Юрий Пашолок. Плоды ненужного перфекционизма на легкой полноприводной платформе
Поучительная история Scout Car T25, легкой бронемашины на базе Willys MB, которую так и не приняли на вооружение
Каждый раз, когда начинается затяжной и масштабный военный конфликт, на свет появляются различные полевые переделки и прочие эрзацы. После чего новые тучные стада экспертов по всем вопросам начинают рассказывать, мол, в армии ничего нет, опять военные и волонтеры сами делают, вот это всё. Правда жизни в том, что ровно те же самые процессы можно видеть почти во всех армиях мира. Связано это с целым рядом причин, и дело совсем не в обеспеченности. Как правило, всевозможные эрзацы появляются на фоне острой необходимости специфичных боевых машины, или не менее специфичных средств усиления их защиты. При этом значительный объем того, что мастерят в войсках, армия просто не примет на вооружение. Ибо посчитает ненужным, а то и вредным.
Конфликт фронтовых частей, которые пилят всевозможные импровизированные бронемашины, и высокого руководства, сидящего глубоко в тылу, интернационален. В полной мере он касался и американской армии в годы Второй мировой войны. Всевозможных кулибиных там было ничуть не меньше, чем в немецких частях. В том числе они ваяли и бронированные джипы. Самое интересное, что этим самым самопалам предшествовали попытки создать нечто подобное, инициированные сверху. Но получившийся по итогам бронеавтомобиль-разведчик Scout Car T25 так и остался опытной машиной.
Надо сказать, что именно на ниве легкобронированных машин американцы, в своё время, собаку съели. «Скауты» — это их изобретение, которое изначально представляло собой максимально облегченную легковую машину, иногда с вооружением. Можно сказать, что немецкие кюбельвагены отчасти произошли от американских машин. Во второй половине 20-х годов тема развилась в легкобронированную машину, часто защищали только капот, да ветровое стекло. Зато имелась пара пулеметов. Изюминкой такого «скаута» была высокая мобильность.
В дальнейшем «скаут» потяжелел, их стали строить на грузовых шасси, которые далее получили полный привод. Итогом стала разработка Scout Car M3A1, самого массового броневика Второй мировой войны. Правда, Scout Car эту машину можно было назвать с натяжкой. Боевая масса превысила 5,5 тонн, это больше, чем у советского пушечного броневика БА-10, да и габариты приличные. В результате история совершила виток по спирали. Американские военные захотели что-то типа исходного «Скаута», но уже на новом, полноприводном шасси. То есть маленькую машину-разведчик, минимально защищенную и очень подвижную.
Необходимая платформа появилась в 1941 году. С ней, кстати, связан один тонкий момент. Победивший в конкурсе на легкую полноприводную машину-разведчик Bantam BRC 40 был отличным автомобилем. Вот только, помимо лобби, которое поддерживало Willys-Overland, имелась ничуть не меньшая проблема. Если кратко, то военные всего мира очень любят забивать гвозди микроскопами. А в случае с Bantam BRC 40 тут же начались попытки превратить машину-разведчик во что-то еще, включая истребитель танков Gun Motor Carriage T2/T2E1. Естественно, на такое машина не рассчитывалась. Поэтому дальнейшая победа Willys MB, который выдерживал более существенные издевательства, была ожидаемой.
Так вот, еще до вступления США во Вторую мировую войну американские военные задумались о бронированном варианте Willys MB. При этом общая концепция явно базировалась на опыте 20-х годов. То есть защита моторного отделения и частично салона, с классическими дырками для ружья. На сей раз было решено отдать работы на подряд отдельной фирме — Smart Safety Engineering Corporation. В июле 1941 года она выставила на тесты машину, которая обозначалась как 1/4-ton Willys Armored Car. Базировалась она на шасси Willys MA, предшественнике основной модели, MB.
Рецепт броневика был простым. Моторное отделение прикрыли бронированным коробом, при этом воздух попадал снизу. Решение крайне спорное, оно явно стало одним из решающих, когда принимали решение о дальнейшей судьбе броневика. Для экономии массы защита салона ограничивалась броневым щитком с лючками и амбразурами, а также дверьми. Проблемой стала не локальная защита салона, а перегруз носовой части машины. Управляться она стала хуже, также, как уже говорилось, масса вопросов возникла к охлаждению мотора. Посему работы по броневику закрыли.
Комичность ситуации в том, что спустя менее год, в июне 1942 года, работы возобновили. При этом подрядчик остался тот же — Smart Safety Engineering Corporation. Возобновление работ явно показывало, что в войсках спрос на легкобронированный разведчик никуда не делся. Внесли свою лепту и англичане, которые переделывали Bantam BRC 40 и Willys MB в «патрульные» машины. Вот только броневая защита у них была локальной (если вообще была), а если требовалась полноценная защита, англичанам имелось, что выбрать. Тот же Daimler Scout Car, отлично справлявшийся с ролью бронированной машины-разведчика.
Американское командование решило, что умнее и англичан, и собственных войск. Иначе не объяснить то, что Smart Safety Engineering Corporation выкатила в 1943 году. По заданию сверху там разработали бронемашины семейства Scout Car T25. Фактически это тот же 1/4-ton Willys Armored Car, только на несколько ином техническом уровне. Базовая модель, Scout Car T25, стала трехместной. Топливный бак перенесли назад, защита салона стала более развитой. Правда, теперь двери не открывались. Защиту капота чуть доработали: появилась щель, через которую воздух поступал в моторное отделение. Впрочем, всё равно маловато.
В связи с лимитом на массу толщина брони Scout Car T25 составляла всего 6,35 мм. При этом даже масса пустой машины выросла до 1272 кг (у обычного Willys MB она составляла 1060 кг). При полной загрузке масса T25 достигала 1758 кг, что уже многовато. Впереди появилась установка для курсового пулемета Browning M1919A4. Впрочем, она была не особо удобной, ее так и не ставили. На испытаниях в Форт-Нокс загрузка была неполной (363 кг, 3 человека и боезапас), но и в таком виде машина показала себя явно хуже, чем Willys MB, имевший ту же загрузку. После 1190 километров испытаний начались проблемы с подвеской, тормозной системой и сцеплением.
Комичность ситуации в том, что Scout Car T25 был, что называется, лучшим из худших. Дело в том, что наверху считали — броневой защиты недостаточно. Поэтому вторая машина, Scout Car T25E1, представляла собой почти то же самое, но с открывающимися дверьми и защитой кузова по периметру. Если у T25 масса броневых деталей составляла 234 кг, то у T25E1 она достигла 338 кг. Даже пустой броневик-разведчик имел массу 1377 кг. Согласно отчету по испытаниям, броневик даже не стали тестировать на бездорожье.
Не стали проводить полноценную программу испытаний и в случае со Scout Car T25E2. В его случае масса брони достигла 447 кг. Как и в случае со Scout Car T25E1, броневая защита делалась по периметру, но более солидной. Часть бортовых и кормовых листов делалась откидной, на петлях. Масса пустой машины достигла 1486 кг, что было равнозначно максимальной нагрузке Willys MB без брони. При этом броневик, как и другие варианты, оставался трехместным.
Наконец, самым тяжелым стал Scout Car T25E3. Поскольку было очевидно, что случился перегруз, подвеску усилили. Впрочем, при пустой массе 1504 кг и массе брони 465 кг это оказалось недостаточным. Очень похожий на Scout Car T25E2, броневик начал «сыпаться» после 949 километров испытаний. Существенно просели рессоры, кроме того, полезли те же «болячки», что и у Scout Car T25. На этом фоне неудивительно, что 24 июня 1943 года последовал отрицательный вердикт. В конце 1943 года с броневиками еще помучились на Абердинском полигоне, но без толку.
Во всей этой истории есть две системные ошибки, которые можно наблюдать и в наши дни. Первая заключалась в том, что заказчик действовал линейно, пытаясь сделать полноценный броневик из машины, которая для этого не предназначена. Если уж делать, то полноценный броневик, как в случае с БА-64, то есть классическую бронемашину с узким корпусом, нормальной броней итд. А еще лучше типа Daimler Scout Car. Вторая системная ошибка заключалась в том, что после неудачных тестов не стали искать альтернативных решений, а просто бросили. «Нишмогла, результат отрицательный, катайтесь на джипах и не мешайте работать».
Результат оказался ожидаемый. После летних боёв в Нормандии развернулась работа по изготовлению самопальных броневиков на базе Willys MB. И вот же удивительное дело, основная масса подобных броневиков по концепции здорово напоминала «скауты» 20-х и начала 30-х годов. То есть защита мотора спереди и разные вариации легкой защиты салона. У каждого был свой взгляд на то, как защищать машину, но общая канва примерно одинаковая. При этом мотор «упаковывали» локально, то есть конструкция получалась заведомо легче, чем у Smart Safety Engineering Corporation. И это не фирма «неправильная», ей такое задание выдали.
История с бронированными джипами получилась хрестоматийной. Вместо того, чтобы хотя бы подготовить указания о возможных переделках, тему просто бросили. А дальше войска оказались предоставлены сами себе. И если какой-то наивный чукотский юноша думает, что чего-то изменилось, то плохо быть им. Ничего нигде не изменилось. И это не военные неправильные, просто система везде работает одинаково. Разве что возможности у «самопальщиков» выросли. А наивным юношам преклонного возраста, прежде чем толкать умные мысли с высоты своего дивана, для начала неплохо бы изучать историю. Она, зараза такая, очень любит двигаться по спирали.
Список источников:
-
-
- US NARA
- Armored Car: A History of American Wheeled Combat Vehicles, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 2002
-
источник: https://dzen.ru/a/ZnFDi3L_6yadPrgs