Юрий Пашолок. Немецкий «штурмовик» с полевыми доработками

13

Юрий Пашолок. Немецкий "штурмовик" с полевыми доработками

Немецкая штурмовая САУ StuG III Ausf.E, новинка Музея Техники Вадима Задорожного

С немецкой техникой времен Великой Отечественной войны в музеях, особенно отечественных, дела обстоят неважно. Во время войны и в первые послевоенные десятилетия отношение к немецким танкам, САУ и прочей технике было вполне понятным. В других странах ситуация оказалась примерно похожей. Про историческую ценность обычно задумываются сильно позже. Винить наших предков в данном плане как минимум не совсем корректно, особенно с учетом, сколько бед эта техника натворила. В результате сохранились немецкие танки и САУ в штучных количествах. Тем не менее, потихоньку, силами реставраторов, они постепенно появляются в музеях. По большей части это касается частных музеев и коллекций.

Новинка уже разместилась в основной экспозиции музея

Новинка уже разместилась в основной экспозиции музея

Одним из мест, где в настоящее время занимаются восстановлением техники периода Великой Отечественной войны, является мастерская Музея Техники Вадима Задорожного. В числе образцов, восстановленных этой мастерской, есть и немецкая бронетанковая техника. В начале этой недели коллекция музейной бронетанковой техники пополнилась немецкой штурмовой САУ StuG III Ausf.E. О ней сегодня и поговорим, тем более что машина несколько необычная.

При изготовлении упор делался на использовании родных листов брони

При изготовлении упор делался на использовании родных листов брони

Самым массовым образцом немецкой бронетанковой техники времен Второй мировой войны стала САУ Sturmgeschütz. Правда, случилось это уже во второй половине войны, когда выяснилось, что лучшее противотанковое средство — это не Marder, или похожие на него машины, а StuG. До того же «штурмовые орудия» выпускались небольшими сериями. Идеология штурмовой артиллерии предполагала боевые машины, которые действовали в связке с пехотными частями. Эрих фон Манштейн, идеолог создания StuG, считал, что в каждой пехотной дивизии должен быть дивизион штурмовой артиллерии. Каждый дивизион исходно состоял из 3 батарей по 6 машин в каждой. Поскольку они подчинялись пехоте, даже форма у самоходчиков была иного цвета, чем у танкистов.

Новодельными являются только бортовые листы "ванны", поскольку далее машина будет ходовой

Новодельными являются только бортовые листы «ванны», поскольку далее машина будет ходовой

Поначалу объемы выпуска StuG III (чаще просто StuG) не впечатляли. Изначально их производили силами Daimler-Benz werk 40, но уже начиная с версии StuG III Ausf.B выпуск перенесли в Шпандау, на завод Alkett. За 1940 год сдали 184 САУ данного типа, а годом спустя их сдали уже 540 штук. На начало Великой Отечественной войны основой матчасти штурмовой артиллерии были StuG III Ausf.B, коих сдали 300 штук. Далее последовали 50 Ausf.C и 150 Ausf.D. Отличий хватало. Эти САУ получили шасси по типу Pz.Kpfw.III Ausf.H-J, ряд изменений внесли и в рубку. Например, вместо орудийного панорамного прицела RblF 36 использовался новый прицел Sfl.ZF.1, созданный специально для бронетанковой техники. Также прицел выводился не в амбразуру, а через отверстие в крыше боевого отделения. Впрочем, варианты Ausf.C и Ausf.D входили во всю ту же серию 3./s.Pak, что и дополнительные 50 Ausf.B.

В дальнейшем также появится дополнительный "обвес"

В дальнейшем также появится дополнительный «обвес»

Выпуск 4-й серии, или 4./s.Pak, начался в сентябре 1941 года. На сей раз заказали сразу 500 САУ, более известных как StuG III Ausf.E. По большому счету глобальных изменений у этого варианта не было. Конфигурация шасси сформировалась еще на Ausf.C-D, а отличия по рубке оказались небольшими. Наиболее заметным изменением стало появление ниши под вторую радиостанцию с правой стороны рубки, а левую нишу увеличили. Также переделали люки доступа к трансмиссии на крыше передней части корпуса. В остальном каких-то глобальных изменений не произошло.

Но уже сейчас на StuG III Ausf.E есть немало навески

Но уже сейчас на StuG III Ausf.E есть немало навески

Можно сказать, что StuG III Ausf.E оказался невезучим. К моменту, когда начался выпуск этих машин, стало очевидно, что нужно что-то более мощное, чем 7,5 cm StuK L/24. Конечно, к началу 1942 года стали применять кумулятивные снаряды, но это являлось скорее полумерой. Еще в сентябре 1941 года появилось задание на установку более мощного орудия, а в марте 1942 года начался выпуск StuG 40 Ausf.F. Цифра 40 подразумевала установку орудия 7,5 cm StuK 40 L/43 (позже L/48). В связи с этим выпуск StuG III Ausf.E ограничился 284 САУ с номерами шасси 90751-91034.

Уменьшенные петли трансмиссионных люков - одна из особенностей StuG III Ausf.E

Уменьшенные петли трансмиссионных люков — одна из особенностей StuG III Ausf.E

Изменившаяся ситуация на фронте сильно повлияла на поголовье «короткоствольных» StuG. Основным противником стал Т-34, а в противотанковой артиллерии всё чаще стали применять 76-мм дивизионные пушки ЗИС-3 (за 1942 год в противотанковые дивизионы передали более 8 тысяч этих орудий). Для них 50 мм лобовой брони StuG III были мало заметны. Уже к началу 1943 года штурмовые орудия с 7,5 cm StuK L/24 были редкостью. До сегодняшнего дня в целом виде дожило всего 3 оригинальных САУ с такими орудиями. Из них одна — StuG III Ausf.E, мутными путями оказавшаяся в Германии (изначально ее подняли под Санкт-Петербургом).

Родные кожухи фар. Снизу виден лобовой лист корпуса с многочисленными следами попаданий

Родные кожухи фар. Снизу виден лобовой лист корпуса с многочисленными следами попаданий

За прошедшее время было восстановлено еще 2 «короткоствольных» StuG. Одна, «статичная», восстановлена для Австралийского музея танков и артиллерии. Это Ausf.A, самая ранняя версия, восстановлена из обломков САУ 660-й отдельной батареи штурмовых орудий. Вторая, ходовая, относится к версии Ausf.D. Машина хорошо известна: одно из трех штурмовых орудий Африканского Корпуса, захвачено в ходе сражения при Эль Аламейне, до наших дней дожило в виде порезанного остова. Английский реставратор Джон Филлипс восстановил машину до первозданного вида, на современных агрегатах.

Крепления банника, на других САУ данного типа они либо не сохранились, либо новодельные

Крепления банника, на других САУ данного типа они либо не сохранились, либо новодельные

Теперь полку этих САУ прибыло. По имеющейся информации, машину удалось скомплектовать из обломков трех разбитых образцов. Главной задачей являлось максимальное сохранение родной «скорлупы». Это хорошо известный подход Музея Техники Вадима Задорожного. Внутри, как правило, стоят современные агрегаты, поскольку машины активно эксплуатируются. Зато снаружи такой танк, либо САУ, выглядят максимально аутентично. Правильный подход, поскольку 99% всё равно танк или САУ изнутри не увидит. Безусловно, полностью родной интерьер лучше, но это тут же накладывает целый ряд ограничений на эксплуатацию машин. С запчастями на Maybach HL 120 и КПП S.S.G.77 как-то дела совсем не очень.

Устройство дымопуска на кормовом листе корпуса

Устройство дымопуска на кормовом листе корпуса

В данном случае единственным послаблением стало то, что борта шасси решили делать из новых листов. Нет, собрать из родных было можно, но их состояние оказалось таким, что машина стала бы статичным экспонатом. А вот это как раз в планах не стоит. Пока что да, StuG III Ausf.E является статичным экспонатом. Но в дальнейшем предполагается его постановка на ход. При таком подходе было решено пойти на компромисс.

Кормовой фонарь Notek также установлен нарочито-копаный

Кормовой фонарь Notek также установлен нарочито-копаный

Подход при реставрации был весьма дотошный. Кто видел Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.38(t), тот хорошо понимает, о чем речь. Сейчас, конечно, не весь инструмент висит, но это первый этап. Машина еще будет дорабатываться. Но и в нынешнем виде работа впечатляет. Даже защитные кожухи фар удалось достать копаные. Подход к мелочам очень грамотный. Как раз обычно с мелочами вылезают различные проблемы.

Новые выступы под радиостанцию - характерная деталь StuG III Ausf.E

Новые выступы под радиостанцию — характерная деталь StuG III Ausf.E

Впрочем, интересна машина не только этим. В ходе поиска фрагментов для реставрации обнаружилась рубка StuG III Ausf.E, ее и поставили, как есть. Так вот, эта самая рубка является настоящей загадкой. Дело в том, что по бортам выступов для радиостанций появились колпаки. Взяли их с надмоторной плиты, скорее всего, Pz.Kpfw.III. Подобные воздуховоды характерны для тропической версии. Может показаться, что это прихоть реставраторов, но нет. Приварили их сами немцы, в ходе боевой эксплуатации.

К ним приварены воздуховоды, полевая доработка

К ним приварены воздуховоды, полевая доработка

Ответ на вопрос, зачем понадобился такой «тюнинг», лежит на поверхности. Дело в том, что у StuG Ausf.A-E не было полноценной системы вентиляции боевого отделения. Видимо, авторы САУ посчитали, что отверстий для панорамного прицела хватит, в крайнем случае можно открыть люк. Вот только хватало случаев, когда люки требовалось держать закрытыми. При интенсивной стрельбе внутри образовывалась натуральная душегубка. Лишь на StuG 40 Ausf.F появился «горб» с вытяжным вентилятором.

Такая же доработка видна и на правом выступе, который впервые появился на Ausf.E

Такая же доработка видна и на правом выступе, который впервые появился на Ausf.E

Как раз для того, чтобы хоть как-то обеспечить вентиляцию боевого отделения, и приварили воздуховоды. Насколько эффективно работали такие воздуховоды, вопрос открытый. Всё же это естественная вентиляция, а не вытяжной вентилятор. Тем не менее, это лучше, чем ничего. Хорошо, что реставраторы не стали срезать воздуховоды, такие детали придают машине индивидуальность. Кроме того, само по себе наличие воздуховодов многое объясняет с точки зрения эволюции боевого отделения StuG.

Как можно заметить, на крыше рубки никакого намека на вентиляцию. В этом и есть главная причина появления полевой модификации

Как можно заметить, на крыше рубки никакого намека на вентиляцию. В этом и есть главная причина появления полевой модификации

Новинка Музея Техники Вадима Задорожного уже заняла своё место в основной экспозиции. Увидеть ее можно на танковой аллее между музейными корпусами. Следует также отметить, что за последнее время музейная коллекция пополнилась еще несколькими интересными образцами военной техники. Обновления в музее идут постоянно, как на открытой площадке, так и внутри музейных корпусов.

источник: https://dzen.ru/a/ZBI-rzv73hBNlFdk

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account