Выставка «Пути правосудия. К 180-летию Анатолия Федоровича Кони», которая работает в Музее железных дорог России
У российских железных дорог давняя история. 11 ноября исполнилось 187 лет открытию первой в России пассажирской железной дороги. Она соединила Санкт-Петербург с Царским Селом и Павловском. С того времени железная дорога стала одним из ключевых видов транспорта в России, особенно в европейской ее части. Нынешний облик российских железных дорог — результат долгой эволюции, в том числе и такого важного момента, как их безопасность. За подобными вопросами часто стояла кровь, в том числе и монарших особ.
То, что лучший в России музей, посвященный железнодорожной тематике, находится в Петербурге, вполне логично. Именно с северной столицы началось развитие российских железных дорог. В Музее железных дорог России не только отличная экспозиция, но и постоянно проводящиеся тематические выставки. Одной из них является выставка «Пути правосудия. К 180-летию Анатолия Федоровича Кони», имеющая к безопасности на железных дорогах самое прямое отношение. Также она имеет прямое отношение к крушению царского поезда, которое случилось 136 лет назад, 29 октября 1888 года.
Как это часто бывает в Музее железных дорог России, выставку постарались вписать в общую музейную экспозицию. Размещается она внутри багажного вагона ЗКВ.Лк.433. Построен он был начале XX века, причем при его разработке уже учитывались те требования к безопасности на железнодорожном транспорте, которые появились не без участия героя выставки. Подобный формат выставочных площадей является очень правильной идеей, заодно можно дополнительно использовать транспорт, размещающийся в закрытой (находящейся внутри здания) части музея.
Может показаться странным, почему выставка в железнодорожном музее посвящена юристу. На самом деле Анатолий Федорович Кони имеет к железной дороге, и особенно к безопасности к ней, самое прямое отношение. Следует отметить, что по мере развития российских железных дорог, особенно во второй половине XIX века, появилась целая масса вопросов по их организации. Значительная масса железнодорожных путей и транспорта были частными, у каждого свои правила, одним словом, образовался бардак, который следовало разгребать.
Чтобы разгребать творящийся бардак, было решено создать специальную комиссию для исследования железнодорожного дела в России. Инициатором создания комиссии стал министром путей сообщения Константин Николаевич Посьет. 22 июля 1876 года император Александр II утвердил состав комиссии, ее возглавил граф Эдуард Трофимович Баранов. По его имени комиссию назвали «Барановской». В состав комиссии вошли представители министерств финансов, госимущества, юстиции, внутренних дел, путей сообщения, Госконтроля и Собственной его императорского величества канцелярии.
Кони оказался в комиссии как представитель министерства юстиции. За первые пять лет работы комиссии удалось не только оценить уровень бардака, творившегося на железных дорогах, но и подготовить предложения по поводу того, как это привести в разумное русло. Первое предложение по Общему Уставу железных дорог было представлено в 1881 году, а утвердили его 12 июня 1885 года. Это стала большим шагом к наведению порядка, ограничения произвола на частных железных дорогах, а также повышения безопасности перевозки пассажиров. Впрочем, для настоящего наведения порядка требовался прецедент с кем-то высокопоставленным. И здесь Анатолий Федорович сыграл ключевую роль.
То, что среди 21 погибшего в железнодорожной катастрофе, случившейся в районе станции Борки под Харьковом, царская семья осталась живой, стало чудом. Потому как было сделано всё, чтобы катастрофа произошла. Состав шел с превышением предельной скорости одного из паровозов, число колесных пар состава также превышало допустимые параметры. Имелись неисправности у самих вагонов. Наконец, на такую скорость не были рассчитаны железнодорожные пути. Результатом стало разрушение пути, сход с рельс 10 вагонов, уцелело 5 вагонов.
Руководить расследованием обстоятельств крушения император Александр III назначил Кони. Этому расследованию, а также его выводам, посвящена значительная часть выставки. Дело о крушении стало крайне щекотливым, поскольку касалось целого ряда высокопоставленных лиц. Больше всех пострадал Посьет, который был вынужден уйти с поста министра путей сообщений. Впрочем, Кони указал в своём вердикте, что причины комплексные, и надо что-то менять в сложившейся системе. Уже в 1891 году Курско-Харьковско-Азовская железная дорога была выкуплена государством.
Крушение императорского поезда спровоцировало существенные изменения на российских железных дорогах. Об этом также рассказывается на выставке. Это касалось как централизации железных дорог, так и на то, каким оборудованием стал оснащаться подвижной состав. С 1890 по 1900 годы была проведена большая работа по оснащению паровозов и пассажирских вагонов автоматическими тормозами. Эту систему внедрили на грузовых вагонах уже после революции, но первые шаги были сделаны гораздо раньше. Постепенно стала внедряться автосцепка, более безопасная, чем винтовая сцепка.
На на фоне всего описанного уже не кажется странным, что в железнодорожном музее работает выставка, посвященная юристу. Вклад Кони в повышение безопасности железных дорог очень весомый. Об этом всём рассказывается на экспозиции, где представлены как различные предметы, имеющие отношение к теме, так и многочисленные стенды. Кроме того, вниманию посетителей представлена информационная панель. Тем, кто интересуется железными дорогами, точно будет интересно.
Работает выставка с 26 июня. У тех, кто хочет на нее попасть, еще есть время, работать она будет до конца 2024 года. Следует также отметить, что попав в музей, вы наверняка увидите не одну, а сразу несколько тематических выставок.
источник: https://dzen.ru/a/ZxjuEAD_hXfH86vK