Юрий Пашолок. Малосерийная рысь
История Pz.Sp.Wg.II Ausf.MAN Luchs, специализированного немецкого танка-разведчика
Во второй половине 30-х годов сложилась довольно интересная ситуация вокруг легких танков. В то время легкие танки, в основной своей массе, отличались умеренной подвижностью. Но не все: английские военные поставили на 5-тонные легкие танки с пулеметным вооружением и высокой подвижностью. Кроме того, с 1935 года в серию пошли Light Tank M2 и Combt Car M1. Эти американские танки получились тяжелее английских, но оказались еще быстрее. Нельзя сказать, что эти танки выглядели идеальным вариантом. Английская машина обладала ограниченными возможностями, даже итальянцы считали Light Tank Mk.VI не самым серьёзным противником. В случае с Light Tank M2/Combat Car M1 имелись проблемы с компоновкой и ходовой частью. Слишком высокий вал от мотора к коробке передач мешал расчету боевого отделения, а недостаточная длина опорной поверхности привела к тому, что машину сильно раскачивало. Это, к слову, вызывало критику Light Tank M2 со стороны немецких экспертов. Тем не менее, немцы заметили резко выросшую скорость американских танков и сделали для себя выводы.
На начало Второй мировой войны самым массовым немецким танком из тех, что обладали нормальной боевой эффективностью оказался Pz.Kpfw.II. Танк довольно странный: изначально имевший, по ТТТ, массу 6 тонн, он постепенно дорос до 9 тонн. По классификации он был близок к Vickers Mk.E, но имел одноместную башню с 20-мм автоматической пушкой. Еще до войны было решено создать сменщика La.S.100, так именовался Pz.Kpfw.II. Идеологом сменщика стал Генрих Книпкамп, во второй половине 30-х годов подмявший под себя разработку новых гусеничных боевых машин. Машина, известная как La.S.138, получалась быстрее, а также оснащалась торсионной подвеской. La.S.138 стал первым «гоночным танком» Книпкампа. Танк даже запустили в серию, он известен как Pz.Kpfw.II Ausf.D, также существовала версия Pz.Kpfw.II Ausf.E. Но еще к весне 1939 года стало понятно — что-то пошло не так. La.S.138 получился слишком тяжелым, да и к некоторым его агрегатам имелись вопросы. Тем не менее, от легкого скоростного танка отказываться не планировали, а вскоре появилась новая версия боевой машины.
Опыт первых недель Второй мировой войны показал, что у «гоночных танков» Книпкампа всё же есть ниша. Понадобился скоростной танк-разведчик, задание на который 15 сентября 1939 года выдала In.6 (Inspekteur für Heeresmotorisierung, инспекция моторизованных войск). Танк этот изначально именовался как Einheits-Aufklärungsfahrzeug, в переводе «единая машина-разведчик». Ее появление означало, что немецкая армия слегка так разочаровалась в броневиках и захотела для подобных функций гусеничную машину. Согласно концепции, подобные боевые машины планировали включать в соответствующие подразделения танковых и легких частей. Боевая масса машины оценивалась в 11 тонн, а скорость не менее 70 км/ч. Это делало танк-разведчик, получивший индекс VK 13.01, близким по ТТХ к бронемашинам. Неудивительно, что по финалу машина стала известна как Pz.Sp.Wg.II, то есть «бронемашина II». Известна она и как Luchs, то есть «рысь».
Как это часто было у MAN и Книпкампа, совершенно новой разработкой VK 13.01 не был. Еще в июне 1938 года In.6 инициировала разработку легкого танка, получившего обозначение VK 9.01. Судя по всему, еще в тот момент стало понятно, что La.S.138 слегка не состоялся. Новая концепция, которую одновременно развивали на нескольких машинах, предусматривала ходовую часть с опорными катками большого диаметра, установленными в шахматном порядке. Это обеспечивало максимальный контакт с поверхностью, техническое решение Книпкамп взял со своих полугусеничных тягачей. Оттуда же брались торсионная подвеска, траки с резиновыми подушками и ведущие колеса. Вообще можно заметить, что взаимоотношения Книпкампа и Пауля Вибике, главы MAN по танковым разработкам, были наиболее плодотворными. Вибике не сильно возражал, в результате производитель грузовиков из Нюрнберга потихоньку занял ведущее место в разработке танков.
Фактически новый танк-разведчик являлся прямым развитием идей VK 9.01, отличаясь по массе и другим характеристикам. Несмотря на то, что в индексе VK 13.01 первые две цифры означали массу машины на самом деле она предполагалась не 13, а 11 тонн. Лоб корпуса имел ту же толщину 30 мм, что и VK 9.01, а вот борта усилили с 15 до 20 мм. Башню сделали двухместной, а вооружение чуть усилили за счет того, что 20-мм автоматическая пушка имела «полноценную» длину ствола (2 cm KwK 30/38 имела укороченный ствол). Впрочем, с учетом резкого роста броневой защиты (причем первый скачок брони был связан как раз с тем, чтобы ее не поражала 20-мм зенитка), такое усиление вооружение выглядело запоздалым. Подбашенная коробка, как и башня, разрабатывалась Daimler-Benz werk 40. И если подбашенная коробка оставалась во многом то же, что и у VK 9.01, то башня создавалась с нуля.
Вот как раз с башней случились довольно забавные вещи. Дело в том, что 22 июня 1940 года появился еще один танк — VK 9.03, он же Pz.Kpfw.II n.A. Несмотря на цифру 9, на самом деле боевая масса сразу же ожидалась на уровне 10,5 тонн. Если VK 9.01 и VK 13.01 предполагали использование 150-сильного мотора Maybach HL 45, на VK 9.03 ставили более мощный двигатель — 200-сильный Maybach HL 66 P. С ним машина развивала не менее 65 км/ч. Появление этого танка по сути затормозило работы по VK 13.01, да и VK 9.01 также пострадал. Больше того, в какой-то момент так получилось, что шасси VK 9.03 стало базой сразу для двух машин. В результате история VK 13.01 закончилась изготовлением одного опытного образца, случилось это в июле 1941 года. Шасси получило башню и подбашенную коробку, но все эти компоненты строили из неброневой стали. Машина активно испытывалась, но планы на выпуск осенью 1941 года 15 VK 13.01 нулевой серии так и не реализовали. Причиной стала активность по программе 4-местной версии VK 9.03, впервые упомянутой 1 августа 1941 года.
Индекс VK 13.02 благополучно проскочили, поскольку и VK 9.02 не случилось. Машина, вполне логично, получила обозначение VK 13.03. Концепция танка ничем не отличалась от VK 13.01: очень похожее на VK 9.03 шасси, 2-местная башня, доработанная по итогам испытаний VK 13.01 (в частности, исчезла командирская башенка), максимальная скорость 60 км/ч. Предполагалось, что машина получит 8-скоростную полуавтоматическую коробку передач Maybach OG 20417. Но жаждавший себе на одно место приключение Книпкамп устроил караван удивительных историй, связанных с коробками передач. Жертвой экспериментов стал VK 9.01, на котором обкатали разные коробки передач и механизмы поворота. По итогам происходившее не только затянуло начало крупносерийного выпуска танка, но и лишило танк, переименованный в Pz.Kpfw.II Ausf.G, шансов на крупную серию. VK 9.03, он же Pz.Kpfw.II Ausf.H, повезло еще меньше. 27 марта 1942 года Эмиль Лееб, начальник Управления Вооружений, дал команду работы по VK 9.03 прекратить. В результате из четырех танков остался один — 4-местный разведчик VK 13.03.
Первый образец тестового шасси VK 13.03 был готов в начале апреля 1942 года. Практически сразу же он уехал на полигон в Куммерсдорф. Несмотря на то, что в переписке шел рассказ про башню, шасси так и осталось «кабриолетом». Оно, в том же виде, каталось и осенью 1942 года. К моменту появления шасси на испытаниях там вовсю катались Pz.Kpfw.38 (t) n.A. и Pz.Kpfw. T-15, созданные по той же спецификации. Обе машины не без недостатков, но вполне годившиеся на роль танков-разведчиков. Тем не менее, к концу июня 1942 года победителем выбрали VK 13.03, он же Pz.Sp.Wg.II Ausf.MAN. На этот индекс следует обратить особое внимание: машину стали именовать как Pz.Sp.Wg., или Panzerspähwagen, то есть броневик. Это лишний раз указывало на то, какая роль была уготована танку. По хорошему счету, выбор Pz.Sp.Wg.II Ausf.MAN победителем выглядел как поддержка отечественного производителя. В плюс танку можно указать самый большой клиренс, наибольший запас хода и самую удобную для работы башню, внезапно получившую полный набор перископических приборов наблюдения. По обзорности Pz.Sp.Wg.II Ausf.MAN получился едва ли не лучшим немецким танком того периода. А вот по удельной мощности танк был не лидером.
И даже удельная мощность не была главной проблемой. Согласно исходному контракту от 1 августа 1941 года, ожидалось сдать 250 VK 13.03, причем даже без опытного образца. Но дальше программа затянулась, а опытный образец пришлось строить. В июне 1942 года началась перетряска контракта. Он то снижался, то рос в объемах. 1 июля 1942 года контракт №210/1901/41 вырос до 800 танков, с неизменным сроком сдачи первых «броневиков» — август 1942 года. Менялось другое — башни. Судя по всему, насчет 20-мм автоматических пушек что-то начало доходить, поэтому башни, которые так понравились немецким военным, ставились только на 100 танков. Они получали обозначение Luchs 2 cm. Оставшиеся 700 танков именовались Luchs 5 cm. На них ставились башни от более крупного танка-разведчика Gefechtsaufklärer Leopard. Эту башню танк, впрочем, так и не получил, хотя она стала единственным выхлопом от программы Gefechtsaufklärer Leopard. Позже их стали ставить на тяжелые бронемашины-разведчики Sd.Kfz.234/2, он же Puma 5 cm.
По большому счету, программу Pz.Sp.Wg.II можно назвать фарсом. Нет, упомянутую партию Luchs 2 cm всё же изготовили, другой вопрос, в какие сроки. За весь 1942 год сдали аж 16 танков, еще 77 в 1943 году, и последние 7 в январе 1944 года. Пиком выпуска стал июль 1943 года, когда сдали аж 13 машин. Иначе, как грандиозным провалом, назвать ситуацию нельзя, причем немцы ее создали самостоятельно. Самая большая ошибка оказалась совершена в июне 1942 года, когда Pz.Sp.Wg.II Ausf.MAN назвали победителем конкурса. Уже в тот момент MAN было совсем не до танков-разведчиков. Производственная площадка имелась, звалась она BMM, но назвать Pz.Kpfw.38 (t) n.A. победителем конкурса немцы постеснялись. Самое смешное, что летом 1943 года всё равно пришлось идти к BMM на поклон, но время уже потеряли.
В связи с существенной задержкой по выпуску Pz.Sp.Wg.II к вопросам организации штата подразделений, вооруженных танками-разведчиками, началась в январе 1943 года. Согласно штату K.St.N.1162b от 10 января 1943 года, всего в танковую разведывательную роту входило 29 таких «бронемашин» — штабная и по 7 в 4 взводах. Главная проблема заключалась в том, что при мизерном объеме выпуска Pz.Sp.Wg.II даже на первую роту удалось наскрести танков только весной 1943 года. Ей стала 1-я разведывательная танковая рота, штатно приписанная к 9-й танковой дивизии. Боеготовности рота достигла 21 марта 1943 года, хотя по факту комплектовать ее продолжали до мая месяца (с учетом того, что за первые 3 месяца 1943 года сдали аж 15 танков, неудивительно).
Состав матчасти 1-й роты был весьма разнообразен, поскольку машины выпуска сентября 1942-весны 1943 годов имели наибольшее число изменений. Хотя определенное разнообразие было и у танков второго подразделения — 2-й роты 4-го разведывательного батальона, структурной входившего в состав 4-й танковой дивизии. Им досталось некоторое число танков, которые оснащались блоками дымовых мортирок. Ставились они до мая 1943 года, у некоторых машин они есть, у некоторых нет. Имелись и другие изменения, которые вносили уже сами подразделения.
Танки-разведчики приняли самое активное участие в сражении на Курской дуге. Причем сражаться пришлось не только с Красной Армией, но и с собственной матчастью. Одним из наиболее критичных элементов оказался механизм поворота, вплоть до того, что их пришлось менять на более простую и надежную конструкцию. Операция «Цитадель» стала пиком применения танков-разведчиков. Судя по тому, что летом 1943 года срочно последовал заказ на разработку танков-разведчиков силами BMM, опыт применения оказался скорее успешным. Другой вопрос, что танк-разведчик — это что-то вроде расходного материала. К 17 августа 1943 года в строю имелось всего 5 танков из 29, часть из них вышло из строя по техническим причинам. 26 сентября роту отозвали с фронта, а оставшиеся в живых танки прошли модернизацию. Впрочем, основная часть машин оказалась безвозвратными потерями.
2-я разведывательная рота 4-го разведывательного батальона отправилась на фронт в сентябре 1943 года. Эти танки прошли модернизацию с заменой механизмов поворота. Также эти танки получили экраны на лобовой плите корпуса. Прослужили они долго, причем с определенного момента штат изменился до 25 танков (число танков во взводе снизилось до 6), по нему же формировали и разведроты на Aufklärungspanzer 38(t). Всю свою сознательную жизнь 2-й разведывательная рота 4-го разведывательного батальона прожила на советско-германском фронте, даже на 1 марта 1945 года в ней имелось 16 Pz.Sp.Wg.II.
Иная ситуация сложилась со 1-й разведывательной танковой ротой 9-го разведбата 9-й танковой дивизии. Вместе с 9-й ТД, к апрелю 1944 года, ее перебросили в Южную Францию, где она находилась в резерве. К тому моменту танки получили характерный обвес в виду запасных канистр на бортах башни. Именно эти танки и стали самыми известными из Pz.Sp.Wg.II, поскольку они приняли самое активное участие в боях за Нормандию. Уже в июле 1944 года 1-я разведрота понесла первые потери, причем минимум один танк оказался трофеем английской армии. Ныне эту машину можно видеть в танковом музее, что в Бовингтоне. К концу августа разведрота была полностью разгромлена, из 26 танков, которые имелись на 1 июля, не осталось ни одного.
По итогам всего происходящего полный состав Pz.Sp.Wg.II имело всего 2 разведроты — в 4-й и 9-й ТД. Эпизодически эти танки появлялись в разведывательных подразделениях других дивизий (например, дивизии «Герман Геринг»), но о полноценных подразделениях не было и речи. Помимо упомянутого танка из Бовингтона, еще один Pz.Sp.Wg.II можно увидеть в танковом музее Сомюра. Это тоже «потеряшка» из 9-й ТД, которую выкинули на свалку в Трене. Позже ее удалось восстановить, ныне танк на ходу. Наконец, башня такого же танка хранится в коллекции военно-технического музея в Бад-Эйнхаузен, Германия.
Откровенно говоря, вся эта история с танками-разведчиками напоминает фарс. Силы и средства в программу разработки вложили немаленькие, а по итогам какой-то пшик. Отчасти ситуацию спасло наличие полугусеничных БТР-разведчиков Sd.Kfz.250/9 (ими заменили не оправдавшие себя на советско-германском фронте броневики Sd.Kfz.222), но сама по себе история просто фееричная. 145 серийных танков программы VK 9/VK 13 при планах выпускать их в объеме ах почти 14 тысяч — это совсем несерьёзно. С разведчиками так вообще некрасиво вышло, поскольку ничто не мешало нагрузить BMM очень похожей машиной. И получилось бы не хуже. Но немцы наказали сами себя.
Список источников:
-
-
- US NARA
- Bundesarchiv
- Panzer Tracts No. 2–2 — Panzerkampwagen II Ausf.G, H, J, L, and M development and production from 1938 to 1943, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2007
- Panzer Tracts No. 20–2 Paper Panzers Aufklaerungs, Beobachtungs, and Flak-Panzer (Reconnaissance, Observation, and Anti-Aircraft), Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2002
- Фотоархив автора
- eBay
-
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/maloseriinaia-rys-6246a0890f6d584034943191?&