Пехотный танк Valentine II на советско-германском фронте зимой 1941-42 годов
Так исторически сложилось, что 14 февраля принято вспоминать танк, название которого созвучно с покровителем Дня Всех Влюбленных. Между тем, к данному празднику танк не имеет ровно никакого отношения. Для начала, его индекс изначально был не более чем кодовым обозначением на Vickers-Armstrons. Да и Джона Валентайна Кардена (иногда Valentine ассоциируют с ним) к тому моменту, когда начали разрабатывать данную машину, давно уже на было в живых. Он погиб в 1935 году, а разработка данного проекта началась в 1937 году. Реальным создателем танка являлся Лесли Литтл, имевший отношение к большинству боевых машин, которые разрабатывались Carden-Loyd, а затем Vickers-Armstrongs. После смерти Джона Кардена он стал главным конструктором Vickers-Armstrons. В дальнейшем индекс Valentine стал для танка основным только потому, что пехотные танки разработки Vickers стали именовать с буквы V (случилось это в сентябре 1941 года). Не состоятельна и теория о принятии Infantry Tank Mk.III на вооружение 14 февраля. Случилось это 4 апреля 1939 года, причем приняли на вооружение его со второй попытки. Лесли Литтл яростно оборонялся, отбивая настырные попытки английских военных добавить к танку дополнительные «опции», неминуемо поднимавшие его боевую массу. В итоге главный конструктор Vickers-Armstrons оказался прав, поскольку Valentine получился вполне удачной машиной. Да еще и самым массовым английским танком Второй мировой войны. Ну а кто ищет что-то бронетанковое на 14 февраля, то это добро пожаловать в советское танкостроение. 14 февраля 1943 года на вооружение Красной Армии приняли СУ-152, можно праздновать День Святого Зверобоя. А 14 февраля 1955 года на вооружение Советской Армии приняли ЗСУ-57-2. Желающие могут праздновать День Святого Антикупидона.
Infantry Tank MK.III оказался на удивление «живучей» машиной. Помимо того, что этот танк смог отстоять своё право на существование еще перед тем, как родиться, он умудрился остаться на фронте после того, как его списали с первой линии английских танковых частей. Эти танки продолжали использовать, как командирские машины, в подразделениях, вооруженных истребителями танков Archer I. В этом качестве Valentine дошел до конца войны, оказавшись в центре Германии. В некоторых странах Valentine продолжали оставаться на вооружении и после войны. Рекордсменом стала Новая Зеландия, которая окончательно сняла танки данного типа с вооружения только к 1960 году. Впрочем, наиболее интересная ситуация оказалась с этими танками в Красной Армии. «Валентины», они же MK-III, стали первыми зарубежными танками, которые попали в Советский Союз, а далее на советско-германский фронт. В дальнейшем именно эти машины были самыми массовыми зарубежными танками в Красной Армии, последние из них поступили 30 сентября 1944 года. В то время, как английская армия отправила данные танки в резерв, советские «Валентины» продолжали массово применяться. Всего в Красную Армию попало более 3300 таких танков. Лишь в 1945 году по поставкам его обогнал американский M4A2, а по наличию на фронте чуть раньше — к самому концу 1944 года.
К моменту, когда начались поставки Infantry Tank Mk.III в Красную Армию, началось производство самой массовой версии данной машины. Изначально она именовалась Infantry Tank Mk.III*, а в сентябре 1941 года стала называться Valentine II. Главным нововведением стал дизельный мотор AEC A190. Интересно, что Лесли Литтл изначально предлагал именно дизельный мотор, но английские военные захотели бензиновый двигатель. Только наевшись с ним, они поняли, что погорячились. За первые полгода производства Infantry Tank Mk.III* в его конструкцию ввели дополнительные изменения. По этой причине к моменту начала поставок в Советский Союз его облик сформировался окончательно. Самые первые машины, прибывшие в Советский Союз конвоем PQ-1, были выпущены в июне 1941 года. Интересно, что часто Valentine называют одним из лучших легких танков Второй мировой войны, но у нас его чаще именовали средним. Это было связано с толщиной брони, да и 16 тонн являлась «пограничной» массой.
Несмотря на то, что Valentine II являлся самой массовой версией данного танка, он оказался одной из наиболее малочисленных модификаций данной машины, которая использовалась в Красной Армии. Меньше было только Valentine X, но их и выпустили совсем мизерное количество — 135 штук. а вот из 1493 Valentine II в Советский Союз отправили всего 161 штуку. Из них 25, по английским данным, потеряли вместе с транспортами. Причины прозаичны. Во-первых, Valentine II позарез требовались самим англичанам, основная часть этих танков воевала в Северной Африке. Во-вторых, осенью 1941 года в серию пошла новая версия танка — Valentine IV. Она отличалась установкой американского мотора General Motors 6004. Уже в конце ноября 1941 года первые танки данного типа прибыли в Советский Союз. В результате основные поставки Valentine II происходили в октябре-ноябре 1941 года, а далее они тонким слоем размазались среди Valentine IV. Последние танки данного типа проходят в приемных актах уже весной 1942 года. В них, кстати говоря, Valentine II и Valentine IV вполне различают.
Поставки танков шли северными конвоями, прибывавшими в Мурманск и Архангельск. Оттуда танки, после приемки, направлялись в Горький, где был сформирован АБТ Центр, а уже дальше шли в формируемые части. Что же касается обучения экипажей, то 15 октября 1941 года его организовали на территории КУКС (Казанские Курсы Усовершенствования Автобронетанковых Войск). Туда же, кстати, осенью 1941 года эвакуировали НИБТ Полигон. По планам, на территорию КУКС в конце октября 1941 года прибыла делегация из 6 английских офицеров, задача которых состояла из обучения советских экипажей. Пробыли они там недолго: уже 11 ноября полковник Н. М. Кононов, начальник КУКС, отрапортовал о том, что более в услугах англичан они не нуждаются. Также английские военные помогали с организацией ремонта и обслуживания танков. Надо сказать, что поначалу имелись проблемы. Часть инструкций прибыла еще на Valentine I, и они предлагали заливать в танк бензин. Так что КУКС пришлось попотеть, чтобы снабдить войска подходящей документацией, переведенной на русский язык. Тем не менее, уже к середине ноября были готовы первые 120 экипажей.
Немало головной боли пришлось и на долю военной приемки в Архангельске и Мурманске. Дело в том, что танк в принципе не был рассчитан на эксплуатацию в зимнее время. Поэтому в конвое PQ-2, прибывшем в ноябре 1941 года, из 84 танков 27 оказалось разморожено. Причина прозаична: в системе охлаждения была вода, которая, совершенно внезапно, замерзла. Имелись проблемы с комплектацией машин, размороженными оказались и аккумуляторы, часть машин залило водой, поскольку их везли прямо на открытых палубах. В результате английская сторона получила в свой адрес немало «лестных» слов. Справедливости ради, англичане быстро реагировали на подобные жалобы. Уже декабря 1941 года танки, отправляющиеся в СССР, британцы стали заправлять антифризом, который представлял собой смесь из 60% этилен-гликоля и 40% воды. Были введены зимние виды смазки и залит электролит, рассчитанный на низкие температуры. Одной из жалоб стало отсутствие запасных стволов и малый объем присылаемого боекомплекта. Да и отсутствие осколочно-фугасных снарядов не радовало. Это стало причиной начала работ по перевооружению Valentine. Впрочем, уже в декабре 1941 года каждый прибывающий Valentine получал 520 выстрелов к 2-фунтовой пушке. К началу 1942 года процесс приемки танков более-менее пришел в норму.
Претензии, впрочем, есть не только к английской стороне. Первые два месяца с учетом танков творился откровенный бардак. Например, официальные данные ГАБТУ КА по отправкам танков зачастую не соответствуют действительности. По ним, например, значится отправка 3 танков в 136-ю танковую бригаду. На самом же деле, во-первых, это не бригада, а 136-й отдельный танковый батальон. Во-вторых, реально он получил 9 Valentine II и 3 Matilda III. По номерам прибывших машин 2 месяц не велось учета, кроме того, и далее далеко не всегда отправка соответствовала реальности. Кроме того, надо иметь в виду, что уровень обучения экипажей, наскоро выпущенных КУКС, был невысок. Но тут деваться некуда: выпуск состоялся в самый ответственный момент. Немцы уже были восточнее Волоколамска, поэтому срочно было сформировано 3 танковых батальона (137-й, 138-й и 139-й), которые влили в состав 146-й танковой бригады. К 20 ноября в составе бригады имелись 137-й и 139-е танковые батальоны, имевшие на вооружение 42 Valentine II и 20 Т-60.
В бой танки бригады пошли 21 ноября, спасая отходившую 78-ю стрелковую дивизию. 2 «Валентина» было потеряно в ходе боя 22 числа, причем отмечалась несогласованность действия пехоты. Вечером 22 ноября понесла тяжелые потери иного характера: по приказу Рокоссовского из 146-й ТБр изъяли 139-й ОТБ. Незадолго до этих событий погибла 58-я ТД, которую местное командование банально разорвало на части и ее танки были потеряны в длинном промежутке между Клином и Волоколамском. 146-й ТБр повезло гораздо больше, хотя несогласованность действий с пехотой четко видно из отчета боевых действий. Результатом «ополовинивания» бригады стало то, что 26 ноября 1941 года успешная атака на Степанково закончилась, в общем, ничем. Своя пехота не поддержала, прибыла в населенный пункт после боя, а 27 числа Степанково оставила. 28 ноября шли упорные бои за Еремеево, причем 1308-й СП, который взаимодействовал с мотопехотой 146-й ТБр, при виде немецких танков из 10-й ТД побежал. Так что оборону пришлось держать мотострелкам, которые отошли только уже в условиях окружения. К 30 ноября 1941 года бригада находилась в районе Козино, держа оборону. Здесь она отбивалась от 5-й танковой дивизии.
Несмотря на крайне спорные итоги боевых действий, однозначно можно говорить о том, что 146-я бригада сыграла свою роль на финальной стадии оборонительных боёв под Москвой. Так что английские танки всё же внесли свою лепту в обороне столицы. Преувеличивать ее не стоит, тем не менее, тех сил, которые немецкие части потратили на борьбу со 146-й ТБр, им не хватило на других направлениях. В дальнейшем «Валентины» приняли участие в контрнаступлении под Москвой. Правда, поначалу их использование носило скромный характер. Помимо 146-й танковой бригады, под Москвой воевал 136-й ОТБ. Ему пришлось учиться прямо на фронте, итогом стало то, что к 9 декабря 1941 года в строю имелось 9 Т-34, 4 Т-60 и 4 MK-III. Позже число английских танков выросло до 5. Остальные машины (1 Т-34, 4 Т-60, 3 МК-II и 4-5 MK-III) находилось в ремонте. Далее батальон влили в состав 20-й танковой бригады, с ней они пошли в наступление, действуя совместно с 239-й стрелковой дивизией. К тому моменту начались обильные снегопады, что существенно осложнило боевые действия. Надо сказать, что в 136-м ОТБ безвозвратных потерь не имелось, но к 21 января 1942 года в строю остался всего один танк. Остальные отправили в ремонт.
Надо сказать, что ГАБТУ КА очень живо интересовалось боевыми характеристиками зарубежных танков. Первый отчет прибыл из 146-й танковой бригады. Машина удостоилась как похвалы, так и ряда критических замечаний, со значительной частью которых сложно поспорить. Это касалось подвижности, проблемы с надежностью ходовой части (ломающиеся пальцы траков отмечали и в учебных частях), плохое сцепление с грунтом и масса вентиляционных отверстий. В 146-й ТБр также предлагали поменять английскую танковую пушку на советскую 45-мм. Доклад 136-го ОТБ немного отличался, поскольку их боевое применение пришлось на более поздний период. Указывалось, что имеются проблемы с заводкой танка в зимних условиях, а также случались недокаты орудия в виду загустения смазки. Танк хвалили с точки зрения броневой защиты и простоты управления. Указывалось, что требуются шпоры для улучшения проходимости по снегу.
Больше отчетов стало приходить в начале 1942 года, когда английские танки начали более массово идти в части. Надо сказать, что общее мнение по поводу машин было примерно схожим. Согласно отчетам, английские пехотные танки шли по снегу глубиной 40-60 см со скоростью 5-6 км/ч, пробивая себе путь. На этом фоне они смотрелись выигрышнее, нежели Т-60 и Т-30. Те имели ограниченные «снегоходные» возможности. В общем и целом эти танки чаще хвалили, с точки зрения возможностей преодоления снежного покрова, порой сравнивая с Т-34 и КВ-1.
Напоследок стоит упомянуть некоторые выводы, сделанные в ходе зимних испытаний Valentine II на НИБТ Полигоне под Казанью. Эти испытания во многом пересекались с отчетами из фронтовых частей. Как показали испытания, по снежную целину глубиной 500-600 мм танк преодолевал на первой передаче. Хорошей проходимости по снегу способствовала корытообразная форма днища. Вместе с тем, имелась критика по поводу сцепления с грунтом. А еще выяснилось, что у танка чрезмерная вентиляция, явно рассчитанная на боевые действия в условиях высоких температур. В определенных ситуациях шло даже переохлаждение. По этой причине было решено «приглушить» вентиляцию, используя фанерные листы.
Также эти испытания показали, что неспешный английский танк имел проходимость как минимум не худшую, нежели у гораздо более подвижного немецкого среднего танка Pz.Kpfw.III Ausf.H. Имея в 2 раза менее мощный мотор, английская машина, тем не менее, вела себя порой даже получше немецкого танка. Самое интересное, что в летних условиях английский пехотный танк даже получил преимущество с точки зрения проходимости. Несмотря на то, что и на НИБТ Полигоне Valentine II также называли средним танком, фактически он стал в Красной Армии своеобразным сменщиком Т-50. Неспешный и без осколочно-фугасных снарядов, этот танк оказался более полезным, нежели еще один английский пехотный танк — Matilda. Вполне подходящий как средство поддержки пехоты, «Валентин» использовался в данном качестве до самого конца Великой Отечественной войны.
Источники:
-
-
- ЦАМО РФ
- РГАКФД
- Память Народа
- Фотоархив автора
-