Юрий Пашолок. Первая попытка Vickers на экспортном рынке танков
Vickers Medium Tank Mk.C & Mk.D, первые танки Vickers для продажи за рубеж
Окончание Первой мировой войны стало для английского танкостроение временем перемен. Очевидным стал факт, что «ромбы», с которых всё начиналось, существенно устарели. Понадобились другие танки, менее громоздкие и тяжелые, но при этом более маневренные. При этом инициативу перехватил новый участник — Vickers. В годы Первой мировой войны данная компания занималась, прежде всего, производством артиллерии и стрелкового вооружения, также силами принадлежащей Vickers фирмы Wolseley, выпускались бронемашины. Вместе с тем, амбиции сэра Джорджа Томаса Бакхема, главного конструктора Vickers, были явно больше. В 1921 году началась разработка Vickers Infantry Tank No.1, машины немного странной, но, по крайней мере, имевшей башню. Машина оказалась не особо удачной, кроме того, в ноябре 1922 года был готов 18-pdr Transporter, который показал себя более удачной платформой. Элементы с шасси данной машины было решено использовать при создании нового легкого танка, который был изготовлен в 1923 году. Известен этот танк, впрочем, как Medium Tank Mk.I. Данная машина стала первым по-настоящему удачным образцом английского танка межвоенного периода. В дальнейшем именно эта машина, вместе с Medium Tank Mk.II, стала основой английских бронетанковых сил в 20-е годы.
Между тем, компоновка с передним расположением силовой установки и кормовым размещением башни даже для самой Vikcers не являлась единственным вариантом. Дело в том, что с 1922 года Vickers работала по заданию от Военного Министерства, которое предполагало создание тяжелого танка. Тамошние консерваторы никак не могли уйти от концепции «ромба». Согласно выданной спецификации, новый тяжелый танк должен был иметь низкий силуэт, заднее расположение двигателя и возможность преодолевать траншеи шириной 2,8 метра. В качестве вооружения предполагалось использовать 3-фунтовую (47-мм) пушку в носовой части и 2 пулемёта в боковых спонсонах. Данная концепция позже превратилась в совсем другую машину — A1E1 Independent. Но при этом на Vickers работали и по созданию легкого танка с похожей компоновкой. Данные работы шли независимо от требований Военного Министерства. На Vickers подумывали и о том, чтобы создать танк для поставок за рубеж, благо определенный спрос имелся. Опыт Первой мировой войны показывал, что танки являются грозным оружием, вместе с тем, их создание было совсем не простым делом. В 20-е годы типовым танком, который могли купить зарубежные заказчики, был Renault FT. Между тем, возможности этого танка были ограничены, не говоря уже о крайне низкой подвижностью. Английские «ромбы» были еще хуже в данном плане. Одним словом, перспективы имелись, главным становилось создание предложения.
В 1923 году появились первые наброски такого танка. Он сохранил кормовое расположение силовой установки, при этом боевая масса снизилась до 12,7 тонн, а экипаж до 5 человек. Танк создавался явно как легкого типа, о чем говорит крайне скромная толщина брони — 6,5 мм. По большому счету, это был проект по той же спецификации, что и Light Tank Mk.I, позже ставший Medium Tank Mk.I, но с иными компоновочными решениями. Например, у танка было два поста управления, из которых один располагался сзади. Вместо 3-фунтовой (47 мм) использовалась более старая 6-фунтовая (57-мм) пушка. От тяжелого танка сохранилась концепция «огневого ежа», то есть много пулеметов по периметру — 6 штук, причем стояли не Vickers, а Hotchkiss Portable. Количество опорных катков на борт составляло 12 пар, соединенных по 2 в тележки с упругими элементами, расположенными горизонтально. Данная конструкция позволяла существенно уменьшить габариты подвески. Интересно, что патент на данную подвеску оформлен на Бакхэма, а также на сэра Артура Тревора Доусона, управляющего директора Vickers с 1906 по 1931 годы. Поэтому кто именно эту подвеску придумал, неизвестно.
Проекты по данной теме, носившие обозначение Vickers Mk.A, а также Vickers Mk.B, дальше заводской документации не продвинулись. Во многом это связано с тем, что данные разработки откровенно уступали Light Tank Mk.I. В виду того, что силовая установка (вероятнее всего, стоял там тот же мотор Armstrong Siddeley, что и на Light Tank Mk.I) находилась в кормовой части, машина получилась длиннее, да и выглядела она более примитивно. Вместе с тем, на Vicker не сдались. Поняв, что предложенная схема шасси не получилась, там решили делать новый легкий танк — Vickers Mk.C. Базой для него послужило шасси самоходной установки Birch Gun, работы над которой шли в 1923-24 годах. Отчасти шасси Birch Gun базировалось на работах по Light Tank MkI, но теперь силовая установка находилась не впереди, а сзади. Впрочем, на танк, получивший обозначение Vickers Mk.C, поставили совсем другой мотор. Им стал 6-цилиндровый авиационный двигатель Sunbeam Amazon II мощностью 110 лошадиных сил (мотор, судя по всему, дефорсировали), имевший водяное охлаждение. Сам танк имел при этом боевую массу 11,6 тонн, так что удельная мощность оказалась в районе 10 л.с. на тонну. Следует отметить, что от Birch Gun была масса отличий, и по самой ходовой части, и по тракам.
Собственно говоря, в легких танках Vickers Mk.C, как и его собратья, прожил недолго. Вообще танк получился существенно ниже Light Tank Mk.I (2,4 метра против 2,7 метров), но с такими габаритами и с такой массой обе машины скоро стали средними. Так что известна данная машина, разработка по которой началась в 1925 году, как Vickers Medium Mk.C. Легким он был только по броневой защите. В остальном же это был вполне себе средний танк. При этом можно заметить, что общая концепция с «огненным ежом» осталась на месте. Причем отчасти она граничила со здравым смыслом. Поскольку от кормового поста управления отказались, кормовой пулемет тоже исчез. Но не совсем. Его поставили в башне, которая, в отличие от исходной конструкции, имела развитую кормовую нишу. То есть подразумевалось, что заднюю полусферу будет контролировать башенный пулеметчик. Так что «ворошиловский пулемет», на самом деле, придумали на Vickers, причем он изначально являлся заменой кормовой огневой точки в корпусе. Самое смешное, что при этом на Vickers сократили число пулеметов до 4, убрав спаренный пулемет (на самом деле он был не спаренный, просто в лобовой части). Там посчитали, что для борьбы и с пехотой, и с вражеской техникой, хватит 6-фунтовой пушки.
Отдельно стоит поговорить об отделении управления. Аналогично исходной конструкции, впереди сидел механик-водитель, а слева от него пулеметчик. Но теперь механик-водитель сидел по центру. И это еще не самое странное, что было сделано конструкторами Vickers. Для ног механика-водителя сделали специальный выступ в лобовой плите корпуса, выглядящий как уж чересчур смело. Впрочем, это еще не так страшно на фоне того, как именно попадал экипаж в данную боевую машину. Прямо в лобовом листе корпуса, справа от механика-водителя, организовали… дверь. После такого становится понятно, почему на данную боевую машину английские военные посмотрели, скажем так, с некоторым недоумением. На испытания Vickers Medium Mk.C вышел в 1926 году, впрочем, они закончились довольно быстро. Единственным плюсом танка была скорость, остальное оказалось даже не лучше, а хуже Medium Tank Mk.II, появившегося в то же время. Таким образом, Vickers получила возможность предлагать свою боевую машину на продажу.
Единственными, кто позарился на экспортную разработку Vickers, оказались японцы. В 1927 году единственный образец Vickers Medium Mk.C уехал в Японию, где его поначалу тоже указывали как легкий танк, но быстро переименовали в средний. Надо сказать, что японцам выбирать оказалось особо не из чего. Единственной альтернативой были Renault FT и Renault NC, посему они взяли англичанина и пучок французов. При этом из французского Renault NC ничего путного не вышло, а вот английская машина оказалась вполне неплохой заготовкой. Из нее получился средний танк Тип 89. Естественно, от исходной машины мало что осталось, вместе с тем, некоторые фамильные черты были налицо. Включая и ту самую дверь во лбу, и кормовой пулемет. Кроме того, первая собственная японская танковая пушка также имела отношение к английскому танку. Впрочем, получилась она более современной.
Дальнейшим развитием стал Vickers Medium Mk.D. По большому счету, данный танк был тем же Mk.C, но теперь мотор Sunbeam Amazon II выдавал полную мощность — 170 лошадиных сил. На максимальной скорости это не отразилось, ибо имелся лимит по ходовой части, а вот сама по себе машина стала более проворной. Еще одним отличием стала несколько переделанная башня. Помимо изменения лобовой детали башни, появилась командирская башенка с двухстворчатым люком.
Клиентов на данный танк, впрочем, почти не нашлось. Единственной удачей стала покупка в 1929 году одного танка Ирландией. Для Ирландии данная машина стала первым танком в принципе. Как и другие ирландские боевые машины, Vickers Medium Mk.D служил довольно долго. С учетом того, что следующей покупкой Ирландии стала пара Landsverk L-60, не стоит удивляться. Кстати, лейтенант Шон Коллинс-Пауэлл, командир данного танка, позже получил генеральское звание и возглавил штаб ирландских сил самообороны. В 1940 году орудие сняли с танка и отправили на линию береговой обороны. Сам танк, увы, до наших дней не сохранился, а вот орудие выжило. На линии обороны оно стояло до 1984 года, а ныне экспонируется в учебном центре Сил обороны Ирландии в Куррахе (графство Килдэр). Так что в таком виде, но танк сохранился.
История Vickers Medium Mk.C/Mk.D во многом показательна с точки зрения тогдашних запросов рынка. Несмотря на некоторую вычурность, данные танки были далеко не самыми плохими. По крайней мере, они получились вполне надежными, да и гонять каких-нибудь туземцев на них вполне было можно. Вопрос скорее в другом. И японцы, и ирландцы (а позже и австралийцы, правда они покупали Medium Mk.II) купили их скорее от безысходности, а так вообще спроса на средние танки попросту не имелось. Единственная страна, которая целенаправленно искала средние танки — это Советский Союз. Остальным было нужно чего поменьше, полегче, да и подешевле. Это поняли и на Vickers, поэтому и появился Vickers Mk.E, разработанный Джоном Карденом и Вивианом Лойдом. Благодаря этому танку, а также танкеткам Carden-Loyd Mk.VI, Vickers-Armstrons и удалось подмять под себя рынок бронетанковой техники. Да и другие страны, в межвоенный период, имели успех именно с легкими танками, либо с танкетками.
Источники:
- Medium Marks I-III, N.W. Duncan, Profile AFV 12, Profile Publications Limited
- tankdevelopment.blogspot.ru
- РГВА
- DFArchives
- tanks-encyclopedia.com
- Ground Power 10-2008