Юрий Пашолок. Лучший из пехотных танков

19

Юрий Пашолок. Лучший из пехотных танков

К 85-летию принятия на вооружение пехотного танка Valentine, он же Infantry Tank Mk.III

По поводу танков, которые выпускались английской промышленностью, можно сказать два слова — всё сложно. Само по себе то, что происходило на ниве бронетехники у англичан, вызывает изумление. Страна с такой развитой промышленностью, находившаяся в авангарде танкостроения, за период с конца 20-х по середину 30-х годов умудрилась разбазарить всё превосходство. При этом главными достижениями воспользовались другие страны, включая главных противников. По большому счету, в середине 30-х годов случился рестарт почти с нуля, причем далеко не все из новых разработок оказались удачными.

Один из ранних Valentine I

Один из ранних Valentine I

4 (в других источниках 14) апреля исполнилось 85 лет принятию на вооружение Infantry Tank Mk.III, более известного как Valentine. Об этом танке часто вспоминают на 14 февраля, в виду его индекса. Между тем, танк этот крайне примечателен. Помимо того, что на него английские военные согласились со второй попытки, он оказался самым массовым английским танком времен Второй мировой войны. Причем, будете смеяться, больше всего он пригодился отнюдь не англичанам. Valentine стал лучшим из пехотных танков, обладая внушительным запасом по модернизации вооружения.

Лесли Литтл, создатель самого массового английского танка Второй мировой войны

Лесли Литтл, создатель самого массового английского танка Второй мировой войны

История этого танка началась с очередной неудачи английских военных. Изначально они заказывали 6-тонный пулеметный и 15-тонный пушечно-пулеметный пехотные танки. В последнем случае Vickers, под руководством Лесли Литтла, работал над танком, известным как A10. Но дальше требования изменились, и 15-тонный танк превратился в 25-тонный. Поэтому в 1937 году появился заказ на третий по счету пехотный танк, тоже 15-тонный. С перспективами, что его снова «надуют». Но тут английские военные получили неожиданный отпор.

Первый образец Infantry Tank Mk.III

Первый образец Infantry Tank Mk.III

Первый вариант пехотного танка, который носил кодовое обозначение Valentine, был представлен 10 февраля 1938 года. Вместо трехместной башни он получил двухместную, вооружение состояло из 40-мм автоматической пушки Vickers. Сам танк изготавливался на базе A10, который, как уже говорилось выше, исходно предполагался пехотным танком. Машина получила броню толщиной 60 мм по периметру. Можно сказать, промежуточное решение между A11 и A12. Естественно, тут же появилась идея усилить броню до 75 мм и посадить третьего человека в башню. Но неожиданно английские «улучшатели» услышали слово «нет». Любые попытки влезть корявыми клешнями в проект заканчивались одинаково.

Matilda I и догоняющий ее опытный Infantry Tank Mk,III. Снимок символичный - вскоре Infantry Tank догнал и обогнал

Matilda I и догоняющий ее опытный Infantry Tank Mk,III. Снимок символичный — вскоре Infantry Tank догнал и обогнал

Упорство Лесли Литтла привело к тому, что изначально от Valentine отказались. Именно поэтому у него нет кодового обозначения A##, присущего английским танкам. Но Литтлу явно было на это плевать. Он прекрасно понимал, что вмешательство закончится перегрузкой танка, со всеми вытекающими последствиями. В итоге «улучшатели» были вынуждены сдаться. То, что произошло 85 лет назад, иначе, как унижением Военного Министерства, не назовешь. Танк приняли на вооружение именно в том виде, как предполагал Лесли Литтл, то есть с двухместной башней и 60-мм броней по периметру. Боевая масса составила 16 тонн, а вооружение поменяли на 2-фунтовую (40-мм) полуавтоматическую пушку.

В процессе производства

В процессе производства

Уже вскоре стало понятно, насколько главный конструктор Vickers по танкостроению был прав. Первый Infantry Tank Mk.III, так машина именовалась официально, изготовили в апреле 1940 года. В июне того же года сдали 7 танков, а дальше объемы стали резко расти. В результате чуть более чем за полгода Infantry Tank Mk.III сдали почти столько же, сколько за год Infantry Tank Mk.II. Дальше производства машины стало расти еще больше. К концу сентября 1941, когда танк переименовали в Valentine (уже официально), их сдали 1095 штук. Больше, чем любой другой английский танк того периода.

Вместо тысячи слов. Цифры говорят сами за себя

Вместо тысячи слов. Цифры говорят сами за себя

Секрет успеха заключался в оптимальной конструкции, а также использовании отработанных агрегатов. В качестве силовой установки использовались автобусные моторы, сначала бензиновый, а затем дизельный. Поскольку со сваркой у англичан была беда, танк собирался на болтах и заклепках. При создании Infantry Tank Mk.III учли опыт A11 (Infantry Tank Mk.I), а также A10. В результате новый пехотный танк получился более простым, более дешевым, более защищенным и более надежным. С точки зрения вооружения он был равнозначен Infantry Tank Mk.II (Matilda), но заметно быстрее его. Да, машина неспешная, но скорость 20-25 км/ч она стабильно держала и по шоссе, и по проселку.

Очень быстро Valentine стали массовыми танками

Очень быстро Valentine стали массовыми танками

Самое интересное в истории Valentine заключается в том, что у англичан Valentine на первой линии задержался всего на полтора года. Боевое крещение они приняли в ноябре 1941 года, а уже весной 1943 года танки данного типа активно заменяли на «Шерманы». Причина была не в том, что танк плохой. А скорее в том, что пехотный танк не особо годился для африканского ТВД. Там, где большие открытые пространства, танк со скоростью 25 км/ч становился мишенью. Естественно, хотелось чего-то более быстрого. Но при этом плохим Valentine называть очень сложно. Как тут не вспомнить ситуацию, когда английские танкисты с удивлением видели Valentine весной 1945 года. Причем в своей же армии. Да, они доехали до Германии, почти «то, чего не может быть».

Впрочем, на первой линии у англичан Valentine продержался сравнительно недолго

Впрочем, на первой линии у англичан Valentine продержался сравнительно недолго

У Valentine до самого конца войны оставалась ниша в виде «танка поддержки пехоты». Именно то, для чего он и создавался. И если в английской армии эта ниша пропала, то в Красной Армии — нет. У нас имелась огромная проблема с танком сопровождения. Замены Т-26 всё никак не получалось, а история Т-50 была больше похожа на фарс. В результате MK-III, как у нас эти танки именовали чаще всего, занял нишу танка сопровождения. Надо отметить, что его вполне сравнивали с Т-50, но считали скорее средним танком. Порой машину записывают в легкие танки, тут уже возможны варианты.

Valentine V в Красной Армии. За счет небольшой переделки башня стала трехместной

Valentine V в Красной Армии. За счет небольшой переделки башня стала трехместной

В любом случае, у нас MK-III, или «Валентин», плотно занял свою нишу. Он стал самым массовым зарубежным танком, который воевал в 1941-44 годах. Их всё еще было много и в 1945 году. Это единственный танк, который к нам поставлялся без перебоев. При этом у нас на поставке MK-III настаивали. Почти все Valentine канадского производства также ушли в Советский Союз. Последние танки данного типа поступили осенью 1944 года. Ни один другой зарубежный танк к нам не поставлялся так долго.

Почти все канадские Valentine ушли в Красную Армию

Почти все канадские Valentine ушли в Красную Армию

Назвать верхом совершенства Valentine вряд ли получится. Кроме того, отсутствие осколочно-фугасных снарядов снижала эффективность машины на поле боя. Вместе с тем, машина эта была вполне удачной «рабочей лошадкой». Танк получился не только довольно низким, но и тихим. С конца 1941 года на него стали ставить американские дизельные моторы GM, кстати, тоже автобусные. Официально у них была мощность 125-130 лошадиных сил, но на самом деле в Valentine ставили двигатели мощностью 160 лошадиных сил. В результате танк ехал выше паспортной скорости.

Valentine IX, башня стала двухместной, но зато огневая мощь заметно выросла

Valentine IX, башня стала двухместной, но зато огневая мощь заметно выросла

За счет минимальных переделок удалось получить трехместную башню, на которой так настаивали английские военные. А затем эта башна стала базой для Valentine IX и X, которые получали 6-фунтовую (57-мм) пушку. То, о чем Matilda могла только мечтать. Valentine XI и вовсе получил 75-мм пушку. Как раз такие танки и воевали в английской армии весной 1945 года. Также шасси Valentine оказалось единственным в английской армии, которое использовалось для реально воевавших САУ. Сначала на свет появилась Bishop, а затем Archer. Обе машины были довольно странными, зато они массово использовались в английской армии. В отличие от Avenger, которые повоевать не успели.

Archer, самая массовая английская САУ военного периода, созданная на английском шасси

Archer, самая массовая английская САУ военного периода, созданная на английском шасси

Можно уверенно говорить о том, что в случае с Valentine получился оптимальный пехотный танк. Являясь родственником Vickers Mk.E (создал эти два танка один человек), Valentine сочетал в себе массовость, простоту, вполне адекватную надежность и адекватную защиту. По большому счету, ему не хватало только адекватного вооружения, которое появилось уже позже. Также удалось правильно выбрать весовую категорию. Грустная история наследников Valentine, прежде всего Valiant, четко показала, что Лесли Литтл был прав. Как только английским военным отпускали руки, они начинали творить ерунду. А потом жаловаться, что танк плохой. Видимо, поэтому самым массовым английским легким танком был Stuart, а самым массовым английским средним — Sherman.

Символизм в высшей степени. Шасси E-100 и Valentine XI

Символизм в высшей степени. Шасси E-100 и Valentine XI

Своим существованием Valentine наглядно показал, что концепция танка сопровождения была вполне жизнеспособной. Просто не надо пытаться объять необъятное. То, что Valentine еще полтора десятка лет прослужил после окончания Второй мировой войны, тоже показатель. Да, танк не выдающийся. Та самая рабочая лошадка, которая обычно всё и вытягивает. То, что этот танк весну 1945 года встретил в Германии, тоже символично. Очередная фига в рукаве от Лесли Литтла.

Список источников:

      1. British Infantry Tank Mk III Valentine, Part 1, Dick Taylor, Progress Publishing, 2011
      2. British Infantry Tank Mk III Valentine, Part 2, Dick Taylor, Progress Publishing, 2010
      3. Into the Vally: The Valentine Tank and Derivatives 1938–1960, Dick Taylor, MMP Books, 2012
      4. IWM
      5. US NARA
      6. ЦАМО РФ
      7. Фотоархив автора

источник: https://dzen.ru/a/ZgEVRkUY8WlJq9V-

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account