Выставка «Красный Калейдоскоп», открывшаяся 6 апреля в Музее Военной Формы
История военной формы ничуть не менее увлекательная, чем история военной техники. В ней немало тонкостей, о части из них знают только специалисты. Немного пересекаясь с ней, могу сказать, что подводных камней в военной форме более чем достаточно. Немало породили и мифов, так что история отечественной военной формы продолжает развитие. За последнее время вылезло множество интересных фактов, касающихся, в том числе, и Красной Армии.
6 апреля в Музее военной формы открылась выставка «Красный Калейдоскоп». Посвящена она 105-летию Красной Армии, основной темой выставки является формирование облика красноармейцев. Тема эта крайне интересная, хотя бы потому, что форма Красной Армии только за период с 1919 по 1935 годы менялась 4 раза. Отчасти поэтому выставка так и называется. Несмотря на то, что тема не техническая (хотя и имеющая отношение к бронетанковым войскам), всё же решил сделать репортаж. Тем более что выставка действительно крайне интересная.
Сама по себе тема появления формы Красной Армии часто является темой для различных спекуляций. Вплоть до откровенного подлога, вроде «формы Васнецова» в Музее Первой мировой войны. Эта легенда до сих пор ложится ровным слоем лапши на уши некоторых граждан, хотя на самом деле не имеет к реальности никакого отношения. На самом деле утвержденная 8 апреля 1919 года форма создана совсем не Васнецовым и совсем не царская парадная, со складов. Известный живописец, действительно, в конкурсе участвовал, но не более того.
Думаю, что тема того самого конкурса еще будет всплывать на новых выставках музея, тем не менее, мимо данного факта пройти не могли. В первом зале выставки, посвященном самому раннему периоду (1919 год), есть и некоторые эскизы. Прежде всего работы Михаила Дмитриевича Езучевского. Несмотря на то, что единого автора формы Красной Армии не было, эскизы Езучевского однозначно числились в списках финалистов. Прообразы зимнего суконного шлема, позже получившего прозвище «Буденовка», в его эскизах хорошо читаются. Как и «разговоры», также ставшие характерным элементом формы Красной Армии.
Выставка сама по себе не очень большая. На практике одна только экспозиция формы Красной Армии на 1919-22 годы могла бы полностью забить всю выделенную площадь. Задача выставки немного иная. Здесь можно увидеть этапы зарождения новой формы новой армии. Это было время лозунгов вроде «мы наш, мы новый мир построим», даже петлицы с нарукавными знаками появились под девизом «не как раньше». Как часто это бывает, далее происходили процессы, когда лучшее из старого возвращалось (как в 1943 году вернулись погоны, например). Но это произошло потом, а поначалу шли эксперименты.
Наибольший интерес вызывают предметы, которые предоставлены частными коллекционерами. Особенно стоит выделить коллекцию А.Б. Степанова, автора многочисленных книг по форме, а также одного из создателей «Цейхгауза» (ныне «Старый Цейхгауз»). Собственно говоря, название выставки «Красный Калейдоскоп» — ничто иное, как серия материалов в «Старом Цейхгаузе», автором которой является, в основном, Степанов. Советую поискать эти журналы, точно найдете для себя немало интересного.
Почему название «Красный Калейдоскоп» лучше всего подходит к данной выставке, можно понять, изучив экспонаты. Помимо того, что форма Красной Армии, вплоть до начала 20-х годов, была весьма разношерстной, имелась специфика ее изготовления. Даже такой элемент формы, как красная звезда (согласно исследованиям Степанова, впервые ее упомянули 2 марта 1918 года), отличалась разнообразием. Не говоря уже о том, что исходная звезда характерной формы, с плугом вместо серпа, прожила недолго. Всё это можно увидеть на выставке, причем речь идет о подлинных предметах.
Надо сказать, что и форма отличалась немалым разнообразием. Даже буденовка, получившая своё прозвище потому, что массово ее использовала 1-я конная армия, поначалу выглядела по-разному. Дело в том, что имел место индпошив, посему нередко случались расхождения, как по форме, так и по материалам. На выставке такого инпошива нет, но он иногда попадается в музеях (причем речь идет про настоящие предметы). Кстати, исходный «зимний шлем суконный» прослужил недолго. В январе 1922 года появился второй вариант (вместе с летним шлемом), а та буденовка, которая использовалась и в начале Великой Отечественной войны, была введена в сентябре 1927 года.
Не менее интересной темой являются нарукавные знаки. Ввели их в январе 1919 года, а эмблемы войск появились еще раньше. Отличались они еще большим разнообразием, чем кокарды на головные уборы. Помимо официально введенных знаков, часто изготовлялись кустарные образцы, порой весьма отличающиеся от оригинальных. Некоторые из этих образцов представлены на выставке.
Как и первый вариант «шлема зимнего суконного», форма, утвержденная в апреле 1919 года, прожила меньше трех лет. 31 января 1922 года приказом РВСР №322 были введены новые образцы летней и зимней формы, имевшие ряд отличий. «Разговоры» всё еще имелись, но выглядела форма несколько иначе. Также изменились нарукавные знаки. Эта форма стала промежуточной, что делает ее большой редкостью.
Что очень хорошо, так это наличие на выставке большого объема справочной информации по самому раннему временному периоду. В частности, приводятся образцы нарукавных знаков и формы, как 1919, так и 1922 года, они сопровождаются фотографиями тех лет. Для тех, кто интересуется историей формы Красной Армии, на выставке найдется много интересного.
Помимо формы, на выставке «Красный Калейдоскоп» внимание уделено и наградному оружию. Наградная система Красной Армии появилась не сразу, поэтому знаменитое «наградить курсанта Трофимова красными революционными шароварами» из фильма «Офицеры» не должно вызывать улыбку. Наградное оружие являлось частым методом поощрения. Помимо самого оружия, на выставке представлены накладки к наградному оружию, а также кобуры от него.
Зал, посвященный 1920-м годам, оформлен в духе конструктивизма. Это вполне в духе той эпохи. Гражданская война закончилась, началось строительство новой страны, которой предстояло пройти большие испытания. Многие смотрели вперед с оптимизмом, а военная форма обыгрывалась и в искусстве. Этот момент организаторы выставки не стали упускать.
Между тем, судьба отмерила ранней форме Красной Армии не так много времени. В течение 1924 года была проведена большая реформа, которая в корне изменила облик красноармейцев. «Разговоры» ушли в прошлое, вместо них ввели летнюю рубаху с нагрудными карманами, либо суконную рубаху-френч. Полностью изменились знаки различия, исчезли нарукавные эмблемы, вместо них ввели петличные значки.
Этот период также оформлен в духе конструктивизма. В экспозиции находятся предметы того периода, имеющие отношение к Красной Армии. Представлены и образцы формы второй половины 20-х годов. По ним хорошо видно, как сильно изменился облик красноармейца за первые 10 лет существования формы РККА. Специально, или нет, но показаны не летние рубахи, а френчи, они смотрятся несколько необычно.
Следует отметить, что в июле 1929 года прошла очередная реформа, уже не столь масштабная. В ходе нее летняя рубаха (гимнастерка) несколько изменилась. Эволюция облика военнослужащих Красной Армии продолжалась и далее, постепенно появлялось снаряжение, ставшее классическим. Впрочем, выставка делает упор на период становления Красной Армии, когда метаморфозы ее внешнего вида были наиболее заметными.
В заключение следует отметить, что работать выставка «Красный Калейдоскоп» будет до 10 сентября этого года. Так что у желающих ее посетить есть запас времени, чтобы на нее попасть. Располагается она на втором этаже Музея военной формы. Расположен музей по адресу ул. Большая Никитская, 46/17, стр.1.
источник: https://dzen.ru/a/ZDMFVAXcHU4ReL7s