Рассказ о Т-54 обр.1949 года из Технического центра парка «Патриот», последнем не модернизированном танке данной версии
Так сложилось, что после окончания Второй мировой войны смена поколений бронетанковой техники стало не столь стремительным, как раньше. На это повлиял целый ряд факторов, как чисто технических, так и экономических. Во-первых, окончание войны существенно затормозило гонку вооружений. Во-вторых, объем финансирования снизился, и даже начало Холодной войны не дало такие темпы развития, как раньше. Наконец, к концу войны танки достигли такого уровня развития, при котором требовался скорее эволюционный, нежели революционный, путь развития. Это очень хорошо видно по танкам первого послевоенного десятилетия.
Технический центр парка «Патриот», как теперь называется территория бывшего танкового музея в Кубинке, интересен тем, что тут сохранилось немало образцов отечественной бронетанковой техники в исходном состоянии. То есть не проходившие дальнейшую модернизацию, которая заметно меняла облик машины. Некоторые из образцов ныне единственные, сохранившиеся в исходном состоянии. Одним из них оказался Т-54 обр.1949 года. Это первая версия данного танка, ставшая «полноценной», то есть полностью боеспособной.
История Т-54 была вполне рядовой с точки зрения танков, созданных в конце Второй мировой войны. Medium Tank M26 и Centurion в этом плане весьма близки, с точки зрения судьбы. Эти танки пришлось доводить, причем довольно долго, они весьма существенно изменились. Особенно это касалось Т-54, для которого путь от первого опытного образца до первой серийной машины занял 2,5 года. Еще столько же потребовалось для того, чтобы сделать из «промежуточной» версии танка полностью боеспособную машину.
Отчасти такая ситуация связана с процессом поиска новых технических решений, которые, одновременно, пересекались с разработкой тяжелых танков. Например, башня первого опытного образца Т-54 проектировалась с учетом работ по ИС-6. Поскольку обстрел опытных башен ИС-6 показал, что у них имеются существенные недостатки, далее проектирование шло по опыту разработки «колпака» ИС-3. Его имели 3-й и 4-й опытные образцы танка. Финальным решением стала башня, которая создавалась на основе конструкторских решений, взятых с ИС-4.
Поскольку Т-54 был революционной конструкцией, далеко не все технические решения получились удачными. Масла в огонь добавил заказчик. По требованиям военных, например, добавили такое сомнительное решение, как курсовые пулеметы, вынесенные на крылья танка. Требовали их настойчиво, данная идея пошла в серию, но в войсках, куда Т-54 стали поступать в 1948 году, идею раскритиковали. Мало того, что система с тросиками работала не очень надежно, так еще и короба иногда сносило при езде в лесу.
Осваивался танк тяжело, достаточно сказать, что за 1947 год сдали всего 22 Т-54, а на трех заводах их стали производить с 1948 года. Танк получился сложным и дорогим, при этом военные, в своих требованиях, перегнули палку. В результате танк оказался перегружен, что сказалось на его проходимости. Масла в огонь подлили испытания обстрелом ИС-4 и опытного Объекта 260. Оказалось, что башня с заманом уязвима, требовалось ее переделывать. Причем эти результаты испытаний стали известны уже в 1947 году.
Финальной точкой в судьбе танка, ныне известного как Т-54 обр.1946 года (на самом деле их выпускали в 1947-49 годах) стала ситуация в войсках. Оттуда шел вал критики. Результатом стало постановление Совета Министров СССР №313-109 от 26 января 1949 года, согласно которому завод №183 обязали изготовить улучшенный Т-54. Решение о серийном выпуске нового танка приняли постановление Совета Министров СССР №2620-1039 от 18 июня 1949 года. Впрочем, реально выпуск новых танков, известных как Т-54 обр.1949 года, начался в конце года, а предшествовали им контрольные испытания.
Новая версия танка заметно отличалась от предшественника. В связи с перегрузкой конструкции Т-54 было принято решение о снижении толщины лобовой части корпуса и башни. Такое в истории отечественного танкостроения было не раз и не два. На дальней перспективе, конечно, такое решение ослабило стойкость брони перед новыми орудиями (прежде всего, против 105-мм пушки L7), но появились данные системы в конце 50-х, а решать проблему требовалось сейчас. Зато боевая масса снизилась до необходимых требований — 35,5-36 тонн.
В общей сложности постановление Совмина СССР №2620-1039 предусматривало 26 основных пунктов доработок. Так что танк обр.1949 года существенно изменился. Несмотря на то, что контрольные испытания первые танки новой версии не выдержали, было принято решение запускать их в серию. И если 96 Т-54 обр.1946 года обозначили как «учебные» танки, то 54 машины, изготовленные в конце 1949 года, шли как полноценные танки.
Уже в 1950 году их сдали 1007 штук, из них 423 сдал завод №183 (г. Нижний Тагил), 400 сдали на заводе №75 (г. Харьков) и 184 штуки сдал завод №174 (г. Омск). Производились Т-54 обр.1949 года до ноября 1951 года, далее в серию пошел танк, известный как Т-54 обр.1951 года. Поскольку их между собой не делили, можно гооворить о примерных цифрах выпуска. За 1951 год было сдано 1566 Т-54, из них 816 сдал завод №183, еще 500 сдал завод №75 и 250 сдал завод №174. По итогу объем выпуска Т-54 обр.1949 года составил где-то 2,5 тысячи штук. По меркам того периода немало, это больше, чем сдали Т-44, например.
54-ки с кормовым заманом башни стали первыми массовыми танками данного типа, которые стали реально эксплуатироваться в армии. Случилось это в начале 50-х годов. На войну в Корее их, в отличие от новых американских танков, отправлять не стали. Впрочем, повоевали эти танки всё равно немало. Их отправляли на Ближний Восток, во Вьетнам, в ряд других государств. Причем эти танки нет-нет, да промелькнут в кадрах новостей. Их эксплуатация продолжается до сих пор.
Столь долгий срок службы прямым образом повлиял на внешний облик танков. Они проходили неоднократную модернизацию, что привело к целому ряду метаморфоз. Эти работы были типовыми, напрямую касаясь всего семейства 54-ок. Собственно говоря, и танк обр.1951 года, сохранившийся в чистом виде, найти не так легко. Что тут говорить о более ранних танках. То, что это машина обр.1949 года, можно понять только по башне.
Результатом стало то, что единственный не переделанный танк данной версии ныне стоит в Кубинке. Сюда он попал в ходе гарантийных испытаний. Это танк позднего производства, изготовленный на заводе №183 в июне 1951 года. Подобным образом выглядела основная масса Т-54 обр.1949 года. Вероятнее всего, в таком виде так и останется только этот танк. Большого смысла доводить серийные машины до исходного состояния нет, поскольку они так выглядели недолго. Например, уже во второй половине 50-х годов стали ставить вторую фару, для использования приборов ночного вождения танков.
Поскольку танки обр.1946 и обр.1949 года стоят в павильоне №2 рядом, есть отличная возможность увидеть, насколько они разные. Причем отличия начинаются снизу вверх, то есть начиная с ходовой части. На новой версии танка ввели новый ленивец и, что более важно, новый трак шириной 580 мм. Трак с отрытым металлическим шарниром (ОМШ) оказался настолько удачным, что далее не менялся ни на Т-54, ни на Т-55, ни на Т-62. Только спустя несколько десятилетий появился трак с РМШ (резинометаллическим шарниром). В отличие от предыдущего трака, для Т-54 обр.1946 года, новый трак делался исключительно с гребнями.
Вторая серийная версия Т-54 безошибочно определяется и по носовой части корпуса. Пулемет вернулся в лобовой лист, переделали люк механика-водителя. Такая конфигурация далее использовалась и на последующих 54-ках, хотя танк обр.1949 года имеет одно отличие, которое позже исчезло. Машина получала характерные габаритные фонари, которые позже заменили на ГСТ-49. Прожили такие габаритки недолго, найти их почти невозможно. Да никто их и не оценит.
По опыту эксплуатации Т-54 ряд изменений претерпели и другие элементы корпуса, включая и «обвес». Ящики ЗИП и запасные топливные баки стали совсем другими. От цилиндрических баков отказались в пользу коробчатых конструкций, которые имели большую ёмкость (200 литров), а также соединялись с основной топливной системой. Кстати, именно в такой конфигурации баки выпускались не особо долго, найти их сложно. Лишний повод не заниматься «даунгрейдом» модернизированных 54-ок.
Впрочем, главным отличием танка обр.1949 года от предшественника стала башня. В постановлении Совмина СССР №2620-1039 говорилось о башне по типу ИС-3, но на самом деле значительная масса идей была взята от Объекта 260. Характерная куполообразная форма носовой части башни впервые появилась как раз на последнем варианте ИС-7. Также использовали узкую амбразуру для орудия, с выносом спаренного пулемета и телескопического прицела по бокам от установки. Связано это оказалось с тем, что массивная бронировка маски имела больше шансов быть заклиненной попаданием снаряда.
Одной только формой башни дело не обошлось. Эксплуатация показала, что зенитная турель пулемета ДШКМ не особо удобная. Поэтому люк заряжающего полностью переделали. Теперь турель крепилась к его основанию, которое получило круговое вращение. Такая конструкция турели оказалась гораздо более удачной, с небольшими изменениями она использовалась и в дальнейшем. Доработали и командирскую башенку.
Как можно заметить, кормовой заман у башни сохранился, на то имелись веские основания. Если его убирать, то снижался боезапас, да и замен в корме был не очень чтобы критичен. Впрочем, опыт войсковой эксплуатации всё равно заставил этот самый заман убирать. Выяснилось, что при повороте башни назад заман мешает механику-водителю, поэтому на Т-54 обр.1951 года его убрали. Тем не менее, боекомплект у танка остался тот же — 34 унитара к Д-10Т.
Несмотря на то, что Т-54 обр.1949 года стал отчасти промежуточной машиной, его появление оказалось важным событием. То, что эти танки всё еще встречаются в некоторых армиях мира, говорит о простой истине. Танк всё еще способен решать ряд задач, которые на него возлагаются. При этом его зарубежные одногодки уже довольно давно ушли на покой.
источник: https://dzen.ru/a/ZmgfOmAgcmAOhaRK