История советского легкого танка Т-70Б, модернизированной версии Т-70
Содержание:
Перед началом Второй мировой войны легкие танки являлись наиболее массовым классом боевых машин. У части армий мира это было вынужденным решением, поскольку со средними танками не клеилось. Впрочем, первые два года войны четко показали, что такая ситуация не продлится долго. В Германии и Англии еще до начала войны однозначно поставили на средние танки, там они стали самыми массовыми боевыми машинами, производившимися на заводах, с 1940 года. Похожая ситуация наблюдалась и в Советском Союзе. С начала 1941 года самым массовым танком Красной Армии предполагался Т-34. В хотелках лета 1941 года, конечно, значилось 14 тысяч легких танков Т-50, но Т-34 было куда больше. Впрочем, планы пришлось срочно менять. Массовый выпуск Т-50 освоить так и не удалось. Вместо этого сначала появился малый танк Т-60, а затем его дальнейшее развитие — легкий танк Т-70.
6 марта 1942 года на вооружение Красной Армии был принят легкий танк Т-70. Созданная на базе Т-60 боевая машина получилась более чем в полтора раза тяжелее прародителя. По этой причине еще в ходе испытаний комиссия предлагала проработать вопрос модернизации ходовой части танка. Поначалу этот вопрос отчасти спустили на тормоза. Конечно, торсионы первых и последних пар опорных катков усилили, но в целом ходовая часть осталась та же. Работы по модернизации в полной мере запустили в середине лета 1942 года, когда стали поступать сообщения о проблемах. Итогом стало появление танка Т-70Б. 8 сентября 1942 года Сталин подписал постановление ГКО №2276сс «О танках Т-70», согласно которому модернизированный танк запускался в серию. К годовщине этого события и приурочен данный материал.
Решение проблем по мере поступления
Первые звоночки по поводу ходовой части прозвучали еще в мае 1942 года. В ходе испытаний нескольких серийных машин, было зафиксировано 20 случаев разрыва траков и их пальцев. Еще большее количество траков имело трещины. Надо сказать, что и на Т-60 случаи разрушения траков не являлись редкостью. Особенно это стало проявляться в 1942 году. Причин тут несколько: помимо роста массы, свою лепту вносило и ухудшение качества изготовления траков. Следует также упомянуть тот факт, что и на Т-40 поначалу с траками дела обстояли не лучшим образом. То же самое касалось и выхода из строя резиновых бандажей опорных катков . Разумеется, вылезшие проблемы не остались без внимания ГАБТУ КА. В июне 1942 года задача по усилению ходовой части снова оказалась в центре внимания. В самом конце июня впервые был использован индекс модернизированной машины.
В ряде публикаций модернизированный танк обозначается как Т-70М. Расследование, которое было проведено в ходе архивной работы, выявило «автора» данного индекса. Им оказался НИБТ Полигон, который в альбоме за 1944 год модернизированный танк указан как Т-70м. В итоге он так дальше и пошел в народ, а проверять исследователи не стали. И абсолютно зря, поскольку в документах он именуется как Т-70Б. Именно буква Б как обозначение модернизированной ходовой части у ГАЗ им. Молотова попадается как минимум несколько раз, достаточно вспомнить ГАЗ-67Б и БА-64Б. Самое интересное, что обозначение Т-70Б было использовано в документе от 27 июня 1942 года еще до начала работ по машине. Собственно говоря, в документе речь шла о том, что ГАЗ им. Молотова работы, в оговоренные еще в марте 1942 года, проигнорировал. Никаких танков с модернизированной ходовой к 1 июня 1942 года не было готово.
Ситуация стала сдвигаться с мертвой точки только в июле 1942 года. К 12 числу в КЭО ГАЗ им. Молотова разработали модернизированный трак, но по факту этого было явно мало. Претензии имелись по ведущим колесам и торсионам. Масса нареканий шла по тепловому режиму (к слову, схему СУ-31 с параллельным расположением моторов выбрали для СУ-12 как раз по причине того, что она меньше грелась). Полноценные работы по модернизации Т-70 начались после того, как пошли первые отзывы из боевых частей. Именно оттуда, например, пришел запрос о двухместной башне (об этом в своём докладе написал командир 1-й гвардейской танковой бригады гвардии полковник Н.Д. Чухин). Из тех же докладов следовало, что броневая защита бортов недостаточная.
15 июля 1942 года на ГАЗ им. Молотова состоялось совещание, на котором присутствовало руководство завода, а также представители ГАБТУ КА. Темой совещания стало дальнейшее повышение боеспособности Т-70. Согласно подсчетам, после усиления бортов должно было поднять боевую массу до 11,2-11,3 тонн. Это требовало не только модернизировать ходовую часть, но и форсировать двигатель. В целях проверки члены совещания приняли решение о постройке к 20 июля 4 образцов Т-70 с экранированными корпусами и усиленной ходовой частью. На 2 танках толщина бортов усиливалась до 25 мм, еще на 2 до 35 мм. Предполагалось также изготовить серию из 30 танков, из них 15 машин с бортами толщиной 25 мм и 15 с бортами толщиной 35 мм. От этой идеи, впрочем, быстро отказались. Наконец, подняли вопрос и о двухместной башне. Было решено изготовить железный макет башни, со сроком изготовления 1 августа 1942 год.
Это совещание стало ключевым в истории Т-70. Наметилось два пути модернизации — большая, которая привела к появлению танка Т-80, и малая. Второй путь предполагал менее существенных объем изменений, впрочем, список улучшений с фронта выглядел явно больше обсуждавшихся пунктов. 25 июля 1942 года был подготовлен документ, в котором числилось 48 пунктов различных замечаний. В их числе были и жалобы на люк механика-водителя. Смотровой прибор быстро загрязнялся, а открывать люк оказалось тяжело. Отмечались случаи, когда при попадании в люк смотровой прибор падал на ноги механику-водителю. Всё это привело к тому, что параллельно начались работы по улучшению отдельных элементов танка.
На сей раз ГАЗ им. Молотова действовал оперативно. К 24 числа для испытаний было подготовлено 6 танков. Из них два, с серийными номерами 826 и 980, являлись обычными серийными Т-70. Танк с серийным номером 207 получил борта толщиной 25 мм, укороченные крылья и усиленную ходовую часть. Второй танк с бортами толщиной 25 мм, имевший серийный номер 335, также получил башню, чьи стенки усилили до 45 мм, а также расширенные крылья. Еще два танка с серийными номерами 725 и 745, как и планировалось, получили борта корпуса толщиной 35 мм. Одновременно на машинах испытывали узлы, которые ввели в серию с августа 1942 года. На два танка установили новые выводы выхлопных труб, еще на два полное ограждение двигателя. На танке №725 испытывался новый люк с измененным смотровым прибором. У машин с толщиной бортов 25 мм боевая масса выросла до 10400 кг, а у танков с толщиной бортов 35 мм – до 11000 кг. Одними только траками с увеличенной шириной усиление ходовой части не обошлось. Толщина опорных и поддерживающих катков, а также ленивцев, выросла до 130 мм. Одновременно были установлены усиленные балансиры и торсионы, переделан венец ведущего колеса. При разработке усиленной ходовой Астров ориентировался на то, что боевая масса может подойти к 11,54 тоннам, так что конструкцию модернизировали с запасом.
По итогам испытаний, которые продолжались с 24 июля по 18 августа 1942 года, каждый из танков прошел 1500 километров. Танки с утолщенной броней оказались на 3-4 км/ч медленнее обычных Т-70 при езде по шоссе. Чуть меньше была разница в скорости по проселку. Усиленная ходовая часть стала проявлять себя на бездорожье, где проходимость машин, оснащенных новыми элементами, оказалась выше. Куда более существенной оказалась разница в надежности. Выяснилось, что штатная ходовая часть удовлетворительно работала только первые 300 километров. Далее начинали разрушаться катки, проседать торсионы и ломаться траки. Усиленный трак, который испытывали на второй серийной машине, из-за поломок проушин оказался забракован. Что же касается усиленной ходовой части, то она работала не в пример надежнее. По результатам испытаний на четырех танках с уширенными траками их заменили всего 3 штуки. Надежнее работали и усиленные опорные катки: за время испытаний их заменили всего 5 штук. Таким образом, введение новой ходовой части стало окончательным решением. А вот броню усиливать не стали. Решение верное, поскольку что 15, что 25, что 35 мм одинаково пробивались даже 3,7 cm Pak.
Принятое 80 лет назад постановление ГКО №2276сс разбивало процесс внедрения новинок по этапам. Сначала, с 12 сентября, вводился сдвоенный воздухоочиститель. Новая ходовая часть вводилась со второй половины сентября, а с 26 числа ставились новые крылья. Полностью на модернизированную ходовую часть заводы переходили с 1 октября 1942 года. Тогда же вводился новый люк механика-водителя. Разработали его в КЭО ГАЗ им. Молотова еще в июле 1942 года. Вместо призмы ставился новый смотровой прибор, по типу командирской панорамы. За счет того, что прибор мог поворачиваться вокруг своей оси, обзорность с места механика-водителя увеличивалась. Следует также отметить, что еще с августа 1942 года на Т-70 стали вводить различные улучшения, так что переход на Т-70Б оказался скорее вторым этапом модернизации.
Фактическая сторона вопроса несколько отличалась от постановления ГКО №2276сс. Новый воздухоочиститель ввели чуть позже — 22 сентября. Задержался и новый люк механика, а новые крылья стали ставить с 10 октября 1942 года. Наконец, за сентябрь 1942 года сдали всего 2 Т-70Б. Официально ГАЗ им. Молотова перешел на модернизированную ходовую часть с 1 октября. Хуже ситуация развивалась на заводе №38. Он несколько отставал от головного завода: официально на Т-70Б там переходили с 20 октября 1942 года, по факту из 235 танков, сданных за отчетный месяц, модернизированную ходовую часть получили только 9. При этом внешность что горьковских, что кировских машин была специфичной. И в октябре, и в ноябре, и даже отчасти в декабре Т-70Б зачастую можно было отличить только по ходовой части. В дело шли и старые люки механика-водителя, и даже корпуса.
Окончательно внешний вид модернизированного танка сформировался только в ноябре-декабре 1942 года. Последние крупные изменения касались башни. Во-первых, смотровой прибор командира на крышке люка получил более простой козырек. Как выяснилось, исходная конструкция хорошо работала для улавливания пуль. Во-вторых, с декабря 1942 года в серию пошла сварная подвижная бронировка орудийной маски. Ее появление можно объяснить не только технологическими причинами. Испытания показали, что литая бронировка была уязвимой к попаданиям бронебойных снарядов 3,7cm Pak. Поэтому и ввели сварную бронировку, которая получилась более стойкой.
Новая бронировка скорее характерна для ГАЗ им. Молотова. Дело в том, что завод №38 переходил на производство самоходных артиллерийских установок СУ-12. В результате за октябрь-декабрь 1942 года завод в Кирове сдал 409 Т-70Б. Эти танки выпускались, в том числе, из задела по деталям Т-70. Впрочем, сварные бронировки на танки завода №38 всё же попали. Например, их можно видеть на Т-70Б из колонны «Революционная Монголия». Попали на последние кировские танки и переделанные козырьки башенного перископа. Что же касается ГАЗ им. Молотова, то за 1942 год он успел сдать 1332 Т-70Б. Основной же объем этих танков сдали в 1943 году, когда Горький стал единственным местом, где их производили.
Вынужденно сохранившийся в серии
Следует отметить, что Т-70Б считался лишь первым этапом по модернизации танка. Про двухместную башню никто не забыл, да и потеря завода №38 как площадки по выпуску легких танков компенсировалась новой производственной базой. 27 декабря 1942 года Сталин подписал постановление ГКО №2661сс «Об организации производства танка Т-80 на бывшем Мытищенском вагоностроительном заводе». Так именовался тот самый Т-70 с двухместной башней, который, за время разработки, существенно изменился. Так вот, ГАЗ официально в производителях Т-80 не значился, но в январе 1943 года начались работы по подготовке его производства в Горьком. Инициаторами такого решения выступили руководство завода, а также НКСМ (Народный Комиссариат Среднего Машиностроения). Работы шли без ущерба по выпуску Т-70Б, вместе с тем, было очевидно, что ГАЗ планировал на перспективу.
На пути к новому танку встали проблемы производственного характера. Начались они еще осенью 1942 года. Например, в ноябре 1942 года производство сильно страдало в виду частых перебоев с электроэнергией, отдельные цеха простаивали по 10-14 часов в сутки. Много проблем вызвала работа смежников, прежде всего завода «Красная Этна». Это стало причиной того, что план по 4 кварталу 1942 года оказался сорван. Вместо 600 танков в октябре сдали 500 штук, вместо 650 штук за ноябрь сдали 320, а в декабре, вместо 700 штук, сдали 510. В начале 1943 года ситуация не улучшилась: за январь, вместо 550 танков, было сдано 300. На начало февраля имелся задел из 130 танков, не имевших траков. Всё это здорово напоминало страдания завода №37 с Т-60 в 1942 году.
В связи с огромными проблемами, которые испытывал завод, план по производству снизили — до 400 штук. Только так удалось добиться того, чтобы завод месячный план выполнил. При этом, согласно отчету, на 1 марта 1943 года имелся задел из 60 Т-70Б без траков. В марте все еще ощущался недостаток в подаче агрегатов, прежде всего двигателей, главных передач и траков. Никуда не делся и производственный брак. Военные представители продолжали сообщать о трещинах в блоках двигателей и траках. В ходе обкатки танков имела место довольно массовая замена дефектных деталей. Тем не менее, мартовскую программу в 500 танков завод все же смог выполнить. При этом в марте продолжались работы по освоению Т-80. До конца месяца было готово 8 таких танков, правда, из них полностью укомплектованными всеми агрегатами оказалось 7, а официально принято 0. Причиной стали проблемы с орудиями. Сдать эти танки окончательно так и не смогли. Уже позже, в июне 1943 года, 2 горьковских Т-80 ушли в учебную часть.
К апрелю 1943 года работы по Т-80 в Горьком начали сворачиваться. Помимо проблем с орудиями, никуда не делись болячки у Т-70Б. Это касалось траков и ряда других деталей. Дело приняло настолько серьёзный оборот, что 29 марта 1943 года Сталин подписал постановление ГКО №3092с «Об улучшении качества танков, выпускаемых Наркоматом танковой промышленности и Наркоматом среднего машиностроения». На самом деле речь шла не только о Т-70Б, претензий по качеству хватало и по КВ-1с, и по Т-34. В любом случае, была поставлена задача срочно решить вопрос с качеством выпускаемой продукции. Это привело к тому, что Т-80 отошел на второй план, а КЭО ГАЗ им. Молотова занялся улучшением Т-70Б. В марте разработали новую конструкцию облегченного шатуна, улучшили рычаг толкателя бензиновой помпы, а также подготовили документацию на переделанный воздушный фильтр. В виду больших проблем с траками разработали новую конструкцию, состоящую из трех частей, свариваемых друг с другом. Также подготовили чертежи литых траков.
Новая порция изменений, уже внешних, имела место в апреле 1943 года. План полностью выполнить не удалось, вместо 550 танков сдали 500. Вместе с тем, хотя бы удалось сохранить темпы выпуска предыдущего месяца. Самое главное, что качество заводской продукции заметно выросло. С 10 апреля изменился кронштейн ленивца, а с 18 числа ввели ограждение выхлопной системы, устранив проблему с ожогами десанта. С 20 апреля в конструкцию серийного танка был введен новый масляный фильтр, также на машины начали ставиться карбюраторы К-43. Вероятнее всего, примерно в это же время изменилось крепление жалюзи на крышке воздуховода. Если ранее они крепились поперечно, то теперь продольно.
Дальнейшие доработки имели место в мае 1943 года. Кроме того, появился новый люк механика-водителя, штампованной конструкции. Его выпуск освоили на заводе №176 в Муроме. Изначально этот люк завод №176 разработал для Т-80, но первыми стали получать Т-70Б. Также кто-то из смежников ввел установку антенного порта в кормовой части башни. В общей сложности за апрель-май 1943 года было внедрено 37 изменений. Впрочем, это не изменило картину — план снова оказался сорван. Вместо 450 машин завод сдал всего 325 штук. Помимо уже имевшихся проблем, все чаще вопросы возникали к коробкам передач от ЗИС-5, которые для ГАЗ им. Молотова поставлял филиал ЗИС в Миассе. Из войск массово шли жалобы на сильный износ зубьев шестерен. Претензии, впрочем, были и к коробкам передач, которые шли с московского завода ЗИС.
Все эти проблемы оказались ерундой по сравнению с тем, что творилось на ГАЗ им. Молотова в июне 1943 года. В ночь с 4 на 5 июня над заводом появились немецкие бомбардировщики. После первого же налета производству завода был нанесен существенный урон. Бомбежки продолжались вплоть до 22 июня. В предпоследний день, когда немецкие бомбардировщики утюжили завод, оказался уничтожен цех, где производились шины. Часть цехов сгорело, часть получило тяжелые повреждения. Картина усугублялась тем, что ПВО завода оказалась абсолютно не готова к налетам.
Положение стало выправляться только после того, как на место прибыл Берия. А.М. Лившица, директора завода, сняли с должности, директором завода вновь стал срочно вернувшийся в Горький И.К. Лоскутов. Итогом бомбардировки стали огромные разрушения заводской структуры. Сумма ущерба составила более 200 миллионов рублей. Сгорело несколько тысяч станков, многие цеха лежали в руинах.
Даже в таких условиях выпуск Т-70 продолжился. Собирали машины прямо в разрушенных цехах. под открытым небом, параллельно шло восстановления цехов и производства в них. По состоянию на 20 июня имелось, вместе с майским заделом, 206 танков, из которых 60 стояли без траков. Задела по деталям хватало еще на 50-70 танков, узким местом продолжали оставаться траки. В связи с наличием такой проблемы вместо 240-250 машин сдали 128 штук.
Благодаря энергичной работе восстановительных бригад уже в первой декаде июля удалось частично восстановить производство до того состояния, когда танки стали принимать десятками. Это позволило выполнить план в 250 Т-70Б, из них 120 радийных. В августе 1943 года был окончательно воссоздан танковый цех №10, что сказалось и на темпах выпуска. Сдали положенные 360 танков, все радийные. Эти машины, как и июльские, получали башни с антенными портами на кормовом листе. Также танки стали комплектовать радиостанциями 12-РТ. Предполагалось, что Т-70Б получат поручни, их требовали еще в 1942 году. По факту поручни, в отличие от Т-80, так и не ввели. Тот же план в 360 танков был и в сентябре 1943 года, причем завод сдал даже чуть больше — 365 штук. Но судьба Т-70Б была уже решена.
По итогам Курской дуги стало понятно, что дальнейшее производство Т-70 и Т-80 не имеет смысла. Время легких танков поддержки подошло к концу. С другой стороны, база Т-70Б оказалась вполне подходящей для выпуска легких САУ. 21 августа 1943 года Сталин подписал постановление ГКО №3964 «О производстве самоходных артиллерийских установок с 76-мм пушками на Горьковском автозаводе и заводе № 40 Наркомата среднего машиностроения». Согласно постановлению, вместо Т-70Б на ГАЗ им. Молотова организовывалось производство самоходных установок СУ-76М. Некоторое время СУ-76М и Т-70Б выпускались в Горьком параллельно. За октябрь, при плане в 200 танков, сдали 209, а последний Т-70Б сдали в ноябре 1943 года. Итого 3348 Т-70Б за 1943 года, и 5089 штук за всё время. При этом Т-70Б умудрился пережить Т-80, его выпуск прекратился в августе 1943 года.
От Сталинграда до Берлина
В отличие от Т-60, который периодически подвергается нападкам адептов странных теорий, Т-70Б обычно критикуют как-то меньше. Хотя по этому поводу можно криво ухмыльнуться. На всякий случай, первые Т-70Б попали на фронт к началу операции «Уран» (контрнаступление под Сталинградом), а это ноябрь 1942 года. К тому моменту немцы уже прекратили выпуск легких танков «классического» типа. Они, конечно, еще пытались что-то делать с точки зрения танков-разведчиков, но их с легкими танками сопровождения (к этому классу относились Pz.Kpfw.II, Pz.Kpfw.38(t) и Т-70) сравнивать не стоит. По сути речь шла о гусеничных «броневиках», предназначенных для разведки.
По большому счету, и в Красной Армии прекрасно понимали, что к моменту появления не то, что Т-70Б, а просто Т-70, они уже выглядели ограниченно годными. Как средство сопровождения пехоты они еще как-то годились, но не более того. Явным преимуществом Т-70Б стало то, что процент радийных машин, по сравнению с Т-70 и тем более Т-60 (те вообще не получали радиостанции), оказался выше. Самый пик «радийного голода» Красная Армия уже преодолела. Наличие радиостанции повышало эффективность Т-70 как машины-разведчика. Другое дело, что применялись они больше как легкие танки поддержки, на подхвате у Т-34 и КВ. Первые из Т-70 шли в танковые бригады по штату №010/240-010/248. По этому штату из 49 танков 20 было Т-70Б, еще 5 КВ (КВ-1с) и 24 Т-34. Прожил он совсем недолго. Более типовой структурой была танковая бригада по штату № 010/270-010/277 (53 танка, из них 21 Т-70). В любом случае, как видите, Т-70/Т-70Б оказывались в меньшинстве.
Существовали и другие штаты, а также весьма экзотичные по составу соединения, но в целом Т-70Б воевал, в 1942-43 годах, вместе с Т-34. При этом какой танк считался в Красной Армии главным, решили еще до начала Великой Отечественной войны. Особенно это стало понятно во второй половине 1942 года, когда Т-34 подвинул даже производство КВ-1с. По большому счету, И.М. Зальцман организовал бы выпуск Т-34 и в Горьком с Кировым, но там таких возможностей не имелось. Резон оставлять выпуск явно устаревающего танка был простым. Лучше выпускать такой танк, чем вообще никакой. При этом им легко пожертвовали в конце 1942 года, как только решился вопрос, какую легкую САУ будут выпускать.
Нельзя сказать, что Т-70Б, как и Т-70, были бесполезными машинами. Их боевая эффективность оказалась куда выше Т-60. Машина получилась вполне удачной с точки зрения обзорности, имела низкий силуэт, оказалась довольно тихой. Иногда ей везло в боях с более серьёзным противником, тем более что в боекомплекте появился подкалиберный снаряд. Вместе с тем, не стоит стоить иллюзии по поводу боевых возможностей Т-70. Развитие танков и противотанковой артиллерии постепенно снижали боевые возможности легкого танка на поле боя. Окончательно это стало понятно летом 1943 года на Курской дуге. Сами подумайте, каковы шансы этого танка, когда основой немецких бронетанковых сил составляли Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV, не говоря уже о «зверинце». Неудивительно, что в июле-августа 1943 года ГБТУ КА составило доклад с неутешительными выводами. Согласно ему, Т-70Б и Т-80 уже не соответствовали реалиям современного поля боя. Вполне логичным решением стала замена их на СУ-76М.
Несмотря на сложившуюся летом 1943 года ситуацию, это совсем не означало, что Т-70Б очень быстро исчезнут с первой линии. Для начала, эти танки часто шли в качестве командирских машин в самоходных артиллерийских полках, вооруженных СУ-76М. Кроме того, часть танковых бригад и танковых полков продолжало использовать подобные машины. Для понимания, на 1 января 1944 года числилось еще 2508 Т-70 и Т-70Б, из них непосредственно на фронте 1284 штуки. Они самым активным образом использовались в боевых операция первой половины 1944 года.
Кое-где танки семейства Т-70 служили еще дольше. Прежде всего это касалось Ленинградского фронта, где и летом, и осенью 1944 года попадались не то, что Т-70, а Т-60 и даже Т-26. Ныне выставленный в танковом музее Парола трофейный Т-70 был как раз захвачен в этот период. Также немалое число Т-70Б использовались танковыми полками при кавалерийских дивизиях. Создается впечатление, что эти полки в принципе получали матчасть по остаточному принципу. Вы хорошо представляете кавалеристов, которых поддерживают «Матильды»? А было и такое. Довольно много Т-70 было на 1-м Украинском фронте. Неудивительно, ибо одним из заводов, который их ремонтировал, был БТРЗ №7 (г. Киев).
Осенью 1944 года активность применения Т-70 и Т-70Б пошла на спад. К 1 января 1945 года из 1754 танков данного типа на фронте числилось всего 272 штуки. Тем не менее, последнее применение Т-70 случилось в районе Берлина. Вполне достойный о боевой путь для машины, которая фактически была эрзацем. Как и Т-60, в мирное время Т-70 и Т-70Б вряд ли бы появились на свет. Вскоре после окончания войны 70-ки списали, в основном сохранились танки-памятники. Также часть танков восстановили из кусков. Из более трех десятков Т-70 большинство — это как раз Т-70Б.
Список источников
-
-
- ЦАМО РФ
- РГАЭ
- РГАСПИ
- РГАКФД
- Фотоархив автора
-