Юрий Пашолок. Лучший легкий танк конца Второй мировой войны

12

История Light Tank M24, ставший последним американским танком, выпускавшимся в годы Второй мировой войны

Содержание:

Появившись ближе к концу Первой мировой войны, легкие танки очень быстро стали самыми массовыми образцами бронетанковой техники. Они имели ряд преимуществ перед танками более тяжелых классов. Не всегда самые дешевые (именно такая ситуация была с Renault FT), они оказывались более надежными, обладали более высокой подвижностью, их оказывалось проще обслуживать и доставлять на поле боя. Кроме того, такие танки оказывались по карману даже небогатым странам. Всё это привело к тому, что в 20-е и 30-е годы самыми массовыми были именно легкие танки. Они же оставались самыми массовыми танками в первые годы Второй мировой войны. Впрочем, первые же бои показали, что легкие танки имеют ограниченные боевые возможности. Это отмечалось еще в Первую мировую войну, но в межвоенный период особых вариантов не имелось. Во Вторую мировую войну ситуация быстро изменилась. Самым массовым становился средний танк, оптимальный с точки зрения соотношения характеристик.

Light Tank M24 в Италии, 1945 год

Light Tank M24 в Италии, 1945 год

В ходе Второй мировой войны основная часть стран, имевших мощную танковую промышленность, постепенно избавлялась от легких танков. Первыми это сделали англичане, в Германии классические легкие танки продержались до второй половины 1942 года. В СССР с легкими танками завязали после Курской дуги. Вместе с тем, имелась одна страна, которая и не думала прекращать выпуск легких танков. Речь идет о США. С одной стороны, уже к 1942 году постепенно средние танки стали составлять большинство в американской армии. С другой стороны, американцы не собирались сворачивать разработку легких танков. Такая настойчивость принесла результаты. Лучшим легким танком конца войны стал Light Tank M24. Более того, его карьера растянулась на десятилетия, на что имелись веские причины.

Заменитель Стюарта

Не стоит думать, что американцы имели какой-то свой, уникальный путь развития. По большому счету, главной разницей между тем, что происходило в других странах, стал взгляд на то, каким должен быть легкий танк. В 30-е годы по этому поводу имелись разные точки зрения. Два основных направления задали англичане. Первое — танк-разведчик боевой массой 4-5 тонн, ответвлением от этой концепции стал разведывательный танк-амфибия. Вторым направлением стал легкий танк сопровождения боевой массой 6-10 тонн. Англичане поставили на разведчиков, кто-то (СССР и Германия) имели легкие танки двух типов. Американцы же выбрали самый правильный подход. Они совместили подвижность разведчика с боевыми возможностями легкого танка сопровождения. Поначалу это выглядело не так очевидно, но в 1940 году началось серийное производство Light Tank M2A4. Такого танка не было ни у кого: машина имела высокую подвижность, при этом ее вооружение оказалось едва ли не самым мощным в классе.

Второй пилотный, он же первый серийный Light Tank T24

Второй пилотный, он же первый серийный Light Tank T24

На этом фоне не стоит удивляться, что развитие платформы Light Tank T2E1, начавшееся еще в 1935 году, продолжалось столь долго. Боевые возможности Light Tank M3 и M5, которые появились в 1941 и 1942 годах соответственно, оказались существенно шире, чем у одноклассников. Машины сохраняли высокую подвижность, а также вполне могли «бодаться» с целым рядом танков своего времени. При этом американские военные не почивали на лаврах, а продолжали изучение вопроса, как получить более совершенный легкий танк. И даже тут они во многом повторили те же ошибки, которые совершили в других странах. Касалось это и повышения броневой защиты. Вместо легкого танка получился средний. Правда, в Советском Союзе 25-тонный легкий танк так и не стали строить, а у немцев VK 16.02 не вышел за рамки опытной машин. Американцы же свой Medium Tank M7 даже запустили в серию.

Серийные танки были ровно такими же

Серийные танки были ровно такими же

Отличием тупиковой, вроде бы, программы Light Tank T7 стало то, что наработки по ней широко использовались в других танках. Сдвоенное управление и люки отделения управления, перенесенные на крышу, появились на Light Tank M5. Кроме того, желание усилить огневую мощь никуда не пропало, как и необходимость сделать башню трехместной. Как выяснилось, 75-мм орудие M3 вполне может устанавливаться и на платформу Light Tank M5. Это привело к запуску программы Light Tank T24, спецификацию по которому утвердили 1 апреля 1943 года. Танк во многом компромиссный, но как показали дальнейшие события, он стал лучшим решением. За счет использования уже отработанных на Light Tank M5/M5A1 агрегатов освоение машины на заводах упрощалось. Опыт предыдущих разработок также пошел на пользу, касалось это и торсионной подвески. Пригодился и опыт по установке 75-мм орудия M3 в Medium Tank M7. Орудийная установка Light Tank T24 получилась другой, тем не менее, кольцевой откатный механизм впервые испытали на Light Tank T7E2.

Число производственных площадок сократили до 2 - Cadillac и US Racine Tank Division

Число производственных площадок сократили до 2 — Cadillac и US Racine Tank Division

На сей раз Департамент Вооружений и Комитет по Вооружениям действовали более осторожно. Американское командование, как и советское, уже имело негативный опыт запуска в серию боевых машин «с колес», то есть без серьёзной обкатки на опытных образцах. Итогом стало появление GMC T70 и Medium Tank T23. Если с первыми как-то удалось решить вопрос за счет переделки их в спецмашины AUV M39, то Medium Tank T23 вообще никак не пригодились, а серию напечатали. Поэтому Light Tank T24 запускали в серию постепенно. Такой подход явно пошел на пользу. Второй пилотный образец (регистрационный номер U.S.A. 30112594), который был построен в апреле 1944 года, имел ряд отличий от предшественника. Прежде всего, это касается башни, которая получила командирскую башенку, новый люк заряжающего и измененный вертлюг зенитного пулемета.

8 танков майского выпуска ушли на войсковые испытания. По их итогам машину стандартизировали как Light Tank M24

8 танков майского выпуска ушли на войсковые испытания. По их итогам машину стандартизировали как Light Tank M24

Первым к производству Light Tank T24 подключился Cadillac, головной завод по разработке и серийному выпуску машины. Еще осенью 1944 года с Cadillac заключили контракт T-11120 на изготовление 1000 танков данного типа. Второй пилотный образец стал головным по контракту, далее, в мае 1944 года было сдано еще 24 машины. Они были идентичны второй пилотной машине. 8 танков майского выпуска было решено направить на различные испытания, дабы выявить возможные проблемы. Впрочем, на сей раз машина оказалась лишенной глобальных проблем. Это позволило Комитету по Вооружениям 22 июня 1944 года выступить с предложением стандартизировать Light Tank T24. Окончательно стандартизацию, как Light Tank M24, утвердили 24 июля 1944 года.

Типовой Light Tank M24 выпуска второй половины 1944 года. Машина почти не менялась

Типовой Light Tank M24 выпуска второй половины 1944 года. Машина почти не менялась

Согласно изначальным планам, внедрение Light Tank T24 предполагалось проводить плавно. Первые 25 танков сдавали в мае 1944 года, а в июне их ожидалось 50 штук. Также в июне 1944 года Cadillac прекращал выпуск Light Tank M5A1. В общем и целом план выполнялся, но в июле 1944 года объем заказа вырос до 5000 танков. И это только начало. Исходя из имеющихся документов, общее число запланированного выпуска Light Tank M24 составляло 10318 штук. В июле 1944 года к производству подключился US Racine Tank Division. С подразделением Massey-Harris заключили контракт T-12367 по выпуску 250 танков, получивших регистрационные номера U.S.A. 30119020-30119269. Выпуск на US Racine Tank Division разворачивался медленно, последние танки по контракту T-12367 сдали в январе 1945 года. Впрочем, и Cadilac поначалу не то, чтобы числился в передовиках производства. Последние машины по контракту T-11120 (регистрационные номера U.S.A. 30112594-30113593) сдали в ноябре 1944 года. Впрочем, дальше производство постепенно нарастало. Последние 136 танков по контракту T-11120 сдали вместе с 241 танками по «короткому» контракту T-12368 (550 танков с регистрационными номерами U.S.A. 30119270-30119819). Контракт этот завершили в декабре 1944 года, сдав также 190 машин по новому контракту — T-13780-1 (1548 танков с регистрационными номерами U.S.A. 30120329- 30121876).

По планам, в серийном M24 стояла пушка M6, но по факту большинство воевавших машин имели орудие M5

По планам, в серийном M24 стояла пушка M6, но по факту большинство воевавших машин имели орудие M5

Надо сказать, что в ходе производства машина менялась крайне незначительно. К концу 1944 года (вероятнее, с контракта T-13780-1) в носовой и кормовой части корпуса появились бонки для крепления различного инженерного оборудования. Более интересно выглядела ситуация с орудием. Дело в том, что официально орудие T13E2 стандартизировали как M6. Кольцевой откатный механизм T33 стандартизировали как M64. Вопрос в том, что реально M6 в производство, как минимум, весь 1944 год, не шла. На танки продолжали ставить стволы авиационной пушки M5 с характерными кольцами. Выпуск M6 начался в 1945 году, причем на воевавшие машины эти пушки почти не попали. Смех ситуации в том, что даже в руководстве M5 обозначается как M6. Написанному не верить!

Финальная версия зенитного пулемета оказалась такой же неудобной

Финальная версия зенитного пулемета оказалась такой же неудобной

В 1945 году выпуск Light Tank M24 шел весьма бодро. US Racine Tank Division в январе 1945 года начал исполнять контракт T-13781-1 на выпуск 360 танков с регистрационными номерами U.S.A. 30121877-30122236. Вторую часть контракта, T-13781-2, завод начал исполнять в марте 1945 года. Он предполагал выпуск 415 танков с регистрационными номерами U.S.A. 30139011-30139425. С ним US Racine Tank Division справился в июне 1945 года, после чего начал действовать третий контракт — T-13781-3. Изначально он предполагал выпуск 295 танков с регистрационными номерами U.S.A. 30142464-30142758. Четвертая и пятая часть контракта T-13781 предполагала выпуск 255 и 600 танков соответственно. Cadillac ожидали более существенные цифры. Контракт T-13780-1 в Детройте прекратили исполнять в мае 1945 года. Далее предполагался контракт T-13780-2 на выпуск 1743 танков с регистрационными номерами U.S.A. 30137268-30139010.

Ставка на отработанные агрегаты оправдалась. Танк остался почти таким же подвижным, как и M5A1

Ставка на отработанные агрегаты оправдалась. Танк остался почти таким же подвижным, как и M5A1

Грандиозные планы по выпуску Light Tank M24 пришлось сворачивать летом 1945 года. Причина прозаична — война в Европе закончилась. Уже в июле 1945 года Cadillac резко сократил объем выпуска, а в августе сдал последний танк с регистрационным номером U.S.A. 30137761. Контракт T-13780-2 ограничился 494 танками, а в общей сложности в Детройте сдали 3592 Light Tank M24. US Racine Tank Division последний Light Tank M24, получивший регистрационный номер U.S.A. 30142577, также сдали в августе 1945 года. Вместо 295 танков по контракту T-13781-3 сдали 114 штуки, а общий объем составил 1139 штук. Итого 4731 штука, меньше половины от заказа. Вряд ли можно сказать, что это мало, с учетом того, что массовый выпуск танка начался в июле 1944 года.

Удача в легком классе

За счет довольно ритмичного графика поставок Light Tank T24 уже к концу июня 1944 года первые танки данного типа прибыли в танковое депо Лима. Оттуда они уже распределялись по войскам. На 11 июля 1944 года туда прибыло 66 танков, из них 11 ушло в строевые части. При этом поначалу отгрузки шли не особо быстро. По состоянию на 4 сентября 1944 года в войска ушло всего 87 танков. При этом на поле боя Light Tank M24 попали в декабре 1944 года.

Перед началом боевой карьеры Light Tank M24 долго обкатывали

Перед началом боевой карьеры Light Tank M24 долго обкатывали

С появлением Light Tank M24 в боевых частях связан один курьёзный момент. Дело в том, что новый легкий танк был мало похож на другие американские боевые машины. Зато издали напоминал «Пантеру». Поэтому в декабре 1945 года была устроена целая серия презентаций для американских военных. Более известна она как Panther pup. Спустя два десятилетия французский M24 «сыграл» немецкий танк в фильме «Горит ли Париж?». Такая вот гримаса судьбы.

Перед началом массовой эксплуатации танк часто показывали американским военным, чтобы они его не перепутали

Перед началом массовой эксплуатации танк часто показывали американским военным, чтобы они его не перепутали

Первым подразделением, которое получило новые танки, стал 740-й танковый батальон. По сути он «подрезал» два танка, которые предназначались другим подразделениям. Остальные 18 машин первой партии попало в 744-й танковый батальон, но он пошел в бой уже позже. Дебютом стало участие в отражении немецкого контрнаступления в Арденнах. Машина быстро заслужила высокую оценку за подвижность и более мощное вооружение. При этом шла критика за тонкую броню, но это норма. Справедливости ради, броня большинства американских танков того периода прошивалась немецкими снарядами калибра 75 мм и выше. То есть почти всем.

Машина получила положительные отзывы, хотя ругани по поводу слабой брони тоже хватало

Машина получила положительные отзывы, хотя ругани по поводу слабой брони тоже хватало

Тонким моментом было то, что в разведывательные подразделения Light Tank M24 стали поступать с февраля 1945 года. Тогда же Light Tank M24 стал плюс-минус массовым танком. Хотя о реальной массовости можно было говорить с марта 1945 года, когда в частях насчитывалось уже 364 танка. К апрелю их уже имелось 736 штук, а к маю — 1163. При этом основными получателями значились бронетанковые дивизии.

С февраля 1945 года эти танки стали массово поступать в части, где они заменяли Light Tank M5A1

С февраля 1945 года эти танки стали массово поступать в части, где они заменяли Light Tank M5A1

Когда новые танки стали попадать в те подразделения, которым они, прежде всего, предназначались, реакция оказалась более положительной. Это объясняется тем, что танк имел такое же, с точки зрения огневой мощи, орудие, как на Medium Tank M4. Во только подвижность оказалась не в пример выше, да и силуэт ниже. В основном критика шла на установку зенитных пулеметов (с ними беда была почти у всех американских танков), также требовалась более мощная защита днища. В остальном машину встретили очень тепло. Неудивительно, что весной 1945 года начался стремительный процесс перевооружения на Light Tank M24.

Мешками обкладывали и эти танки

Мешками обкладывали и эти танки

На конец войны чуть больше трети легких танков в американских подразделениях составляли новые машины. В общей сложности они попали в 16 подразделений, из них большинство сражалось на северо-западе. В Италии сражался 752-й батальон легких танков, плюс M24 имелись в 1-й бронетанковой дивизии. Также эти танки передавались морской пехоте, но там их не оценили. 10 штук, переданных морской пехоте, использовали на тестах, после чего сдали на склады.

Очень поздний M24 на новых траках и с пушкой M6

Очень поздний M24 на новых траках и с пушкой M6

Американцы оказались не единственными, кто использовал Light Tank M24 в боях Второй мировой войны. В 1944 году англичане заказали 842 танка данного типа, они получили обозначение Chaffee I. То есть в честь генерала Эдны Чаффи именовались именно английские машины, а не американские. Первый заказ предполагал поставку 400 танков с регистрационными номерами T.330410-T.330809. Впрочем, за 1944 год поступило всего 202 танка, плюс 99 в 1945 году (иные цифры — 289 штук). Небольшое число этих машин попало в разведывательные подразделения 7-й бронетанковой дивизии. Два танка безвозвратно потеряли, дальше они служили в BAOR (British Army of the Rhine, или Британская Рейнская Армия).

Прохождение парадным строем колонны американских легких танков Light Tank M24 из состава 756-го танкового батальона 3-й бронетанковой дивизии, осень 1945 года

Прохождение парадным строем колонны американских легких танков Light Tank M24 из состава 756-го танкового батальона 3-й бронетанковой дивизии, осень 1945 года

Можно уверенно говорить о том, что Light Tank M24 стал лучшим из американских танков нового поколения, которые массово использовались в последних боях Второй мировой войны. Во-первых, их применение, в отличие от Heavy Tank T26E3, носило не локальный характер. Больше 1000 штук на конец войны — это уже внушительная цифра. Во-вторых, этот танк оказался лишен серьёзных дефектов. Для сравнения, за Heavy Tank T26E3 ездила толпа машин обслуживания, дабы поддерживать необходимый уровень боеготовности. В-третьих, машина оказалась тепло встречена в войсках. Наконец, ее карьера продолжалась несколько десятилетий. «Першинги» ушли на покой значительно позже. О том, что происходило с Light Tank M24 после войны, стоит поговорить подробнее и отдельно. Но сам факт такой службы говорил о многом. Одним словом, с легким танком американские военные не ошиблись.

Список источников

      1. US NARA
      2. ЦАМО РФ
      3. Фотоархив автора
      4. Stuart History of the American Light Tank, Vol. 1, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1992
      5. M24 Chaffee Light Tank 1943–85, Steven J Zaloga, Osprey Publishing, 2003
      6. usautoindustryworldwartwo.com
      7. m24chaffee.com

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/luchshii-legkii-tank-konca-vtoroi-mirovoi-voiny-62c471b0383dba4b1b00ae87?&

Подписаться
Уведомить о
guest

5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account