16
Юрий Пашолок. Личинка танка-разведчика

Юрий Пашолок. Личинка танка-разведчика

Французский полугусеничный броневик-разведчик Citroën P 28, первая машина семейства AMR

После окончания Первой мировой войны в подавляющем большинстве стран объемы работ по новым видам вооружения и военной техники существенно снизились. Причины прозаичны: война пожирала огромные ресурсы, в том числе и финансовые, дальше так продолжаться не могло. Касалось это и французской военной промышленности. Амбициозные программы вроде выпуска нескольких сотен сверхтяжелых танков FCM 2C пришлось сворачивать, поскольку целей для них уже не было. Урезались и другие программы разработки бронетанковой техники. Надо сказать, что отчасти урезание бюджетов благотоворно сказалось на дальнейшем развитии событий. После окончания Первой мировой войны ее наследие в виде нескольких тысяч легких танков Renault FT еще долго тянуло французскую армию мертвым грузом. Будь таких танков еще больше, ситуация могла оказаться еще хуже. Французам и так не позавидуешь: в отличие от англичан, которые послевоенную программу начали почти с чистого листа, их коллегам довольно долго приходилось заниматься развитием танка, работы по которому начались еще в 1916 году. Не говоря уже о том, что идейные вдохновители всего этого безобразия мыслями так и остались на полях сражений Первой мировой войны.

Citroën P 26 A, командирский вариант, который в серию не пошел

Citroën P 26 A, командирский вариант, который в серию не пошел

В этом смысле довольно интересно посмотреть на то, как складывались дела в другом сегменте французской армии — кавалерии. Ее груз Первой мировой войны давил гораздо меньше, поскольку танков кавалеристам и не полагались. Им они, впрочем, и не особо оказались интересными. Танки в то время были крайне неспешными, что лишало смысла в их наличии. В середине 20-х годов кавалерия внимательно следила за работами по Renault NC-2, поскольку ожидался существенный рост скорости, но результат разочаровал. Между тем, в 1925 году появилась альтернатива танкам. В этот год начались поставки полугусеничных бронемашин Citroën 10 HP P 4 T. Данные бронемашины стали развитием темы ходовой части Адольфа Кегресса. Совместно с Андре Ситроеном он стал продвигать полугусеничную схему и ходовую часть своей разработки. Резинотканевая гусеничная лента, которая далее получила металлические подушки, тогда казалась очень перспективной. «Полугусы» оказались между колесными и гусеничными машинами. У них была более высокая скорость передвижения в сравнении с чисто гусеничной техникой и более высокая проходимость в сравнении с колесными машинами. White TBC, самый массовый французский броневик того периода, развивал скорость до 40 км/ч, но средняя скорость составляла 20 км/ч. У Citroën 10 HP P 4 T средняя скорость была такой же, а максимальная достигала 35 км/ч. При этом полугусеничная машина явно превосходила колесную машину по проходимости. Развитием идеи стал Citroën 16 HP, позже превратившийся в полугусеничный бронеавтомобиль Schnedier P 16. По большому счету, тогда данный броневик вполне тянул на звание колесного танка. Вооружение из 37-мм пушки и спаренного пулемета, экипаж из 3 человек, толщина брони до 11,5 мм, боевая масса 6300 кг. Это примерно было равно танку типа Renault FT. Вот только максимальная скорость достигала 47 км/ч, а средняя скорость составляла 30 км/ч.

Citroën P 28, кандидат на роль машины снабжения. В этой роли он так и не состоялся, Renault UE оказался явно лучше

Citroën P 28, кандидат на роль машины снабжения. В этой роли он так и не состоялся, Renault UE оказался явно лучше

Несмотря на то, что ходовая часть Адольфа Кегресса не была идеальной, к началу 30-х годов кавалерия ставила именно на нее. Успехи полугусеничных машин заметили и в пехотном командовании, да и ряд производителей, включая Renault, пытались использовать похожую ходовую часть. Не стоит удивляться, что 9 декабря 1930 года, когда запустили программу моторизации французской армии, тандем Citroën-Kégresse вписался и туда. Данная программа стала продолжением программы моторизации французской кавалерии, которая была запущена 4 июля 1930 года генералом Жан Флавиньи, командующим французской кавалерией. Соответственно, Citroën-Kégresse пыталась влезть и на делянку пехоты, и к кавалерии. Силами Citroën было создано «малое» шасси, которое пошло в работу по трем типам машин. Под индексом Citroën P 26 A создали бронетранспортер на 7 человек, он шел по спецификации Type K. Тот же самый БТР, но в командирском исполнении для 4 человек, шел по спецификации Type M. Третьим шел артиллерийский тягач и подвозчик боеприпасов, он обозначался как Type N. Под эту спецификацию было создано три шасси Citroën P 28. В данной категории было очень жарко, особенно с учетом того, что там же находился и Renault UE, быстро выбившийся в фавориты конкурса. Тем не менее, аутсайдер «легкой» программы Citroën оказался востребованным по другой категории. Дело в том, что командование кавалерии захотело машину-разведчик типа танкетки Carden-Loyd Mk.VI. Собственного говоря, «малая» серия являлась прямым аналогом английской машины. Так вот, под категорией Type L подразумевалась машина-разведчик, фактически танкетка. И вот тут Citroën среагировала быстрее всех, быстро запустив работы по переделке одного образца P 28 в бронемашину-разведчик.

Citroën P 28 в первой версии бронемашины-разведчика Type L. Рубку явно не оценили

Citroën P 28 в первой версии бронемашины-разведчика Type L. Рубку явно не оценили

Надо сказать, что с машиной категории N Citroën явно опоздала. Несмотря на то, что первая спецификация на данную машину появилась еще 7 октября 1930 года, первый опытный образец Citroën P 28 поступил на испытания в Винсен только в июле 1931 года. Renault UE испытывался с апреля 1931 года, и французскую пехоту он вполне устраивал. А вот на одноместный полугусеничный аппарат от Citroën там посмотрели с удивлением. Да и 4-цилиндровый мотор C4 объемом 1,63 литра особой прытью не отличался. Поэтому появление летом 1931 года спецификации на «вседорожный лёгкий броневик для ближнего боя» (automitrailleuse légère de contact tout terrain) было воспринято как спасением в непростой ситуации. В скором времени появился доработанный Citroën P 28. Вместо крайне условной грузовой платформы появилось боевое отделение, причем поначалу речь шла не о вращающейся башне, а рубке.

Доработанный броневик-разведчик, уже с башней. Впрочем, и такая версия не понравилась. Поэтому серийный Citroën P 28 стал совсем другим

Доработанный броневик-разведчик, уже с башней. Впрочем, и такая версия не понравилась. Поэтому серийный Citroën P 28 стал совсем другим

Данный факт вызвал у французской кавалерии легкое недоумение. На Citroën поняли, что какая-то ерунда получилась, поэтому вместо рубки появилась вращающаяся башня конструкции Schneider. Впрочем, и данный вариант оказался не окончательным. Кормовое расположение боевого отделения вызывало ряд проблем, связанных с работой экипажа. Надо сказать, что какого-то криминала в действиях Citroën не было, поскольку броневики обычно и делались с башней в корме. Но командование французской кавалерии приняло для себя решение, что боевое отделение необходимо перенести вперед. Само же шасси, переработанное под более мощный мотор Citroën C6 объемом 2,44 литра и мощностью 45 лошадиных сил, выглядело вполне перспективно. Действуя, можно сказать, авансом, командование французской кавалерии заключило с Citroën контракт №1748 D/P на изготовлении партии из 50 «кавалерийских броневиков Citroën Kégresse, переделанных из машины типа N». Контракт, подписанный 15 октября 1931 года, подразумевал сдачу 25 таких машин в июне 1932 года, еще 50 штук сдавались в июле.

В таком виде первые 10 Citroën P 28 поступили в опытную эксплуатацию

В таком виде первые 10 Citroën P 28 поступили в опытную эксплуатацию

Поначалу дела для Citroën шли хорошо. В начале 1932 года Renault попробовала влезть в конкурс, но ее вооруженная версия Renault UE не нашла понимания. 16 января 1932 года данный тип боевых машин переименовали в AMR (Automitrailleuse de Reconnaissance, разведывательная бронемашина). Первые образцы серийных P 28 были готовы в марте 1932 года. Серийный Citroën P 28 выглядел куда более похожим на нормальную боевую машину. Он получил граненую башню, которая теперь размещалась в центре корпуса. Мотор, соответственно, переехал назад. В носовой части корпуса появился барабан-перекатыш для преодоления препятствий. Получился своеобразный гибрид танка-разведчика и бронемашины. В крупной серии предполагался более мощный мотор — Citroën K, тоже рядная «шестерка», но объемом 3 литра, а также мощностью 67 лошадиных сил. Для машины боевой массой 4,5 тонн этого было вполне достаточно, тем более что полугусеничная схема позволяла развивать более высокую, нежели чем у танков, скорость. Правда, всё это в теории. Практика оказалась слегка иной.

Подобная конфигурация кормы - явный признак более раннего мотора

Подобная конфигурация кормы — явный признак более раннего мотора

Испытания первых 10 машин установочной партии выявило такое количество недостатков, что их пришлось возвращать обратно на завод. Уже о срочном выпуске 50 Citroën P 28 речь не шла. Вместо Citroën K эти машины получили мотор Citroën C6, в таком виде их отправили в 11-й эскадрон бронемашин, где шли войсковые испытания. Итоги оказались крайне неоднозначными. С одной стороны, машины признали вполне подходящими концепции AMR, они получились довольно быстрыми и компактными. А вот с другой, эксплуатация превратилась в настоящий кошмар. Citroën P 28 постоянно ломались, имелись проблемы с системой охлаждения, поэтому вопрос о дальнейшем выпуске затягивался. Между тем, на Renault времени зря не теряли. Там были в курсе по поводу проблем конкурента, посему борьба продолжалась. Существенно переработав Renault UE, там создали новую модель — Renault VM. Получилась она далеко не сразу, но ситуация вокруг Citroën P 28 позволила выиграть время.

Практически сразу данный броневик-разведчик заработал далеко не лучшую репутацию

Практически сразу данный броневик-разведчик заработал далеко не лучшую репутацию

Только в 1933 году появился свет в конце тоннеля. Вместе с тем, речь шла не о полном решении проблемы, а скорее о минимальном приведении машин в чувство. Происходящее в командовании французской кавалерии осознавали очень хорошо, при этом Renault VM на испытаниях показал себя более надежной машиной. В результате Renault одержала победу. В марте 1933 года последовал заказ на 115 машин, получивших обозначение AMR 33 VM. Ну а борьба с Citroën P 28 продолжалась. Стало очевидно, что полугусеничная схема получилась слишком хлипкой, посему часто ломалась, особенно это касалось резинотканевых траков с металлическими подушками. Причины прозаичные: данная система неплохо работала на обычных машинах, а вот у броневика ходовая часть получилась перегруженной. По итогам все 50 машин собрали, но уже в сентябре 1933 года Военное Министерство потребовало полной переделки машины. Насколько всё было плохо, говорит тот факт, что по состоянию на февраль 1934 года 22 машины из 50 сломалось.

Кормовая часть в финальной конфигурации

Кормовая часть в финальной конфигурации

В 1934 году окончательно стало ясно, что боевой машины из Citroën P 28 не получилось. 44 бронемашины отправили на Citroën, где на них установили, наконец, моторы Citroën K, но к 1935 году единственным назначением бронемашин стала роль учебной матчасти. Даже после переделок уровень аварийности оставался высоким. Таким образом, получилась бронемашина, частично имевшая конструкцию из неброневой стали а также высокую аварийность в ходе езды по пересеченной местности. Посему данные аппараты передали в эскадроны как средство обучения экипажей, которые далее пересаживались на AMR 33 VM. Особой симпатии к полугусеничным броневикам, при этом, экипажи не испытывали.

Citroën P 104 в Индокитае, всего таких машин построили 9 штук

Citroën P 104 в Индокитае, всего таких машин построили 9 штук

На Citroën не опустили руки, но более полугусеничных бронемашин не стоили. Почти. Как говорилось выше, в рамках программы моторизации выпускалась также полугусеничная бронемашина Type K. Так вот, в начале 1933 года последовал заказ на 9 таких бронетранспортеров. Получившие модернизированное шасси машины поначалу обозначались как Citroën P 26B, но серийные экземпляры переименовали в Citroën P 104. Они получили тот же мотор Citroën K, что и модель P 28. Изготовили данные бронемашины в 1935 году, они изначально создавались как колониальные броневики для службы в Индокитае.

Также было построено 3 экземпляра Citroën P 104 с башнями Avis №1

Также было построено 3 экземпляра Citroën P 104 с башнями Avis №1

Самое интересное, что в дополнение к безбашенным P 104 было построено еще 3 машины, оснащенных башнями Avis No.1. Такие же башни ставились на AMR 33 VM и AMR 35 ZT. Боевая масса выросла до 5 тонн, но машина получилась вполне надежной. Данная мини-серия тоже предназначалась для колониального использования, но уже в Африке. Оба варианта колониальных броневиков немного пережили своего его неудачного собрата, по крайней мере, во французской армии. В начале 40-х годов несколько машин еще находилось в рабочем состоянии.

Использование Citroën P 28 как учебной машины, на ничего другое он, увы, не годился

Использование Citroën P 28 как учебной машины, на ничего другое он, увы, не годился

Использование Citroën P 28 как учебной машины продолжалось вплоть до мая 1940 года. Что происходило далее, вопрос, по крайней мере, фотографии с немцами, позирующими возле брошенных броневиков, вполне попадаются. В любом случае, боевая ценность данных машин была еще меньшей, чем у AMR 33 VM. Те хотя бы быстро ездили и не ломались. Немцам же данный аппарат и вовсе оказался неинтересным. Не стоит удивляться, что ни одного французского Citroën P 28 до наших дней не дожило. Но служили они не только во Франции.

Типовая судьба Citroën P 28 в июне 1940 года. Машины просто бросали

Типовая судьба Citroën P 28 в июне 1940 года. Машины просто бросали

В 1993-34 годах бронемашинами заинтересовалась страна, к тому моменту танков еще не имевшая — Уругвай. Не так далеко от этой страны бушевала Чакская война, где, впервые в Южной Америке, применили танки. Одним словом, интерес понятен. В результате Уругвай смог купить 3 таких броневика, причем там явно не знали, какой чемодан без ручки покупают. Попали эти бронемашины в полицию, использовались для соответствующих целей. Это, кстати, были первые бронемашины в регионе. Один из этих броневиков сохранился до наших дней.

Один из трех P 28, которые продали в Уругвай. Это были первые броневики в Южной Америке

Один из трех P 28, которые продали в Уругвай. Это были первые броневики в Южной Америке

В заключение стоит отметить, что история с Citroën P 28 явно вышла компании боком. То, почему позже Michelin, в 1935 году ставший владельцем Citroën, отказался от военных заказов, многое объясняет. Также вся эта история отчасти дискредитировала полугусеничную схему. Во Франции она пошла не спад. Самое смешное, что как раз в это время подобные работы шли, по нарастающей, в СССР, а также США. Причем американские конструкторы добились больших успехов. По иронии судьбы, во время Второй мировой войны части FFL получали американские «хальфтраки», которые тем самым полугусам Citroën приходились дальними родственниками.

Список источников:

      1. CAAPC
      2. The Encyclopedia of French Tanks and Armoured Fighting Vehicles: 1914-1940, François Vauvillier, Histoire & Collections, 2014
      3. Les Automitrailleuses De Reconnaissance Tome 1, François Vauvillier, Histoire & Collections, 2005
      4. Les Automitrailleuses Citroën Kégresse, Pascal Danjou, Trackstory №12, 2010
      5. www.chars-francais.net

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/lichinka-tankarazvedchika-6082c74f93645d2d32f22f51

 

 

Подписаться
Уведомить о
guest

5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account