Юрий Пашолок. Мотораритеты из Самары
Наиболее интересные и необычные военные мотоциклы из собрания Мотомира Вячеслава Шеянова
Обычно при словосочетании «раритетная военная техника» в голове всплывает образы танков и самоходных артиллерийских установок. Действительно, наибольший интерес вызывают именно эти боевые машины, сыгравшие одну из ключевых ролей во Второй мировой войне. По объемам выпуска и типам танков и САУ Вторая мировая война не имеет равных. Между тем, тогда же случился пик применения колесной техники, а также зарождения основных типов военных машин. Включая и знаменитые джипы. В отличие от Первой мировой войны, где автомобили только начинали своё победное восхождение, во Второй мировой войне их влияние оказалось огромным. Кроме того, и сохранилось их на порядок больше, а по характеристикам иные машины военного периода еще огого. Что они регулярно показывают на различных военно-исторических и военно-патриотических мероприятиях.
С государственными музеями, где есть большие коллекции аутентичной колесной техники военного периода, у нас как-то дела не очень. Впрочем, это с лихвой компенсируется частными коллекциями, некоторые из которых представлены в государственных музеях. А еще есть, например, Музей Техники Вадима Задорожного, Государственный Военно-Технический Музей, «Ленрезерв», Музей отечественной военной истории и ряд других музеев, где колесной технике уделено много внимания. Причем вопрос не только количества, но и качества. В этом плане российские коллекции уже довольно давно могут утереть нос многим зарубежным аналогам. Порой уникальных образцов зарубежной военной техники в России уже больше, чем ее осталось в Европе. Этот процесс, к слову, продолжается, особенно что касается немецкой техники.
Мотоциклы в среде военных олдтаймеров держатся, можно сказать, обособленно. Как это не грустно признавать, но интерес к военным мотоциклам, по сравнению с другой колесной военной техникой, невелик. Примерно настолько же, насколько интерес к военным олдтаймерам ниже тех же танков. Тем не менее, в России тоже можно увидеть много интересного. Особенно много военных мотораритетов находится под Самарой, в Мотомире Вячеслава Шеянова. О тех мотоциклах, что там находится, можно рассказывать долго, но стоит остановиться на самых редких, интересных и необычных. А тут подобных раритетов более чем хватает.
Одним из самых странных экспонатов музея является вот этот трицикл, выпускавшийся в Бельгии. Это FN Tricar (FN 12 T3), созданный на базе тяжелого мотоцикла FN M12a SM. Если джипы пришли на смену мотоциклам с коляской, то бельгийцы поступили иначе, создав мотоцикл, предназначенный для замены в армии легких грузовых машин. В случае чего FN Tricar мог перевозить до пяти человек, включая водителя, либо до 500-600 кг грузов. При этом он получался легче и дешевле легковых автомобилей. Получилось многоцелевое шасси, которое использовалось для широкого спектра задач. Одной из самых необычных модификаций стала зенитная самоходная установка, кроме того, существовал и пулеметовоз, ставить могли даже 20-мм автоматическую пушку Madsen. Сами бельгийцы, впрочем, провоевали недолго, вскоре FN Tricar оказались в немецкой армии. До этого предприимчивые бельгийцы умудрились поставить данные мотоциклы в несколько стран, включая Бразилию. Ныне таких трехколесных мотоциклов сохранилось менее десятка. Кстати говоря, после войны бельгийцы не успокоились и продолжали создавать трехколесные мотоциклы.
Трехколесная тема в принципе была весьма популярна в предвоенные годы, да и сейчас грузовые трициклы нет-нет, да присутствуют в гамме некоторых производителей. Перед войной же немалое число трициклов состояло на военной службе. Не являлась исключением и Япония. Одним из военных трициклов стала модель Daihatsu SB-7, утилитарный грузовой трицикл, выпускавшийся для нужд армии. Данный трицикл вполне конкурировал с тогдашними пикапами, его грузоподъемность составляла полтонны. Daihatsu SB-7 не так известен, как японские тяжелые мотоциклы с колясками, что нисколько не мешало их использовать практически везде, где воевали японские войска. Конкретно этот экземпляр являлся советским трофеем, точнее, трофеями. Собрали из двух машин, в музеях он практически не представлен.
Японцы и бельгийцы, впрочем, пасуют на фоне того, что по трехколесной теме творилось в Италии. Итальянское автомобилестроение как-то часто обходится стороной, хотя именно в этой области у них всё было очень неплохо. И до войны, и после нее. Основные производители итальянских мотоциклов, к слову, всё еще в строю, включая и Moto Guzzi. Ныне трициклов в гамме этого производителя нет, но раньше ситуация была совсем иной. Многоцелевые трехколесные мотоциклы весьма массово применялись итальянской армией, причем это, с окончанием Второй мировой войны, не закончилось. Подобное бельгийцам, итальянцы идею не забросили, в результате на свет появился крайне странный аппарат — Moto Guzzi Mulo Meccanico. И если FN работала по теме техники для десантников, то Moto Guzzi создала своего «мула» для горных частей.
По уровню технического волюнтаризма у бельгийского FN type AS-24 и итальянского Moto Guzzi Mulo Meccanico паритет. Бельгиец со своими арочными колесами сам по себе выглядит крайне странно, а у Moto Guzzi своя атмосфера. Дело в том, что Mulo Meccanico являлся, внимание, колесно-полугусеничным мотоциклом. То есть по хорошим дорогам это чисто колесный привод, а на сложной местности надевались гусеничные ленты. Чего-то типа ЗИС-33, но мотоциклетный. Аналогия, кстати говоря, вполне справедливая, в том числе и по степени результата. Исходный заказ на 500 «мулов» так и не выполнили, всего их сдали около 200. Тем не менее, получился своеобразный памятник технической мысли.
Продукцией Moto Guzzi, впрочем, ассортимент итальянских военных трициклов не ограничивался. В годы войны выпускался унифицированный вариант трицикла, то есть кузов под несколько типов мотоциклов. Motocarro unificato ставился на мотоциклы Benelli, Bianchi, Gilera, Moto Guzzi и Sertum, причем получилось больше 2 тысяч образцов. Не так и мало. Кроме того, Benelli сама выпускала Mototriciclo Mod.36, или Benelli M36. Как и в случае с большинством таких машин, M36 являлась конверсией обычного мотоцикла, в данном случае 500-кубового VLM40 T.E. Причина появления трицикла прозаична — обеспечение моторизации пехотных частей. Подобно другим трициклам, детище Benelli выполняло роль легкого грузовичка, начав воевать еще в Испании.
Естественно, использовались они не только как развозные грузовички. Benelli M36 порой таскали даже противотанковые пушки, благо что поначалу их масса была небольшой. Перевозили эти трициклы и пулеметы. Вот и на экземпляре из «Мотомира Вячеслава Шеянова» имеется пулемет, причем очень непростой. В данном случае мотоцикл позиционируется как принадлежащий авиационным частям, вот и вооружение авиационное. 7,7-мм пулемет Breda-SAFAT, итальянское прочтение американского пулемета Browning M1919. В отличие от аналогичных пехотных моделей, у Breda-SAFAT использовалось ленточное питание. Ныне эти пулеметы ничуть не меньшая редкость, чем мотоцикл, на котором он стоит. Тем более в таком состоянии. Сам пулемет, тренога к нему, ящик от пулемета с треногой, да еще и ящик под патронные короба.
Главным итальянским военным трициклом, впрочем, была продукция Moto Gucci. Речь идет о модели Moto Gucci Trialce, которая существовала в нескольких вариантах, включая и тяжелый. Речь идет о Moto Gucci 600U, 600-кубовом варианте с впечатляющей грузоподъемностью. Она достигала почти тонны, для мотоцикла цифра более чем приличная. Неудивительно, что после войны потомки Moto Gucci 600U выпускались очень долго, поскольку могли конкурировать с легкими грузовичками, но стоимость получалась куда ниже. Ну и при такой грузоподъемности не стоит удивляться, что на базе Moto Gucci 600U создавали крайне оригинальные спецмашины, включая и зенитные самоходные установки.
Как раз к категории спецмашин относится вот этот диковинный аппарат, разработка которого началась в 1942 году. Это своеобразная тачанка, которая была вооружена станковым пулеметом Breda 37. Изначально данную конструкцию построили в 1942 года на базе Moto Gucci Trialce, но позже базу изменили. Более подходящей базой оказался Moto Gucci 600U. В задней части мотоцикла появился специальный лежак, где размещался расчет пулемета. С кормы пулемет прикрывался массивным орудийным щитом, который мог подниматься и опускаться. Одним словом, суровая штука. Выпускался он с 1943 года, сколько выпустили, неизвестно. Кстати, даже не во всех изданиях, посвященных итальянским военным мотоциклам, его можно найти. Обычно вспоминают прототип на базе Moto Gucci Trialce.
Надо сказать, что наличие модели Moto Gucci 600U не отменяло производства более скромного Moto Gucci Trialce. Опять же, скромность относительная — грузоподъемность до 800 килограмм. Кроме того, Trialce был унифицирован с одним из основных итальянских военных мотоциклов — Moto Gucci Alce. Так что только в период с 1940 по сентябрь 1943 года сдали 1741 экземпляр трициклов данной модели. Выпускался он в самых разных вариантах, от утилитарного грузового до офицерской машины с роскошными, для военного мотоцикла, сиденьями.
В экспозиции «Мотомира Вячеслава Шеянова» показан весьма экзотичный вариант данного мотоцикла. Это один из вариантов пулеметовоза с тем же Breda 37, что и на Moto Gucci 600U. Выпускался пулеметовоз в нескольких версиях. Более ранний имел два раздельных сиденья и штатную пулеметную треногу, установленную на кузове за сиденьями. Конструкция не очень удобная, поскольку стрелять можно было только назад, либо требовалось вылезать из мотоцикла. В данном же случае более поздняя модель, с вертлюгом перед сиденьями. Это более удобно для ведения огня. Да и сам кузов отличается.
Впрочем, самая странная конструкция на мотоциклетную тему, представленная на территории «Мотомира Вячеслава Шеянова» имеет французскую прописку. Есть у этой штуки и швейцарские корни. Moto-Chenille Mercier был создан Адриеном Мерсье, который сам швейцарец, а производство находилось во Франции. В рамках конкурса французской армии Мерсье создал диковинный мотоцикл с гусеничным приводом на переднюю ось. Особенно экзотично вид данный мотоцикл приобретал при установке на него броневых обтекателей. Вообще французы имели целый выводок таких монстров, но Moto-Chenille Mercier выделяется даже на их фоне. По итогам испытаний от данной штуки отказались, каким-то чудом один из прототипов выжил.
Естественно, не обошлось без самого удачного из образцов гусеничного «мотоцикла». На самом деле Sd.Kfz.2, он же NSU HK-101, мотоциклом и не является. Это полугусеничный тягач, который прозвище Kettnkrad получил чисто за внешний вид. На тяжелом бездорожье Kettenkrad вообще эксплуатируется без переднего колеса, чтобы не мешало. Поворачивает он при помощи фрикционов, которые включаются на больших углах поворота руля. Колесо же нужно для поворотов на хороших дорогах. В экспозиции находится ранний образец, выпущенный до начала совместного производства со Stoewer.
Естественно, без американских мотоциклов никуда, здесь их много и разных. В том числе и крайне редких моделей. Одной из них является Harley-Davidson XA, своеобразная помесь знаменитого WLA и немецкого BMW. Первое, что бросается в глаза, это характерный для тяжелых мотоциклов BMW оппозитный мотор воздушного охлаждения. Вторая деталь — вместо цепи используется кардан, тоже цельнотянуто с BMW. Пока налаживалось производство «пустынного Харлея», он стал не нужен, поскольку война в Северной Африке закончилась. Поэтому вся серия состояла из 1000 экземпляров, а «Мотомир» располагает еще более редкой версией. Вместо спицованных колес поставлены штампованные. Ходит по песку такой мотоцикл хорошо, но, как говорится, хороша ложка к обеду.
Напоследок стоит упомянуть и советскую тему, которая представлена «Мотомиром Вячеслава Шеянова» довольно широко. Помимо целого семейства военных мотоциклов с приводом на коляску, есть в экспозиции и мотоциклы-одиночки. Одним из них является ТИЗ АМ-600, выпускавшийся в Таганроге. Более известен он как мотоцикл с коляской, в которой находился ручной пулемет ДП. Но изначально выпускались одиночки, причем тоже вооруженные. Причем их вооружение имеет прямое отношение к такому танку, как КВ-1. Каким образом? Да очень просто! Вертлюг для пулемета ДТ, который ставился на ТИЗ АМ-600, был разработан научно-исследовательским отделом ВАММ (Военная Академия Механизации и Моторизации имени И. В. Сталина). Возглавлял этот отдел никто иной, как Ж.Я. Котин, будущий главный конструктор СКБ-2 Кировского Завода.
Это лишь малая часть того, что находится на экспозиции. Военных мотоциклов здесь больше полусотни, от типовых моделей до крайне редких. Будете в районе Самары — обязательно заскочите, больше нигде вы такое не увидите.
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/motoraritety-iz-samary-60cc7c24290f19564093b55b