Юрий Пашолок. Патрульный танк по-шведски с немецким колоритом
Landsverk L-100 и L-110, попытка создать аналог английского «патрульного танка»
«Гонка с лидером» является довольно частым явлением в истории военной техники. Касалось это и межвоенного периода, когда опыт Первой мировой войны начали реализовывать в виде принципиально новых разработок. Именно так происходило в 20-е годы с мировым танкостроением. Как бы кому-то это не нравилось, а ситуация выглядела вполне ожидаемо. Лидеров было два — Франция и Великобритания, остальные четко выстроились у них в кильватере. При этом к середине 20-х годов однозначный лидер обозначился. Французы отстали, а остальной мир внимательно смотрел за тем, как Джон Фуллер пытается реализовать свою концепцию. Несмотря на то, что закончилось это для Фуллера неудачей (ну как неудачей — консерваторы воспользовались неудачами маневров EMF и прикрыли лавочку), дальше все по накатанной. Даже советская система танкового вооружения середины 1929 года явно строилась под английский шаблон. Да и у немцев всё свелось примерно к тому же.
Одним из нововведений, которое стало массовым благодаря англичанам, стали танкетки. Они не были изобретателями танкеток, но сначала Жиффор Мартель, а затем тендем Джона Кардена и Вивиана Лойда смогли довести «подвижный щиток» до совершенства. Это стало большим успехом английских танкостроителей. Танкетки «съели» даже английские военные, а уж про другой мир и говорить не приходится. Английские танкетки, в том иди ином виде, производили в Польше, СССР, Чехословакии, Италии, а французы попросту украли идею. Пробовали танкетки и шведы, закупив пару таких машин. Вместе с тем, Карден и Лойд довольно быстро создали «патрульный» танк, боевой массой около 4 тонн, который стоял выше танкетки и был более полезен как боевая единица. На него обратили внимание в ряде стран, даже будущий La.S. — это на самом деле немецкое прочтение английской машины. И шведы тоже не обделили эти танки вниманием.
С 1929 года шведская AB Landsverk, до того известная по производству тракторов и различной строительной техники, вдруг стала заниматься военными разработками. Случайностей тут не бывает: на самом деле всё оказалась связано с активностью GHH (Gutehoffnungshütte, Aktienverein für Bergbau und Hüttenbetrieb), которая подхватила предприятие из Ландскруны. Landsverk стал удобной ширмой для создания тех образцов, которые ранее разрабатывались на Maschinenfabrik Eßlingen AG. Фактически в Швеции создавали то, что немцам делать было нельзя. Уже в 1931 году Landsverk (точнее, Отто Меркер, вскоре перешедший туда из Maschinenfabrik Eßlingen AG) подготовила целую линейку военной продукции. В ее числе имелись, разумеется, и танки. И там хорошо был виден английский след. Роль Vickers Mk.E играл Landsverk L-60 и его колесно-гусеничный вариант L-80. А также имелся и патрульный танк — L-100, плюс его колесно-гусеничный собрат L-110. Об этих «малышах» и пойдет речь.
Началось всё еще раньше, в 1928 году. Тогда Carden-Loyd подготовила образец танкетки Carden-Loyd Mk.VII. Машина неудачная, но этапная: от дешевых агрегатов Ford отказались, выбрав мотор Meadows. Кроме того, танкетка получила башню кругового вращения. Несмотря на то, что Carden-Loyd Mk.VII (A4E1) стал жертвой различных технических проблем, да и концепция со слишком низкой башней оказалась неудачной, дальше работы вылились как раз в те самые «патрульные» танки. Механика-водителя на более поздних машинах переместили вперед, а командира/стрелка посадили за ним. И вот эта идея, впервые реализованная на A4E2 (будущий Light Tank Mk.I) стрельнула. Тем не менее, еще до появления A4E2 за нее зацепились в Швеции (на самом деле Германия).
Еще в бытности работы на Maschinenfabrik Eßlingen AG Меркер начал разработку машины, которая явно создавалась как идейный аналог Carden-Loyd Mk.VII. Для понимания, у A4E1 удельная мощность была уже на уровне 20 л.с. на тонну. Таким образом, подвижность резко выросла, а наличие башни условно кругового вращения давало больше возможностей для маневра огня. Получался уже танк-разведчик, который вскоре достиг массы 4 тонны. Немцы же хотели вписаться в 3 тонны, причем Меркер использовал свою систему колесно-гусеничного хода. Так на свет появился проект 2-местного скоростного танка-разведчика, существовавшего в двух вариантах исполнения. Правда, Меркер явно перестарался и получилась какая-то банка людей.
Проект, тем не менее, не умер. К 1933 году он переродился в другую машину — Landsverk L-100 (или Landsverk 100). А вот тут даже не надо было особо ничего искать. Этот танк сам Landsverk в своих проспектах указывал как Patrol Tank. Согласно концепции, это была малая машина-разведчик, представлявшая типичного «таракана», который весело носился по полю боя. Из вооружения один пулемет, толщина брони 9 мм, экипаж 2 человека и 3,2 тонны боевой массы. Как и у предшественников, силовая установка состояла из 4-цилиндрового оппозитного мотора Krupp, по сути такого же, как на La.S. Правда, шведы всё-таки рассчитывали удержать боевую массу в рамках разумного, что им вполне выглядело по силам. Максимальная скорость оценивалась в 45 км/ч, при этом подвижность выглядела явно выше, чем у обычной танкетки.
Сразу следует уточнить — шведская королевская армия Landsverk 100 не заказывала. Машина выглядела как чисто экспортное предложение, при этом GHH явно пыталась влезть в конкуренты La.S. У последнего сразу возникли проблемы с массой, поэтому имелся призрачный, но шанс. На это намекает и вариант, который проходил как L-101. Более тяжелая боевая машина (масса выросла до 3,8 тонн), вооруженная 20-мм автоматической пушкой Madsen, толщина брони вырастала до 11 мм. Также возрастала мощность мотора — до 95 л.с., а скорость до 55 км/ч. Впрочем, истребитель танков, как эта машина позиционировалась, не заинтересовал, поэтому он быстро исчез из предложений Landsverk. Точнее, переродился в вариант базовой машины.
В этом смысле интересна следующая деталь. Landsverk активно двигала чисто гусеничные танки, но про колесно-гусеничные как-то особо старалась не распространяться. Почему, объяснение вполне имеется. Если чисто гусеничные танки создавались на экспорт, то колесно-гусеничная система оставалась приоритетной для GHH. Дело в том, что эта схема сулила более высокую скорость. Тот самый «таракан», с которого Меркер начинал путь к L-100, имел скорость до 40 км/ч на гусеницах и 80 км/ч на колесах. Это вполне пересекалось с хотелками на парочку L-60/L-80 и L-10/L-30. В такой ситуации было бы странно, если Меркер забросил колесно-гусеничную машину.
А она вполне себе была. Звалась данная версия L-110, и про нее Landsverk хранила молчание. Еще бы, ведь, судя по всему, заказчиком машины были немцы. На дворе еще стоял 1933 год, Версальский договор пока минимально соблюдался, хотя уже было очевидно, что нацисты скоро от него отмахнутся. Тем не менее, именно L-110 оказался самым малоизвестным танком Отто Меркера. Даже число изготовленных образцов оказалось неверным. Обычно пишется про один, но на самом деле их изготовили 2 штуки. Подробностей по поводу технической начинки L-110 нет, да и приличных снимков, до недавнего времени, тоже не имелось. Хотя ларчик открывается довольно легко. Тут надо смотреть на собрата, то есть L-100. К 1934 году его проектная масса подросла уже до 4,5 (пулеметная версия) -4,8 (вариант с 20-мм автоматической пушкой) тонн. Мощность мотора выросла до 130 л.с. (тот же, что на L-60), что даже для чисто гусеничного L-100 означало скорость порядка 55 км/ч. Для 6-тонного L-110 планка скорости на колесном ходу явно находилась на уровне 80 км/ч, или чуть выше.
Два образца, в виде тестовых шасси, изготовили в 1935 году. Известно, что отправились они на испытания в Германию. Про их итоги хранится молчание, но есть мнение, что ничего хорошего немцы не увидели. Машина страдала ровно теми же проблемами, что и L-30. Система перехода на колесный ход работала безотказно, но на гусеничном ходу ситуация была явно еще хуже, чем у L-30. С такими узкими гусеничными лентами на что-то серьёзное можно было даже не рассчитывать. К тому же боевое отделение получалось тесным, а с маневренностью была так же беда, что и у предшественников. Неспроста более крупный L-80 так и не построили.
Иначе выглядела ситуация с дальнейшим развитием L-100. Как уже говорилось выше, Landsverk к 1934 году существенно подкорректировала характеристики машины. Толщину брони подняли до 10 мм (желательно было всё же минимум 13 мм, но уже чуть лучше). Стоял там изначально V-образный 8-цилиндровый мотор Büssing-NAG L8V-G объемом 7,9 литров и мощностью 160 лошадиных сил, но позже его поменяли на что-то более скромное. А именно рядную 6-ку объемом 5,2 литра и мощностью 130 л.с. по 2800 об/мин (явно немецкого происхождения). В 1936 году танк имел уже торсионную подвеску, но тут его путь закончился. Машину так и не построили, а вместо нее появился L-120, который достоин отдельного рассказа. Тем не менее, Landsverk умудрился своим L-100 наделать шуму в советском танкостроении. До начала 1937 года проводились работы по теме «Замок», которая подразумевала создание скоростного танка-разведчика. Так появились проекты танков Т-116 и Т-101, последний повлиял на разработку плавающего танка-разведчика Т-39 (будущий Т-40).
В заключение стоит развеять один миф. О построенном L-100. Тут общий привет стоит передать польской делегации, которая в 1937 году испытывала L-60 и… шасси L-120. Только называла она его L-100. А потом кто-то рукастый смастерил ретушь на базе фото с испытаний L-120. Причем башню от L-100 с 20-мм пушкой действительно прорабатывали для L-120. Но авторы ретуши вообще не попали в нее. Так что всяких мистификаций хватает везде, даже у шведов.
Автор выражает большую признательность Карлу Бломстеру, и Виктору Нурланду, Швеция, за помощь в подготовке материала и предоставленные иллюстрации.
Список источников:
-
-
- Архив Карла Бломстера
- www.ointres.se/pansar.htm
- digitaltmuseum.se
-