Рассказ о немецкой штурмовой САУ StuIG 33, единственный сохранившийся образец которой находится в Музейном секторе парка «Патриот»
Самые первые танки представляли собой штурмовые машины, лишенные башен. Уже дальше стало понятно, что башня танку необходима, но она сильно ограничивала калибры орудий, либо танк получался чересчур большим. Неслучайно французы так продвигали концепцию Char B, у которого основное орудие находилось в лобовой части корпуса, а в башню поставили пушку поменьше. Впрочем, далее стало понятно, что более правильной идеей является создание штурмовой САУ, с крепкой лобовой броней и крупнокалиберным орудием, которое ведет огонь прямой наводкой. До этой концепции дошли далеко не сразу, она окончательно созрела к середине Второй мировой войны.
В Техническом центре парка «Патриот» есть немало образцов военной техники, которые являются уникальными. Они либо существовали в 1-2 экземплярах, либо являются последними, сохранившимися до наших дней. Таких хватает и среди немецкой бронетанковой техники. Какие-то боевые машины известны хорошо, какие-то не так раскручены. К последним относится и героиня данного материала — штурмовая САУ StuIG 33 (Sturminfanteriegeschütz 33). Она оказалась первой немецкой САУ подобного типа, получившей противоснарядную броню. Не менее интересно то, что это еще и участница Сталинградской битвы.
Еще в 20-е годы у немцев сформировалась концепция штурмовой артиллерии, которая базировалась на легких гусеничных шасси. Поначалу речь шла о полевой артиллерии калибра 75-77 мм, которая устанавливалась на легкое шасси с противопульной броней (причем эта самая броня была локально). На это же шасси предполагалось ставить и 37-мм противотанковые орудия. Концепция L.S.K. и схожих боевых машин, впрочем, не прижилась, поскольку специальные шасси показали себя не лучшим образом. Тем не менее, ее всё же взяли на вооружение, только в несколько ином виде.
Вместо специальных гусеничных шасси было решено использовать то, что есть, а именно базу Pz.Kpfw.I Ausf.B. А вместо полевых пушек 149-мм орудие sIG 33. Оно больше подходила для тех задач, которые возлагались на штурмовую артиллерию. Огонь предполагалось вести, прежде всего, прямой наводкой, что, впрочем, не мешало вести огонь с большими углами возвышения. На фоне требований вести огонь прямой наводкой САУ, которая именовалась как 15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B, выглядела крайне сомнительно. Получился мега-сарай, в который было трудно не попасть.
Удивительно то, то данная боевая машина вполне себе справилась с поставленной задачей. При этом поначалу потери 15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B оказались невелики. Пара попаданий снарядов 15 cm siG 33 хватало для разрушения небольшого кирпичного здания. Естественно, САУ получилась крайне спорная, что не помешало 15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B воевать до конца 1942 года. Так или иначе, но развитие темы продолжилось. Следующей появилась 15 cm sIG 33 B Sfl на доработанном шасси Pz.Kpfw.II. Машина получилась менее удачной, поскольку оказалась перегруженной, выпустили лишь пробную партию.
Постепенно появилось понимание, что существующая концепция не то, чтобы особо удачная. Это не мешало немецким военным заказывать штурмовые САУ на базе легких танков (речь идет о Grille). Но одновременно появилась идея о создании штурмового орудия на шасси среднего танка. И если легкие САУ шли по линии снабжения танковых частей, то данная боевая машина пошла по линии штурмовой артиллерии. Это в полной мере видно по ее обозначению — Sturminfanteriegeschütz 33, то есть штурмовое пехотное орудие sIG 33.
Поначалу, кстати, речь шла об артиллерийском танке, то есть с башней. Но 22 сентября 1942 года Гитлер прекратил эти безобразия, потребовав в срочном порядке установить 15 cm sIG 33 в StuG. Шли тяжелые бои за Сталинград, где остро требовались подобные САУ. Поэтому стало не до полировки фонариков. Первый образец ожидался к 10 октября, еще 12 к концу месяца. Внезапно процесс ускорился, задача свалилась на Alkett, где умели делать хорошо, а главное быстро. На проектирование StuIG 33 понадобилось всего 2 дня, далее построили опытный образец, а за октябрь, как и требовалось, сдали 12 машин.
Непосредственно в Сталинград успело уехать указанные 12 САУ, которые поступили в 177-й и 244-е дивизионы штурмовых орудий. 6 САУ на дивизион — это как раз по батарее. Еще 12 StuIG 33 изготовили в ноябре 1942 года, при этом у них судьба оказалась совсем другой. Их передали в 17-ю учебную батарею штурмовых пехотных орудий, которая успела повоевать под Сталинградом, но вне кольца окружения. Далее батарея, где оставалось 7 САУ, оказалась в составе батареи штурмовых орудий 201-го танкового полка 23-й танковой дивизии. Иногда эти САУ именуют как StuIG 33 Ausf.B, но реально такого индекса не существовало. Кроме как установкой запасных опорных катков на лбу рубки эти машины ничем не отличаются от «сталинградских».
В дальнейшем появилась более удачная САУ, которая обозначалась как Sturmpanzer. Как и StuIG 33, они шли на комплектацию дивизионов штурмовой артиллерии, но уже в полном составе. Что же касается штурмовых САУ более раннего выпуска, то из всех них до наших дней дожила только одна StuIG 33. По серийным номерам шасси данных нет, но, похоже, что у StuIG 33 имелась своя нумерация. По крайней мере, данная машина, которая в 1943 году попала на НИБТ Полигон, имеет серийный номер 105003. Также внутри имеется табличка с номером рубки 1021. Из всего этого можно понять, что это третья серийная машина.
САУ досталась в комплектном состоянии, на момент захвата была окрашена в базовый темно-серый цвет RAL 7021, поверх которого нанесли белый легкосмываемый камуфляж. Также на надмоторной плите имелись крепления для дополнительных ящиков с боеприпасами, плюс ящик ЗИП. Аналогичный обвес имели также САУ ноябрьского выпуска. Ныне всё это срезано, как и крепления для запасных опорных катков. Ощущение, что с машиной порезвились те же горе-реставраторы, которые «улучшали» другие машины. Родное левое заднее крыло было немного помято, они не нашли ничего лучше, как его заменить на новодельное. Аналогичным образом зановоделили и левое переднее крыло.
Вероятнее всего, трофей, минимально изучавшийся на НИБТ Полигоне, позже использовался для съемок фильмов. Буйство «реставраторов» случилось в первой половине 60-х годов, далее машину не трогали. В таком виде она дожила до наших дней. В начале 2000-х годов советский армейский зеленый цвет сменил камуфляж 23-й танковой дивизии. «Потому что красиво». При этом было известно, что машина прибыла из Сталинграда. В серый цвет (причем вполне нормальный, а не «советский серый») ее покрасили сравнительно недавно — в 2019 году. Не без участия автора данного материала с точки зрения консультации.
Скорость, с которой Alkett так оперативно справился с заданием на постройку StuIG 33, объяснялось особенностью их выпуска. Дело в том, что их не строили с нуля, а брали за основу ремонтные шасси. Поэтому в литературе и дается столь существенный разброс по номерам. В работу могли пойти корпуса StuG III Ausf.B-E, это подтверждается снимками, где видны характерные детали, по которым различают шасси. В данном случае было использовано ремонтное шасси StuG III Ausf.E, на что четко указывает конструкция петель люков доступа к трансмиссии.
В ходе капитального ремонта лобовая часть корпуса была усилена броневыми листами толщиной 30 мм, которые прикрутили на болтах. Интересно, что при изготовлении дополнительных листов на ВЛД случилась пара маленьких конфузов. Дело в том, что в них сделали отверстия для воздуховыводов системы охлаждения тормозов. Вот только у StuG их не имелось. Поэтому пришлось их заваривать. Второй конфуз был связан с тем, что при установке брони не осталось места для установки фар. Поэтому на 12 САУ первой серии их не было. На снимках хорошо видно, что на левом крыле даже не было отверстий под кронштейн фары. Водонепроницаемая фара Bosch появилась уже на второй серии.
Рецепт изготовления StuIG 33 оказался очень простым. На ремонтные шасси StuG, которые получали дополнительную броневую защиту, «надевалась» рубка. Ее, судя по всему, изготовлял сторонний подрядчик. При этом рубка получилась более широкой, чем у StuG, что потребовало дополнительную доработку шасси. В лобовой части рубки разместился штатный смотровой прибор механика-водителя, а также шаровая установка курсового пулемета MG 34. По неизвестной причине (скорее всего, отсутствие монолитного листа нужной толщины) вместо монолитной плиты толщиной 80 мм лоб рубки также был собран из листов толщиной 50+30 мм.
Доработанные для установки в САУ гаубицы шли со Škoda. Упрощенная и облегченная версия орудия, обозначавшаяся как 15 cm sIG 33/I, была рассчитана на тумбовую установку. То есть без лафета, как это было у предыдущих штурмовых САУ. От возможности вести огонь на больших углах возвышения отказались, поскольку приоритетной стала стрельба прямой наводкой. Надо сказать, что орудийная установка являлась слабым местом САУ. Попадание в пушку вполне могло вывести StuIG 33 из строя, поскольку именно там уровень защиты был недостаточным. У Sturmpanzer с защитой дела обстояли явно лучше.
Экипаж StuIG 33, по сравнению с базовой машиной, увеличили до 5 человек. Связано это оказалось с тем, что у 15 cm SIG 33 заряжение было раздельным. Соответственно, заряжающих потребовалось двое. В принципе, боевое отделение получилось довольно просторным. За счет расширения рубки до полных габаритов шасси удалось разместить довольно большой боекомплект — 30 выстрелов. На фоне предшественников он и вовсе выглядел гигантским. Укладки сохранились не все, но в целом видно, что боезапас размещался плюс-минус удобно.
А вот насчет обзорности, за которую часто ругают наших САУ, ничего хорошего сказать про StuIG 33 нельзя. Машина, будем честными, слепая. Вбок она вообще ничего не видит, а куда смотрит командир, загадка. Вообще по штату командиру полагалась стереотруба, для которой на крыше рубки предусматривался люк. Тонкость момента в том, что САУ первой производственной серии стереотрубами не комплектовались. Из всех приборов имелся только панорамный прицел орудия, под который имелся вырез, прикрытый сверху крышкой.
Справедливости ради, последовавшая за StuIG 33 САУ Sturmpanzer была ничуть не лучше с точки зрения обзорности. Да и в целом немецкие штурмовые САУ были бедны на приборы наблюдения. Так или иначе, как быстрое решение StuIG 33 получилась вполне удачной. Причем она оказалась самой подвижной из «штурмовиков». Правда, насчет боевой массы 21 тонна есть большие сомнения. 25 тонн, которые насчитали на НИБТ Полигоне, выглядят более правдоподобно. Скорее всего, истина где-то посередине.
В заключение стоит отметить, что StuIG 33 находится обычно вне интереса основной массы посетителей парка. Это не «Тигр» и не «Фердинанд», потому и не интересно. Хотя надо сказать, что САУ крайне интересная, особенно с точки зрения сектора, где она находится. Это единственная боевая машина, созданная специально для боёв в Сталинграде, с данной точки зрения она представляет большой интерес.
Список источников:
- ЦАМО РФ
- Panzer Tracts No.8: Sturmgeschuetz — s.Pak to Sturmmoerser, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Darlington Publication, 1999
- Panzer Tracts No.8-1: Sturmpanzer, Hilary L. Doyle, Lukas Friedli, Thomas L. Jentz, 2014
источник: https://dzen.ru/a/ZvlaiknAED2x2whM