Юрий Пашолок. Легкий танк от FCM как база для немецких орудий
Самоходные артиллерийские установки на базе Pz.Kpfw. FCM 737 (f)
К началу Второй мировой войны самый большой бардак, с точки зрения танкостроения, творился у французов. Наиболее показательной была ситуация вокруг легких танков. Может показаться, что на самом деле у французов всё было с легкими танками хорошо. Они выпускались в довольно больших количествах, имели толстую броню и плюс-минус подходили на роль танков сопровождения пехоты. Французы даже поставляли эти танки на экспорт, например, до начала войны партию из 50 Renault R 35 получила Польша. На самом же деле внешне выглядевшая оптимистичной ситуация представляла собой настоящую головную боль. По итогам конкурса, который был спровоцирован разработками Hotchkiss, победил Renault ZM, он же Renault R 35. Вот только машина оказалась изначально перегруженной, поскольку французские военные не нашли ничего умнее, как в ходе конкурса накинуть еще 10 мм брони. По этой причине проблемы возникли у всех участников. Например, еще до войны возникла идея модернизировать ходовую Renault R 35. Кроме того, французский автомобильный гигант с большим заказом не справлялся, поэтому французская пехота заказывала и его конкурента — Hotchkiss H 35, позже Hotchkiss H 39. Наконец, имелся и третий легкий танк — FCM 36.
Из этой троицы французской пехоте больше всего нравился именно FCM 36. Во-первых, танк оснащался дизельным мотором, что позволило поднять дальность хода до 224 км (у Reanult R 35 она составляла всего 130 км). Во-вторых, с точки зрения работы механика-водителя это был лучший из толстокожих французских «малышей». В-третьих, танк имел рациональные углы наклона броневых листов, а также сварную конструкцию корпуса и башни. Более удачной была и сама башня, вплоть до того, что рассматривался вопрос ее установки на Renault R 35. Правда, танк получался очень дорогим, а еще FCM не имела такого влияния, как конкуренты. Да и FCM 36 явно не стало лучше от дополнительных 10 мм брони. По итогам всех проблем было изготовлено всего 100 таких танков, попавших в состав двух танковых батальонов.
FCM 36 стали самыми невезучими из французских легких танков. Помимо того, что по ряду причин (в том числе явные козни конкурентов) их серийное производство было ограниченным, к концу кампании мая-июня 1940 года во французской армии осталось всего 10 таких танков. Остальные оказались потеряны, по различным причинам. Некоторые из FCM 36 застряли, какие-то были подбиты с возможностью восстановления, этим тут же воспользовались немцы. Еще во время боевых действий некоторое число танков получила балочные кресты на бортах. Вместе с тем, долгое время FCM 36, они же Pz.Kpfw.FCM 737 (f), не были востребованы новыми хозяевами. Всего к 15 октября 1940 года удалось вытащить 37 таких танков, но их вы не увидите в списке матчасти немецких подразделений. Понадобились они только спустя несколько лет, да и то как база для самоходных орудий.
Причины, по которым Pz.Kpfw.FCM 737 (f) оказался не востребованным в немецкой армии, лежали на поверхности. Для начала, танк оснащался дизельным мотором Berliet (лицензионный вариант мотора Ricardo). Экономичность мотора обернулась логистическими проблемами. Дизельное топливо в немецкой армии было, но на нем ездили грузовые машины. Кроме того, часть из вытащенных машин имели различные повреждения. Их, безусловно, можно было устранить, но с учетом общей малочисленности танков особого смысла в этом не имелось. Трофейные FCM 36 отравились на склады, где стояли без движения вплоть до второй половины 1942 года.
Ситуация начала меняться после того, как появились первые результаты экспериментов по конверсии трофейных танков и машин снабжения в самоходные артиллерийские установки. Вопреки типовой для немцев ситуации, имела место революция снизу. В этой истории главным действующим лицом стал Альфред Беккер, офицер-артиллерист из 227-й пехотной дивизии. Впервые он воспользовался трофеями еще во время французской кампании мая-июня 1940 года. Далее, по собственной инициативе, капитан Беккер разработал установку 105-мм гаубиц leFH 16 на шасси трофейных английских танков Ligth Tank Mk.VI. Всего было построено 6 таких САУ (полная батарея), которые использовались с осени 1941 года в ходе боев в районе Мги. Несмотря на ряд очевидных проблем, конверсия оказалась успешной, что открыло для Беккера путь к дальнейшем конструированию.
Подход Беккера заметно отличался от того, чем занимались на Alkett. Всеми правдами и неправдами артиллерист-самоучка (имевший, впрочем, инженерное образование и опыт конструирования) старался обеспечить максимальный объем боевого отделения. Этот подход заметен с самых первых его разработок, и он разительно отличался от того, что конструировали в Шпандау. Там машины получались откровенно тесными, а у Беккера даже на базе крошечного Light Tank Mk.VI получилась боевая машина с расчетом в 3-4 человека (плюс механик-водитель), куда влез и боезапас в несколько десятков выстрелов. И такое Беккер проворачивал не раз и не два. Причины прозаичны: как практикующий офицер-артиллерист, Альфред Беккер прекрасно понимал, чего нужно для самоходной артиллерии.
Главной проблемой майора Беккера были шасси. Совсем новые машины ему не доставались. Вместе с тем, можно смело говорить о том, что та же Wespe однозначно родилась не без участия артиллериста-изобретателя. Весной 1942 года им была разработана САУ на базе французской машины снабжения Lorraine 37 L. Машина не идеальная, но с возможностью организации боевого отделения в кормовой части. Основная работа досталась Alkett, но по факту скорее следует говорить о том, что в Шпандау шла работа по проектам Беккера. Сам же майор занял руководящую роль в организации, известной как Baukommando Becker. Всего в его распоряжении оказалось 3 завода — Hotchkiss, Matford и Talbot. На них шел ремонт шасси, а далее происходила переделка.
Первыми гаубичные САУ, которые делались на новом месте, стали 10,5 cm leFH 18-4 auf Geschützwagen Lr.S.(f). Впрочем, количество шасси Lorraine 37 L было ограничено, поэтому тираж САУ оказался очень небольшим. К сентябрю 1942 года построили 12 штук, столько же сдал Alkett (причем рубки у разных производителей отличались). Кроме того, по состоянию на вторую половину 1942 года выбор танковых шасси оказался небогатым. Renault R 35, после фиаско с истребителем танков 4.7 cm Pak (t) auf. Pz.35R (f) ohne Turm, более не рассматривался как что-то разумное. А вот трофейные Hotchkiss H 35/H 39 немцы отдавать в переделку не спешили, поскольку они вполне неплохо себя показали. Одним словом, Беккер оказался просто вынужден воспользоваться неликвидом.
Рецепт шасси Geschützwagen FCM (f) оказался довольно простым. После проведения капитального ремонта с шасси снималась башня, подбашенный лист, также срезалась часть верхних бортовых листов. Далее, за местом механика-водителя, организовывалась тумба для орудия. Высота линия огня получалась довольно большой, с другой стороны, у тех САУ, что мастерили на Alkett, она получалась как минимум не меньше. После этого начинался процесс формирования боевого отделения, во всём этом Беккер принимал самое непосредственное участие. В качестве лекал использовались листы фанеры, из которых и формировали рубку. После окончательной подгонки листов конструкцию разбирали и нарезали броневые листы толщиной 15 мм. На нижние бортовые листы рубки вынесли штатные воздухозаборники FCM 36.
Существенным отличием разработки Беккера было то, что он использовал максимально возможный объем для организации боевого отделения. В результате его САУ выигрывали по двум ключевым параметрам — боезапасу и удобству работы расчета. Для понимания, у Wespe боезапас составлял всего 32 выстрела, Беккер же смог вместить 50 выстрелов. Удобство работы расчета также оказалось выше. Правда, имелся один большой минус. Орудие размещалось в носовой части корпуса, соответственно, выросла нагрузка на передние опорные катки. Это, естественно, совсем не повысило надежность ходовой части.
С самого начала Беккер делал дуплекс. Это означало, что рубка, с минимальными изменениями, создавалась под два типа орудий. Первым стала 75-мм противотанковая пушка Pak 40. Данный вариант получил обозначение 7,5 cm Pak 40 (Sf) auf Pz.Kpfw. FCM (f). Часто можно слышать критику проекта по поводу высоты, но вообще это слегка странно. Высота 7,5 cm Pak 40 (Sf) auf Pz.Kpfw. FCM (f) составляла 2150 мм, что чуть выше Jagdpanzer 38. Боезапас составил 50 выстрелов, что как минимум не меньше, чем у аналогичных немецких истребителей танков. Ругать машину можно за шасси и слишком большую нагрузку на передние опорные катки, но уж точно не за высоту. Эту машину иногда также именуют как Marder I, но такой индекс вряд и следует считать правильным.
Второй машиной стала самоходная гаубица 10,5 cm leFH 16 (Sf) auf Geschützwagen FCM (f). На машину Беккера более новые гаубицы leFH 18 пожадничали, поэтому использовались орудия, разработанные еще во время Первой мировой войны. Впрочем, перед установкой на шасси Geschützwagen FCM (f) системы переделывались. На них появился развитый двухкамерный дульный тормоз, что существенно снизило нагрузку при стрельбе. Боезапас оказался тот же — 50 выстрелов. Обе машины получили развитую бронировку орудийных систем. Можно смело говорить, что Беккер выжал всё, что можно было получить из базового шасси. При этом боевая масса даже чуть снизилась — до 12,2 тонн. Ничего удивительного тут нет, поскольку срезались довольно толстые листы брони, плюс башня.
Вместе с тем, наверху сразу догадывались, что машинам на шасси Geschützwagen FCM (f) поездка на советско-германский фронт противопоказана. Это и проблемы с запчастями, и с топливом, а заодно и жалобы на низкую подвижность САУ на базе Lorraine 37 L. Поэтому с самого начала подразумевалось, что машины пойдут на формирование частей, находящихся во Франции. Кроме того, количество шасси, которые можно было пустить на переделку в САУ, оказалось ограниченным. В течение сентября-октября 1942 года было изготовлено 10 истребителей танков 7,5 cm Pak 40 (Sf) auf Pz.Kpfw. FCM (f). Параллельно Baukommando Becker изготовило 8 самоходных гаубиц 10,5 cm leFH 16 (Sf) auf Geschützwagen FCM (f). Оба типа машин значились в составе бригады «Запад» по состоянию на 1 ноября 1942 года.
10,5 cm leFH 16 (Sf) auf Geschützwagen FCM (f) свели в 2 батареи, сформированные по штату K.St.N.430 от 31 октября 1942 года. Помимо того, что батареи формировались под трофейные шасси, еще и в штате K.St.N.430 значилось 6 хиви (повар, сапожник, портной и 3 водителей). Поначалу САУ попали в дивизион особого назначения, который в марте 1943 года переформировали в 931-й дивизион штурмовых орудий. Тогда же дивизион расширили до 3 батарей, соответственно, Baukommando Becker изготовило еще 4 самоходные гаубицы 10,5 cm leFH 16 (Sf) auf Geschützwagen FCM (f). Истребители танков значились во всё той же 931-й бригаде, куда входил 931-й дивизион штурмовых орудий.
В июле 1943 года 931-й дивизион штурмовых орудий переименовали в 200-й дивизион штурмовых орудий. Между тем, самоходные артиллерийские установки на шасси Pz.Kpfw. FCM (f) вызывали скорее чувство острой боли. Машины не отличались ни подвижностью, ни надежностью, во второй половине 1943 года жалобы начали поступать с удвоенной силой. Поэтому позже Baukommando Becker начало изготовлять очень похожие САУ, но уже с использованием шасси трофейных танков Hotchkiss H 39. К концу 1943 года подразделения, вооруженные 10,5 cm leFH 16 (Sf) auf Geschützwagen FCM (f) и 7,5 cm Pak 40 (Sf) auf Pz.Kpfw. FCM (f), перевооружили на новую матчасть. Возможно, что еще где-то эти САУ служили как учебные, но это не точно. В Нормандии они не воевали.
При всей неоднозначности эксплуатации, называть 10,5 cm leFH 16 (Sf) auf Geschützwagen FCM (f) и 7,5 cm Pak 40 (Sf) auf Pz.Kpfw. FCM (f) плохими нельзя. Ключевая проблема очевидна — кривое французское шасси. Вместе с тем, если смотреть на эти САУ с точки зрения общей проработки боевого отделения, то ситуация совсем не однозначная. Альфред Беккер показался более грамотным инженером-конструктором, чем инженеры Alkett. Можно лишь догадываться, что бы он мог сделать, получи возможность проектировать САУ с нуля. Но до такого его не допустили, так что приходилось что-то мастерить из фуагры и палок.
Список источников:
-
-
- FCM 36, Pascal Danjou, TRACKSTORY №7, 2007
- Beute-Kraftfahrzeuge und Panzer der deutschen Wehrmacht, Walter J. Spielberger, Motor Buch Verlag, 1989
- Panzer Tracts No.10 Artillerie Selbstfahrlafetten, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, 2002
-