Юрий Пашолок. Легкий толстобронный штурмовик по-американски

12
Юрий Пашолок. Легкий толстобронный штурмовик по-американски

Юрий Пашолок. Легкий толстобронный штурмовик по-американски

История экспериментальной легкой САУ HMC T18, ставшей последним американским легким рубочным «штурмовиком»

Первые легкие гусеничные САУ в США появились еще в годы Первой мировой войны. В то время шла борьба между Front Drive Motor Company Джона Уолтера Кристи, и Holt. Кристи ставил на колесно-гусеничные шасси, имевшие преимущество на шоссе. По другую сторону баррикад находился Плиний Холт, развивавший тракторные шасси. Откровенно говоря, получилось «оба плохо». Шасси Кристи получались чуть побыстрее, но пока колесно-гусеничная схема получалась не очень. Holt, совместно с американскими военными, пыталась выжать максимум из тракторного шасси, но просто взять, и воткнуть в трактор мотор помощнее — это не выход. На высоких скоростях начинались ожидаемые проблемы. Впрочем, победителей в этой борьбе не оказалось. К 1924 году терпение у Департамента Вооружений, а также Кристи с Холтом, иссякли. Заодно иссякли и финансовые средства. Как и в ряде других странах, работы по американской самоходной артиллерии затихли.

Полноразмерный макет HMC T18, декабрь 1941 года

Полноразмерный макет HMC T18, декабрь 1941 года

В первый раз американские военные пытались вернуться к легкой самоходной артиллерии. На базе гусеничного шасси T2 была разработана САУ, получившая обозначение Howitzer Motor Carriage T1. Идея с самоходным лафетом не выстрелила, но на HMC T1 впервые использовали новую орудийную систему. Ей стала 75-мм вьючная (горная) гаубица Pack Howirtzer M1, стандартизированная в августе 1927 года. Для легких шасси она оказалась тем, что надо. А вот концепция легких САУ изменилась. В середине 30-х годов инициатива исходила уже от кавалерии, которая захотела легкую штурмовую САУ. Она должна была поддерживать огнем прямой наводкой легкие танки, вооруженные только пулеметами. Впервые разговор об этом был поднят в июне 1938 года, а в декабре тему утвердили как HMC T3. Базой выступил «броневик» Combat Car M1. Впрочем, первая легкая штурмовая САУ оказалась тем самым «блином комом». По факту двухместная HMC T3 получилась слишком неудобной.

Рецепт был простым: на шасси Light Tank M3 просто взгромоздили новую рубку

Рецепт был простым: на шасси Light Tank M3 просто взгромоздили новую рубку

Идея легкой штурмовой САУ наподобие HMC T3 американской кавалерией и артиллерией не отвергались. Вместе с тем, подходящей базы для создания сменщика HMC T3 не имелось, поэтому снова к теме такой боевой машины вернулись в июне 1941 года. Тогда в крупную серию пошел Light Tank M3, более подходящий для подобных целей. Изначально рассматривались два варианта вооружения — 75-мм гаубица Pack Howitzer M1A1 и опытная 105-мм гаубица T7 (будущая M3). Идея поставить гаубицу побольше умерла быстро, оставалось выбрать базу. Кавалерия настаивала на Combat Car M1E3, с новой ходовой частью, а также пониженным тоннелем для вала от мотора к трансмиссии. Этот проект, 75 mm Howitzer Motor Carriage T17, прожил недолго. Зеленый свет дали другому проект — 75 mm Howitzer Motor Carriage T18, на базе серийного Light Tank M3.

Литая конструкция делала конструкцию простой. По крайней мере, в теории

Литая конструкция делала конструкцию простой. По крайней мере, в теории

Концепция HMC T18 выглядела вполне логичной. Для того, чтобы быстро получить необходимую боевую машину, требовалось серийное шасси. Light Tank M3 выглядел безальтернативным. Кроме того, концепция HMC T18 прорабатывалась явно на основе отработанных ранее решений. Концепция машины не менялась, а похожее решение по установки гаубицы уже имелось. Разумеется, речь идет об установке «главного калибра» Medium Tank M3. При создании орудийной установки 75-мм пушки M2 за основу бралась концепция Medium Tank T5E2. Существенно переработанная орудийная установка оказалась лишена основных недостатков предшествующей разработки. Никаких щелей, вполне приемлемые углы наводки, а также использование перископического прицела, вынесенного на крышу. Также такая установка получалась более компактной, что было немаловажно для столь небольшого шасси, как Light Tank M3.

Вместо двух образцов HMC T18 построили один

Вместо двух образцов HMC T18 построили один

В октябре 1941 года Комитет по Вооружениям утвердил изготовление двух пилотных образцов HMC T18. Подрядчиком по работам выступала Firestone Tire and Rubber Company. Выдача подряда производителю шин смущать нисколько не должно. Производитель из Акрона, штат Огайо, во время войны чем только не занимался. Например, основная часть лафетов для 40-мм зенитных автоматических пушек M1 делалась Firestone. А позже здесь выпускали башни для Light Tank M5/M5A1. Одним словом, заказ вполне по адресу, тем более что всё равно Firestone работал в контакте с Абердинским полигоном.

К моменту постройки смысла в машине уже не было. Ее перспективы оказались близки к нулю

К моменту постройки смысла в машине уже не было. Ее перспективы оказались близки к нулю

В конце декабря 1941 года Firestone изготовил полноразмерный макет рубки HMC T18. Для упрощения задачи использовалось вполне настоящее шасси Light Tank M3. Идея выглядела заманчиво: по большому счету, переделывалась только подбашенная коробка. Вместо нее изготовлялась литая конструкция с толщиной лобовой части 51 мм, 32 мм бортов и 25 мм в корме. Под рубку и другое орудие адаптировалась орудийная установка Medium Tank M3, даже прицел остался тот же. По большому счету авторы САУ взяли и воткнули, вместо 75-мм пушки M2, гаубицу M1A1. Решение простое, но изначально ошибочное. Стоит, так сказать, напомнить содержание предыдущей серии. Еще в ходе разбора полета по HMC T3 предлагалось ставить орудие с длиной отката не более 305 мм. Вполне реалистичные данные, но по неизвестной причине решили сделать чего попроще.

На момент постройки уже имелась HMC T47, которую и решили запускать в серию

На момент постройки уже имелась HMC T47, которую и решили запускать в серию

Такой подход к орудийной установке оказался явно опрометчивым. Впрочем, само построение боевого отделения выглядело опрометчивым. Создается впечатление, что грустная история HMC T3 американских военных ничему не научила. Больше того, они усугубили ситуацию, оставив два курсовых пулемета Browning M1919A4 в боковых спонсонах. С какой целью это было сделано, вообще непонятно. Объем боевого отделения не увеличился, не наблюдалось и попыток хотя бы немного выкроить места для расчета. В таких условиях одобрение макета HMC T18 выглядит слегка удивительно. Конечно, кое-какие замечания имелись, в частности, вместо одного люка в крыше рубки потребовали сделать два. При этом поставить вытяжной вентилятор никто не догадался.

Американские военные не ошиблись: строить серийные HMC T18 не имелось никакого смысла

Американские военные не ошиблись: строить серийные HMC T18 не имелось никакого смысла

Откровенно говоря, при таком положении вещей судьба HMC T18 была понятна еще на стадии рассмотрения эскизного проекта. Видимо, о чем-то догадывались и в командовании Бронетанковых Сил, поскольку еще в декабре 1941 года они инициировали разработку HMC T41 с перекомпоновкой носовой части корпуса и открытой сверху рубкой. Примерно тогда же начались работы и над башенной версии САУ, получившей индекс HMC T47. Причем в этом случае то самое орудие с коротким откатом, о котором говорили еще в 1940 году, таки запустили в работу. Наконец, шли работы по полугусеничной альтернативе в виде HMC T30.

Машина получилась слишком тесной и неудобной

Машина получилась слишком тесной и неудобной

Вполне возможно, уже по состоянию на начало 1942 года HMC T18 создавался по инерции. Иначе не объяснить тот факт, что пилотный образец машины сдали только в мае 1942 года. За это время уже успели выпустить партию из 312 HMC T30, а упомянутую HMC T47 стандартизировать как HMC M8. Явно уже о чем-то догадывались, и ожидания опытный образец не обманул. Боевая масса машины составила 13608 кг, что почти на тонну больше Light Tank M3. Боезапас составил всего 42 выстрела, но главное было не это. Еще в апреле 1942 года Комитет по Вооружениям рекомендовал программу HMC T18 закрыть. Так что вместо двух машин построили одну, проверив ее просто для очистки совести.

HMC T18 стал последним американским легким "штурмовиком"

HMC T18 стал последним американским легким «штурмовиком»

Получившийся результат оказался ожидаемым. По факту углы наводки по горизонтали составили по 21 градус, что на 4 градуса меньше исходных требований. Как и ожидалось, откат составил больше полуметра. Отмечалось крайнее неудобство работы наводчика. Для него почти не было место, он фактически изображал из себя попугая пирата Джона Сильвера, сидя на плече у механика-водителя. Перископический прицел не был готов. В общем, получился откровенный полуфабрикат. Непонятно, зачем вообще его одобрили к постройке. Имея печальный опыт HMC T3, можно было избежать ошибок, но Департамент Вооружений весело сплясал на граблях. Единственный плюс в том, что HMC T3 стал последним американским легким «штурмовиком», построенным в металле. Всё же американским военным хватило разума более не стоить в металле то, что заранее было неудачным.

Список источников:

      1. US NARA
      2. Stuart History of the American Light Tank, Vol. 1, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1992

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/legkii-tolstobronnyi-shturmovik-poamerikanski-619a99969283e93a8e713ad7?&

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account