Юрий Пашолок. По дороге к SOMUA S 35
История создания Automitrailleuse de combat AC 3, прямого предшественника французского кавалерийского танка SOMUA S 35.
Содержание:
Кавалерия во многих странах мира играла очень важную роль. Специфичность применения кавалерии привела к тому, что для нее создавалось специализированное оружие. Не изменилась ситуация и в XX веке. Конечно, после Первой мировой войны кавалерия потеряла часть позиций, но ее влияние оставалось высоким. Просто так род войск, отличающийся высокой подвижностью, исчезнуть не мог. Кавалерия и ее вооружение развивались, появилась у нее и военная техника. Естественно, отличавшаяся высокой подвижность.
Одной из стран, где у кавалерии были очень сильные позиции, была Франция. Официально на вооружении французских кавалеристов танков не было, но это лишь формальность. В реальности танки у кавалеристов вполне имелись, причем они по ТТХ нередко превосходили пехотные танки. Хитрость в том, что официально они именовались броневиками. Более того, изначально французская кавалерия заказывала именно броневик, но дальше получился танк. Такая история случилась и с SOMUA AC 3, более известным как SOMUA S 35. Сегодня речь пойдет о том, как этот танк появился.
«Хотели броневик»
История взаимоотношений кавалерии и танков началась еще в середине 20-х годов. Главное, что останавливало кавалерию — это низкая подвижность танков. 6-12 км/ч — это совсем не то, что требовалось мобильным войскам. В 1926 году кавалерия опробовала опытный образец танка Renault NC, но это оказалось совсем не тем, что ей требовалось. 31 июля 1926 года генерал Эстьен, ключевая фигура во французском танкостроении, предложил идею колесного танка. Два года спустя на испытания вышел Renault SK, внешне чем-то похожий на танки Кристи. Увы, это была лишь бледная тень скоростных колесно-гусеничных танков. Испытания 1929-31 годов показали, что машина безнадежная.
Между тем, у французской кавалерии имелся выбор. Во всё том же 1928 году появился полугусеничный броневик Citroën 16 HP, прямое развитие Citroën 10 HP (P 4 T). На сей раз Андрэ Ситроен и Адольф Кегресс действовали вместе с оружейным гигантом Schneider. На стороне первых было шасси, второй отвечал за корпус, башню и вооружение. Союз оказался удачным: годом спустя появился Schneider P 16, по характеристикам вполне тянущий на полугусеничный танк. P 16 стал совместной разработкой Schneider, Citroën, Kégresse и Panhard (последний отвечал за двигатель). Контракт получился очень жирным: 96 броневиков, выпущенных в период с 1929 по 1931 год, тогда были большой серией.
Между тем, в 1930 году бригадный генерал Жан Флавиньи, командующий французской кавалерией, инициировал запуск программы моторизации кавалерии. Ее развитие подразумевало и появление новых типов бронемашин. Сначала появилась программа AMR (Automitrailleuse de Reconnaissance, или разведывательная бронемашина), которая подразумевала 2-местный броневик. Поначалу действительно получался броневик, полугусеничный. Но финалом стал маленький танк-разведчик, который по характеристикам (в том числе и скорости) вполне соответствовал требованиям. И не просто соответствовал: AMR 33 VM был быстрее предшественника, Citroën P 28.
23 января 1932 года Флавиньи окончательно утвердил новую спецификацию на AMC (Automitrailleuse de combat, боевой бронеавтомобиль). Впервые она появилась еще в августе 1924 года, как раз по ней и был создан Schneider P 16. За прошедшее время аппетиты кавалерии выросли. Боевая масса машины выросла с 7,5 до 9 тонн, толщина брони до 20 мм, правда, средняя скорость осталась прежней — 30 км/ч по шоссе. Экипаж составлял 3-4 человека (в зависимости от того, есть задний пост управления, или нет), из них двое размещалось в башне.
Как и в прошлый раз, каких-то предпочтений по шасси не имелось. Исполнитель был волен сам выбирать схему. В результате три участника конкурса выбрали три разных типа шасси. Renault запустила сначала модель VO, а затем YR, являвшиеся прямым развитием концепции Renault VM. Правда, получившаяся машина, известная как Renault AMC 34, оказалась не совсем тем, что требовала кавалерия. Можно сказать, что это была такая же «заглушка», как и Citroën P 28. Скорее даже еще хуже — серия из 12 «броневиков» о многом говорила.
Вторым участником конкурса стал инженер Фромаже, действовавший вместе с Batignolles-Châtillon из Нанта. Впрочем, его 4-осный броневик получился неудачным. Наконец, Schneider решил действовать по уже отработанной полугусеничной схеме. При этом на сей раз оружейный гигант действовал сам, точнее, силами Société d’outillage mécanique et d’usinage d’artillerie (SOMUA). Завод, расположенный в Сент-Уэн (север Парижа), занимался танкостроением. Немаловажным моментом стало то, что SOMUA выпускал и полугусеничные машины, в тесной связке с Адрольфом Кегрессом.
Появившийся в 1933 году опытный образец SOMUA AC 1 имел ряд преимуществ перед Schneider P 16 (последний временно перевели в класс AMC). Во-первых, башня, как и требовала спецификация, теперь была двухместной. Во-вторых, мотор перенесли в кормовую часть, что улучшило работу механика-водителя. Чем-то SOMUA AC 1 был похож на Citroën P 28, а это оказалось скорее не в плюс. Всё очевиднее становился тот факт, что полугусеничная схема уже не подходит. На этом поприще явно вырвалась вперед Renault, у которой имелась отработанная и подвижная гусеничная платформа. По этой причине SOMUA AC 1 довольно быстро забросили, а концепция боевой машины SOMUA резко изменилась.
Как раздуть легкий танк и сделать 17-тонный «броневик»
Надо сказать, что к концу 1933 года у SOMUA в работе был не только SOMUA AC 1. Фирма попытала счастья в конкурсе на легкий пехотный танк, стартовавший в августе 1933 года. Вместе с тем, стало очевидно, что лучше дальше не продолжать. Конкуренция оказалась слишком плотной, а что снова выиграет Renault, не являлось секретом. Результатом стало то, что в начале 1934 года у руководства SOMUA состоялся разговор с командованием кавалерии. Смысл разговора заключался в том, что 2-местный легкий танк «раздували» до необходимой спецификации на AMC.
Становилось очевидно, что в боевую массу 9 тонн такой танк не впишется. Согласно расчетам, AC 3, как назывался новый «броневик», имел боевую массу 13 тонн. Вместе с тем, Флавиньи на предложение согласился. Появилась спецификация на AMC 40 mm, окончательно ее одобрили 26 июня 1934 года. Renault, конечно, пыталась влезть с концепцией AMC 40 mm, но на сей раз неудачно. Хитрый ход SOMUA привел к тому, что филиал Schneider сыграл на опережение. Теперь он был в выигрышной ситуации, а конкурент оказался вынужден догонять.
Как выглядел проект легкого танка SOMUA, увы, неизвестно. Но с учетом того, что получилось в итоге, от него брали максимум общую концепцию. Она мало отличалась от того, что предлагал Генри Айнсворт, генеральный директор Hotchkiss. Корпус собирался из крупных литых деталей, что упрощало его изготовление. На SOMUA пошли дальше конкурентов. Корпус собирался всего из четырех деталей — две половинки ванны, подбашенная коробка и надмоторная плита. Соединялись детали при помощи болтов. Среди всех французских танков такая конструкция собиралась проще всего, правда, и получилось дорого.
Надо сказать, что у Société d’outillage mécanique et d’usinage d’artillerie богатого опыта танкостроения не имелось. Это решили компенсировать привлечением сторонних подрядчиков, в том числе и среди партнеров. В их числе была Škoda, которая к 1934 году активно работала по целой линейке танков. В их числе был и Škoda Š-II, он же Škoda SU. Судя по всему, подвеска SOMUA AC 3 имеет к нему отношение. Впрочем, о полном копировании не было и речи. Ходовая часть французского «броневика» получилась более компактной, совершенно иначе выглядели траки, ведущие колеса и ленивцы.
Довольно жесткие требования по подвижности вынудили обратиться и за силовой установкой. В ее случае подрядчиком выступила Janvier, Sabin et Cie. Там спроектировали двигатель, чем-то напоминающий авиационный мотор Hispano-Suiza 8B. На основе конструкции подрядчика SOMUA разработала свой мотор, также V-образную «восьмерку» объемом 12,7 литров. Мощности 190 лошадиных сил при 2000 об/мин вполне хватало для обеспечения необходимой подвижности. А еще это было почти на четверть больше мощности силовой установки Char D2.
По ходу проектирования выяснилось, что исходная планка в 13 тонн боевой массы является слишком оптимистичной. По этой причине масса довольно сильно выросла. Впрочем, для французских танков это норма. Другой проблемой, с которой такое пришлось мириться, стало отступление от ТТТ по экипажу. Как говорилось выше, AMC предполагал наличие двухместной башни. Но подобной башни попросту не имелось в наличии. Поэтому было решено брать башню APX 1, которую изначально спроектировали для Char D2 и Char B1.
В октябре 1934 года был готов макет в масштабе 1:10, а уже 12 октября командование кавалерии определилось с новым броневиком. SOMUA получила заказ на изготовление опытного образца танка. Построили его к 11 апреля 1935 года, после чего начались заводские испытания. К тому времени Renault, которая всё пыталась подгрести под себя всё, что можно получила заказ на опытные образца Renault ACG 1. Более известные как AMC 35, эти танки (официально также броневики) имели двухместные башни. Что же касается, SOMUA AC 3, то он изначально башни не имел. По этой причине вместо башни ходовые испытания, которые проходили в Винсене с 4 июля по 2 августа 1935 года, проходили с балластом в виде кольца.
Опытный образец «дорос» до 17 тонн боевой массы. Броневиком его уж точно назвать не получится. Это был полноценный средний танк, с классической компоновкой. Экипаж составил 3 человека, с размещением в корпусе механика-водителя и радиста. Ближе всего «боевой бронеавтомобиль» оказался к уже упомянутому Char D2, превосходя последний по подвижности. Да и обзорность выглядела явно получше. Немудрено, что командование французской пехоты быстро стало облизываться на SOMUA AC 3, захотев равнозначный по подвижности средний танк.
Из одних только достоинств новый танк не состоял. Еще на стадии макета он получил фары в развитых литых колпаках, они же остались и на опытном образце с регистрационным номером 745-W1. Решение, мягко говоря, спорное, поскольку лоб корпуса был наиболее простреливаемой деталью. Спорной оказалось и решение по выступающим «рубкам» механика-водителя и его помощника. По центру получалось углубление, работающее как снарядоприемник. Вместе с тем, недостатков оказалось гораздо меньше, чем достоинств.
В дальнейшем на танк установили башню APX 1 с 47-мм пушкой SA 34. Впрочем, далее решили, что это промежуточный вариант. Кавалерия захотела расширенный вариант башни. Главное, что SOMUA AC 3 показал очень приличные данные по подвижности. Средняя скорость по шоссе составила 30 км/ч, что даже выше AMC 34. При этом, как уже говорилось выше, получился полноценный средний танк. В результате уже 12 ноября 1935 года стало известно о том, что будет подписан контракт на 50 доработанных SOMUA AC 3. Доработанную версию танка приняли на вооружение французской кавалерии 25 марта 1936 года. Танк (точнее, броневик) получил обозначение Automitrailleuse de Combat modèle 1935 S. Более известен он как SOMUA S 35.
Напоследок стоит отметить, что опытный образец SOMUA AC 3 активно использовался для различных экспериментов. В январе 1936 года его отправили в Реймс на войсковые испытания. Их результаты учитывали при запуске в серию SOMUA AC 4, основной версии танка. Также в башню AC 3 установили 47-мм пушку SA 35, которую ставили в серийные SOMUA S 35. Одним словом, работы для него хватало.
Список источников
-
-
- Материалы Centre des archives de l’Armement et du personnel civil (CAAPC)
- SOMUA S 35, Pascal Danjou, TRACKSTORY №1, 2003
- The Encyclopedia of French Tanks and Armoured Fighting Vehicles: 1914–1940, François Vauvillier, Histoire & Collections, 2014
- Guerre, Blindés & Matériel (GBM) 105, 106, HS1
- Архив автора
-
источник: https://dzen.ru/a/ZKKmpuaZnkYv8O2Q