Юрий Пашолок. «Оруженосец» в советском исполнении
Рассказ о самоходной артиллерийской установке СУ-100П, одном из экспонатов Технического центра парка «Патриот»
Во время больших затяжных войн вооружение и техника развиваются наиболее интенсивно. В полной мере это можно было видеть на примере бронетанковой техники времен Второй мировой войны. Особенно это касалось самоходной артиллерии. В годы Второй мировой войны она достигла апогея развития, такого объема САУ более не выпускали никогда. Развитие шло в двух направлениях — «штурмовики», хорошо защищенные, но подверженные перегрузке, и «самоходные лафеты», с противопульной броней и высокой подвижностью. Постепенно был выбран второй путь, поскольку по ряду параметров танки догнали САУ, при этом они имели лучшую маневренность огня, а также подвижность.
В Советском Союзе развитие самоходной артиллерии шло по классическому сценарию. Вместе с тем, опыт Великой Отечественной войны показывал, что необходимо менять подходы к некоторым классам САУ. На это указывало и изучение зарубежных образцов. В полной мере это касается СУ-100П, одного из экспонатов Технического центра парка «Патриот». В этой машине были реализованы идеи, которые подчерпнули в американском и немецком танкостроении. Результатом стала довольно интересная машина, являвшаяся представителем большого семейства.
Впервые о необходимости создания такой боевой машины заговорили летом 1945 года. До того общий вектор развития советской самоходной артиллерии выглядел совсем иначе. Предполагалась разработка хорошо защищенных САУ, в случае с машинами среднего класса речь шла о СУ-101 и схожих с ней боевых машинах. Разрабатывались они силами ОКБ-3 УЗТМ. Ситуация стала меняться после того, как в руки советских специалистов попала немецкая САУ Waffenträger für 8.8 cm PaK 43 L/71 (Ardelt). Вместе с ней досталась и документация, сохранившаяся на заводе Ardeltwerke GmbH в Эберсвальде.
В ГБТУ КА и ГАУ КА оценили концепцию немецкой самоходной пушки, правда, указали и на недостатки. «Оруженосец» был недостаточно подвижным, а конструкция его шасси чрезмерно примитивной. Кроме того, неправильной оказалась и идея быстрого демонтажа орудия для установки на буксируемый лафет. С точки зрения шасси более интересно выглядела концепция американского истребителя танков GMC T70 (M18). Машину в СССР раскритиковали за проблемы с трансмиссией и слишком слабую броневую защиту. Но сама идея быстроходного шасси понравилась.
Документацию по Waffenträger für 8.8 cm PaK 43 L/71 (Ardelt) отправили в Свердловск, еще раньше там оказался один из образцов GMC T70. Про прямое копирование не шло и речи, поскольку ни американское, ни немецкое шасси не годились для подобных целей. Исходный проект предполагал легкую САУ с боевой массой 15 тонн, которая становилась базой сразу для нескольких орудий: 100-мм пушки Д-10, 152-мм гаубицы Д-1, 122-мм пушки Д-25, а также 85-мм зенитной пушки. После появления предварительного проекта 9 апреля 1947 года работы запустили официально.
Руководство работами по теме Объекта 105 (СУ-100П) осуществлял Л.И. Горлицкий, а ведущим инженером машины стал Г.В. Соколов. Советский «оруженосец» оказался заметно более удачной машиной, чем немецкий аналог. В отличие от немцев, советские инженеры отказались от кругового вращения орудия, а шасси получилось совсем не простым. Собственно говоря, именно шасси стало самым главным достижением ОКБ-3 УЗТМ. Его спроектировали с нуля, используя отдельные серийные агрегаты (двигатель, например), которые всё равно подвергались доработке. При этом сравнивать СУ-100П стоит даже не с семейством Waffenträger, а с «полноценными» немецкими САУ, вроде Nashorn.
Первый образец «полузакрытого артсамохода СУ-100П», как его именовали, был готов осенью 1948 года. Государственные испытания доработанной машины прошли в период с 15 января по 1 апреля 1950 года. При массе 21,6 тонн машина имела удельную мощность почти 20 л.с. на тонну. Разгонялась она до 65 км/ч, средняя скорость по шоссе составляла 44-53 км/ч, а по проселку — 20-24 км/ч. О такой скорости немецкие САУ аналогичного класса могли только мечтать. Еще одним плюсом машины стала маневренность огня. Горизонтальный сектор обстрела составлял 155 градусов, для подобных САУ это было очень много. Внушительным оказался и боекомплект — 50 унитаров.
Шасси СУ-100П предполагалось использовать для целого семейства машин — СУ-122П, СУ-152Г, СУ-152П, ЗСУ-85, эта же база планировалась для тягача и бронетранспортера. Впрочем, часть из них осталась проектами, часть построили в виде опытных образцов. Иначе складывалась судьба СУ-100П. По итогам испытаний машину доработали. Высоту линии огня снизили, экипаж увеличили до 5 человек, переделали орудийный щит, теперь он был полностью сварным. В таком виде изготовили 3 САУ, далее последовало 10 СУ-100П установочной партии. 26 февраля 1955 года СУ-100П официально приняли на вооружение Советской Армии.
В 1956-58 годах на УЗТМ изготовили партию из 14 САУ, но на этом выпуск остановился. Связано это оказалось с рядом причин, не имеющих отношения к боевым качествам машины. Менялась сама концепция боевых машин, с постепенным уклоном в ракетную тематику. СУ-100П выглядела, в этом свете, ненужной. Но удачное шасси продолжало жить. Его использовали как базу для зенитной ракетной системы 2П42 «Круг» и ряда других боевых машин. А потом история совершила круг. Выяснилось, что пушечные САУ всё же нужны, в результате на свет появились машины «цветочной» серии — 2С3 «Акация», 2С4 «Тюльпан» и 2С5 «Гиацинт». В основе их шасси находится всё тот же Объект 105.
Находящаяся в Техническом центре парка «Патриот» машина относится к опытным образцам, разработанным уже после первых испытаний. Это одна из трех машин 1951 года выпуска, которые проходили войсковые испытания в 1952-53 годах (судя по номеру, это третий изготовленный образец). После их прохождения САУ отправились в Свердловск для прохождения капитального ремонта. В дальнейшем их использовали как учебные, а музейная машина проходила дополнительные ходовые испытания, успешно преодолев 3100 километров.
Следует сказать, что поголовье СУ-100П было весьма разношерстным. Причем это можно легко заметить прямо в Техническом центре, если вы будете обращать внимание на других машины семейства. Да, СУ-100П тут всего одна, но как уже говорилось выше, одновременно проектировались и другие САУ на той же базе. Если хотите видеть исходное шасси, то достаточно посмотреть на СУ-152Г.
Отчасти сходство между СУ-100П и Waffenträger für 8.8 cm PaK 43 L/71 (Ardelt) всё же есть. Общая компоновка у них похожа. Моторное отделение разместили в носовой части, со смещением вправо. Механик-водитель разместился слева, при этом у него имелась возможность перебраться из отделения управления в боевое отделение через задний люк. Также место механика-водителя СУ-100П могло похвастаться очень приличной обзорностью.
Удачным было не только место механика-водителя. ОКБ-3 УЗТМ стоит похвалить за то, как оно проработало моторно-транмиссионное отделение. Обычно с обслуживанием САУ с передним расположением моторного отделения было еще тем аттракционом. Особенно если у вас не компактная силовая установка, а родственник двигателя В-2. Но в случае с Объектом 105 и его собратьями проблем с обслуживанием не стояло. Для доступа имелись большие люки, а за счет возможности отвести орудийную установку сильно вбок проблем с демонтажом мотора не возникало.
Возможность проектировать шасси в относительно свободных условиях самым благоприятным образом сказалось на машине. По сравнению с тем же Nashorn длина шасси оказалась больше на 30 см, при этом общая высота получилась на полметра меньше. Относительная свобода оказалась и с точки зрения ходовой части. Хорошо заметно влияние Т-54, но при этом катки меньше в диаметре, а траки заметно уже. За счет снижения диаметра опорных катков удалось уместить их по 6 штук на борт, а это улучшение плавности хода.
Еще одним преимуществом СУ-100П стал весьма приличный боекомплект. 50 унитаров калибра 100 мм — это реально много. Больший по габаритам Nashorn тащил 40 унитаров. Никакой магии, опять же чисто компоновочные решения. От классического кормового люка в Свердловске отказались, решив организовать в кормовой части большую боеукладку. Унитары размещались в ней вертикально, что и позволило набить такой внушительный боекомплект. На испытаниях удалось добиться скорострельности 6-7 выстрелов в минуту, что наверху посчитали недостаточным. Впрочем, 8 выстрелов в минуту — это для такого унитара многовато.
Отсутствие кормового люка легко объяснялось одним хитрым компоновочным решением. Дело в том, что борта боевого отделения были сделаны откидными. Это позволяло не только проще попадать внутрь, но и обеспечивать столь внушительные углы горизонтальной наводки. Еще одним плюсом такой системы было то, что при опущенных бортах заметно упрощалась подача боеприпасов. Особенно актуальным это было при стрельбе с закрытых позиций.
С точки зрения орудийной установки никаких хитростей не было. 100-мм орудие Д-50/Д-10 ставилось на тумбе, а спереди и частично сверху/сбоку прикрывалось орудийным щитом. Изначально орудийный щит был частично клепаной конструкции, на данном экземпляре он уже полностью сварной. Конструкция без затей, но главное, что работает. Правда, с установкой пришлось работать, поскольку на испытаниях к ней были претензии, в том числе и по механизмам наведения.
В целом можно смело говорить о том, что СУ-100П была «Ваффентрагером здорового человека». Именно такой и должна быть самоходная пушка — быстрой, низкой, с внушительным боекомплектом и большими углами наводки. За счет больших углов вертикальной наводки (до 36 градусов) орудие могло вести эффективный огонь с закрытых позиций. Но так сложилось, что полноценной заменой СУ-76М она не стала. СУ-100П надо было появиться лет эдак на пять пораньше. Да и то, наверху разрывались между СУ-100П и Объектом 416. Они были одноклассниками, но совершенно разными по концепции.
В заключение стоит отметить, что концепция СУ-100П отнюдь не умерла. Если кто не заметил, сейчас иногда устанавливают 100-мм пушки МТ-12 на базе МТ-ЛБ. Концептуально это то же самое, только в виде эрзаца. Кто знает, может мы еще увидим что-то подобное. История очень любит ходить кругами…
источник: https://dzen.ru/a/ZRcj-GsLJTs2HMSK