались советскими трофеями

Уже летом 1941 года первые броневики данного типа оказались советскими трофеями

Следует отметить, что Sd.Kfz.260/261 не пересекались с легкими броневиками-разведчиками. Это оказалось связано с тем, что задачи у них были совершенно разными. Единственный штат, по которому они пересекались, был K.St.N.1109 (штат мотоциклетного батальона) от 1 ноября 1941 года. Да и то лишь потому, что в состав штаба входил броневик Sd.Kfz.247. Учитывая крайне низкий объем серийного выпуска этих бронемашин, пересекались они редко.

Зима 1941-42 годов

Зима 1941-42 годов

Поскольку выпуск Sd.Kfz.260 и Sd.Kfz.261 начался довольно поздно, впервые они попали на фронт летом 1941 года. Интересно, что минимум один Sd.Kfz.261 оказался захвачен красноармейцами летом 1941 года. Правда, в отличие от Sd.Kfz.222 и Sd.Kfz.223, этот броневик до НИБТ Полигона так и не добрался.

В Африке также наблюдались проблемы с проходимостью

В Африке также наблюдались проблемы с проходимостью

Как и предполагалось, основной задачей Sd.Kfz.260 и 261 стала служба в разведывательных батальонах. Также они использовались в ротах связи при танковых дивизиях. Пиком их боевого применения стали бои на советско-германском фронте в 1941-42 годах. В целом они себя показали более-менее неплохо, правда, имелась та же проблема, что и у других бронемашин на шасси Einheitsfahrgestell I für s. Pkw. Проходимость оказалась недостаточной, что отчасти и стало причиной перехода на полугусеничные разведывательные БТР Sd.Kfz.250.

В дальнейшем Sd.Kfz.260/261 заменили на полугусеничные Sd.Kfz.250/3

В дальнейшем Sd.Kfz.260/261 заменили на полугусеничные Sd.Kfz.250/3

Прямым сменщиком Sd.Kfz.261 стал командирский БТР Sd.Kfz.250/3. Он же отчасти оказался и сменщиком Sd.kfz.223. Выпускался этот БТР в различных вариантах исполнения, включая радиостанции Fu 8 и Fu 12. Помимо более высокой проходимости, Sd.Kfz.250/3 был и более удобным. Экипаж также составлял 4 человека, но размещались они более просторно.

Список источников

      1. Panzer Tracts No.13: Panzerspähwagen Armored Cars Sd.Kfz.3 to Sd.Kfz.263, Thomas L. Jentz, Hilary L.Doyle, 2001
      2. Panzer Tracts No.13-1: leichter Panzerspaehwagen (Sd.Kfz.221, 222, and 223) and kleiner Panzerfunkwagen (Sd.Kfz.260 and 161)3, Thomas L. Jentz, Hilary L.Doyle, 2011
      3. Nuts & Bolts No. 47 Horch’s leichte Panzerspähwagen on Einheitsfahrgestell I & II for s.Pkw. Sd.Kfz. 221, 222, 223, 247, 260, 261 and variants, Holger Erdmann, 2022
      4. Фотоархив автора
      5. eBay

источник: https://dzen.ru/a/Y4r4xnKauDYz0xQv

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account