Юрий Пашолок. Немецкий средний танк в качестве эталона для эргономики советских танков

18

Юрий Пашолок. Немецкий средний танк в качестве эталона для эргономики советских танков

Изучение техники и оружия вероятного (и тем более вполне реального) противника является признаком правильных военных и инженеров. Какой был у вас не был идеальный набор вооружения, надо помнить, что с другой стороны не почивают на лаврах. В полной мере это касалось и бронетанковой техники. Изучением зарубежных образцов занимались во всём мире, кто поумнее, тот, естественно, старался использовать зарубежные наработки при создании собственных танков, либо их модернизации.

Летом 1940 года Советский Союз приобрел у Германии средний танк Pz.Kpfw.III Ausf.G. По поводу данной машины написано немало странного. Данная машина оказала немалое влияние на отечественное танкостроение. Прежде всего это касается вопроса организации боевого отделения. При разработке Т-50 и первого варианта Т-34М в полной мере учитывался опыт изучения немецкого танка на заводах №183 и №174. Между тем, это был не единственный случай, когда Pz.Kpfw.III использовался как объект изучения при разработке советских танков. Осенью 1942 года проходили полигонные испытания Pz.Kpfw.III Ausf.J.

Одним из главных преимуществ немецких танков, прежде всего Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV, являлась хорошая обзорность. Это не считая того, что командир в немецких средних и тяжелых танках являлся отдельным членом экипажа. Согласно концепции, разработанной гауптманом Гебертом Ольбрихом, командир размещался в кормовой части башни, за орудием. Такая концепция чуть ухудшала обзор вперед, но зато обеспечивала отличный обзор во все стороны. Данная система далее использовалась на Т-50, где командир также сидел за орудием. Изначально та же самая система была использована и на Т-34М, но далее место командира перенесли влево, за наводчиком. Связано это было с тем, что 76-мм орудие Ф-34 оказалось габаритнее, чем немецкие системы. Собственно говоря, сами немцы далее также были вынуждены перенести место командира влево. Причины те же — рост габаритов орудийных систем, сделавших невозможным размещения за ними командира.

Летом 1942 года советские танкостроители снова вернулись к концепции трехместной башни с расположением командира в ее корме. Решение вынужденное, поскольку КБ-520 и лично А.А. Морозов старались сохранить башенный погон диаметром 1420 мм. Выпускать погон диаметром 1600 мм завод мог, но требовалось время, а его-то как раз и не было. Поэтому появилась идея унифицированной башни для Т-34 и первого варианта Т-43. Дальнейшее развитие модернизированного Т-34 стал Т-34с. Такой танк, имевший новую башню и 5-скоростную КПП, испытывался с С 27 октября по 23 ноября 1942 года на НИБТ Полигоне.

Так вот, вместе с ним испытывался и Pz.Kpfw.III Ausf.J, данный танк прошел капремонт на БТРЗ №82. Что там с ним делали, не знаю, но ездить он стал не по-паспорту. Максимальная скорость составила 55 км/ч. Впрочем, в данном случае более интересно то, как оценивали его боевое отделение и обзорность. И вот тут ситуация оказалась не в пользу Т-34с. У советского танка мертвое пространство вперед, с места командира, составляло 23 метра. У немецкого танка оно составляло 12,7 метров. Не говоря о том, что «глухая» командирская башенка советского танка не позволяла использовать ее для попадания командира внутрь, а также стесняла его движения. А вот место командира немецкого танка удостоилось похвалы.

Не было претензий и к местам других членов экипажа немецкого танка. Отмечалось удобство работа наводчика, наличие у него «ломающегося» прицела, который позволял его разместить более удобно, чем советский. Также явным плюсом указывалось наличие телескопического прицела в установке курсового пулемета. Наконец, удобная боеукладка обеспечила более высокую скорострельность орудия. Конечно, надо учитывать меньшие габариты снарядов 5 cm KwK 38 L/42, но тем не менее.

Эти испытания позже имели последствия. Помимо изменения конструкции командирской башенки, в 1943 году начались работы по советскому ломающемуся (шарнирному) прицелу. Семейство ТШ массово стало выпускаться в 1944 году.

Юрий Пашолок. Немецкий средний танк в качестве эталона для эргономики советских танков Юрий Пашолок. Немецкий средний танк в качестве эталона для эргономики советских танков Юрий Пашолок. Немецкий средний танк в качестве эталона для эргономики советских танков Юрий Пашолок. Немецкий средний танк в качестве эталона для эргономики советских танков Юрий Пашолок. Немецкий средний танк в качестве эталона для эргономики советских танков Юрий Пашолок. Немецкий средний танк в качестве эталона для эргономики советских танков Юрий Пашолок. Немецкий средний танк в качестве эталона для эргономики советских танков Юрий Пашолок. Немецкий средний танк в качестве эталона для эргономики советских танков

Список источников:

      • ЦАМО РФ

источник: https://dzen.ru/b/ZlrNdXfctH8kMQCv

Подписаться
Уведомить о
guest

15 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account