Юрий Пашолок. Лучшее из имеющегося

13
Юрий Пашолок. Лучшее из имеющегося

Юрий Пашолок. Лучшее из имеющегося

Поражение, нанесенное Британскому Экспедиционному Корпусу во Франции, поставил англичан в крайне тяжелое положение. Дело в том, что во Францию спешно перебросили большую часть резервов, имевшихся по бронетанковой техники. А с ней у англичан было совсем скудно. В ходе эвакуации удалось вернуть обратно 14 крейсерских танков и 11 легких танков, но это капля в море. Кроме того, оказались потеряны все пехотные танки. И если в случае с Infantry Tank Mk.I потеря была не столь страшной, ибо машина показалась никакой, то Infantry Tank Mk.II был на тот момент лучшим, что имелось у англичан. Выпуск данных танков начался осенью 1939 года, за первый год удалось сдать 24 машины, а за первый квартал 1940 года — еще 27. Первой частью, на вооружение которой попал Infantry Tank Mk.II, стал 7-й Королевский танковый полк. Всего к 10 мая 1940 года там насчитывалось 23 танка данного типа, и именно они дебютировали под Аррасом. Несмотря на то, что дебют оказался скомканным, всё же машина показала себя неплохо. Кто же знал, что немцы вероломно будут применять против танков совсем не противотанковую артиллерию?

Собственно говоря, понимание, что в лице Infantry Tank Mk.II удалось получить вполне удачную машину, появилось еще до ее боевого дебюта. Дополнительным плюсом было то, что машина могла выпускаться на целом ряде предприятий. Как раз это и произошло во втором квартале 1940 года. Если до того танк выпускались на заводе Vulcan, то с марта 1940 года началось производство на Harland & Wolff и Ruston & Hornsby, в мае подключилась фирма NBL, а в июне John Fowler. В результате количество поставленных танков выросло до 101. Может показаться, что сумма небольшая, но тех же Cruiser Tank Mk.IV за второй квартал 1940 года сдали всего 75 штук. Всего же за 1940 год промышленности удалось сдать 356 пехотных танков. При этом танк постепенно менялся, так что к весне 1941 года выпускалась уже совсем другая версия. Она стала основной на 1941 год, впрочем, титул «королевы поля боя» достался не ей.

Первоначально Infantry Tank Mk.II выпускался со спаркой дизельных моторов AEC A183/A184,а также с пулеметом Vickers в массивном кожухе. Как раз такие танки и воевали во Франции. В 1939 году на вооружение британской армии был принят танковый пулемет BESA. Весной 1940 года начался выпуск танков с такими пулеметами, они получили обозначение Infantry Tank Mk.IIA. Вот как раз «королевами поля боя» были именно эти машины. Над машиной продолжали экспериментировать. Дело в том, что обнаружились претензии к тракам. Изначальная конструкция зимой 1939-40 года показала себя плохо, поскольку обеспечивала недостаточное сцепление с грунтом. Для устранения проблемы на каждый трак стали наваривать грунтозацепы, но в результате ресурс трака резко снизился. В марте 1941 года на испытания вышло сразу пять типов траков. Наиболее сбалансированным оказался литой трак, разработанный Ford. В переписке он также именуется как Ford Box. При его установке средняя скорость незначительно падала (с 20,6 до 20,1 км/ч), но при этом он обладал более высоким сцеплением с грунтом. По итогам доработок именно этот трак и стал основным. Как раз он и оказался типовым для наиболее массовой версии танка 1941 года.

Infantry Tank MK.IIA* и Mk.IIA в ходе учений, 1941 год. Хорошо видна разница в траках

Infantry Tank MK.IIA* и Mk.IIA в ходе учений, 1941 год. Хорошо видна разница в траках

Одним из узких мест у англичан были двигатели, в связи с чем на некоторых танках пришлось их менять на другую модель. Случилось это весной 1941 года и с Infantry Tank Mk.II. Вместо двигателей AEC A183/A184 на него было решено установить спарку дизельных моторов Leyland E148/E149. Эти моторы объемом 6,8 литров и мощностью 95 лошадиных сил, аналогично предшественникам, имели автобусное происхождение. Производство танков с моторами Leyland началось в мае 1941 года, они получили обозначение Infantry Tank Mk.IIA*. Внешне их можно отличить по переработанной выхлопной системе и соответствующими изменениями кормовой части корпуса. Запуск в серию новой модификации не помешал некоторым производителям выпускать Infantry Tank Mk.IIA еще некоторое время. Тем не менее, наиболее массовой версией стал Infantry Tank Mk.IIA*, который в сентябре 1941 года переименовали в Matilda III.

От предыдущей версии танк легко можно отличить по выхлопной системе

От предыдущей версии танк легко можно отличить по выхлопной системе

Надо сказать, что Matilda III продолжала меняться и далее. Двигатели Leyland E148/E149 заменили на Leyland E164/E165. Изменилась конструкция ходовой части: вместо поддерживающих катков на танках позднего выпуска стали использовать полозья. Немного поменялась конструкция бронировки орудийной маски, переделанной по итогам боевого применения. Под люком-пробкой механика-водителя появился прилив, благодаря чему снизилась вероятность поражения танкиста снарядами. После установки радиостанции №19 изменилось крепление антенны. Кроме того, с июня 1941 года стала выпускаться модификация Matilda III CS, которая вместо 2-фунтового орудия оснащалась 76-мм гаубицей. В ее боекомплекте имелись осколочно-фугасные и дымовые снаряды. Также, к концу производства данной версии, на корме появился дополнительный топливный бак. Переделки шли параллельно с ростом выпуска. Уже к концу сентября 1941 года удалось сдать 1095 Matilda II и Matilda III. По этой причине именно последний чаще всего попадается в кадрах хроники, связанных с учениями в метрополии.

На учениях в метрополии

На учениях в метрополии

Некоторая комичность ситуации заключается в том, что Matilda III были хоть и самыми массовыми на 1941 год, но отнюдь не самыми массовыми на фронте. Оказались они там не раньше конца 1941 года, когда Matilda уже утратили былую славу. Больше того, значительная часть этих машин ушла в Красную Армию и Австралию. В общем, оценили больше новинку не англичане, а их союзники.

Статья по Matilda:

https://warspot.ru/9192-vremennaya-koroleva-polya-boya

источник: https://yuripasholok.livejournal.com/12995405.html

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account