Юрий Пашолок. Парадные «лапти» для Т-34, пригодившиеся, но не на Красной площади

12

Юрий Пашолок. Парадные "лапти" для Т-34, пригодившиеся, но не на Красной площади

В ходе эволюции танков постоянно шли работы и по совершенствованию ходовой части, включая и гусеничные ленты. От траков требуется несколько параметров, включая долговечность, обеспечение надежного сцепления с грунтом, удобство замены итд. В результате сейчас общемировая тенденция свелась к тракам американского типа, доработанных немцами. Они имеют либо постоянные, либо съемные резиновые подушки, а также боковые соединители вместо традиционных пальцев, гребни прикручиваются на болтах. У каждой страны своя вариация на тему этих траков, но в целом общее направление видно хорошо.

Современные гусеничные ленты хорошо себя чувствуют на асфальте, в отличие от исторической техники. Неслучайно в ходе Парада Победы в Москве историческую технику подвозят поближе, дабы она меньше ломала асфальт. Данная проблема известна давно, и с ней даже пытались бороться. Более того, даже была изготовлена партия специальных траков, которые предназначены специально для езды по асфальту. Вместе с тем, решение оказалось довольно спорным и не прижилось на Красной площади.

Для Т-34 и машин на его базе вопрос езды по асфальту является совсем не праздным. Рабочая поверхность траков с характерными грунтозацепами, за форму получившими прозвище «вафля», весьма немилосердно «жуёт» асфальт, особенно когда танк маневрирует, а асфальт прогрет. Что при этом происходит, можно было видеть на первой вечерней репетиции Парада Победы в Москве 17 июня 2020 года. Танки на прогретом асфальте весьма так его помолотили.

О такой проблеме знали и до этого, более того, к решению вопроса подключали профильное предприятие. Задача оказалась совсем не простой. С одной стороны, решение кажется довольно простым — установить резиновые башмаки. С другой стороны, всё не так просто, как оно кажется. Проще всего сделать подушки для холостых траков, поскольку у них предусмотрены отверстия под установку шпор. Но на рабочих траках ничего подобного нет.

В результате на свет появились асфальтоходные башмаки, которые, как утверждает производитель, быстросъемные. Они действительно крепятся на болтах, но не всё так просто. На холостые траки подушки из композитного материала с металлическим основанием прикручиваются через штатные отверстия для шпор. А вот на рабочих траках необходимо просверливать отверстия, причем по диагонали.

По асфальту эти башмаки действительно работают неплохо. Как показала их эксплуатация в Музее отечественной военной истории, если не устраивать длительных маршей, то они оправдывают своё использование. Правда, есть один момент, который делает использование данных башмаков на постоянной основе сомнительной идеей. Дело в том, что они сильно контрастируют с гусеничными лентами без башмаков. Даже если их снять, отверстия в рабочих траках всё же останутся.

Впрочем, ключевая проблема этих траков кроется в другом. Парад Победы, как известно, проводится по брусчатке Красной площади. И вот тут у башмаков начинаются очень серьезные проблемы. У обычных-то гусеничных лент на брусчатке может быть нештатная ситуация, особенно если полил дождь. А с башмаками танк и вовсе становится неуправляемым. Улетевший в неуправляемый занос танк на Красной площади — это весьма сомнительный элемента парада.

Результатом стало то, что танки по Красной площади ездят по-старинке, то есть безо всяких башмаков. В нескольких музеях, включая Музей отечественной военной истории и Музей Техники Вадима Задорожного, подобные башмаки используются. Но только в период проведения парадов, тем более что ресурс у башмаков, судя по их состоянию на некоторых машинах, невысокий. Кроме того, практика показала, что гораздо проще заменить гусеничную ленту целиком, чем выкручивать башмаки и ставить их обратно. Так что перед 9 мая и после него у музейных механиков есть, чем заняться. Кстати, в продаже эти башмаки есть.

Юрий Пашолок. Парадные "лапти" для Т-34, пригодившиеся, но не на Красной площади Юрий Пашолок. Парадные "лапти" для Т-34, пригодившиеся, но не на Красной площади Юрий Пашолок. Парадные "лапти" для Т-34, пригодившиеся, но не на Красной площади Юрий Пашолок. Парадные "лапти" для Т-34, пригодившиеся, но не на Красной площади Юрий Пашолок. Парадные "лапти" для Т-34, пригодившиеся, но не на Красной площади Юрий Пашолок. Парадные "лапти" для Т-34, пригодившиеся, но не на Красной площади Юрий Пашолок. Парадные "лапти" для Т-34, пригодившиеся, но не на Красной площади Юрий Пашолок. Парадные "лапти" для Т-34, пригодившиеся, но не на Красной площади Юрий Пашолок. Парадные "лапти" для Т-34, пригодившиеся, но не на Красной площади Юрий Пашолок. Парадные "лапти" для Т-34, пригодившиеся, но не на Красной площади

источник: https://dzen.ru/b/Zjiw2VISVB9KnyPK

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account