Легкая немецкая повозка для катушек

6

Легкая немецкая повозка для катушек

Рассказ о немецком прицепе связистов Sd.Ah.25, который недавно восстановили в мастерской Вячеслава Лен

С развитием механизации появлялись всё новые устройства, которые сегодня стали неотъемлемой частью автомобилей и другого оборудования. Одним из таких нововведений оказались прицепы. С их помощью можно перевозить более тяжёлый груз, чем заложено в конструктивных возможностях транспортного средства. Почти сразу же прицепы начали применять и в военных целях. Их конструкции весьма разнообразны. Одни из них служат для транспортировки грузов, другие предназначены для перемещения на большие расстояния артиллерийских орудий и других материальных ценностей.

Sd.Ah.25 в финальной конфигурации

Sd.Ah.25 в финальной конфигурации

В период Второй мировой войны прицепы были в особо активном использовании и встречались в вооруженных силах всех стран. Однако наибольшее разнообразие их моделей было у немецкой армии. У них существовало множество вариантов, общее число которых насчитывает сотни. Некоторые из этих прицепов хорошо известны, тогда как другие остаются малоизученными даже специалистами. К последним относится прицеп, недавно завершённый в мастерской Вячеслава Лена. Этот прицеп для связистов, известный под обозначением Sd.Ah.25, фактически является частью целого семейства прицепов, имеющих общий индекс.

Он же в ходе реставрации

Он же в ходе реставрации

Одним из ключевых направлений для Вермахта была связь. Необходимость обеспечения надежной связи осознавалась на высшем уровне, что непосредственно влияло на степень оборудования немецких связистов. Ни в одной другой армии мира не было такого разнообразия разнообразных устройств, облегчавших труд связистов. Если задаться целью собрать всю немецкую аппаратуру и сопутствующие прицепы, связанные с обеспечением связи, то они займут как минимум один просторный зал, и еще на половину второго останется различное оборудование. Это касается как специализированной легковой техники, так и грузовой.

Сейчас известны только иллюстрации из руководства

Сейчас известны только иллюстрации из руководства

Среди множества присутствовали прицепы и разнообразные тележки. Они варьировались от компактных ручных тележек Nachrichtengerätkarren, которые использовались для перемещения небольших кабельных катушек, до больших прицепов, перевозивших крупные катушки. Некоторые из этих прицепов были созданы уже в период Второй мировой войны, когда появилось дополнительное оборудование для облегчения задач связистов. Поскольку тема связи довольно специфична, мало кто знает о прицепах, используемых связистами, особенно учитывая, что там зачастую имелись «сериалы».

Летом 2023 года прицеп можно было видеть в движении

Летом 2023 года прицеп можно было видеть в движении

Ситуацию вокруг семейства прицепов Sd.Ah.25 можно описать именно так. Они появились как вспомогательные средства для автомобилей связи Kfz.15, которые зачастую создавались на базе шасси универсального легкового автомобиля с повышенной проходимостью Horch 901. У этого автомобиля на передних крыльях можно было разместить небольшие катушки. Однако для больших катушек места не хватало. Обычно их транспортировали на грузовиках, но время от времени такие объемы не требовались. Именно тогда в дело вступал прицеп, официально именуемый как Anhänger (1 achs.) für Feldfernkabel.

Horch 901 Kfz.15 был штатным тягачом этого прицепа

Horch 901 Kfz.15 был штатным тягачом этого прицепа

Ситуация с Sd.Ah.25 оказалась довольно любопытной. Это пример того, когда прицеп существует, но информации о нём крайне мало. Это удивительно, ведь изделие выпускается серийно и имеет шесть различных версий. Из этих вариантов два основных предназначены для транспортировки кабеля, а остальные существенно отличаются как по внешнему виду, так и по функциям. Индекс Sd.Ah.25 был применим ко всем версиям лишь потому, что основное шасси являлось прицепом связистов.

Теперь прицеп укомплектован катушками

Теперь прицеп укомплектован катушками

Таким образом, те версии редко, но все же встречаются на фотографиях с фронта. Что касается базовой модели Anhänger (1 achs.) für Feldfernkabel, то фотографий, если они имеются, то совсем немного. Даже на специализированных сайтах используют изображения из руководства D 731/5 Merkblatt für Anhänger für Ff-Kabel (Sd.Ah.25) Muster I und II. Да и в этом руководстве количество иллюстраций крайне ограничено. Это нельзя объяснить исключительной редкостью этого изделия. До наших дней дошло три таких прицепа, столько же, сколько и иллюстраций в руководстве. И это, наверняка, не весь тираж, который был выпущен.

Всего их штатно возилось 4 штуки, в каждой 400 метров кабеля

Всего их штатно возилось 4 штуки, в каждой 400 метров кабеляссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссс

Несмотря на то, что реставрировать пришлось практически наощупь, тех крупиц информации, которые имелись по прицепу, вполне хватило. К счастью, Sd.Ah.25 дожил до наших дней в более-менее комплектном состоянии, а те элементы, которых не хватало, сохранились на других сохранившихся экземплярах. Кроме того, немцы в данном случае умудрились частично унифицировать элементы, особенно что касается мелочевки. Это заметно упростило задачу по комплектации прицепа. Оставалось только дождаться момента, когда найдется необходимое число катушек для кабеля.

Каждая такая катушка весила 45 кг, мягко говоря, немало

Каждая такая катушка весила 45 кг, мягко говоря, немало

Надо сказать, что именно немецкие прицепы, особенно автомобильные, были тем, что можно называть образцами высоких технологий. Создается ощущение, что их создатели не были подвержены влиянию синдрома «сумрачного немецкого гения». Обычно это выражалось в перегрузке ненужными техническими решениями, которые усложняли конструкцию, делая ее только дороже. Тут же всё по-делу, при этом устройство продумано до мелочей, даже сейчас такой прицеп выглядит очень неплохо. В случае же с Sd.Ah.25 получилась крайне полезное устройство, которое на деле было не просто прицепом для перевозки кабеля.

Прицеп имел торсионную подвеску, на то время очень прогрессивная конструкция

Прицеп имел торсионную подвеску, на то время очень прогрессивная конструкция

В отличие от машин, которые нередко имели смешанную конструкцию кузовов, у Sd.Ah.25 цельнометаллическая конструкция. Прицеп оснащен прогрессивной торсионной подвеской, удобной для обслуживания и обеспечивавшей плавный ход. Узлы подвески, кстати, стандартизированные, их можно увидеть на похожих прицепах. Собственно говоря, и база стандартная — 1-осный прицеп Anhängerfahrgestell A 1, изначально созданный для люфтваффе. Данное шасси использовалось для нескольких десятков прицепов, это к вопросу об унификации.

Катушки, кстати, можно было и катить, у них имелись резиновые бандажи

Катушки, кстати, можно было и катить, у них имелись резиновые бандажи

Увы, данных непосредственно о Sd.Ah.25 нет практически никаких. Тут можно отталкиваться от характеристик Anhängerfahrgestell A 1, который имел собственную массу 140 кг и грузоподъемность 610 кг. То есть полная масса достигала 750 кг. От прародителя прицеп для перевозки кабеля получил очень удобное сцепное устройство. За счет него можно было тащить прицеп за разными автомобилями, также, на небольшие дистанции, его вполне тащили вручную. Автор материала тащил, с неполной загрузкой, это прицеп в одиночку.

Впрочем, катить при помощи тележки было проще

Впрочем, катить при помощи тележки было проще

Внутри прицепа могло размещаться 4 катушки для кабелей Feldfernkabel (FFkb). Каждая такая катушка весила 45 кг, на нее было намотано 400 метров кабеля. Перевозились катушки либо как есть, либо в специальных чехлах. Впрочем, немцы не были бы самими собой, если не предусмотрели приспособления на все случаи жизни. Дуги в верхней части прицепа предназначались не только для установки тента, но и для крепления тележки Verlegewagen. Колеса от тележки, велосипедного типа (унифицированы с Nachrichtengerätkarren), хранились в нижней части прицепа. За счет этой тележки связисты могли легко таскать катушку на ближней дистанции, а также разматывать кабель.

В нижней части прицепа перевозились колеса для тележки

В нижней части прицепа перевозились колеса для тележки

Наконец, Sd.Ah.25 позволял механизировать процесс разматывания кабеля. В задней части прицепа можно было установить специальный крепеж, куда ставилась катушка. Разматывать кабель можно было либо вручную (для этого ставилась ручка), либо двигаясь на машине со скоростью до 10 км/ч. Такая продуманность в мелочах была совсем не лишней. За счет подобных мелочей существенно ускорялась задача по обеспечению войск связью, а это совсем не мелочь. Возможность оперативно протянуть два километра кабеля уж точно не являлось излишеством.

Таким образом можно было разматывать кабель на ходу

Таким образом можно было разматывать кабель на ходу

Напоследок стоит отметить, что базовая версия Sd.Ah.25 существовала в двух вариантах. Мастерская Вячеслава Лен восстановила первый вариант, а вот стендовые моделисты знают про вторую версию, с закрытым кузовом. Она появилась уже во время войны, когда выявилась необходимость дополнительно защитить катушки с кабелем от воздействий погоды. Хотя первая версия всё же более интересная и удобная для работы связистов.

источник: https://dzen.ru/a/Zyhksg2TYTm_Ju7J

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account