История разработки Char mitrallieur Renault, легкого танка, более известного как Renault FT
Содержание:
Первая мировая война стала временем, когда на свет начали появляться новые виды вооружения. Некоторые из них появились до Первой мировой войны, но именно в это время стали использоваться по-настоящему массово. Кроме того, шла стремительная моторизация. Неслучайно Первую мировую войну нередко называют «войной моторов». Среди новинок, которые дебютировали на полях сражений Первой мировой войны, стали танки. Они существенно изменили характер боевых действий. Несмотря на несовершенство первых танков, они раз и навсегда изменили поле боя.
Первыми, кто применил танки, стали англичане. Вместе с тем, не они оказались лучшими танкостроителями Первой мировой войны. Их быстро догнали и обогнали французы. Первый серийный средний танк, первый серийный танк с электромеханической трансмиссией, первый тяжелый танк с вращающейся башней — это всё французы. Наконец, лучший и самый массовый танк Первой мировой войны также создали во Франции. Также он стал первым в мире серийным легким танком. Речь идет о Renault FT, в апреле 1917 года было принято решение о запуске танка в серийное производство. Стоит напомнить, как был создан первый в мире серийный танк классической компоновки.
Подвижное пулеметное гнездо вместо среднего танка
Первые бронированные машины производства Renault появились еще в 1914 году. Речь идет, естественно, не о танках, а бронемашинах. В серию пошли броневики на базе грузовиков Renault ED, причем сам Луи Рено весьма критично отзывался об этих машинах. Поэтому, в ходе серийного производства, их постепенно дорабатывали. Надо сказать, что Renault внесла заметный вклад в строительство броневиков. В то время, как значительная часть фирм выпускала штучные образцы, броневик, известный как Renault Autoblindée, произвели тиражом не менее 90 штук. Для французов это крупная серия.
У Луи Рено, помимо этого, имелся шанс стать пионером французского танкостроения. Именно с ним, 20 декабря 1915 года, общался полковник Жан Батист Эжен Эстьен. Всего за полторы недели до того, 12 декабря 1915 года, Эстьен впервые представил концепцию «наземного броненосца». Но Рено в тот момент отказался от выпуска 400 «тракторов Эстьена». В результате счастье улыбнулось «гусеничному броневику» Эжена Брилье, который позже превратился в Schneider CA1. Впрочем, на этом история не закончилась. Генерал Леон Муре, который возглавлял техническую службу механизации французской артиллерии (STA, или Service Technique Automobile), посчитал, что нужен более крупный танк. В результате на свет появился танк Saint-Chamond, разработанный FAMH. Причем это был не единственный такой проект.
20 мая 1916 года состоялся разговор между генералом Муре и Луи Рено. В ходе него начальник STA предложил промышленнику разработать танк, более крупный, чем Schneider CA1. Сразу же оговаривалось, что та же база использовалась и для создания артиллерийского тягача, который мог бы таскать орудия на себе. Базой служило переделанное шасси трактора Holt Baby, который, к слову, являлся основой при проектировании Schneider CA1 и Saint-Chamond. На сей раз Луи Рено согласился, тем более что платить лицензию на патенты Holt не требовалось (об этом позаботился глава STA). 29 июля 1916 года появился эскизный проект танка, по концепции очень похожий на помесь Schnedier CA1 и Saint-Chamond. Параллельно создавался Caterpillar Porteur, причем по нему работы шли куда бодрее. 27 октября 1916 года поступил заказ на 350 таких тягачей, именовавшихся как CPP Renault FP. Тягач оказался массовым, выпускался с 1917 года.
Совсем иная ситуация наблюдалась в отношении танка, который изначально предполагался на базе Renault FP. 16 июля 1916 года состоялся второй разговор между Рено и Эстьеном. На сей раз главный вдохновитель французского танкостроения держал в голове совсем иную концепцию. Не отрицая полностью идею «наземного броненосца», теперь он думал и о «подвижном пулеметном гнезде». Идея состояла в двухместном танке массой менее 4 тонн, вооруженном одним пулеметом. Он был не только меньше, но и куда более массовым. При его изготовлении использовались автомобильные агрегаты.
Появление такой концепции было напрямую связано с тем, как обстояли дела с серийным выпуском танков. Эстьен весной 1916 года побывал в Англии, знал он и о состоянии дел вокруг французской танковой программы. Ситуация говорила о том, что массовый выпуск оказывался под вопросом. Между тем, именно массовость являлась одним из столпов применения танков. Противник просто не мог выдержать атаку армады танков, которые, по широкому фронту, поддерживали наступление пехоты.
Второе общение с Рено оказалось куда более продуктивным. Судя по всему, промышленник и сам понимал, что предложенный ему средний танк будет не то, чтобы особо массовым. Не говоря о том, что легкий танк на автомобильных агрегатах куда больше подходил для его завода. Еще весной 1916 года, вместе с Рено, на испытания новых видов военной техники зачастил Шарль-Эдмон Серре, технический директор Renault. К моменту, когда Эстьен завел разговор о новом танке, к работам по гусеничным машинам подключили Эрнеста Фукса, талантливого автомобильного инженера, который активно работал по автомобилям Renault. Занимались ли чем-то вроде tank patrouilleur (так исходно именовался будущий Renault FT) до разговора с Эстьеном, точных данных нет. Но то, что далее работы пошли в форсированном режиме, видно прекрасно.
6 августа 1916 года полковник Эстьен был назначен командующим «специальной артиллерии», а 2 дня спустя ему присвоили звание бригадного генерала. Между тем, в вопросе танкостроения появились разногласия. Генерал Муре оптимизма Эстьена не разделял, считая, что более приоритетным является создание средних и тяжелых танков. И нельзя сказать, что глава STA был не прав. Это не мешало Renault в ускоренном режиме работать по новому танку. Ведущим инженером tank patrouilleur стал Рудольф Эрнст-Метцмайер. С самого начала концепция, которую продвигал Эстьен, сильно отличалась от аппаратов на базе Holt Baby. «Патрульный танк» имел вращающуюся башню, что существенно улучшало ситуацию с маневренностью огня.
27 ноября 1916 года Эстьен направил письмо генералу Жозефу Жоффру, в котором он обосновал необходимость выпуска легких танков. 30 ноября командующий французскими войсками одобрил идею, как и выпуск 50 танков. Это спровоцировало конкурентную борьбу. 29 декабря 1916 года эскизный проект легкого танка представил Schnedier. Этот проект, имевший башенный и безбашенный варианты, являлся уменьшенной версией Schneider CA.2. Идея была той же — двигатель и механик-водитель впереди, башня сзади. Впрочем, интереса эта разработка не вызвала, слишком примитивной она выглядела.
По похожему принципу свой «броневик» проектировала и Delaunay-Belleville. Там взяли за основу Holt Baby и разработали на его базе сверхлегкий (боевая масса 2,5 тонны) двухместный танк. Изюминкой проекта стало наличие пушки и пулемета. Впрочем, и этот проект выглядел слишком примитивно, чтобы конкурировать с разработкой Renault. Конкурентная борьба продолжалась, но в Булонь-Бийанкур явно вырвались вперед. Против конкурентов играло время, да и конструктивно они явно уступали детищу Renault.
Первый танк классической компоновки
Одним из главных преимуществ Renault в программе создания легкого танка стало то, что в Булонь-Бийанкур очень быстро перешли к практической стороне реализации проекта. Уже в октябре 1916 года был готов первый деревянный макет танка. Корпус и башня были пока скорее заготовкой, во главу угла поставили компоновку агрегатов. Связано это оказалось с жесткими требованиями по массе. Просто взять трактор и поставить на него бронированный корпус, воткнув сверху башню, не получилось бы. На этом, собственно говоря, погорели Schnedier и Delaunay-Belleville.
Для снижения массы корпус требовалось максимально «обжать», причем это касалось и моторно-трансмиссионного отделения. Потому компоновка МТО и получилась такой странной. Мотор Renault 18 CV оказался позади коробки передач, это было связано с необходимостью максимально ужать габариты моторного отсека. Перед мотором оказался и радиатор. Топливный бак разместили над коробкой передач, для того времени компоновка получилась очень плотной. Вынос коробки передач вперед привел к тому, что пришлось использовать шестеренчатые передачи (гитары), которые шли вдоль бортов корпуса и далее передавали мощность на ведущие колеса, расположенные сзади. На тот момент это было настоящим хайт-теком, что сказалось и на цене танка.
Более продвинутой оказалась и ходовая часть танка. Хотя и не без странностей. Одной из проблем Schnedier CA 1 и Saint-Chamond было то, что их корпуса оказались длиннее ходовой части. Посему проходимость снижалась, они были вынуждены скользить носовой частью корпуса по земле. В случае с разработкой Renault носовая часть корпуса не выступала за габариты ходовой части. Для более эффективного преодоления траншей ленивец был увеличен в диаметре. Чтобы избежать чрезмерной массы ленивца, его сделали деревянным, со стальным ободом. В ходе разработки ленивец дорабатывался, но в целом простым его не назвать. Для того, чтобы можно было отремонтировать, ленивец делался наборным, оказалось достаточно заменить поврежденные сегменты. Но это в теории. На практике сами французы с ними мучились.
Подвеска была куда более сложной, чем у Holt Baby. Катки блокировались в тележки, имевшие подвеску с эллиптическими рессорами как упругие элементы. Имел полузависимую подвеску и блок поддерживающих катков. Сзади он крепился на лыже, а спереди Эрнест Фукс установил пружинную подвеску. Траки были похожи на конструкцию Holt, позже они стали главной головной болью. Тракторное прошлое траков сильно мешало танку, а их крупнозвенчатая конструкция далее стала одним из главных препятствий к улучшению скоростных характеристик. Но это уже послезнание, на тот момент ни у кого опыта танкостроения не имелось.
По ходу развития танка, который в декабре 1916 года именовался как «гусеничный трактор системы Рено, проект №11», его конструкция постепенно менялась. В отличие от общей концепции, с размещением механика-водителя впереди и командира/наводчика/заряжающего в башне за отделением управления. Позже компоновку первенца Renault назовут классической. Хотя его путь к успеху оказался совсем не легким. 13 декабря 1916 года Жоффр был снят со своего поста. Можно сказать, что Рено и Эстьен «проскочили», потому как заказ на опытный образец на char léger, так его иногда именовали, был подписан за день до этого события. На место Жоффра пришел генерал Робер Нивель. Тот считал, что французской армии нужны не танки, а артиллерийские тягачи. Случись подписание заказа позже, Нивель мог бы и торпедировать данное решение.
30 декабря 1916 года комиссии был показан финальный вариант макета танка. Помимо новой конструкции корпуса, его отличала литая башня, разработанная Эмилем Римальо. Она имела смотровую башенку в задней части, а также шаровую установку пулемета Hotchkiss Mle.1914. Сзади появился двухстворчатый люк. В таком виде комиссия танк и утвердила, хотя и не без проблем. Генерал Муре выступил против, но его поддержало всего двое членов Консультативного комитета. Семеро из десяти человек высказались за утверждение Char mitrallieur Renault. Прозвучало предложение сразу же заказать 100-200 танков данного типа. Окончательной цифрой стало 150 танков, утвердил ее 5 февраля 1917 года министр вооружений Альбер Тома. При этом он тоже находился в лагере скептиков. Подобно Нивелю, он выступал за выпуск артиллерийских тягачей.
К моменту, когда комиссия утвердила Char mitrallieur Renault, в Булонь-Бийанкур полным ходом шла работа по изготовлению опытного образца танка. Первые пробные заезды шасси состоялись в начале января 1917 года, но Луи Рено осторожничал. Требовалось показать готовое изделие, поскольку риск, что машину придушат на стадии опытного образца, был высок. Окончательно танк собрали к 22 февраля, Луи Рено лично провел первые заводские испытания. Вместо 4 тонн машина весила 6,5, но тут даваться было некуда. При требованиях об адекватной броневой защите легче сделать не получалось. На опытной машине литой была не только башня, но и лобовая деталь подбашенной коробки. Детище Renault стало первым танком, где массово применялось литьё. Впрочем, в основном танк собирался на болтах и уголках.
Отдельно стоить остановиться на том, как же правильно этот танк именовался. Тут отдельное «спасибо» Фрицу Хейглю и компании, которые в межвоенный период создали ряд справочников, где дали отчасти искаженную информацию. Даже на Renault танк, в разное время, именовался по-разному. Но в окончательном виде появился индекс Renault FT. Это было стандартное обозначение продукции фирмы. Обозначение Renault FS носил легковой автомобиль с тем же самым мотором, а Renault FU стал главным танковозом (с тем же мотором, что у Renault FT). Что же касается Renault FT-17, то этот индекс был придуман упомянутыми составителями справочников. Поскольку за ними не проверяли, их «изобретения» стали «каноном». От этого они правильными, впрочем, не стали, не стоит за ними повторять.
Первая официальная демонстрация танка состоялась на заводе Renault 8 марта 1917 года. Далее, с 14 марта, начались испытания в Центре штурмовой артиллерии, размещавшемся в Шамплие. Несмотря на некоторые проблемы с ходовой частью, шли они вполне успешно. Наконец, 9 апреля состоялась официальная демонстрация танка, прошла она также в Шамплие. Успешная демонстрация привела к тому, что Консультативный комитет одобрил танк, одновременно предложив немедленно заказать 1000 таких танков. 13 апреля танк утвердил и Нивель, оставшись при своём мнении. Не без проблем, но всё же дорогу в серию первый в мире легкий танк себе пробил. В дальнейшем опытный образец дорабатывался, он использовался как тестовая лаборатория.
Список источников
-
-
- CAAPC
- US NARA
- Renault FT, Pascal Danjou, TRACKSTORY №10, 2009
- The Encyclopedia of French Tanks and Armoured Fighting Vehicles: 1914–1940, François Vauvillier, Histoire & Collections, 2014
- Guerre, Blindés & Matériel (GBM) №87, 102, 112
- Архив автора
-
источник: https://dzen.ru/a/ZDKUsSl6LjnKW_jB