Юрий Пашолок. Мега-мотор для М3 Среднего
История Medium Tank M3A4, первого танка с мотором Chrysler A 57 Multibank
Когда американцев критикуют за то, что у них якобы совсем не было танков, это некоторое лукавство. Во-первых, не так уж у них и мало было этих самых танков. Во-вторых, количество совсем не обязательно означает качество. Если вы взглянете на то, что было к сентябрю 1939 года у англичан, то вас ждут плохие новости. И это еще сентябрь, на начало года там вообще ни одного нового танка среднего класса. Вообще! На этом фоне 16 Convertible Medium Tank T4, прямые аналоги английских «крейсеров», выглядели очень даже ничего. В-третьих, не стоит забывать, что приоритетом у США был флот, а танки закупались по остаточному принципу. То есть дело совсем не в промышленности, которая не могла, а денег, которые банально не выделяли. Наконец, видите ли, в чем дело. При той ситуации, которая существовала в американской армии, количество танков вообще ничего не означало. Силы, которые в начале 20-х годов разогнали американский Танковый Корпус, сделали танки почти бесполезной кучкой железа. Существовала откровенно убогая структура, при которой танки были не более чем средством поддержки пехоты. То есть танки были распылены по подразделениям, не представляя собой почти никакой практической ценности. Только после начала войны появилось какое-то понимание бесконечной глупости консерваторов от американской пехоты. К счастью для американской армии, как раз промышленность оказалась вполне готова. Да и в Департаменте Вооружений совсем не дураки сидели. Поэтому, когда танки понадобились, организация их выпуска была осуществлена весьма оперативно.
Ключевым для американских танковых сил стало лето 1940 года. Поражение французов и англичан заставило срочно включать голову. 29 мая 1940 года Уильям Кнудсен, на тот момент глава General Motors, был назначен президентом Рузвельтом на должность главы Производственного управления. Это была первый шаг к запуску «арсенала демократии». Кнудсен быстро нашел общий язык с руководством Chrysler, что стало сигналом к началу строительства Детройтского Танкового Арсенала. 10 июля 1940 года, спустя 20 лет после разгона Танкового Корпуса, возродили Бронетанковые Силы. А на следующий день утвердили Medium Tank M3, который должен был стать первым реально массовым американским танком. Приняли его на вооружение еще до момента окончательной финализации облика, да и сам танк считался временной мерой. Тем не менее, сама по себе история Medium Tank M3 стала примером того, как американская промышленность смогла.
Полноценный запуск серийного производства Medium Tank M3 начался в июне 1941 года. К нему подключили сразу несколько заводов, причем часть из них работала по изготовлению танков для англичан. Тогда же, в июне 1941 года, остро встал вопрос о том, как обеспечивать Medium Tank M3 моторами. Штатно на него шли радиальные авиационные моторы воздушного охлаждения Continental R975. Помимо того, что мотор отличался высокими требованиями к бензину (октановое число 91), образовался потенциальный кризис с их поставками. По этой причине в июне 1941 года Уильям Кнудсен посетил Chrysler, где поднял тему возможных вариантов решения проблемы. Так начиналась история Chrysler A 57 Multibank, самого странного мотора, который серийно ставился на американские танки. Первым его получил Medium Tank M3A4, о котором и пойдет речь.
Визит Кнудсена, в некотором смысле, выглядел жестом отчаяния. Вообще американская армия очень косо смотрела на бензиновые моторы Continental, потому как они жрали бензин, как не в себя. Решение проблемы предполагалось путем перехода на дизельные моторы, а вот с ними дела обстояли неважно. Дизельный мотор Guiberson T-1400–2, также авиационного происхождения, потреблял в 2 раза меньше топлива, но мороки с ним оказалось даже больше. Запуск мотора осуществлялся при помощи пиропатрона, да еще и в холодное время года он плохо заводился. Дальнейшие работы по дизелям продолжались, и они, в итоге, закончились успехом, но летом 1941 года требовалось хоть что-нибудь. И вот это «что-нибудь», которое могло быть создано с использованием имеющихся элементов, потребовалось в срочном порядке.
Большого ассортимента моторов у Chrysler Corporation не было, тем более танковых. В основном машины этой марки выпускались с рядными моторами, по большей части 6-цилиндровыми, наиболее престижные с рядными 8-ками. Наиболее распространенным двигателем оказался 6-цилиндровый Chrysler Flathead, его ближайшим родственником был мотор Dodge, тот самый, что позже скопировали в СССР как ГАЗ-11. Советская копия стала далее танковой, но не все в курсе, что и американского прародителя постигла та же судьба. Другой вопрос, что путь к танковой версии Chrysler Flathead оказался крайне заковыристым. На Chrysler решили собрать 5 моторов в один блок. Так в июле 1941 года родилась концепция чудовища, получившего обозначение Chrysler A 57 Multibank. По сути это 6 автомобильных моторов, из которых получилось некое подобие радиального мотора.
Казалось бы, в Chrysler Corporation сошли с ума. Но нет, если вы внимательно изучите историю американских танковых моторов, то выяснится интересная вещь. Похожих моторов было несколько, при этом Chrysler A 57 Multibank, при всём своём безумии, на самом деле результат строгого расчета. 30-цилиндровый мотор суммарно выдавал 370 лошадиных сил в эксплуатационном режиме, и 425 при максимальной мощности. Это оказалось выше Continental R975. Двигатель оказался большим, но не сильно больше авиационного радиального мотора. Также мотор оказался более надежным, а еще он потреблял бензин с октановым числом 78-80. Всё это привело к тому, что Chrysler A 57 Multibank одобрили к установке на танк.
Первый мотор установили на доработанный Medium Tank M3 к 15 ноября 1941 года. В связи с большей длиной двигателя корпус танка, в кормовой части, пришлось удлинить на 280 мм. Это же привело к тому, что тележки подвески расставили не большем расстоянии. Так что танки с Chrysler A 57 Multibank можно легко вычислить по ходовой части, даже если не видно кормы машины. Сзади разница становится еще более очевидной. Появился характерный «хвостик», через который провели выхлоп, а на крыше моторного отделения появился выступ под мотор. Отличалось и днище — там сделали выступ под радиатор. По итогам масса танка выросла на 700 кг, но с учетом существенной прибавке к мощности было решено смириться с этим. Самое главное, что 30-цилиндровое чудовище оказалось работоспособным, а скорость даже немного выросло. По этой причине в декабре 1941 года Комитет по Вооружениям стандартизировал танк с мотором Chrysler A 57 Multibank как Medium Tank M3A4.
Согласно подписанному с Chrysler контракту, предполагалось выпустить 100 таких танков, причем они получались дороже базового Medium Tank M3 на 15 тысяч долларов. Собственно говоря, цена — это одна из причин, почему американские военные так цеплялись за Continental R975. Помимо стоимости, дополнительной проблемой становилась доводка мотора Chrysler A 57 Multibank. Проводилась она в течение зимы-весны 1942 года. Подопытным танком стала машина с регистрационным номером U.S.A. W-304741. Ее доработали в соответствии со спецификацией на M3A4, после чего, с февраля 1942 года, она проходила испытания. Параллельно дорабатывался мотор, всего за время испытаний на танке сменилось 3 силовых установки, которые постепенно доводили до ума. Впрочем, уже к лету 1942 года Chrysler A 57 Multibank дошел до той стадии, чтобы можно было начать сборку машин.
Как и в случае с моторами, производителем Medium Tank M3A4 выступил Chrysler. Точнее, построенный корпорацией Детройтский Танковый Арсенал. К лету 1942 года век Medium Tank M3 постепенно подходил к концу, поскольку заводы, один за одним, постепенно переходили на выпуск танков семейства Medium Tank M4. Касалось это и Chrysler. Тем не менее, от выпуска Medium Tank M3A4 не отказались, а суммарно машин выпустили даже чуть больше, чем предполагалось — 109 штук. Контракт был выполнен в период с июня по август 1942 года.
Поскольку дело происходило уже летом 1942 года, внешний облик Medium Tank M3A4 соответствовал самой поздней конфигурации M3. К тому моменту танк прошел длинный эволюционный путь, по итогам которого его характеристики несколько выросли. Оба орудия получили вертикальные стабилизаторы, а 75-мм пушку M2 заменили на более мощную M3. От люков в бортах корпуса отказались, переделали и установку курсовых пулеметов. Изменилась и ходовая часть, с этой точки зрения M3A4 был гораздо ближе к M4.
С точки зрения боевых характеристик M3A4 получился лучше, чем базовая версия танка. Касалось это и вопроса снабжения топливом. Другой вопрос, что для себя американцы M3 уже не делали, а другие страны от танка с Chrysler A 57 Multibank отказались. Поэтому выпуск M3A4 шел, что называется, в стол. В лучшем случае эти машины поступали в учебные подразделения, исчезнув так же тихо, как Medium Tank M3A1. Даже скорее еще тише, поскольку практический все снимки M3A4 относятся к машинам, проходившим испытания. Самым главным результатом стал мотор. Уже в июле 1942 года Детройтский Танковый Арсенал сдал первые два Medium Tank M4A4, оснащенные Chrysler A 57 Multibank. И у этих танков оказалась совсем иная судьба.
Список источников:
-
-
- US NARA
- Sherman: A History of the American Medium Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1994
- the.shadock.free.fr/sherman_minutia
-
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/megamotor-dlia-m3-srednego-614c33191610012589db7468