Несмотря на весьма агрессивное поведение Муссолини, вступать во Вторую мировую войну Италия не спешила. И дело не только в том, что внутри Италии имелось, мягко говоря, некоторое недопонимание, зачем воевать против бывших союзников по Антанте. К войне Италия была не особо готова. Разработка новых танков была в полном разгаре, вот только нужны были они здесь и сейчас. А вот с этим имелась некоторая беда. Нападать на тех же англичан, имея исключительно Carro Armato L3, являлось несколько опрометчивым решением, а средние танки только начинали поступать в войска. Да и тот, Carro Armato M 11-39, был еще весьма специфичен. 13 декабря 1937 года Ansaldo получила задание на разработку нового, 13-тонного среднего танка. Эта машина уже была вполне приличной по данным. Согласно требованиям, танк должен был развивать максимальную скорость 35 км/ч, а запаса топлива должно было хватать на 12 часов движения на средней скорости. В качестве основного вооружения предполагалось использовать 47-мм пушку, спаренную с пулемётом. И стояла пушка в башне.
Проблема заключалась в том, что первый образец, получивший обозначение Carro Armato M 13, был готов только к середине октября 1939 года. После испытаний опытной машины было принято решение принять машину на вооружение как Carro Armato M 13-40. На самом деле в нем было 14 тонн массы. Лоб корпуса остался толщиной 30 мм, зато толщина бортов выросла до 25 мм. Ещё больше увеличилась толщина башни: литая орудийная маска имела толщину 42 мм, лоб башни имел, как и корпус, толщину 30 мм, а борта и корма — 25 мм. В общем, очень даже приличный танк, но первые машины серии из ста машин первой серии были сданы Ansaldo в июне 1940 года, а в армию первые два танка поступили 6 августа 1940 года. Закончили же первую серию осенью 1940 года, тогда же начался выпуск второй производственной серии, более крупной. Но к тому моменту Италия уже вступила в войну. Выпуск Carro Armato M 13-40 надо было начинать на полгода раньше, а в сложившейся ситуации пришлось ждать пополнения ресурсов. В итоге дождались…
Надо сказать, что итальянские средние были совсем не такими плохими, как это часто рассказывают. Если внимательно посмотреть на этот танк, то по меркам осени 1939 года была вполне приличная машина. И даже в 1940 году выглядела она крайне недурно. Особенно на фоне того безобразия, которое в то время выпускали англичане. Они с англичанами были как минимум равноценными по броневой защите, орудие и вовсе лучше, да и надежность примерно такая же. В общем, полгода итальянцам явно не хватило. Летом 1940 года, при таких танках, им бы не пришлось стоять, ожидая резервов.
В основном англичанам противостояли танки второй производственной серии. Внешне танки второй серии мало отличались от предшественников. Наиболее заметным изменением стал перенос домкрата с левого переднего крыла на корму корпуса, соответственно, число запасных опорных катков там уменьшилось до одного. Также была введена усиленная конструкция подножек. Одновременно изменилась конструкция крыльев: на танках второй серии средняя и задняя секция исчезли. С учётом того, что бои велись в пустыне, где гусеницы поднимали облака пыли, решение довольно странное. Также на часть танков были установлены радиостанции, которых на машинах первой серии не было. Выглядели они вполне прилично, но к тому моменту, когда этих танков стало много, англичане уже подтянули резервы. И итальянцы отхватили, очень сильно отхватили.
9 декабря 1940 года началась операция «Компас». К ее моменту в составе английских танковых сил появилось откровенно «нечестное» орудие — Infantry Tank Mk.IIA, которые находились в составе 7-го королевского танкового полка. Оправившийся от поражения во Франции, 7 RTR оттянулся на итальянцах. Итальянцам было попросту нечем поражать толстокожие английские танки. Некоторые M 13-40 оказались просто брошены экипажами, поскольку ничего не могли сделать с английскими танками данного типа. Фотографии с кучей трофейных итальянских танков стали символом операции «Компас», а Infantry Tank Mk.IIA получил прозвище «Королева поля боя».
Позднее те танки, что удалось ввести в строй, воевали с австралийскими экипажами. По иронии судьбы, на тот момент это были лучшие австралийские танки. На родине с ними тогда было всё совсем плохо. Ну а итальянцы с надеждой ждали прибытия Роммеля. С которым они воевали в Первую мировую войну, кстати говоря. Такой вот троллинг от судьбы-злодейки.
Статья по Carro Armato M 13-40:
Юрий Пашолок. Carro Armato M 13-40 — рабочая лошадка итальянской армии
источник: https://yuripasholok.livejournal.com/13016219.html