18
Юрий Пашолок. Летающие корабли и полет фантазии

Юрий Пашолок. Летающие корабли и полет фантазии

Вряд ли для тех, кто в теме, будет большим откровением, что писатели-фантасты, которые занимались прежде всего научной фантастикой, были неплохо подкованы по тем темам, которыми занимались. Это, прежде всего, подшивки научно-популярных изданий, где было можно найти много чего по новинкам. Самые же продвинутые довольно неплохо так сидели на материалах из патентных бюро, куда сваливали много чего интересного. Хорошему фантасту там контента набирались столько, что особо ничего придумывать не следовало — всё придумано до нас. Жюль Верн, Герберт Уэллс и другие очень плотно сидели на теме, потому и их фантазии были далеко не такими бредовыми, какими они выглядели для некоторых.

С тех пор прошло уже 100 лет, но надо сказать, что периодика того периода и тем более архивы с патентными бюро нисколько не потеряли актуальности. Жанр ретрофутуризма, к которому относится и дизельпанк, никуда не делся, у него много поклонников, вот только у многих авторов явно наблюдается творческая импотенция. Как и лень что-то искать. Это касается, в том числе, и воздушного флота. Дирижабли уже давно стали символами дизельпанка, особенно что касается дирижаблей-авианосцев. Максимум, на что обычно хватает фантазии — это вспомнить USS Akron/ USS Macon. А ведь в 20-е и 30-е годы по этой теме много чего делалось, и патентные бюро подобными разработками буквально кишат. В общем, решил я немного поворошить тему, которую ковырял лет эдак 10 назад.

Одним из плодовитых изобретателей по данной теме был Чарльз С. Холл из Лос-Анджелеса, штат Калифорния. Его активность пришлась на 20-е годы, когда, после Первой мировой войны, авиастроение рвануло вперед. Касалось это и дирижаблей, которые в то время еще не проиграли самолетам. Они были не такими хлипкими, грузоподъемность выглядела куда более существенной, а про дистанцию полетов и говорить не приходится. Так что Холл занимался одновременно и самолетами, и дирижаблями. Также в 20-е годы он основал Hall Airways Corporation, но она померла еще до Великой Депрессии.

Патент US1515037 (A) на дирижабль-авианосец Холла, ноябрь 1924 года.

Патент US1515037 (A) на дирижабль-авианосец Холла, ноябрь 1924 года

Среди того, что проектировал Холл, были и дирижабли-авианосцы. Как раз такой был им запатентован 11 ноября 1924 года. Большой интерес конструкции заключается в том, что создавался он явно под самолеты обычной схемы, безо всяких приспособлений типа крюков для подцепки (это будет уже потом). Получился классический авианосец с классической взлетной палубой, только в виде дирижабля. Для создания дополнительной подъемной силы дирижабль-авианосец имеет несколько пар сдвоенных крыльев. Конструкция, конечно, интересная, но немного наивная, поскольку много места занимает взлетная палуба. Да и весит всё это безобразие много. Тем не менее, выглядит данный проект куда интереснее, чем то, что ваяют обычно далекие от технических идей любители дизельпанка.

Патент US1547912 (A) на второй вариант дирижабля-авианосца Холла, июль 1925 года. Явно виден прогресс идей.

Патент US1547912 (A) на второй вариант дирижабля-авианосца Холла, июль 1925 года. Явно виден прогресс идей

Судя по всему, ошибочность идеи быстро понял и сам Холл. 26 января 1925 года он подал заявку на еще один патент, также связанный с дирижаблями-авианосцами. На сей раз утвердили ее быстро — патент US 1471656 оформили 25 июля 1925 года. Потенциально взлетная палуба осталась, но теперь она являлась скорее ангаром. Прилетающие самолеты садились на развитую хвостовую часть, при этом она закрывалась. То же самое касалось и носовой части дирижабля, откуда самолеты взлетали. Кроме того, самолеты можно было запускать при помощи специального приспособления, здорово похожего на то, что потом реализовали на дирижаблях-авианосцах. Правда, и в данном случае дальше патента дело не пошло. Но идея весьма здравая.

Патент US1792738 (A) на третий дирижабль-авианосец Холла, февраль 1931 года. Здесь уже классическая схема с подцепом самолетов.

Патент US1792738 (A) на третий дирижабль-авианосец Холла, февраль 1931 года. Здесь уже классическая схема с подцепом самолетов

Надо сказать, что Чарльз Холл был настырным в своём желании сделать дирижабль-авианосец. 7 февраля 1928 года он подал новую заявку на похожее изобретение, патент US1792738 (A) оформили сильно позже — 17 февраля 1931 года. На сей раз дирижабль был классического типа, а сама по себе идея авианосца куда более реалистичной. Холл предлагал зацеплять самолеты специальной конструкцией, а затем подтягивать к авианосцу. Что-то похожее позже реализовали на реальных дирижаблях-авианосцах. А вот Холлу и его детищу не повезло, как и новой компании — Hall Engineering & Aircraft Company. Ну а после гибели USS Akron и USS Macon дирижабли-авианосцы затерялись.

Патент US1471656 (A) на дирижабль-самолет Холла, октябрь 1923 года

Патент US1471656 (A) на дирижабль-самолет Холла, октябрь 1923 года

Идеи у Холла буквально фонтанировали — всего в его копилке находится несколько различных изобретений, это только тех, что официально зарегистрировали. Одной из его идей-фикс было создание помеси дирижабля с самолетом, данная идея всё еще актуальна. Один такой патент был им оформлен 23 октября 1923 года. Визуально это типовой дирижабль жесткого типа, но при этом он получил крыло, которое должно было не только повышать подъемную силу, но и служить дополнительными площадями. То есть внутри тоже размещались различные помещения, а также ставились двигатели, которые можно было обслуживать, не вылезая наружу.

Патент US1686130 (A) на второй дирижаблесамолет Холла, октябрь 1928 года.

Патент US1686130 (A) на второй дирижаблесамолет Холла, октябрь 1928 года.

На этом Холл не успокоился. 27 апреля 1922 года он подал заявку на еще одну конструкцию, но ее оформили в виде патента куда позже — 2 октября 1928 года. На сей раз аппарат был явно крупнее, а крылышки куда меньше. Самое же главное, что он состоял из нескольких секций (2-3). Потенциально из такой штуковины тоже можно было сделать авианосец, разместив палубу как раз между двух секций. Но в данном случае это просто дирижабль-самолет, желающие пусть сами домысливают.

Ну и в заключение рекомендую поискать еще по Холлу. Там много чего интересного, что по самолетам, что по дирижаблям. С инженерной смекалкой у него было всё неплохо, но большая часть проектов чересчур смелая. Как раз то, что надо для писателей-фантастов.


источник: https://yuripasholok.livejournal.com/12893374.html

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account