Юрий Пашолок. Оптимальный истребитель танков по-американски

15

Юрий Пашолок. Оптимальный истребитель танков по-американски

История Gun Motors Carriage M36, лучшего американского истребителя танков военного периода

Содержание:

Истребители танков появились в программе американского танкостроения во второй половине 30-х годов. Несмотря на то, что первый опыт оказался скорее отрицательным, САУ на базе Light Tank M2A1 получилась каноничной с точки зрения дальнейшего развития темы. Идеальный американский истребитель танков был больше похож на танк, то есть имел вращающуюся башню, как правило открытую сверху. Шасси, чаще всего, также имело танковое происхождение, что поначалу привело к большими проблемам. Подходящего танкового шасси не имелось, так что пришлось ждать появления Medium Tank T6 (M4). Взяв его за основу, американским инженерам удалось создать истребитель танков GMC T35. Доработанная версия GMC T35E1 была стандартизирована как GMC M10. Она стала самым массовым истребителем танков, но, как часто это бывает, потребовалась доработка.

GMC M36 стала наиболее удачной среди американских истребителей танков. На ней же и закончилась эволюция американских башенных "истребителей"

GMC M36 стала наиболее удачной среди американских истребителей танков. На ней же и закончилась эволюция американских башенных «истребителей»

В феврале-марте 1943 года Комитет по Вооружениям утвердил две программы разработки улучшенных вариантов истребителя танков GMC M10. Оба варианта подразумевали использование одинакового шасси, а башни с вооружением делались заново. Более удачной и перспективной оказалась GMC T71. Работа по этому истребителю танков несколько затянулась, вместе с тем, получилась вполне удачная боевая машина. Не дожидаясь окончательной доработки, было решено готовиться в выпуску GMC T71. Первые САУ данного типа были собраны в апреле 1944 года, а 1 июня их стандартизировали как GMC M36. Они стали лучшими американскими истребителями танков военного периода.

Глубокая модернизация вместо постройки с нуля

Осенью 1943 года сложилась весьма комичная ситуация, которая отлично характеризует состояние американского танкопрома во второй половине войны. Иначе, как бардак, назвать ее нельзя. С одной стороны, Истребительное командование вовсю продвигало GMC T70, которая массово выпускалась силами Buick. С другой стороны, машина страдала от массы проблем с трансмиссией, да и других болячек хватало. При этом выпуск GMC M10 продолжался, причем в весьма специфичных условиях. Американские военные поставили на GMC M10A1 с моторами Ford GAA. Тонкость момента заключалась в том, что в сентябре 1943 года выпуск танков и САУ на заводе Ford Highland Park прекратился. В срочном порядке выпуск M10A1 освоили на Fisher Tank Division. Но далеко не все САУ из Гранд Блан приняли. В период с сентября по декабрь 1943 года сдали 876 GMC M10A1 (серийные номера 7108-7983 и регистрационные номера U.S.A. W-40111504-40112379). Но реально приняли всего 375 штук: 5 в сентябре, 150 в октябре и 220 в ноябре. Остальные «зависли».

GMC M36 на Fisher Tank Division

GMC M36 на Fisher Tank Division

Иначе, как дурдомом, ситуацию назвать сложно. С одной стороны, за 1943 год Buick изготовил 685 GMC T70, которые не годились для боевого применения. Из этого числа лишь 32 машины прошли модернизацию, остальные позже переделали в AUV M39. А еще набрались 501 GMC M10A1, которые не собирались сдавать в чистом виде. Правда, причина их «заморозки» оказалась в другом. Первые же испытания GMC T71 показали, что опытный образец, конечно, требует доработки, но имеет большие перспективы. Так что Fisher Tank Division стал выпускать шасси про запас. Разница заключалась в том, что выпускавшиеся шасси GMC M10A1 всё же пошли в работу и стали полноценными САУ.

С нуля эти САУ не строили, заново делали только башни

С нуля эти САУ не строили, заново делали только башни

Подход Департамента Вооружений в случае с программой GMC T71 выглядел разумно. Строить новые САУ с нуля не имело смысла, особенно на том фоне, что именно шасси GMC M10 получилось вполне удачным. Стоит также напомнить, что исходный план заключался в простом перевооружении GMC M10 на 90-мм орудие. Также появилась идея создать резерв в случае недостатка шасси M10A1. 9 декабря 1943 года Комитет по Вооружениям утвердил вариант GMC T71E1. Башня та же, но шасси GMC M10. Судя по тому, что первое время по теме GMC T71E1 особых движений не наблюдалось, этот вариант предусматривался как запасной. Стоит отметить, что немного позже он всё же пригодился.

Наличие бонок на лобовом листе корпуса говорит о том, что было использовано довольно раннее шасси GMC M10A1. Машина на снимке, кстати, поздняя, уже с уширителями траков

Наличие бонок на лобовом листе корпуса говорит о том, что было использовано довольно раннее шасси GMC M10A1. Машина на снимке, кстати, поздняя, уже с уширителями траков

Непосредственно под выпуск будущих GMC T71 Fisher Tank Division получил контракт T-9390. Согласно ему, в январе 1944 года было изготовлено 300 шасси GMC M10A1 с серийными номерами 8359-8658 и регистрационными номерами U.S.A. 40112755-40113054. Именно они и пошли в дело первыми. Вскоре был подписан контракт T-11764 на изготовление 300 GMC T71. Эти машины получили серийные номера 1-300 и регистрационные номера U.S.A. 40177329-40177628. В Гранд Блан довольно оперативно справились с заданием: первые 25 САУ построили (переделали) в апреле 1944 года, а закончили их сдачу с июле. Далее на Fisher Tank Division наступила пауза — заводу было чем заняться и без GMC T71, которые 1 июня 1944 года стандартизировали как GMC M36. Впрочем, производство башен для истребителей танков в Гранд Блан сохранили.

GMC M10A1 прибыли в US Racine Tank Division для переделки в GMC M36

GMC M10A1 прибыли в US Racine Tank Division для переделки в GMC M36

Существенных отличий серийной GMC T71/M36 от второго опытного экземпляра не было. Кольцевую турель убрали еще в ходе испытаний первой машины, а на второй отсутствовал и выступ под нее. Для улучшения ситуации с уравновешенностью башни толщину задней стенки кормовой ниши увеличили до 127 мм. Переделки шасси оказались минимальными: менялись снарядные укладки, а на крыше надмоторной плиты появлялся фигурный выступ, куда ложился ствол орудия M3 в походном положении. Боевая масса серийной машины выросла до 29484 кг, что всё равно было было ниже GMC M10. Подвижность осталась на том же уровне, что и у прародителя, зато огневая мощь и броневая защита башни заметно выросли. Не менее важно то, что очень сильно выросла маневренность огня.

В процессе переделки

В процессе переделки

Между тем, еще в апреле 1944 года командование AGF (Army Ground Forces, армейские сухопутные войска) расширило заказ до 500 GMC T71. Далее, 15 мая 1944 года, он вырос до 600 машин. Fisher Tank Division явно был загружен другой работой, посему контракт T-12352 оказался у US Racine Tank Division (филиал завода Massey-Harris). Весной 1944 года в Расин, штат Висконсин, начали прибывать GMC M10A1, ранее выпущенные Ford Highland Park. Также туда скинули часть GMC M10A1, выпущенных осенью-зимой 1943 года Fisher Tank Division. Поэтому внешний вид GMC M36, изготовлявшихся US Racine Tank Division, оказался весьма пестрым. Например, у части машин сохранились бонки под навесную броню, которые перестали ставить еще летом 1943 года.

Обкатка GMC M10 выпуска US Racine Tank Division

Обкатка GMC M10 выпуска US Racine Tank Division

Стоит отметить, что US Racine Tank Division изначально имела более проблемную ситуацию с производством GMC M36. С одной стороны, этому заводу было легче, поскольку ему требовалось провести капремонт шасси и установить башни, выпускавшиеся Fisher Tank Division. С другой стороны, в Расин производственные возможности оказались куда ниже, а летом 1944 года начался переход на Light Tank M24. Посему выполнение контакта T-12352 затянулось. Первые 5 машин сдали в июне 1944 года, а последние — в ноябре. Эти САУ получили серийные номера 301-600 и регистрационные номера U.S.A. 40177629-40190122. В ходе выпуска появился полноценный стопор крепления орудия по-походному.

Боевое отделение GMC M36

Боевое отделение GMC M36

Аппетиты AGF росли, кроме того, быстро выяснилось, что GMC T70, стандартизированные как GMC M18, во многом не оправдали возложенных на них ожиданий. В результате 29 июня 1944 года заказ на GMC M36 вырос до 1400 САУ. Вопрос в том, что особо их выпускать было некому. Поначалу какого-то форсирования производства не наблюдалось, ситуация изменилась осенью 1944 года. Заводы, ранее выпускавшие M36, получили новые контракты. US Racine Tank Division в ноябре-декабре 1944 года сдал 200 САУ по контракту T-12352-4 (серийные номера 788-987, регистрационные номера U.S.A. 40191287-40191699). Также появился третий производитель — American Locomotive Company (ALCo). С ним заключили контракт T-15931-1 на выпуск 413 M36 (серийные номера 988-1400, регистрационные номера U.S.A. 40191287-40191699). Первые САУ сдали в октябре 1944 года, последние в декабре.

Поздние САУ получали орудие с двухкамерным дульным тормозом

Поздние САУ получали орудие с двухкамерным дульным тормозом

Машины, которые выпускались осенью-зимой 1944 года, несколько отличались от более ранней продукции. Еще во время испытаний GMC T71 понимался вопрос об установке на орудии дульного тормоза. Второй раз его утвердили 15 мая 1944 года, но по факту на 600 машин первого выпуска дульных тормозов почти не ставили. Появились они только с октября 1944 года, да и то, не сразу (более того, фронтовых фото M36 с ними почти нет). У части САУ, вооруженных 90-мм орудиями M3, вместо дульного тормоза ставилось кольцо усиления. В конце 1944 года GMC M36 стали получать соединители-гребни 7055614, благодаря которым ширина трака возрастала, а заодно снижалось удельное давление на грунт.

Вместо дульного тормоза могло быть и кольцо усиления

Вместо дульного тормоза могло быть и кольцо усиления

Последняя партия «чистых» GMC M36 была изготовлена спустя почти полгода. С канадской Montreal Locomotive заключили контракт T-19592 на выпуск 200 GMC M36 (серийные номера 2073-2272). Эти САУ, изготовленные в мае-июле 1945 года, получили все нововведения, которые появились по ходу эксплуатации GMC M36. Итого в GMC M36 было переделано 1413 GMC M10A1. Но это далеко не финальная цифра по всему семейству GMC M36.

Запасные шасси для новой башни

Когда AGF расширила заказ на GMC M36, сложилась не самая лучшая ситуация. Особенно это касалось Fisher Tank Division. Как раз к концу июня 1944 года, когда хотелки американских военных привели к увеличению заказа на 800 САУ, в Гранд Блан банально кончились шасси. Ранее выпущенные машины уже уехали в сторону US Racine Tank Division, а новые шасси строить не собирались. В общей сложности наскребли 913 шасси. Поэтому пришлось искать какие-то выходы из тупика.

GMC M36B1, вынужденная "Допечатка"на шасси Medium Tank M4A3

GMC M36B1, вынужденная «Допечатка»на шасси Medium Tank M4A3

Решение проблемы оказалось простым и бесхитростным. С февраля 1944 года Fisher Tank Division начал выпуск средних танков Medium Tank M4A3(75)W. С тем же самым мотором Ford GAA. Конечно, танковое шасси было чуть потяжелее, но диаметр погона тот же. Поскольку иных вариантов получить истребители танков не не было, а GMC M36 располагала наиболее мощной орудийной системой, пришлось делать гибрид. В октябре 1944 года его стандартизировали как GMC M36B1.

Машина была чуть медленнее GMC M36, зато лоб корпуса крепче

Машина была чуть медленнее GMC M36, зато лоб корпуса крепче

Контракт T-11764-3, заключенный с Fisher Tank Division, оказался мизерным. Всего он предусматривал выпуск 187 САУ (серийные номера 601-787, регистрационные номера U.S.A. 40190900-40191086), выглядел он как своеобразная заплатка в производственной дыре. На 187 танковых шасси ставился задел из башен GMC M36. В Гранд Блан с контрактом T-11764-3 справились очень быстро — за октябрь-декабрь 1944 года. Далее Fisher Tank Division стал выпускать другого носителя 90-мм орудия M3 — тяжелый танк T26E3.

Несмотря на малочисленность, GMC M36B1 вполне попадаются на снимках

Несмотря на малочисленность, GMC M36B1 вполне попадаются на снимках

Получившийся гибрид был почти на полторы тонны тяжелее обычной M36 (боевая масса составила 30844 кг), поэтому подвижность немного снизилась. С другой стороны, получился натурально танк, только без крыши боевого отделения. Боекомплект остался тот же, что и у GMC M36. Зато лоб корпуса стал чуть крепче.

GMC 36B2, "апгрейд" GMC M10

GMC 36B2, «апгрейд» GMC M10

В течение января-апреля 1945 года выпуск GMC M36 не производился. Связано это оказалось с тем, что новых шасси как-то не появлялось. Ситуация изменилась весной 1945 года. К тому моменту GMC M36 стали массово заменять GMC M10. Это навело на мысль, что настало время переделать и эти САУ. Так возродилась программа GMC T71E1. Теперь она именовалась GMC M36B2.

Эти САУ получали все улучшения, введенные в 1945 году

Эти САУ получали все улучшения, введенные в 1945 году

В серию переделка шасси GMC M10 пошла тогда же, когда и допечатка GMC M36 — в мае 1945 года. С American Locomotive Company заключили контракт T-19593, который исполнялся до августа 1945 года включительно. За это время удалось переделать 672 САУ, получивших серийные номера 1401-2072. Также, в рамках контракта T-19592, еще 52 GMC M36B2 сдала Montreal Locomotive (серийные номера 2273-2324). Подобно поздним GMC M36, эти САУ получали все ранее введенные доработки, включая защиту крыши.

На поля сражений Второй мировой войны эти САУ не успели

На поля сражений Второй мировой войны эти САУ не успели

Фактически GMC M36B2 делались скорее про запас. Война в Европе уже закончилась, оставалась Япония, но туда эти машины уже не успели. Поэтому они оставались в резерве, а далее разошлись по другим странам. Конечно, динамические характеристики GMC M36B2 были ниже, а масса выше (29937 кг), зато дизельный двигатель обладал большей экономичностью.

Почти танк

Быстро растущие аппетиты AGF, по отношению к GMC M36, объяснялись очень просто. Дело было даже не в «Тиграх», которых так любят выставлять врагами американских солдат в голливудских фильмах и компьютерных играх. Лобовая броня немецкого тяжелого танка поражалась 76-мм пушками M1 и M7 с дистанции около километра. А вот «Пантера», с которой американские танкисты и самоходчики столкнулись позже — вот это реальная проблема. Верхний лобовой лист корпуса у нее 76-мм снарядами в лоб не поражался. Зато проведенные в июне 1944 года испытания показали, что на дистанции 549 метров лоб «Пантеры» поражается бронебойными снарядами 90-мм зенитной пушки. Этим и объясняется резкое увеличение заказа на GMC M36 в конце июня 1944 года.

Такие "морды" были весьма частым явлением для GMC M36

Такие «морды» были весьма частым явлением для GMC M36

Была и другая сторона медали. Как выяснилось, ставка генерала Эндрю Брюса на GMC M70 была ошибочной. Совершенно внезапно броня истребителю танков понадобилась. Этим, кстати, объясняется 3 дюйма брони орудийной маски GMC T71. Только первый месяц боёв в Нормандии, где GMC M18 применялись весьма ограничено, показали проблемы скоростной САУ. А еще воткнуть в нее 90-мм пушку не представлялось возможным. Да и Heavy Tank T26E1/T26E3, в виду проблем с надежностью, сильно запаздывал. Так что увеличение заказа на GMC M36 выглядело единственным решением проблемы. Более того, уже 6 июля из Нормандии пришел доклад о срочной необходимости перевооружения на новую САУ.

На фронте эти САУ появились осенью 1944 года

На фронте эти САУ появились осенью 1944 года

Итоги боёв в Нормандии выглядели крайне неутешительно. Несмотря на то, что немцы потерпели поражение, слабость вооружения американских танков и САУ была очевидной. По этой причине в сентябре 1944 года командование 12-й группы армий потребовало срочно перевооружить 20 из 52 дивизионов истребителей танков на GMC M36. Проблема в том, что для насыщения войск новыми истребителями танков требовалось время. В начале сентября первые GMC M36 прибыли в 1-ю армию, всего за это время поступило 40 машин. Штатная структура дивизиона истребителей танков осталась той же — 3 батареи по 12 САУ в каждой. Поэтому временно ввели штат, при котором дивизиону на GMC M10 давалась третья батарея с GMC M36. Тем самым получалось средство усиления.

Во время боев за Арденны

Во время боев за Арденны

Уже в октябре число GMC M36 на фронте выросло до 170 штук, тогда же случился боевой дебют. Заодно случились и первые безвозвратные потери, впрочем, у M36 они практически всегда были невысокими. Надо сказать, что распробовали новинку не сразу. Одной из причин тому было то, что 90-мм снаряды M77 поражали лобовую броню «Пантер» с дистанции 500-600 метров. Поэтому шли и отрицательные отзывы о новинке. Вместе с тем, 90-мм снаряды частенько разрушали сварные швы лба корпуса «Пантеры».

В сравнении с "Пантерой". Они были весьма частыми соперниками

В сравнении с «Пантерой». Они были весьма частыми соперниками

Между тем, новинку заметил противник. Так получилось, что GMC M36 умудрились столкнуться с немецкими тяжелыми истребителями танков Jagdpanther. Так вот, на дистанции 300-500 метров лобовая броня этих САУ оказалась уязвимой. Кроме того, GMC M36 имела преимущество в виде высокой маневренности огня. В боях осени-зимы 1944 года это преимущество реализовывалось довольно часто. С учетом того, что немецкие танки и САУ имели проблемы с обзором по сторонам, возможность быстро вращать башню сильно пригодилось.

К концу февраля 1945 года GMC M36 стала самым массовым американским истребителем танков на фронте

К концу февраля 1945 года GMC M36 стала самым массовым американским истребителем танков на фронте

Несмотря на высокие темпы выпуска, количество GMC M36 на фронте поначалу росло невысокими темпами. На 20 января 1945 года их имелось всего 365 штук (при 1400 выпущенных). Ситуация изменилась после немецкого контрнаступления в Арденнах. К тому моменту GMC M36 имелись в 6 дивизионах, где показали себя очень неплохо. Также в конце 1944-начале 1945 годов стали применяться более эффективные бронебойные и подкалиберные снаряды. Дистанция поражения «Пантер» выросла до километра.

GMC M36B1

GMC M36B1

По состоянию на 20 февраля 1945 года в войсках числилось уже 826 GMC M36. Они стали самыми массовыми американскими истребителями танков на Западном фронте. При этом было заметно, что привлекались они к задачам, которые были свойствены скорее танкам. Удивляться такому положению вещей не стоит. Heavy Tank T26E3, конечно, дело хорошее, но в войсках их было очень мало. Совсем иная ситуация была с GMC M36, причем по броневой защите они мало уступали танкам. При этом 90-мм пушка M3 была лишена специфичной проблемы 76-мм орудий M1/M7. Осколочно-фугасный снаряд M71 содержал 975 грамм тротила, что было в 1,5 раза больше, чем у осколочно-фугасного снаряда 75-мм орудия M3.

САУ данного типа часто использовали как танк

САУ данного типа часто использовали как танк

К моменту окончания боевых действий в Европе в войсках имелось более 1000 GMC M36. Безвозвратные потери составили 152 САУ, с учетом интенсивности применения, это небольшие показатели. В отличие от GMC M18, продержались эти САУ в американской армии довольно долго. Вместе с тем, GMC M36 стала не только лучшим, но и последним массовым «классическим» американским истребителем танков. «Совет Стилуэлла», проводивший анализ применения американской бронетанковой техники, в начале 1946 года подготовил обширный доклад. Из него следовало, что лучший истребитель танков — это танк. С учетом концепции башенных истребителей, всё так и есть.

Такое применение удивлять не должно, ведь их было больше, чем "Першингов", на конец войны, при этом пушка та же

Такое применение удивлять не должно, ведь их было больше, чем «Першингов», на конец войны, при этом пушка та же

В заключение стоит отметить, что Вторая мировая война стала для GMC M36 далеко не последней. В этом смысле САУ во многом разделила судьбу СУ-100. Обладая огневой мощью средних танков нового поколения, она была довольно долго актуальной. В разных армиях мира GMC M36 прослужила почти полвека. Четкий показатель, что САУ получилась.

Список источников

      1. US NARA
      2. US Signal Corps
      3. Sherman: A History of the American Medium Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1994
      4. www.tankdestroyer.net
      5. usautoindustryworldwartwo.com

источник: https://dzen.ru/a/Y0wrxjcZkH6OpnCN

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account