Юрий Пашолок. Квадратный крейсер в Советском Союзе

12

Юрий Пашолок. Квадратный крейсер в Советском Союзе

Испытания английского крейсерского танка Cromwell IV в СССР

Содержание:

В октябре 1941 года первые английские танки прибыли в Советский Союз. Ими стали Infantry Tank Mk.IIA* и Infantry Tank Mk.III*. Примерно в это же время их переименовали в, соответственно Matilda III и Valentine II. Обе боевые машины относились к классу пехотных танков, которые не отличались высокой подвижностью, но при этом обладали толстой броней. Именно пехотные танки составляли подавляющее большинство английских танков, поставлявшихся в СССР. Вместе с тем, сами англичан сделали ставку на крейсерские танки, не такие защищенные, но зато более подвижные. Особенно это стало заметно с 1942 года, когда стало понятно, что пехотные танки не лучшим образом ведут себя в Северной Африке. С этого момента основная часть пехотных танков, исключая Churchill, стала отправляться союзникам. Сами же англичане брали либо «крейсера», либо «Гранты» и «Шерманы».

Cromwell IV, проходивший длительные испытания на НИБТ Полигоне

Cromwell IV, проходивший длительные испытания на НИБТ Полигоне

В отличие от пехотных танков, крейсерские танки в СССР не поставлялись. В планах о поставках, датированных февралем 1943 года, значились крейсерские танки Crusader III. Их предполагалось поставить аж 457 штук, но в реальности ни одного так и не отправили. Попытку спихнуть эти танки нам в ГБТУ КА даже не рассматривали всерьёз. Зато в марте 1943 года появился интерес к другим крейсерским танкам — Centaur и Cromwell. И если первый танк в Советский Союз и не попал, то Cromwell всё же достигли нашей территории. О том, как эти танки оценили в Советском Союзе, и пойдет речь.

Кандидат на крупномасштабные поставки

Можно сказать, что отсутствие желания поставлять крейсерские танки в СССР было обоюдным. «Крейсера» считались наиболее приоритетными для английской армии. При этом объемы выпуска были существенно ниже поставок пехотных танков. Особенно это ощущалось в 1941 году, когда был пик боевого применения пехотных танков. Довольно быстро выяснилось, что пехотные танки на африканском ТВД уязвимы для вражеского огня, что усугублялось невысокой подвижностью. Поэтому, вплоть до начала 1943 года, о поставках крейсерских танков за рубеж не шло и речи. С другой стороны, и в ГАБТУ КА не проявляли энтузиазма по отношению к этим танкам. Про низкую надежность Covenanter и Crusader у нас не знали, но даже имеющиеся данные не впечатляли. Не говоря уже о том, что бензиновые моторы сразу снижали уровень интереса.

Впервые новый английский "крейсер" наши специалисты увидели в ноябре 1942 года

Впервые новый английский «крейсер» наши специалисты увидели в ноябре 1942 года

Вместе с тем, советские представители в Англии продолжали следить за новинками местной промышленности. Также советские делегации периодически допускались на английские заводы и маневры танковых частей. Один из таких вояжей состоялся 13 ноября 1942 года. На танковом полигоне в Чобхеме были показаны два Cromwell I, еще без орудий. На их демонстрацию пригласили советскую делегацию, включая члена торгового представительства СССР в Великобритании К. Ольховского. Через него, кстати, и передавалась основная часть информации по английским танкам. Показательный пробег не особо задался: часто ломались пружины пружины подвески, а также коробка передач. Через каждые 3-5 километров закипала вода в системе охлаждения. По заявлениям английской стороны, выпуск начался в июне 1942 года. Но тут же оговаривалось, что пока готовы только опытные образцы. Всё это вызвало у Ольховского подозрение, что демонстрация носила цель запутать наших военных.

В марте 1943 советская сторона уже знала о Cavalier, Centaur и Cromwell

В марте 1943 советская сторона уже знала о Cavalier, Centaur и Cromwell

На самом деле у Cromwell дела действительно шли так себе. Реальное производство танка стартовало в начале 1943 года, при этом поначалу машина не являлась полноценной боевой единицей. Параллельно выпускались очень похожие танки Centaur, а до того Cavalier. И если Cavalier отличить не так сложно, то судьбы Centaur, оснащенных моторами Nuffield-Liberty, и Cromwell, с моторами Meteor, оказались плотно переплетены. Вплоть до того, что часть Centaur модернизировали до уровня Cromwell. В марте 1943 года Ольховский подготовил новый доклад. В нем отдельно упоминалась троица Cavalier-Centaur-Cromwell. Согласно подсчетам, эти танки выпускались на 22 (!) заводах, ежемесячный оценивался в 1200-1400 машин. Вот бы англичане удивились, видя эти цифры.

Первая попытка заполучить Cromwell

Первая попытка заполучить Cromwell

По факту всё было намного скромнее. Даже если посчитать MG Cars, которая занималась переделкой танков в инженерные машины, наберется 10 фирм. Из них непосредственно Cromwell занималось 6. Освоение танка шло тяжело, немного лучше дела обстояли с Centaur. Впрочем, далеко не самый надежный и мощный мотор Nuffield-Liberty воспринимался как временная мера. Зато Cromwell в ГБТУ КА заинтересовались. Этот танк имел высокую подвижность, а толщина брони оценивалась на уровне Matilda. В начале апреля 1943 года Молотову было направлено письмо с просьбой посодействовать организации поставок этих танков в Советский Союз. Англичане, впрочем, от таких запросов отмахнулись, предложив взамен Centaur. Этот танк ГБТУ КА, естественно, не устроил, вопрос застопорился.

Прибыли танки в августе 1944 года

Прибыли танки в августе 1944 года

Снова к вопросу поставок Cromwell вернулись в марте 1944 года. К тому моменту Cromwell активно эксплуатировался в английских войсках. Согласно докладу, эти танки указывались лучшим, что выпускала английская промышленность. Это вполне соответствовало истине, но при этом ситуация уже поменялась. Во-первых, острой необходимости в немедленных поставках уже не было. Во-вторых, сами английские танкисты, еще до начала боевых действий, предпочитали «Шерманы». У нас, конечно, про это были не в курсе, тем не менее, о крупномасштабных поставках уже не шло и речи. Всего заказали 6 танков, в случае удачных испытаний начинались полноценные поставки.

Скоростной танк на болтах

Быстро английские крейсерские танки в Советский Союз не попали. Согласно документам, 18 августа 1944 года 6 Cromwell IV (у нас в документах они проходили как «Кромвелл») прибыли в Баку. Доставили их южным путем, через Иран. Далее, 27 августа 1944 года, их погрузили на эшелон, после чего отправили прямиком на НИБТ Полигон в Кубинку. Уже оттуда эти танки распределялись по другим местам.

Все Cromwell IV сначала прибыли на НИБТ Полигон

Все Cromwell IV сначала прибыли на НИБТ Полигон

Отдельно следует указать, что же за танки прибыли в Советский Союз. Не знаю, от кого это пошло, но в зарубежных справочных базах данные машины проходят как Cromwell VII. Это вызывает легкое недоумение, поскольку эту версию отличить несложно. Регистрационные номера на машинах, а также сохранившаяся регистрационная табличка позволяет четко вычислить танки. Они относились к версии Cromwell IV, корпус тип E. Эти танки строились с нуля силами Leyland Motors и Fowler, контракт предусматривал выпуск 582 танков (включая и гаубичный Cromwell VI). Прибывшие танки были изготовлены в мае 1944 года.

Танки относились к наиболее массовой версии Cromwell

Танки относились к наиболее массовой версии Cromwell

Непосредственно на НИБТ Полигон английские танки прибыли в начале сентября 1944 года. В тот момент полигон был буквально перегружен заданиями, поэтому изучение машины проходило в 2 этапа. Сначала, в период с 8 по 11 сентября 1944 года, танк с регистрационным номером T.187888, проходил кратковременные ходовые испытания. Их целью стало получение предварительных характеристик танка, которые требовались для составления краткой таблицы ТТХ. За это время танк прошел 128 километров, параллельно шло изучение конструкции машины, благо на полигоне имелось несколько Cromwell IV.

Осенью 1944 года в Кубинке одновременно шли ходовые испытания, а также изучение танков

Осенью 1944 года в Кубинке одновременно шли ходовые испытания, а также изучение танков

В связи с крайне сжатыми сроками в полном объеме провести испытания не удалось. Тем не менее, первые данные по машине всё же получить удалось. Уже потом, в конце сентября 1944 года, начался второй, основной этап испытаний. Не исключено, что на НИБТ Полигон надавили сверху, поскольку имелось несколько случаев, когда полученные данные оказывались поверхностными. Так или иначе, полученные в ходе кратких испытаний характеристики более-менее подтвердились на длительных испытаниях. Сравнивали танк с Medium Tank M4A2, а также Т-34-85. Полученная скорость 52 км/ч оказалась выше, чем у M4A2. Средняя скорость по шоссе у английской машины оказалась выше всех танков — 41 км/ч против 33 км/ч у M4A2 и 35 км/ч у Т-34-85. Еще больше оказалась разница в скорости по проселку — 26, 20 и 17 км/ч соответственно. Но и расход топлива, даже по шоссе, был выше — 280, 180 и 170 литров на 100 километров соответственно.

Танк, скажем так, не впечатлил

Танк, скажем так, не впечатлил

Как и ходовые испытания, изучение машины шло в 2 этапа, но даже первая часть исследований была проработана явно глубже, чем езда по окрестностям Кубинки. Оно и неудивительно: к осени 1944 года именно как массовый танк для поставок в Красную Армию Cromwell IV стал не особо интересен. Это показало беглое изучение вооружения. Быстро стало понятно, что английская 75-мм танковая пушка Mk.V равнозначна американской танковой пушке M3. Это орудие было вполне уместно в 1943 году, но за прошедший год появились более мощные системы. Вместо Т-34 уже вовсю выпускался Т-34-85, а осенью 1944 года начались поставки M4A2(76)W. В таких условиях танк с 75-мм пушкой оказывался не нужен.

Двигатель Rolls-Royce Meteor имел авиационное происхождение

Двигатель Rolls-Royce Meteor имел авиационное происхождение

На этом фоне английские танки становились, прежде всего, носителями технологий. Впрочем, и тут, как выяснилось, каких-то откровений ожидать не приходилось. Это касалось и конструкции корпуса с башней, и ходовой части. С точки зрения подвески Cromwell был родственником Т-34. Произошел он также от танка Кристи, но американский изобретатель передал англичанам более совершенную подвеску. Наличие гидравлических амортизаторов было явным плюсом, за плавность хода танк похвалили. Всё портили траки. Во-первых, их конструкция была откровенно неудачной, что наглядно показали испытания. Во-вторых, при массе около 28 тонн ширина трака была 355 мм. И удельное давление на грунт больше 1 кг/см².

Схема броневой защиты. Квадратно-гнездовой метод, чисто по-английски

Схема броневой защиты. Квадратно-гнездовой метод, чисто по-английски

Не стала откровением и моторно-трансмиссионная группа. Собственный танковый двигатель англичане сделать не смогли, поэтому за основу взяли авиационный двигатель Rolls-Royce Merlin. Танковая версия мотора получила обозначение Rolls-Royce Meteor. Двигатель оказался более удачным, чем Niffield-Liberty, да и развиваемая им мощность в 600 лошадиных сил при 2500 об/мин обеспечивала танку приличную подвижность. Другой вопрос, что бензиновый мотор — это повышенный расход топлива. Что же касается трансмиссии, то она оказалась знакомой. Общее ее построение мало отличалось от пехотного танка Churchill. В нее входила 5-скоростная механическая коробка передач и планетарные механизмы поворота.

Сварка есть, но немного

Сварка есть, но немного

Что же касается конструкции корпуса и башни, то они вызвали откровенное недоумение. Тут периодически люди потешаются над японскими и итальянскими танками. Скажите, люди, а как вам средний танк выпуска мая 1944 года, собранный на болтах к заклепках? Нет, сварка на Cromwell IV применялась, но крайне специфично. Дело в том, что еще со времен Crusader/Covenanter англичане использовали систему с каркасом. Сваривался каркас из неброневой стали, а уже к нему прикручивались броневые листы. На Cromwell, правда, часть лобовых листов уже собирались при помощи сварки, но основная часть — болты, заклепки и гужоны. Особенно дико смотрелась башня, у которой основные листы крепились по периметру на здоровенных болтах и гайках.

Башня на болтах и гайках, и это 1944 год. Сварной тут только каркас

Башня на болтах и гайках, и это 1944 год. Сварной тут только каркас

Дополнительной проблемой была сама конструкция корпуса и башни. В то время, как ведущие танкостроительные державы вовсю занимались внедрением корпусов и башен с рациональными углами наклона, у англичан была своя атмосфера. Ощущение, что они действовали по принципу «Квадратиш, практиш, гут». Поэтому броня у Cromwell была, вроде как, толстая (до 64-77 мм), а по факту большинство немецких танковых орудий спокойно ее поражала.

Схема боевого отделения Cromwell IV. Плотненько...

Схема боевого отделения Cromwell IV. Плотненько…

Имелись вопросы и к боевому отделению. Диаметр погона в свету составлял 1453 мм, что, откровенно говоря, маловато. Особенно это сказывалось на работе заряжающего, который мог добраться далеко не до всех снарядных укладок. С другой стороны, обзорность у танка оказалась хорошей. Все члены экипажа были обеспечены перископическими приборами MK-IV (а у командира имелась смотровая башенка с парой смотровых приборов), мертвые зоны оказались небольшими. Похвалили испытатели и отделение управления.

Обзорность танка не вызвала претензий

Обзорность танка не вызвала претензий

Общая оценка танка, по итогам изучения, оказалась скорее сдержанной. Безусловно, свои плюсы у Cromwell имелись. Другое дело, что как носитель технологий он интереса не представлял. Даже более удачная, чем у Т-34, подвеска была не актуальной. Еще в 1941 года у нас выбрали торсионы, и лишь начало войны не позволило перевести на них Т-34. К осени 1944 уже готовился выпуск Т-44, который на голову превосходил английский танк. А с англичанина даже взять было нечего.

Быстрый, но с низкой проходимостью

Второй этап ходовых испытаний, который начался в конце сентября 1944 года, был более основательным. Вместо стандартных 500-1000 километров предполагалась куда более длинная дистанция. Для чистоты эксперимента использовалось отечественное авиационное масло М-З и отечественный авиационный бензин КБ-70. Также для смазки использовался отечественный солидол. Ходовые испытания проводились в районе Кубинки, танк проходил асфальтовое шоссе общей длиной 56 километров, лесная дорога длиной 14 километров и извилистый проселок длиной 30 километров. Лесная дорога и проселок имели очень сложное для езды состояние — множество крутых поворотов, ухабов и ям. Также проводилась езда по кругу на целине, каждый круг имел длину 12 километров.

Основная часть ходовых испытаний проходила по проселку

Основная часть ходовых испытаний проходила по проселку

Полный объем ходовых испытаний танк пройти не смог. Закончились они на 1831-м километре пробег пришлось прекратить, поскольку антифриз стал попадать картер распределительного механизма, а оттуда в масло, находящееся в картере двигателя. Впрочем, и до того имелись проблемы. За время испытаний пришлось вынуть по 6 траков из каждой гусеничной ленты, а также 5 раз производить подтяжку механизмов натяжения. Кроме того, наблюдалось отслоения бандажей на части опорных катков. Имелись проблемы и с тормозами — в систему привода попадал воздух. Изучение резины, из которой были сделаны бандажи опорных катков, показало, что она имеет преимущество перед советской, которая использовалась для бандажей опорных катков Т-34. Тем не менее, ходовая часть Cromwell IV показала себя недостаточно надежной.

Состояние лесных дорог

Состояние лесных дорог

Асфальтовое шоссе оказалось не самым длинным участком ходовых испытаний. Всего танк прошел по нему 340 километров со средней скоростью 44,7 км/ч, двигаясь, в основном, на 5-й передаче. Средний расход топлива при этом составил 225 литров на 100 километров. Совсем иная ситуация оказалась на проселке. Как уже говорилось выше, дорога была сложной для прохождения. Это предопределило резкое снижение средней скорости — до 22,7 км/ч. Всего танк прошел 1339 километров проселка, расходуя 353 литра бензина на 100 километров пути. По целине он прошел даже быстрее, развивая среднюю скорость 24,3 км/ч. Дистанция по целине составила 152 километра, а расход топлива — 370 литров на 100 километров.

Испытания буксировкой за собой Т-34-85

Испытания буксировкой за собой Т-34-85

Испытания показали, что танк хорошо себя чувствует на шоссе. На проселке ситуация существенно ухудшалась, далеко не в последнюю очередь по причине очень узких гусеничных лент. Особенно показательными были испытания на проходимость по болотистой местности. Т-34-85 прошел на этом участке 80 метров, при максимальной глубине погружения 400 мм. Cromwell IV прошел 37,5 метров, после чего сел на брюхо. Справедливости ради, M4A2 прошел еще меньше — 33 метра. Американцы о проблеме с удельным давлением на грунт знали и уже активно работали над решением. Во-первых, появилась ходовая часть с подвеской HVSS и более широкими траками, во-вторых, уже в 1944 году стали активно ставить уширители траков.

Подъемы танк преодолевал на уровне Т-34-85

Подъемы танк преодолевал на уровне Т-34-85

Что же касается испытаний по преодолению подъемов, то тут проблема ходовой части проявлялась в куда меньшей степени. Максимальный угол подъема составил 32 градуса, как минимум не хуже одноклассников. Для Т-34-85 предельным углом подъема являлись 33 градуса. Интересен вывод испытателей. Если у Т-34 дальше возникали проблемы с мощностью мотора, то у Cromwell IV лимитирующим фактором становилось сцепление с грунтом. Чем сложнее была местность, тем у английского танка меньше оказывалось шансов реализовать мощность двигателя.

Проходимость английского танка оказалась ниже Т-34-85

Проходимость английского танка оказалась ниже Т-34-85

По итогам испытаний Cromwell IV признали менее удачным танком, чем Т-34, и с этим сложно не согласиться. Преимущество у него было только на шоссе, далее чрезмерное удельное давление на грунт нивелировало более высокую удельную мощность. Дело даже не в средней скорости: у Cromwell IV имелись шансы застрять там, где у Т-34 не имелось больших проблем.

В начале 1945 года танк с регистрационным номером T.187866 использовали для испытаний обстрелом

В начале 1945 года танк с регистрационным номером T.187866 использовали для испытаний обстрелом

Дополнительным этапом изучения английского танка стали испытания обстрелом Cromwell IV с регистрационным номером T.187866. В начале 1945 года машину частично разукомплектовали и расстреляли, параллельно проводя изучение соединений и брони. Проводились тесты совместно с НИИ-48, ведущим советским НИИ по танковой броне. Конструкция корпуса и башни Cromwell IV у людей, стоявших за такими танками, как ИС-3 и Объект 704, ничего, кроме смеха, не вызывали. Конечно, не стоит забывать, что работы по A24, прародителю Cromwell, начались в конце 1940-начале 1941 года, но на дворе был уже 1945 год.

Снаряд пушки "Пантеры" брони у Cromwell IV не нашел

Снаряд пушки «Пантеры» брони у Cromwell IV не нашел

Испытатели отмечали, что конструкция корпуса и башни схожа с Churchill. В целом это вполне соответствовало истине. Сама броня по качеству не уступала отечественной, но по стойкости оказалась несколько ниже. Более интересны результаты обстрела. Советская 76-мм дивизионная пушка ЗИС-3 не смогла пробить лоб танка со 100 метров, но это не сильно и удивило. Также испытывалась 56-мм противотанковая пушка ЗИС-2, причем только по бортам корпуса. Дистанция поражения превысила 2 километра. Основные же испытания стрельбой проводились из 75-мм танковой пушки KwK 42 L/70, которая стояла на «Пантере». Ее бронебойные снаряды, можно сказать, броню Cromwell IV не замечали.

Это касалось и лобовой брони башни

Это касалось и лобовой брони башни

По итогам полного объема изучения танка сложилась не самая лучшая картина. Боевой дебют Cromwell IV состоялся на год позже положенного. В 1943 году он выглядел был очень неплохо, хотя слишком высокое удельное давление на грунт и кубические формы корпуса с башней являлись совсем не плюсом. Летом 1944 года это был уже устаревший танк. Неудивительно, что английские танкисты предпочитали «Шерманы». Американские танки получились более удачными и более удобными для эксплуатации. Да еще и более надежными.

Cromwell IV в экспозиции Технического центра парка "Патриот"

Cromwell IV в экспозиции Технического центра парка «Патриот»

Из 6 Cromwell IV, присланных в Советский Союз, сохранился 1 танк. Машина с регистрационным номером T.187887 ныне находится в Техническом центре парка «Патриот». Находится она рядом с Comet с Churchill VII Crocodile, которые также не впечатлили советских испытателей.

Список источников

      1. ЦАМО РФ
      2. Фотоархив автора

источник: https://dzen.ru/a/Y0pQYQS563hXJZBA?&

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account