Сегодня 75 лет исполнилось одному знаменательном событию. В Берлине состоялся Парад Победы, в котором приняли участия основные страны Антигитлеровской коалиции, на тот момент еще не начавшие Холодную войну. О том, кто там был главным участником, и кто произвел настоящий фурор, поговорим потом, а пока стоит вспомнить о том, с чем на парад приехали англичане.
Надо сказать, что из трех основных участника коалиции Великобритания пришла с наихудшей ситуацией в танкостроении. В общем-то, всё было плохо еще на старте войны, поскольку англичане в межвоенный период занимались чем угодно, кроме как чем-то разумным. В результате 1 сентября 1939 года у англичан было аж целых 67 крейсерских танков. И это им еще повезло, что политикой «умиротворения» Чемберлен дал промышленности хотя бы год, а то на 1 января 1939 новых средних (крейсерских) танков было ровно ноль. В общем, заявка на успех оказалась просто на пять баллов. Стоит ли удивляться в такой ситуации, что всю войну англичане выступали в роли догоняющих? Но и этого было мало: в 1941-42 годах был шанс догнать немцев, но то пушку задержали по запуску в серию на год, то с самим танком начинались танцы с бубном. В результате время англичане упустили, а с 1942 года всё больший процент средних танков занимали американские машины. Так что к лету 1944 года английские танки составляли меньшинство среди средних танков первой линии. Да и назвать Cromwell уж совсем современной машиной сложно. Этот танк был хорош в 1943 году, а год спустя уже выглядел весьма средненько. Так что большой любовью танк не пользовался. Да, он использовался до конца войны, но возможности танка выглядели явно недостаточными.
Вместе с тем, на Параде Победы англичанам всё же было что показать. Дальнейшим развитием Cromwell стал танк, оказавшийся лучшим английским «крейсером» военного периода. Речь идет, разумеется, о Comet, танке компромиссном, но, как выяснилось позже, куда более долгоиграющем, чем Cromwell. Не пустить эти машины на параде англичане, естественно, не могли, так что хотя бы слегка скрасили общую, не особо хорошо выглядящую, ситуацию.
При разработке Comet основной задачей было сохранение базы Cromwell, поскольку это обеспечивало достаточно быстрый запуск машины в серию. Пул регистрационных номеров, выделенных под новый крейсерский танк, наглядно говорил о потребностях в данных машинах. Всего планировалось выпустить 3000 танков с регистрационными номерами в пределах T 334901 — T 337900. Правда, первоначальный заказ оказался скромнее – 2000 танков. Его распределили между четырьмя заводами, но время оказалось упущено. Приёмка предсерийных машин Учебным центром RAC должна была состояться ещё 17 марта 1944 года, но работы по устранению недостатков затянулись. В результате отмашка к запуску A34 в серию сдвинулась на осень. Первый серийный танк с регистрационным номером T 334901 был готов в октябре 1944 года. В финальной редакции боевая масса танка приблизилась к 33 тоннам. Вместе с тем, благодаря мощному двигателю удельная мощность осталась вполне достаточной – чуть больше 18 лошадиных сил на тонну. Максимальная скорость составила 51,2 км/ч, а средняя по шоссе – 40 км/ч, чего также было достаточно для крейсерского танка. Да и так называемая 77-мм пушка (по факту 76,2 мм, но с укороченным боеприпасом истволом) вполне была неплохим орудием. Но серия была нужна в марте, а не в октябре.
Результатом всех торможений стало то, что первые Comet I начали поступать в прифронтовые части к декабрю 1944 года. А потом им сильно не повезло. Немцы вероломно начали контрнаступление в Арденнах, что заставило затормозить процесс перевооружения на новые танки. Собственно, перевооружаться должна была та самая дивизия, что их и применила позже — 11-я бронетанковая. В 29-й танковой бригаде даже успели пощупать новые танки, но лишь для того, чтобы быстренько вернуться на «Шерманы». Заминка привела к тому, что фактическое перевооружение на Comet I началось ближе к концу января 1945 года. Ну а полной боеготовности дивизия, перевооруженная на новые танки, достигла в марте 1945 года. Итого на боевые действия осталось всего менее двух месяцев. Нельзя сказать, что Comet I совсем не воевали. По итогам боевых действий 11-я бронетанковая дивизия потеряла 26 Comet I – это наглядно говорит о том, что машины не отсиживались на второй линии. По своим характеристикам эти танки во многом были равноценны, а по некоторым параметрам и превосходили Т-34-85 и Medium Tank M4 с 76-мм орудием. Но — слишком поздно.
После окончания войны Военное министерство существенно сократило заказ. Leyland успела сдать 610 танков, Fowler – 150, English Electric – 276, Metropolitan-Cammell – 150. Таким образом, общий выпуск составил 1186 штук, не считая опытных и предсерийных образцов. Тем не менее, танк, наконец, массово пошел в войска. Его стали получать, прежде всего, те части, что ранее воевали на Cromwell. В том числе и 7-я бронетанковая дивизия, единственная дивизия, которая была полностью укомплектована английскими «крейсерами». Они особой гордости, кстати говоря, по этому поводу не испытывали. Тем не менее, летом 1945 года у них была уже полностью английская матчасть. И вот как раз «тушканчики» и пошли на Параде Победы. Помимо Comet, у них оставались и Cromwell, поскольку полностью перевооружить не успели, а также Challenger I. Последним повезло еще меньше. Они вполне воевали, но выпустили их, по итогам, всего 200 штук. Так себе заявка на успех.
Проход колонной «всё своё», с точки зрения танков, получился. Другое дело, что запомнили тот парад совсем по другому поводу. А именно проходом колонны советских тяжелых танков ИС-3, которые произвели эффект взорвавшейся бомбы. Ну а Comet… ну да, прошли.
Статья по Comet I:
https://warspot.ru/13975-posledniy-kreyser
источник: https://yuripasholok.livejournal.com/12989755.html