С давних пор нашу страну часто называют Страной Советов. Имели в виду немного другое, но попали в точку. Вместо того, чтобы делать своими руками, у нас основная масса предпочитает рассказывать, как и что надо делать. Те, кто реально что-то делает, подобному не удивляется, но смотрится всё это забавно. Если посмотреть на число комментариев, то прямо душа радуется. Реставраторов военной техники у нас ничуть не меньше, чем военных аналитиков и вирусологов. Правда, как дело касается практической стороны вопроса, что-то идет не так, но этом мелочи.
Весной 2014 года наша малярная бригада, куда влилось еще несколько человек, начала работы по приведению в порядок линейки танков Центрального Музея Вооруженных Сил РФ. Сначала это предполагалось как акция, которая, как предполагалось, будет длиться недолго. После первых выездов остались только те, кто реально хотел помочь музею. Зато советчиков было более чем. В том числе и тех, кто яростно топил за пескоструйку экспонатов. Некоторые до сих набегают со своими струйками. Чтобы по 100 раз не повторять одно и то же, решил сделать отдельный материал.
Основная масса набегающих с пескоструйкой слегка так не понимают, что между небольшой деталью и танком есть большая разница. Песок, совершенно внезапно, забивается везде, куда сможет. Кроме того, данная процедура совсем не дешевая. Если немного посчитать площади, то выяснится масса неприятных моментов. Поэтому еще в ходе подготовительных работ пескоструйка обсуждалась исключительно для обработки сложных литых деталей и ходовой части. Только ИС-2 решили обдирать более-менее полностью.
А дальше начали вылезать моменты, которые изначально никто не предусматривал. Самый главный из них заключался в том, что после пескоструйки остался, правильно, песок. Его было не так много, но тут вылез другой нюанс. Площадку под танками не убирали. Вообще. Десятилетями не убирали, сметая на плиты песок. В результате под танками образовались натуральные барханы, местами достигавшие толщины сантиметров 5. При попытке вести покрасочные работы вся эта рукотворная Сахара поднималась вверх, смешиваясь с грунтовкой и краской. В начале экспозиции, где стоят Т-38, ТУ-26 и БТ-7, это было еще не проблематично. А вот начиная с КВ-1 всё, вилы. Песок после пескоструйки оказался мелким слоем по сравнению с тем, что там было еще.
Как только эта проблема вылезла на поверхность, был срочно куплен «Керхер» и шланги к нему. С конца мая по начало июля у меня день проходил примерно одинаково. Раскладывались шланги, подключался «Керхер», и вперед. И вот так минимум 4 дня в неделю. Видите ящик на фотографиях? Вот таких ящиков песка я лично выгреб 31 штуку. Еще несколько выгребли коллеги. Это не считая того, что несколько часов в день надо было проливать площадку, ползая под танками. Кучки песка не образуются путем тыкания клавиш компьютера, такая вот незадача.
Это была только часть веселья. Во-первых, отпескоструенная деталь, совершенно внезапно, на открытом воздухе ржаеет быстрее. Даже та, которую загрунтовали. Красить, напомню, мы не могли полтора месяца, ибо песок. Во-вторых, пескоструйка для ходовой части оказалась совсем не панацеей. Обдирать катки изнутри пришлось вчистовую, вручную, все. Свой день рождения летом 2015 года я встретил под брюхом ИС-2М, вычищая катки от того, что не ободрала пескоструйка. Если бы этой пескоструйки не было, возможно, что справились быстрее. 5 человек с болгарками обдирают танк довольно быстро, особенно когда они распределяются по машине. Не засыпая песком площадку. И по бюджету (болгарки, провода, смывка, диски итд) получается дешевле, чем пускание струек.
Это всё к чему. Даже если у вас есть опыт реставрации каких-то деталек, оно в случае с крупногабаритными бронеэкспонатами не значит ровно ничего. За те 18 лет, что мы занимаемся бронёй, давным-давно сложился регламент работ, который внезапно работает. Поэтому не удивляйтесь, что в ответ на предложение пескоструить танки я начинаю искать поблизости кирпич. Есть на то причины.
источник: https://dzen.ru/b/ZfKu8wPJj3LVOZcs