История Pz.Kpfw.II Ausf.F, последней массовой версии легкого немецкого танка, основной тираж которого построили в Польше
30-е годы XX века для мирового танкостроения оказались довольно странным временем. С одной стороны, как раз в это время окончательно сформировались основные классы танков, а сами они стали играть всё более важную роль на поле боя. По крайней мере, в таких странах, как Англия, Германия и Советский Союз, танковые войска обрели независимость. Это изменило и подход к применению танков. С другой же стороны, ни в одно другое десятилетие XX века не было столько тупиковых разработок, как в 30-е годы. Крупные провалы наблюдались в танкостроительных программах всех без исключения стран, которые серьёзно занимались разработкой собственных танков. В полной мере это касалось и Германии. Начало 30-х она встретила с танками, которые совершенно не годились для серийного производства. Самое же смешное немецкую армию ждало дальше. Изначально немцы хотели иметь средний и легкий танк, а в результате во второй половине 30-х годов у них было два легких и два средних танка.
В случае с легкими танками причины столь странной ситуации выглядели прозаично. Трехместный Kleintraktor с 20-мм автоматической пушкой на деле получился двухместным La.S. (Landwirtschaftliche Schlepper, или сельскохозяйственный тягач) с парой пулеметов в качестве вооружения. Прекрасно осознавая, что какая-то ерунда получилась, в январе 1934 года In 6 заказала 6-тонный Kleinetraktor, он же La.S.100 (100-сильный сельскохозяйственный тягач). В результате конкурентной борьбы победу одержал MAN, чей танк пошел в серию как Pz.Kpfw.II. Поначалу дела с ним не клеились, поскольку выбор 6-го отдела Департамента Вооружений насчет ходовой части оказался ошибочным. Тем не менее, после пару лет относительных мучений получился крупносерийный вариант, Pz.Kpfw.II Ausf.c-C стал самым массовым немецким танком начала войны, по крайней мере среди тех, что имели какую-то боевую ценность. Еще до начала войны предполагалось, что эти танки будут заменены на La.S.138, с торсионной подвеской и более высокой подвижностью. Но будущее показало, что планы и реальность часто не одно и то же.
Еще в начале 1939 года стало понятно, что затея с La.S.138 явно не удалась. Танк получился слишком тяжелым, кроме того, у него хватало проблем. Результатом стало то, что в начале 1939 появились планы по дальнейшему выпуску более ранней конфигурации танка. По большому счету, он становился допечаткой, поскольку необходимость в легких танках имелась, а перспективные боевые машины семейства VK 9.01 только начали разрабатывать. Танк, именовавшийся также как 9.Serie/La.S.100, предполагался в объеме 404 штуки. К началу 1941 года уже планировалось осваивать более совершенные машины. Но на практике планы по танку, который также известен как Pz.Kpfw.II Ausf.F, менялись неоднократно.
Ситуация вокруг 9-й серии La.S.100 изначально отличалась от того, что происходило с предыдущими машинами. Для начала, в их изготовлении изначально не участвовала MAN и основная часть производителей. Дело в том, что они занимались организацией выпуска Pz.Kpfw.III. Оставалось всего два предприятия, которые тоже участвовали в выпуске нового танка, но либо имелись дополнительные ресурсы, либо производственные возможности не особо тянули на выпуск чего-то более существенного. Таковых заводов оказалось два — Alkett, а также FAMO (Fahrzeug-und Motoren-Werke GmbH). По планам, первый завод выпускал 204 танка, второй 200 штук. При этом в Шпандау позже нашлась иная работа, так что остались производители тракторов из Бреслау. Причем с самого начала запуск Pz.Kpfw.II Ausf.F в установленные сроки выглядел сомнительным. Завод загрузили ремонтом поврежденной техники, а последние Pz.Kpfw.II Ausf.C из 35 штук FAMO сдал вообще в апреле 1940 года.
Дополнительным тормозом стало то, что в конструкцию танка стали вносить изменения, необходимые по опыту кампании в Польше. 15 мм брони ВНЕЗАПНО оказалось недостаточно. Поэтому начались переделки, для начала толщину лба корпуса, подбашенной коробки и башни усилили до 30 мм. Одновременно переделали подбашенную коробку, убрав ненужный скос. В связи с усилением лба корпуса ввели новый смотровой прибор механика-водителя Fahrersehklappe 30. Справа от него поставили фальшивый смотровой прибор. Лоб корпуса стал угловатым, что явно было здравым решением. Гнутый лоб был сложным для производства и лишенным смысла. Изменилась и кормовая часть корпуса. Глушитель сделали коробчатой конструкции, а слева от него разместили новый вариант прибора дымопуска. Также справа от подбашенной коробки появился ящик ЗИП.
Изменения шли одни за другими, что уже в марте 1940 года привело к ожидаемому результату. Ни про какой старт выпуска в мае 1940 года и речи не шло. И FAMO, и Alkett хватало работы по другим направлениям. Далее случился план «Гельб», после чего FAMO еще и добавилось работы по ремонту. Alkett же и вовсе «отвалился», поскольку на завод в Шпандау переложили выпуск StuG III Ausf.B. Выпускать эти машины там начали еще весной 1940 года, и это не считая Pz.Kpfw.III. Одним словом, выпуск Pz.Kpwf.II Ausf.F на Alkett не сложился. FAMO от производства не отказывался, но один он бы такой заказ не потянул. Выход нашелся неожиданный: после кампании сентября 1939 года львиная доля польской промышленности оказалась в немецких руках. В том числе и PZInż (Państwowe Zakłady Inżynierii, Государственные Заводы Машиностроения), выпускавший продукцию под торговой маркой Ursus. Это же было и единственное польское предприятие, выпускавшее танки. Завод в Варшаве достался более-менее целым, а далее он попал под контроль FAMO. В результате 19 сентября 1940 года было принято решение о переигрывании контракта. Alkett окончательно отказалась от выпуска 9.Serie/La.S.100, он полностью ушел FAMO и Ursus.
Новый контракт лишний раз показывал, что Pz.Kpfw.II Ausf.F считали временным решением. Выпуск танка предполагался с сентября 1940 по примерно осень 1941 года. Даже с учетом скромных возможностей заводов (пиковая мощность каждого завода не превышала 40 танков в месяц) это позволило бы постепенно замещать потери Pz.Kpfw.II. Далее всё равно ожидался VK 9.03 (Pz.Kpfw.II Ausf.H), который сначала осваивали на MAN, а затем он переходил на другие заводы. По факту этот танк остался «бумажным», а выпуск Pz.Kpfw.II Ausf.F снова перенесли. В октябре 1940 года появилось задание по установке командирской башенки с 8 перископическими смотровыми приборами. Пулеметы переводили на ленточное питание, а также появились конвойные фонари Notek. Наконец, сама по себе организация производства на Ursus оказалась непростой. Пришлось подключать в помощь Alkett. Наконец, в марте 1941 года завод в Варшаве приступил к выпуску немецкого танка. Такого более не было нигде. Австрийцы сами построили танкосборочный завод (Nibelungewerk), чехи выпускали свои танки (BMM), а французы строить танки отказались. Поставщики брони были немецкие — Deutsche Edelstahlwerke из Реймшайда, а также Eisen und Hüttenwerke AG из Бохума.
Выпускался танк по контракту на 204 машины (серийные номера шасси 28001-28204), который ранее должен был исполнять Alkett. Поставки шли крайне медленно, до 40 танков в месяц было далеко, хотя всё относительно. Одноклассником Pz.Kpfw.II Ausf.F был 7TP, выпускавшийся ранее на том же заводе. Так вот, за 1941 год Ursus сдал 193 танка, это больше, чем 7TP за всё время выпуска. Что же касается FAMO, то там первые Pz.Kpfw.II Ausf.F сдали в августе 1941 года, а всего до конца года смогли выпустить 40 таких танков. В дальнейшем ситуация мало поменялась: даже поделенный пополам, контракт на 100 танков (серийные номера 28205-28304) в Бреслау исполняли долго. Таким образом, идея выпускать танки в Варшаве оказалась верной. Так что ежели вы видите на фото 1941 года Pz.Kpfw.II Ausf.F, то это, скорее всего, выпущенный в Польше танк. Первое время на танк ставили ленивцы как у предшественника, сколько таких Pz.Kpfw.II Ausf.F выпустили в таком виде, неизвестно. Далее (не ранее осени 1941 года) появился новый, усиленный ленивец. Это было актуально, ведь боевая масса составила уже 9,5 тонн. Также, почти с самого начала, имелась возможность переделать танк в тропический вариант.
Поскольку выпуск новой версии танка шел крайне неспешно, по 1941 году, особенно лету, Pz.Kpfw.II Ausf.F попадается крайне редко. Еще реже попадаются ранние машины, хотя одна такая даже оказалась нашим трофеем и некоторое время числилась на НИБТ Полигоне. Новинка отчасти растворилась в основной массе Pz.Kpfw.II Ausf.c-C. На 1 июня 1941 года в немецкой армии числилось 1042 танка семейства Pz.Kpfw.II. Правда, это количество имело не сильно большую разницу по сравнению с цифрами по наличию таких танков, как Т-26. Наличие лобовой брони 30 мм в условиях, когда основная часть танков-одноклассников вооружена пушками калибра 37-45 мм, как-то не особо помогало. И в данном случае по поводу противотанковых возможностей можно говорить уверенно. 20-мм автоматическая пушка ставилась именно для борьбы с вражеской бронетехникой. Правда жизни заключалась в том, что и там, и там больше приходилось воевать против вражеской артиллерии. Конечно, по просторам интернетов всё еще бегают адепты учений одного ныне покойного гуру, рассказывающие, что 45-мм снаряд пробить броню толщиной 30 мм не мог. Но по факту не то, что 30, а даже 40 мм (правда, с близких дистанций) в 1940 году 45-мм бронебойные снаряды вполне пробивали. Собственно говоря, безвозвратная потеря 117 Pz.Kpfw.II в июле 1941 года и еще 106 в августе говорит о многом. Дальше объем безвозвратных потерь снизился, но за декабрь потеряли еще 92 танка. В общей же сложности на советско-германском фронте безвозвратно потеряли 424 танка данного типа. Если прибавить к этому еще 56 штук в Северной Африке, получается почти половина от имевшегося количества.
Среди безвозвратных потерь 1941 года в Северной Африке Pz.Kpfw.II Ausf.F не было. Первые танки данного типа прибыли в Северную Африку 19 декабря 1941 года (правда, 11 танков утонуло с транспортами, не дойдя до пункта назначения). Уже в этот момент по поводу эффективности Pz.Kpfw.II имелся ряд вопросов. Даже англичане к тому моменту с Pz.Kpfw.II смеялись, поскольку свои легкие танки они вывели от греха подальше, как и ранние крейсерские танки, а остальные танки смотрели на «двушку», как на… Собственно говоря, немцы об этом тоже догадывались, поэтому с января по май 1942 года в Северную Африку прибыло аж 30 Pz.Kpfw.II. Высокие потери привели к тому, что к концу мая 1942 года Pz.Kpfw.II Ausf.F составляли минимум половину от поголовья «африканских двушек». Это, правда, ничего не меняло.
Несмотря на то, что Африканский Корпус был не приоритетным ТВД для Pz.Kpfw.II, именно с ним связаны наибольшие метаморфозы внешнего виде Ausf.F. С начала 1942 года появился забашенный ящик (ящик Роммеля, как его называли), чисто тропическое исполнение, но встречавшееся и на других ТВД. К тому же времени появился ограничитель на створке башенного люка и крепление запасных траков как стандартное исполнение. В начале 1942 года Ursus начал исполнять контракт на выпуск еще 200 танков, причем в апреле и мае он достиг той самой цифры 40 танков. FAMO же свою половинку контракта (еще 100 танков) начал исполнять вообще в июне 1942 года. К тому моменту уже было понятно, что такой танк попросту не нужен.
В мае 1942 года было принято окончательное решение, что полностью исполнять контракты на выпуск Pz.Kpfw.II Ausf.F не будут. Для заводов появилась работа в виде истребителей танков Pz.Kpfw.II als Sfl. Mit 7,5 cm Pak 40. Первый образец машины был готов к 20 июня, но еще 4 июня приняли решение о том, что далее заводы будут выпускать именно ее. Окончательно вопрос о Pz.Kpfw.II Ausf.F решили 11 июля 1942 года. FAMO перестал выпускать танки еще в июне, а последние 20 машин Ursus сдал в июле. Так что из 200 машин второго контракта Ursus сдали 185 (серийные номера шасси 28305–28489), а из 100 танков второго контракта FAMO закончили и вовсе 20 (серийные номера шасси 28820–28839). Итого 509 штук. По иронии судьбы, как раз в июле 1942 года был окончательно решен вопрос о выпуске частичного аналога немецкого танка — Т-60. Да и то, уйти он должен был еще раньше, только по большой просьбе завода №37 им, а также заводу №264, разрешили выпускать его еще несколько месяцев. А так в марте 1942 года было принято решение выпускать Т-70, который хоть и являлся эрзацем, но по эффективности явно превосходил и предшественника, и Pz.Kpfw.II.
Несмотря на то, что танк даже на начало 1942 года выглядел откровенно устаревшим, Pz.Kpfw.II даже на конец года числилось приличное количество. К концу 1942 года их имелось 992 штуки. В ходе сражения при Эль-Аламейне у Африканского Корпуса числилось 33 таких танка. На ноябрь 1942 года только в группе армий «Север» был всего один Pz.Kpfw.II, а в других местах они имелись совсем не в штучных количествах. Да и в начале 1943 года всё было совсем не так однозначно. В «Лейбштандарте» во время сражения за Харьков зимы 1943 года числилось 12 Pz.Kpfw.II, в «Рейхе» 10 штук. Только к весне 1943 года «двушку» стали потихоньку выпихивать из частей. Да и то, на начало операции «Цитадель» в частях числилось 116 таких танков. Естественно, играли они второстепенную роль, вроде разведки и штабных машин, но тем не менее.
Фактически Курская Дуга стала последней крупной битвой, где Pz.Kpfw.II принимали участие в больших количествах. Тогда и Красная Армия окончательно всё поняла с легкими танками, но рвут волосы на всех местах обычно только наши всёпропальщики. То, что немцы ровно так же применяли «танки-смертники» — это типичное «вы не понимаете, это другое». Между тем, в Италии Pz.Kpfw.II прослужили еще дольше. Подавляющее большинство «двушек» уже стало учебными, тем не менее, они повоевали даже в Нормандии. Да и учебные машины порой всё равно шли в бой. С октября 1944 года их вообще перестали учитывать, тем не менее, кое-где они вполне повоевали аж до конца войны. Результатом стало то, что до наших дней сохранилось всего 3 Pz.Kpfw.II Ausf.F. Из них 2 танка имеют «африканское» происхождение и оба захвачены в Тунисе. Первый танк ныне находится в Бовингтоне, Англия, а второй — в Национальном Музее Танков и Кавалерии, Форт-Беннинг, США. «Американская» машина наиболее известна и комплектна, она даже успела поездить по Тунису с американскими маркировками.
Третий танк ныне находится в парке «Патриот», и вот он, пожалуй, наиболее интересен. Увы, кронштейн, где был выбит серийный номер шасси, утерян. Был найден номер 28386, по нему этот танк, как и бовингтонский, изготовлен на заводе Ursus весной 1942 года. Когда и где машина была захвачена, неизвестно, долгое время она была сначала зеленой, а потом серой, нося маркировки 18-й ТД. Ситуация изменилась в 2007 году, когда было решено ее поставить на ход. Правда, быстро выяснилось, что машина абсолютно пустая внутри, даже переборки вырезаны.
Больше года танк стоял разобранным в ремонтном боксе. Наконец, новым руководством танкового музея в Кубинке было принято единственно верное решение — привести машину в порядок, покрасить, собрать и поставить обратно на место. Сначала ремгруппа под руководством Романа Алымова стала восстанавливать утраченные элементы, так что машина стала выглядеть не столь печально. Ну а параллельно я начал машину немного обдирать, сначала пройдясь шпателем и смывкой. А вдруг что-то найдется? Нашлось. Выяснилось, что танк вообще не серый: первым слоем краски, после грунта, был Dunkelgelb образца 1943 года. То есть машина прошла капитальный ремонт и была полностью перекрашена. А заодно обнаружились балочные кресты и номер на башне — II01. Верный признак, что машина штабная.
В таком виде машину и решили восстанавливать. Правда, номер был только с правой стороны башни, но поскольку товарищи генералы не поняли бы такого безобразия, пришлось пойти на небольшую условность. В дальнейшем танк еще раз перекрашивали, но даже сейчас его цвет близок к тому, что было, а все маркировки на своём месте. Воевал этот танк как минимум до лета 1943 года, а может быть и дольше. Точно никто это не скажет, поскольку в Кубинке имелось несколько таких машин, а у этой регистрационной таблички 1945-46 годов нет. То есть появился он там позже. Ныне он стоит в музейном секторе парка «Патриот» на той части экспозиции, где бои 1941 года. Но ему самое место на «Курской Дуге», хотя большинство не поймет. У нас как-то привыкли, что «малыши» тогда использовали только мы. А на самом деле нет. Немцы и летом 1943 года вполне применяли танк, устаревший даже не в 1941 году, а за год до того. Но это им не помешало его производить аж до лета 1942 года.
Список источников:
-
-
- Panzer Tracts No. 2–3 — Panzerkampfwagen II Ausf.D, E, and F development and production from 1937 to 1942, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2009
- Panzertruppen. The Complete Guide to the Creation & Combat Employment of Germany’s Tank Force. 1933–1942. Thomas L. Jentz, Schiffer Military History, Atglen PA, 1996
- Panzertruppen. The Complete Guide to the Creation & Combat Employment of Germany’s Tank Force. 1943–1945. Thomas L. Jentz, Schiffer Military History, Atglen PA, 1996
- US NARA
- ЦАМО РФ
- Фотоархив автора
- eBay
-
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/nemeckaia-dvushka-iz-varshavy-62038e1f9d0a1f38e856c440?&