Юрий Пашолок «Когда сразу получилось»
Начало Второй мировой войны стало временем, когда каждая сторона была по-своему к ней не готова. Другой вопрос, что кто-то не была готов к ней от слова совсем, а кто-то недостаточно готов. Вот как раз с немцами был второй пункт. Они вроде как вступили в войну с, по большей части, устаревшими машинами, но их основные противники были еще хуже. Ну да, со средними танками дела были не очень, на начало войны всего две с половиной сотни, но у Польши их было ноль, а пушечных танков вообще всех типов меньше, чем у немцев этих самых средних танков. Да и французы оказались не готовы к наступлению, которого немцы сильно опасались.
Вместе с тем, ситуация со средними танками действительно оказалась неприятной. Pz.Kpfw.III, который должен был стать основным средним (да и в принципе основным) танком вермахта, кое-как осваивали в серии, причем он успел поменять уже 4 типа подвески. «Каменный» цветок у Книпкампа никак не выходил, а что-то похожее на серию появилось только в августе 1939 года. Кроме того, 10-скоростная КПП принесла массу неприятных сюрпризов уже в начале войны, что заставило пересмотреть планы по выпуску танка. В общем, реально беда.
В таких условиях большим счастьем стало то, что по состоянию на 1 сентября 1939 года у немцев было 198 Pz.Kpfw.IV, машин, которые позиционировались как танки поддержки. Этого танка к тому моменту и вовсе могло не быть в серии. В начале 1937 года Генрих Книпкамп задумал стандартизировать немецкие средние танки, оставив из двух машин одну. Эта идея не была лишена рационального зерна, поскольку на тот момент в Германии оказалось сразу два типа средних танка, схожих по характеристикам и отличающихся в основном вооружением. Вот только «гасить» надо было отнюдь не Pz.Kpfw.IV. У Pz.Kpfw.III на тот момент наблюдались настолько серьёзные проблемы, что попытки их вылечить виделись исключительно вопросом престижа. Посему идею Книпкампа в 1938 году похоронили. Ну а в сентябре 1939 года пришлось использовать даже Pz.Kpfw.IV Ausf.A, машины первой производственной серии. Причем они умудрились повоевать и в 1940 году, несмотря на то, что вроде выглядели устаревшими.
Решение о запуске в серию танка поддержки Begleitwagen (он же Pz.Kpfw.IV) было принято в декабре 1936 года. Контракт был небольшим — 35 танков. Это, можно сказать, был пробный шар, поскольку разработанный Krupp танк был уже 3-м поколением межвоенных немецких машин данного типа. Надо сказать, что поначалу Krupp должен был делать для B.W. только башню, но так получилось, что удалось продавить и танк целиком. Да, тут помогло лобби концерна, но будем честными — танк действительно получился неплохим. И уж точно лучше, чем у Rheinmetall. Больше того, Krupp оказался единственным, кто смог вписаться в требования по массе.
Разумеется, в «чистом» виде B.W.I Kp в серию не пошел, но отличия серийного танка от опытной машины оказались не принципиальными. Это, кстати говоря, тоже редкий случай, а заодно и демонстрация того, что Эрих Вёльферт, ведущий конструктор Krupp, понимал толк в разработке танков. Тем не менее, машины 1.Serie/B.W., получившие официальное обозначение Pz.Kpfw.IV Ausf.A, по сравнению с исходным B.W. I Kp сохранили всего 7 узлов и деталей, оставшихся полностью неизменными. Среди них оказались радиатор, моторная перегородка, тормоза, а также элементы трансмиссии. Всё остальное инженеры Krupp в той или иной степени перекроили. Другое дело, что это скорее не плохие узлы, а модернизация. Например, башня ранее имела много клепаных соединений, которые заменили сваркой, а командирскую башенку заменили на более совершенную конструкцию. Прошла большая унификация по смотровым приборам с другими немецкими танками. Вместо 10-литрового мотора Maybach HL 100 серийные танки получили двигатель Maybach HL 108 TR объёмом 10,8 литров и мощностью 230 лошадиных сил. Также в танке «прописалась» коробка передач ZF SFG 75. С новой силовой установкой максимальная скорость 18-тонной машины достигала 32,5 км/ч. Нельзя сказать, что это много, но для танка поддержки – вполне достаточно. Немного изменилась конструкция его ходовой части. В частности, были переделаны ведущие катки и ленивцы.
Первые танки, сданные в 29 ноября 1937 год, направили на испытания, которые показали наличие около 30 различных дефектов. Тем не менее, общая концепция машины оказалась нормальной, посему существенных изменений в танке не последовало. В связи с тем, что уже в 1938 году запустили выпуск второй версии танка, последние пять машин 1.Serie/B.W. было решено выпустить с корпусами от 2.Serie/B.W. У этих танков уже корпус усилили: толщина лобового листа выросла до 30 мм. Получилась комичная ситуация, когда корпус танка имел броню, защищавшую от 20-мм пушек и крупнокалиберных пулемётов, а башня и подбашенная коробка «держали» только винтовочные пули. Впрочем, и брони толщиной 30 мм оказалось недостаточно, что показали первые же бои в Польше.
Несмотря на недостаточную броневую защиту, танки первой производственной серии активно применялись с первых дней Второй мировой войны. И вот тут выяснилось, что Pz.Kpfw.IV являются едва ли не лучшими танками, которыми располагала немецкая армия. Пробитие 75-мм пушки KwK было примерно тем же, что и у 3,7 cm Pak, зато могущество фугасного боеприпаса куда выше. Кроме того, танк не преследовал букет неисправностей, как это было с Pz.Kpfw.III. Собственно говоря, в 4 раза большее количество танков поддержки, нежели основных танков, говорит само за себя. Естественно, страдали танки первой производственной серии от недостаточной броневой защиты, но, как уже было сказано, недостаточной броневой защитой страдали все немецкие танки.
В отличие от Pz.Kpfw.III первых производственных серий, Pz.Kpfw.IV Ausf.A продолжил воевать и дальше. Эти машины отметились и во Франции. Естественно, недостаточная броневая защита давала о себе знать, но в целом машина всё равно неплохая. Но был и нюанс. Одной из главных проблем Pz.Kpfw.IV являлось то, что его снарядные укладки находились практически по периметру боевого отделения. Не попасть в боекомплект при этом было довольно сложно. С учетом того, что основу боекомплекта составляли осколочно-фугасные боеприпасы, возможность детонации оказывалась довольно высокой. По этой причине еще с польской кампании Pz.Kpfw.IV лидировали в невеселом хит-параде самых «живописных» подбитых немецких танков. Их «летающие» башни, нередко отрывавшиеся от корпуса вместе с подбашенной коробкой, являлись весьма распространенной картиной. Такова была обратная сторона мощного вооружения.
Статья по Pz.Kpfw.IV Ausf.A:
Юрий Пашолок. Pz.Kpfw.IV — узкоспециальный танк широкого профиля
источник: https://yuripasholok.livejournal.com/12907607.html