Юрий Пашолок. Первый английский легкий танк

15
Юрий Пашолок. Первый английский легкий танк

Юрий Пашолок. Первый английский легкий танк

Vickers Infantry Tank No.1 и No.2, первые образцы английских легких танков, а заодно и самые первые танки Vickers

Развитие английского танкостроения шло довольно нестандартным путем. Изобретатели танков изначально вообще хотели «сухопутный флот», с боевой массой машин больше сотни тонн, но по ходу разработки размеры танков существенно снизились. В результате первый английский танк имел массу 28 тонн, а также куда более скромное вооружение, нежели планировалось изначально. От сухопутных броненосцев, которых в 1903 году описал в своем рассказе Герберт Уэллс, мало что осталось. Их пришлось вписывать в габариты железнодорожных платформ, а реальная броневая защита оказалась куда скромнее тех самых сухопутных броненосцев. Тем не менее, 15 сентября 1916 года первые английские «ромбы», во время атаки в районе Флер, оказали большое психологическое воздействие на противника. Кроме того, идея Уэллса использовать танки массово оказалась верной. Даже не особо удачная атака под Флер оказала эффективность танков, это дало основание для крупномасштабного их производства. Вместе с тем, англичане оказались заложниками той системы, которую сами и создали. Их танки, как и большинство подобных машин начального периода танкостроения, были крайне неторопливые, а маневренность огня низкая. Самое интересное, что Little Willie, самый первый танк, должен был иметь башню (даже поставили ее макет), но потом от нее отказались. Больше того, никакой башни не предполагалось и самых первых средних танках.

Vickers Tank No.1, первенец будущего танкостроительного гиганта

Vickers Tank No.1, первенец будущего танкостроительного гиганта

Можно сказать, что недостатки первых танков решались англичанами по мере поступления. Для начала, речь пошла о маневренности. В 1917 году началось производство Medium Tank Mk.A, первого английского среднего танка. При откровенно невыразительном вооружении у него уже имелось преимущество в виде скорости, которая достигала 13,5 км/ч. Маловато, но у «ромбов» она была значительно меньше, как и французских Renault FT. Medium Tank Mk.A стал родоначальником класса, который в Советском Союзе назвали «маневренными танками». Правда, дальше разработки Уолтера Вильсона и сэра Уильямома Триттона явно пошли куда-то не туда. Они слишком заигрались с «ромбами», в результате Medium Tank Mk.B и Medium Tank Mk.C по сути оказались теми же «ромбами», но поменьше и с рубками на крыше. По итогу происходящего звезда William Foster & Co., как производителя танков, быстро закатилась. Свято место пусто не бывает. Во-первых, у английских военных имелся арсенал в Вулидже, который стал одним из центров разработки, а также производства новых типов танков. Во-вторых, в танкостроение пришел новый игрок — Vickers Limited. Сталелитейщики из Шеффилда на оружейный рынок выходили неторопливо. Начинали они с флота, далее, в 1897 году, была приобретена Maxim Nordenfelt Guns And Ammunitions Company. Это сделало Vickers Limited одним из ведущих производителей вооружения. Дальше, в 1901 году, появилась Wolseley Motors, изначально занимавшаяся автомобилями, но затем существенно расширившая ассортимент своей продукции. С Wolseley связан и первый опыт создания боевой машины, а именно две бронемашины. Что же касается танкостроения, то в 1919 году была приобретена MCCW (Metropolitan Cammell Carriage and Wagon Company), у который главным профилем являлось вагоностроение, но выпускала она и «ромбы». причем не просто выпускала, а являлась одним из ключевых их производителем.

На испытаниях в Фарнборо, начало 1922 года. Трансмиссионный люк открыт, это означает, что гидравлическая трансмиссия Williams-Jenney снова передавала привет

На испытаниях в Фарнборо, начало 1922 года. Трансмиссионный люк открыт, это означает, что гидравлическая трансмиссия Williams-Jenney снова передавала привет

Начало 20-х годов для английского танкостроения было очень непростым временем. Medium Tank Mk.D, разработанный майором Филиппом Джонсоном и построенный арсеналом в Вулидже, показал феноменальную скорость, но при этом оказался крайне сырой машиной. Вместе с тем, общее направление по созданию маневренных машин оставалось. Его поддерживал и подполковник Джон Фуллер, к 1921 году имевший прямое отношение к разработке новых требований к танкам. Среди идей Фуллера было и создание новых типов танков, предназначенных, в том числе, и для использование в жарком климате. Данный танк относился к легкому классу, который англичане поначалу настойчиво игнорировали. В результате к началу 1921 года англичане были уже даже не вторыми или третьими, кто занялся легкими танками. Первыми оказались французы, далее были американцы, немцы, итальянцы, даже в Советской России создали свой легкий танк — «Рено-русский». Вот так, совершенно неожиданно, английское танкостроение оказалось в роли догоняющих. При этом, надо сказать, ничего особо страшного в такой ситуации не было. Будем откровенными, к началу 20-х годов новым требованиям, прежде всего по подвижности, соответствовал только FIAT 3000, да условно LK II. Остальные машины данного типа уже были слишком неспешными. Да и по вооружению ситуация выглядела не очень хорошо. Так что у англичан оставалось время для экспериментов. Занялись ими на Vickers Limited. Возглавил эти разработки сэр Джордж Томас Бакхем, главный конструктор Vickers.

Несмотря на ромбовидный корпус, на самом деле первенец Vickers был первым английским танком классической компоновки. И одновременно первым с башней

Несмотря на ромбовидный корпус, на самом деле первенец Vickers был первым английским танком классической компоновки. И одновременно первым с башней

Надо сказать, что в случае с разработками Vickers Limited по танковой тематике сложилась довольно любопытная ситуация. Если с танками William Foster & Co. вполне можно понять, кто был реальным автором тех или иных решений, то на Vickers существовала своеобразная монополия. То есть новые разработки оформлялись на Бакхема, а также на сэра Артура Тревора Доусона, который являлся управляющим директором компании с 1906 года. Так что реальных авторов машины, которая изначально именовалась как Vickers Tank No.1 (позже появилось также обозначение Vickers Infantry Tank No.1) не найти. Строился это танк силами Vickers Works в Эрит, что на юго-востоке Лондона. В общей сложности было заказано три таких танка, но строились они с существенным временным промежутком. Первенец Vickers создавался явно с оглядкой на разработки Вильсона и Триттона, что и неудивительно — пока опыта своих танков в компании не было. Поэтому машина получила вполне традиционный ромбовидный корпус. Такая схема диктовалась необходимостью перебираться через сложные препятствия. Вместе с тем, корпус фактически был единственным, что роднило новый танк с «ромбами».

Ходовая часть была типичной для "ромбов", но с деревянными башмаками на траках

Ходовая часть была типичной для «ромбов», но с деревянными башмаками на траках

Для начала, Vickers Tank No.1 получился существенно меньше разработок William Foster & Co. Совершенно иначе было выполнено место механика-водителя, который ранее имел крайне ограниченный обзор. На фоне «ромбов» место механика-водителя Vickers Tank No.1 выглядело поистине верхом комфорта. Конечно, торчащие впереди приподнятые элементы ходовой части несколько ухудшали ситуацию с обзорность, но не сильно. Кроме того, корпус был всё же выше ходовой части, опять же, в отличие от «ромбов». причина прозаичная — машина, как уже говорилось, была небольшой. В общем-то, это был уже не «ромб», а первый английский танк классической компоновки. При массе менее 9 тонн танк оснащался 6-цилиндровым мотором Wolseley, имевшим автомобильное происхождение. Самое главное, что мотор находился за моторной перегородкой, а не внутри боевого отделения. На танке применялась гидравлическая трансмиссия Williams-Jenney, с которой занимались еще со времен «ромбов». Ходовая часть была классической для «ромбов», но при этом траки новой конструкции, более живучие. Они, кстати говоря, получили деревянные подушки. Самым же главным отличием Vickers Tank No.1 стало размещение вооружения. Оно, внезапно для англичан, оказалось в башне. Да еще и с командирской башенкой. Как и средние танки, разработка Vickers была чисто пулеметной: все три Hotchkiss Portable размещались в башне, что существенно повышало маневренность огня.

В марте 1922 года английское Военное Министерство сделало правильные выводы, решив, что легкие танки должны иметь пушечно-пулеметное вооружение

В марте 1922 года английское Военное Министерство сделало правильные выводы, решив, что легкие танки должны иметь пушечно-пулеметное вооружение

Новый танк был готов ближе к декабрю 1921 года, после чего его направили на испытания в район Фарнборо. Как раз в 1921 году там, на базе 2-го батальона Королевского Танкового Корпуса, был создан исследовательский центр, который туда перенесли из Доллис Хилл. Новая машина получила бортовой номер 6. Испытания оказались неоднозначными. Гидравлическая трансмиссия Williams-Jenney, которая и раньше была капризной, снова показала свой норов. Да и автомобильный мотор оказался слабоват. Поэтому в начале 1922 года машина отправилась на доработку, получив 80-сильный двигатель Lanchester 40 HP от одноименного автомобиля. С ним удельная мощность стала существенно выше, а скорость поднялась до 24 км/ч. Это сделало Vickers Tank No.1 самым быстрым среди «ромбов». Правда, у военных имелась иная идея насчет танка. Чисто пулеметного вооружения было уже маловато, для легких танков предполагалась установка и артиллерийского вооружения. Его разработкой также занимались на Vickers. Оптимальной оказалась 3-фунтовая (47-мм) пушка, задачей которой являлась борьба с вражескими танками. Оснащалась она только бронебойными снарядами, что несколько удивительно. 47-мм осколочная граната была вполне эффективной, но у английских военных мысли оказались совсем иными.

Vickers Tank No.2 на полном ходу. Увы, появился он поздновато, такая машина была нужна года на три раньше. А летом 1923 года танк уже оказался не нужен

Vickers Tank No.2 на полном ходу. Увы, появился он поздновато, такая машина была нужна года на три раньше. А летом 1923 года танк уже оказался не нужен

В июле 1922 года началась работа над пушечным вариантом танка, который получил обозначение Vickers Tank No.2. Фактически он был тем же самым, что предшественник, но с доработками по мотору, ходовой части и вооружению. Правда, при этом и масса подросла — почти до 10 тонн. Это уже вызвало некоторые неудобные вопросы по поводу классификации машины. Впрочем, больше вопросов стало к гидравлической трансмиссией Williams-Jenney. Она и так работала не очень хорошо, а лишняя тонна массы привела к быстрому ее перегреву. Посему на известных фотографиях Vickers Tank No.2 он запечатлен с открытыми люками доступа к трансмиссии. И если такое творилось в Фарнборо, можно представить, какова была бы ситуация в Индии. По этой причине к лету 1923 года, когда машина вышла на испытания, интерес к ней стал резко затухать. Когда центр в Фарнборо переименовали в MWEE (Mechanical Warfare Experimental Establishment), танки №1 и №2 получили, соответственно, номера MWEE 7 и MWEE 15, но к тому моменту их судьба оказалась предрешена. В 1927-28 годах их сдали в металлолом как не представляющие интереса.

Попытка остудить трансмиссию Williams-Jenney

Попытка остудить трансмиссию Williams-Jenney

Несмотря на столь грустную судьбу, Vickers Infantry Tank No.1 и No.2, так их именовали под конец карьеры, оказались этапными машинами. Во-первых, они стали первыми танками Vickers. Во-вторых, они научили компанию тому, что лучше заниматься своими машинами независимо от английских военных. Некоторые технические решения, включая и злополучную трансмиссию Williams-Jenney, спустили сверху. В-третьих, вместо третьего образца Vickers создал другую машину — 18-pdr Transporter. Этот транспортер не имел ничего общего с предшественниками, причем его конструкция являлась полностью разработкой Vikers Limited. Очень быстро выяснилось, что данное шасси обладает неоспоримыми преимуществами перед Vickers Tank No.1. Поэтому уже в конце 1922 года на его базе был создан совершенно новый легкий танк. Этим и объясняется, почему Vickers Tank No.2 изначально встретили в Фарнборо со скепсисом. Он уже и так был вчерашним днем, даже если забыть про все поломки.

Список источников:

      1. The Vickers Mediums, David Nicholas, Tankette 44–2
      2. Архив автора
      3. https://tanks-encyclopedia.com/ww2-gb-vickers-no12-tanks/
      4. nationalarchives.gov.uk
      5. tankdevelopment.blogspot.ru

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/pervyi-angliiskii-legkii-tank-6071604a660d4852aefd6cfc

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account