Юрий Пашолок. Немецкий прародитель советского «самоходного лафета»
Рассказ о немецком истребителе танков Waffenträger für 8.8 cm PaK 43 L/71 (Ardelt), единственный образец которого сохранился в парке «Патриот»
В годы Второй мировой войны самый многочисленный парк самоходной артиллерии был у немецкой армии. Даже если не самый многочисленный, то уж точно самый разнообразный. У немцев имелся полный ассортимент самоходной артиллерии, от истребителей танков с противопульной броней до штурмовых САУ. Одним из самых многочисленных классов САУ стали так называемые самоходные лафеты. Чаще всего они строились на базе танковых шасси, но имелись и полностью оригинальные разработки, либо САУ с использованием агрегатов серийных танков.
В парке «Патриот», куда вошла техника бывшего бронетанкового музея в Кубинке, находится крупнейшая в мире коллекция немецкой бронетанковой техники времен Второй мировой войны. Основная ее масса ныне находится на экспозиции музейной площадки №1. В числе переехавших экспонатов оказалась и довольно необычная машина. Речь идет об истребителе танков Waffenträger für 8.8 cm PaK 43 L/71 (Ardelt), появившемся под занавес войны. В ее случае понятие «самоходный лафет» звучит буквально, поскольку сама идея Waffenträger подразумевала самоходный лафет для качающейся части буксируемого орудия.
К концепции «Оруженосцев» (так можно перевести Waffenträger) немцы шли постепенно. Первые идеи по данной теме появились еще весной 1942 года. Тогда эти машины имели обозначение Grille. Речь шла о довольно подвижных боевых машинах, которые базировались на модифицированных шасси легких, средних и тяжелых танков. Фактический выхлоп случился только с теми разработками, которые базировались на шасси GW III/IV из агрегатов Pz.Kpfw.IV. Первая получила обозначение Heuschrecke 10, вторая leFH 18/40/2 auf GW III/IV. Обе машины были опытными, но их хотя бы построили.
На опытных образцах реализовали несколько бредовую идею, заключавшуюся в том, что орудие требовалось снимать с машины. На Heuschrecke 10 снималась башня, а на leFH 18/40/2 auf GW III/IV выкатывалась вполне обычная гаубица 10.5cm leFH 40. Идея буксируемого орудия, которое можно закатить на быстроходное шасси, а потом вернуть в исходную конфигурацию, не давала немецким артиллеристам покоя. В 4-м отделе Департамента Вооружений явно хватало своих книпкампов. Впрочем, программа Grille (не путать с САУ на базе Pz.Kpfw.38(t) с тем же индексом) постепенно уходила в небытие, лишь катастрофическая ситуация с мехтягой заставила форсировать работы.
Обычно причины появления программы Waffenträger обходят стороной. Между тем, ответ на этот вопрос простой. Найти его можно в докладе Гудериана Гитлеру от 23 марта 1944 года. Согласно ему, к 1 января 1944 года процент полугусеничных тягачей, находившихся в рабочем состоянии, снизился до угрожающих объемов. Наиболее «ходовых» моделей, Sd.Kfz.11, Sdkfz.6 и Sd.Kfz.7, имелось всего 52-53% от необходимого наличия. И если у 3-тонных тягачей Sd.Kfz.11 имелась альтернатива в виде Steyr RSO, то 8-тонные Sd.Kfz.7 заменять оказалось нечем. А это были основные тягачи тяжелой противотанковой артиллерии и гаубиц калибра 149 мм. По «совпадению», именно этот «типоразмер» оказался основным для программы Waffenträger. Из указанной выше причины вытекала вторая, почему резко возрос интерес к Waffenträger. Потери немецкой артиллерии, особенно противотанковой, резко выросли, причем часто причиной становилась невозможность эвакуации орудия.
4 февраля 1944 года состоялось совещание с участием представителей 4-го управления Департамента Вооружений. На нем сформулировали концепцию Waffenträger. Приоритетом стала моторизация таких орудий, как 10,5 cm leFH 18, 8.8 cm Pak 43, 12,8 cm Pak 81 и 15 cm sFH 18. Потребовалось максимально дешевое шасси, которое могло бы выпускаться в больших количествах. При этом военные наломали дров, поскольку первым делом они выкинули шасси Pz.Kpfw.IV. Вся дикость момента в том, что одновременно они начали городить шасси с агрегатами Pz.Kpfw.38(t). Плюс Steyr занимался своей базой.
В конкурсе, помимо Steyr, участвовали Krupp и Alkett. Между тем, еще в начале 1944 года внезапно образовался новый участник конкурса — Ardeltwerke GmbH. Производитель подъемного оборудования из Эберсвальде до того не светился среди разработчиков бронетанковой техники. Впрочем, со второй половины 30-х годов его главной продукцией стали боеприпасы. Во время войны здесь массово использовался труд заключенных, содержавшихся в концлагерях. Интерес к программе Waffenträger возник у доктора Гюнтера Ардельта. Он своими глазами видел, как на фронте были брошены противотанковые орудия Pak 43. Сначала Ardeltwerke сотрудничала с Rheinmetall, но опытный образец Ardelt-Rheinmetall 8.8 Pak 43 Waffenträger оказался неудачным.
Далее Ардельт сотрудничал с Krupp, и этот тандем оказался более удачным. Это было взаимовыгодное сотрудничество. С одной стороны, Гюнтер Ардельт получил поддержку орудийного гиганта, а с другой, Krupp смогл перенести разработку самоходного лафета из Эссена в более безопасное место. После испытаний первого опытного образца 8.8 cm Waffenträger Krupp-Ardelt начались работы по улучшенной версии САУ. Строили ее исколючительно как носитель 88-мм противотанкового орудия Pak 43. После демонстрации опытного образца Waffenträger на полигоне в Куммерсдорфе было решено изготовить нулевую серию из 100 САУ. Поскольку боезапас оказался ограничен, 12 машин строились как подвозчики боеприпасов.
Далее серийный выпуск Waffenträger für 8.8 cm PaK 43 L/71 (Ardelt), так машина именовалась в финальном варианте, уперся в проблемы немецкой промышленности конца войны. Даже максимальное упрощение конструкции не особо помогло. Старт серийного производства стабильно откладывался, при этом получившаяся САУ выглядела крайне сомнительной разработкой. Особенно это касалось подвижности. Вместо 100 САУ было изготовлено всего 7, все они вошли в состав батареи, которой командовал оберлейтенант Ардельт. Задачей стала оборона Эберсвальде, хотя есть снимок, где Waffenträger für 8.8 cm PaK 43 L/71 (Ardelt) находится в Берлине. Учитывая, что от Эберсвалде до Берлина рукой подать, неудивительно.
Согласно распространенной информации, Гюнтер Ардельт погиб на одной из своих САУ. Менее известно, что Ardeltwerke войну пережила, более того, она жива до сих пор, именуется KE Kranbau Eberswalde AG. Впрочем, более интересны другие факты. Во-первых, Красной Армии достался не только один из Waffenträger für 8.8 cm PaK 43 L/71 (Ardelt), но и завод, а вместе с ним техническая документация. Во-вторых, детище Крупп и Ардельта имело большое влияние на отечественное танкостроение. Документацию по Waffenträger für 8.8 cm PaK 43 L/71 (Ardelt) в 1945 году отправили в Свердловск, с указанием создать что-то похожее. Но с подвижностью GMC T70 (ее также отправили на УЗТМ). Год спустя появился проект многоцелевого шасси, на базе которого создали СУ-100П, СУ-152Г, СУ-152П и другие машины. Его прямым развитием стали САУ 2С3 «Акация», 2С4 «Тюльпан», 2С5 «Гиацинт».
Ныне прародитель советских «Ваффентрагеров» находится в музейном секторе парка «Патриот». История создания машины и ее испытаний у нас достойна отдельного материала, сегодня есть смысл поговорить о сохранившемся экземпляре. Машина, к слову, восстановлена до ходового состояния. Это не означает, что ее тут же надо отправлять на очередной фестиваль с ряжеными людьми предпенсионого возраста или к очередному кинодеятелю. Пусть макеты используют, нечего музейные экспонаты насиловать, тем более их всё равно не ценят (особенно киношники).
Для начала, следует отметить, что финальная концепция Waffenträger оказалась, мягко говоря, спорной. Массового выпуска, ради которого шасси упрощали, не состоялось, а в итоге получилось нечто странное. При боевой массе более 11 тонн САУ получила мотор Maybach HL 42 мощностью 100 лошадиных сил. На испытаниях получили скорость 25 км/ч, далее она поднялась до 36 км/ч, но реально средняя скорость была те же 25 км/ч. Можно смело говорить о том, что в войсках «оруженосец Ардельта» был бы не особо популярен. Хотя бы потому, что во всех армиях мира любят забивать микроскопом гвозди. То, что это самоходная пушка, всем было бы плевать. Броня есть, пушка есть — всё, штурмовая САУ. Но плохая.
Полноценной САУ Waffenträger für 8.8 cm PaK 43 L/71 (Ardelt) назвать можно условно. Фактически это самоходная пушка, что лишний раз доказывает устройство отделения управления. Главной задачей было доехать до места, где машина вставала на боевую позицию, а дальше механик-водитель покидал своё место, присоединяясь к расчету орудия. С этим связана довольно странная конструкция места механика-водителя. Одним из требований была необходимость немедленного перевода орудия в боевое положение. Для этого на стопоре орудия по-походному имелся рычаг, потянув за который, стопор высвобождался. После чего механик-водитель прикрывал свое место откидным щитком и присоединялся к остальным.
Ходовая часть также проектировалась с целью максимального удешевления. В ее основе лежала ходовая часть Pz.Kpfw.38(t). Основная часть «оруженосцев» 1944 года базировалась на ней, но Гюнтер Ардельт пошел дальше. Чтобы сэкономить резину, опорные катки сделали цельнометаллическими. В этих работах ему помогал Krupp. В результате ходовая часть вроде похожа на Pz.Kpfw.38(t), но на самом деле хватает отличий.
Надо сказать, что механик-водитель едет более-менее комфортно. Из четырех членов экипажа двое сидят на крайне неудобных сиденьях в кормовой части корпуса. Конечно, лучше плохо ехать, чем хорошо идти, но всё относительно. Изначально, кстати, и этих сидений не было. При работе расчета эти самые сидушки сразу же затаптывали сапогами, неудивительно, что их сделали складными.
Вместе с тем, машина состояла далеко не из одних недостатков. Если рассматривать Waffenträger für 8.8 cm PaK 43 L/71 (Ardelt) как самоходную пушку, а не с точки зрения полноценной САУ, всё уже не так плохо. Машина имела низкий центр тяжести, а также круговой сектор обстрела. Кроме того, Ардельт обошелся без извращений вроде системы быстрого демонтажа орудия, а сама САУ создавалась под один тип орудия. В результате Waffenträger für 8.8 cm PaK 43 L/71 (Ardelt) была лучшей САУ в семействе.
Орудийная часть осталась той же, что и у буксируемой 8.8 cm Pak 43. Разве что на орудийном щите появились крепления запасных траков, а также ввели развитые боковины щита. Сохранили и укладку первой очереди на 6 унитаров с правой стороны. Тем самым Waffenträger für 8.8 cm PaK 43 L/71 (Ardelt) могла открыть огонь очень быстро. Достаточно было просто откинуть стопор орудия по-походному, а также зарядить пушку из укладки первой очереди.
Одной из особенностей Waffenträger für 8.8 cm PaK 43 L/71 (Ardelt) стало размещение основной укладки. В кормовой части корпуса имелся большой люк. Открыв его, появлялся доступ к двум укладкам на 12 унитаров каждая. В итоге суммарно небольшая САУ возила 30 унитаров. Всего на 10 меньше, чем «полноценный» истребитель танков Nashorn. Как показали испытания в Кубинке, размещение боекомплекта оказалось удобным. При стрельбе одним из заряжающих как раз был механик-водитель.
С точки зрения технического задания детище Гюнтера Ардельта оказалось наиболее удачным. Помимо того, что использовалась штатная качающаяся часть орудия, шасси получилось дешевым. Другой вопрос, что само задание оказалось «кривым». Отказ от базы Pz.Kpfw.IV был огромной ошибкой, потому как оно было в доступе и не требовало много времени для освоения. А так получился откровенный эрзац, который еще и не смогли запустить в крупную серию.
В заключение стоит отметить, что концепция Waffenträger позже была реализована в ряде стран. Разница в том, что от самоходной пушки требовалась подвижность. Немцы вполне могли ее получить, но почему-то не захотели. Наконец, опыт применения похожих машин каждый раз показывал один и тот же результат. Военные быстро начинали рассматривать самоходную пушку как «штурмовик» со всеми вытекающими последствиями. Разубедить их в том, что микроскопом колоть орехи не надо, не удалось ни в одной стране мира.
источник: https://dzen.ru/a/ZEJN88kgkl5dwBe-