Юрий Пашолок. Перспективный сменщик МТ-ЛБ из Нижнего Новгорода

7

Юрий Пашолок. Перспективный сменщик МТ-ЛБ из Нижнего Новгорода

Рассказ о гусеничном транспортере ТТМб-5904, одной из новинок международного военно-технического форума «Армия-2024»

Порой так бывает, что интересные новинки на выставках оказываются очень хорошо спрятанными. Делается это обычно не специально, просто так получается. В результате складывается ситуация, когда интересная разработка ускользает от взглядов тех, кому она должна быть интересной. Международный военно-технический форум «Армия» не является исключением. Здесь частенько бывают ситуации, когда интересные образцы военной техники оказываются в каком-то укромном месте, где их могут и не приметить. Вот и в этом году были схожие истории.

В отличие от МГТ-ЛБ, его потенциальный конкурент стоял в глубине экспозиции

В отличие от МГТ-ЛБ, его потенциальный конкурент стоял в глубине экспозиции

Одной из новинок международного военно-технического форума «Армия-2024» стал лёгкий многоцелевой транспортер-тягач ТТ МГТ-ЛБ ОКР «Транспортёр» (изделие 6448). Машина эта весьма обсуждаемая, поскольку у нее важная задача — стать потенциальным сменщиком легендарной «мотолыги». Между тем, в одном из укромных уголков форума находился потенциальный конкурент данной машины — Транспортёр гусеничный многоцелевой бронированный ТТМб-5904. Вокруг этой машины было гораздо меньше людей, но она вызывает немало интереса.

Судя по поведению на стенде, машину особо не стремились демонстрировать

Судя по поведению на стенде, машину особо не стремились демонстрировать

Конечно, разговоры о «вечности» МТ-ЛБ — дело хорошее, но не всё так просто, как это может показаться. В этом году машине исполняется 60 лет, а за это время требования к машинам подобного класса изменились. Причем не раз и не два. Кроме того, концепция максимально низкого шасси, часто в ущерб эргономике отделения управления, за последнее время стала уходить на второй план. Как показала практика, развитие современных средств наблюдения снизило эффект малозаметности подобных аппаратов. А уж FPV-дрону вообще всё равно, какой высоты у вас машина.

Индекс машины прямо намекает на то, что здесь уже отработанная база

Индекс машины прямо намекает на то, что здесь уже отработанная база

Собственно говоря, облик МГТ-ЛБ, который создается в рамках опытно-конструкторской работы «Транспортер», является наглядной демонстрацией нынешних тенденций развития боевых гусеничных машин вроде «мотолыги». Это уже не просто тягач, а универсальная машина, которая создается для целого ряда задач. В данном смысле очень наглядно сравнение санитарных вариантов МТ-ЛБ со «вторым этажом» (такую машину показывали на «Армии-2023»), и внутренних объемов МГТ-ЛБ. Также совсем иные требования ныне по обзорности, возможной установке вооружения и так далее. Здесь не надо быть специалистом, чтобы заметить общие тенденции.

Впрочем, на своих небронированных собратьев ТТМб-5904 не очень похож

Впрочем, на своих небронированных собратьев ТТМб-5904 не очень похож

Самое интересное во всём этом, что вокруг темы замены МТ-ЛБ завязалась конкуренция. «Муромтепловоз», где освоили капитальный ремонт, а также производство семейства МТ-ЛБ с нуля, ожидаемо занимаются развитием именно этой платформы. Принципиальных отличий, впрочем, нет. Заволжский Завод Гусеничных Тягачей выкатил МГТ-ЛБ, судя по тому, что упоминается ОКР, тема официальная. При этом используются некоторые элементы от БМП-3 (скорее всего, по ходу действа еще будут изменения). И вот теперь образовалась третья машина, причем не из неоткуда.

Как и в случае с МГТ-ЛБ, транспортер имеет большие бронестекла

Как и в случае с МГТ-ЛБ, транспортер имеет большие бронестекла

ТТМб-5904 находился на стенде «Астейс» из Набережных Челнов. Известна эта компания по колесной технике, прежде всего бронемашине «Патруль». Гусеничные машины за ними как-то не замечались, но достаточно просто посмотреть на логотипы производителей, чтобы всё стало понятно. Реальным разработчиком машины является Нижегородский завод транспортно-технических машин (НПО «Транспорт»), г. Нижний Новгород. Это, можно сказать, соседи Заволжского завода гусеничных тягачей, и мирная продукция у них похожая — гусеничные снегоболотоходы.

Машина выглядит выше конкурента, но разница, на самом деле, небольшая

Машина выглядит выше конкурента, но разница, на самом деле, небольшая

Впрочем, у нижегородцев схожа с ЗЗГТ только начальная продукция, то есть снегоболотоходы семейства ТТМ-39 «Тайга». А вот 59-е семейство (ТТМ-59) заметно крупнее и тяжелее. Снегоболотоход ТТМ-5906 имеет грузоподъемность 6 тонн (5 тонн на плаву), может буксировать прицеп массой 5,5 тонн, а его снаряженная масса составляет 11 тонн. Оснащается он мотором КамАЗ 740.51-320 мощностью 320 лошадиных сил. Всё это сравнимо с МТ-ЛБ, так что идея создать на той же базе еще и аналог «Мотолыги» лежала на поверхности.

В основе находится транспортер ТТМ-59

В основе находится транспортер ТТМ-59

Надо сказать, что нижегородский аналог МТ-ЛБ одновременно похож, и заметно отличается от МГТ-ЛБ. Наибольшее сходство наблюдается в носовой части машины. Это не копирование, а общее сходство подхода. Ныне смотровые лючки типа тех, что ставились на МТ-ЛБ и ГТ-МУ, не являются правильной идеей. Теперь ставят бронированные стекла, которые выдерживают многочисленные пулевые попадания, а главное, обеспечивают хороший обзор. У ТТМб-5904 в этом плане дела обстоят вполне неплохо.

В нем используется ходовая часть БМП-2

В нем используется ходовая часть БМП-2

Что же касается самой машины, то она получилась заметно отличающейся от ОКР «Транспортер». Основой является шасси семейства ТТМ-59, в котором используются некоторые элементы БМП-2. При этом хорошо заметно, что машина разработана на базе снегоболотохода. Особенно это выдают гусеничные ленты, на которых установлены съемные уширители. Они явно являются одним из предметов гордости ТТМ, неслучайно гусеничные ленты с уширителями выставлены отдельно.

Шасси доработанное, с расчетом на уширители

Шасси доработанное, с расчетом на уширители

Как и в случае с МГТ-ЛБ, нижегородская машина заметно выше МТ-ЛБ. Впрочем, она не столь высокая, как может показаться. Высота ТТМб-5904 составляет 2180 мм. Это не так много, как может показаться. Естественно, за счет броневой защиты выросла и масса, она составляет 14 тонн, при этом обеспечивается вполне приличная грузоподъемность 4 тонны. Приличным оказался и внутренний объем — заявляется о 11 человек экипажа. Увы, машина стояла закрытой, но, судя по всему, проход в отделение управления имеется.

Базовые гусеничные ленты

Базовые гусеничные ленты

Повышение боевой массы потребовало замены силовой установки. На ТТМб-5904 поставили мотор КАМАЗ 740.64-420 мощностью 420 лошадиных сил. В результате удельная мощность заметно выросла. Возросла и максимальная скорость — до 60 км/ч. Также машина может тащить за собой прицеп массой до 10 тонн, с учетом использования как арттягача, вещь совсем не лишняя. Разумеется, умеет ТТМб-5904 и плавать. Одним словом, как потенциальный сменщик МТ-ЛБ машина выглядит неплохо. Правда, на этом экземпляре отсутствует вооружение, а оно ныне обязательно.

Вариант с уширителями траков

Вариант с уширителями траков

Главной проблемой, впрочем, стало не вооружение. По неизвестной причине машину поставили так, что заметить ее не так просто. Лично я наткнулся на ТТМб-5904 утром последнего дня форума, причем, можно сказать, случайно. Машина стояла так, что особо ее не поснимать, ее зажали сбоку «Патрулем». В общем, всё было сделано так, чтобы машину не заметили. И это удалось. Публикаций по машине почти нет, какие-то подробности удалось узнать на стенде «Астейс». С таким подходом не факт, что получится составить конкуренцию МГТ-ЛБ. Как минимум на ниве пиара.

источник: https://dzen.ru/a/ZtLD69BQ3gFhMLBh

Подписаться
Уведомить о
guest

6 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account